Аннотация: Отзыв на статью, посвящённой техногенной цивилизации
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Е.В.Кругловой "Система ценностей в решении проблем техногенной цивилизации"*
Магистрантом Вологодского государственного университета Е.В. Кругловой была публикована в разделе сборника статей студентов, аспирантов, молодых учёных и преподавателей "Наука, вчера, сегодня, завтра" "Философские науки" статья на тему "Система ценностей в решении проблем техногенной цивилизации".
Заявленная тема работы не ограничена только рамками философской науки, так как направлена также на исследование основных вопросов экологической и юридической наук, касающихся охраны окружающей среды, экологии человека, а также права человека на благоприятную окружающую среду, входящего в состав четвёртого поколения прав человека.
В конце ХХ века в Российской Федерации было открыто четвёртое поколение прав - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [3].
К четвёртому поколению прав относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право на благоприятную окружающую среду и др.
В статье подробно не раскрыты такие понятия, как "техногенная цивилизация", "система ценностей" и "базисная система ценностей техногенной культуры". В связи с чем, в свою очередь, у читателя возникают справедливые вопросы: какие конкретно ценности и какое отношение они имеют к решению проблем техногенной цивилизации?
Часто техногенную цивилизацию называют западной цивилизацией.
Безусловно, что ценностную основу техногенной цивилизации составляют наука, инновации, научно-техническое творчество, антропоцентрический принцип и технократизм [1,с.3-18]. Здесь человек рассматривается "как противостоящий природе, вектор его активности направлен вовне, на преобразование мира" [5].
Автор статьи останавливается только на так называемой современной концепции культурного ландшафта, не затрагивая при этом её духовную составляющую.
Как правило, под культурным ландшафтом понимают "среду формирования и развития определённой культуры, необходимое условие для сохранения, передачи и функционирования практического знания и духовного опыта одним поколением другому" [2,с.151-157].
Техногенной цивилизации чужды духовно-нравственные и природные (экологические) основы человека.
В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека - Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, Божественная информация и энергия [3,4].
К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны.
__________
* - Круглова Е.В.Система ценностей в решении проблем техногенной цивилизации//Наука, вчера, сегодня, завтра: сборник статей студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. - С.120-122.
В работе Е.В.Кругловой в основном упоминаются некоторые основные задачи прикладной экологии: проведение технических процедур экологической экспертизы проектов или планов землепользования, выбор определённого способа ведения хозяйства.
Е.В.Круглова в своей работе пытается показать, что техногенная цивилизация в основу своей деятельности должна брать ценности традиционной цивилизации, которая говорит о взаимосвязи человека и природы.
Статья, к большому сожалению, не освещает современные исследования рассматриваемого вопроса, а также влияние западной цивилизации на человека, общество и процессы, происходящие в России.
Работа Е.В.Кругловой, хотя и была опубликована в 2014г., не обращается к современным исследованиям рассматриваемого вопроса, который мог бы быть рассмотрен с различных точек зрения, с положительной и отрицательных сторон [6-9].
Рассматриваемая статья заставляет каждого задуматься, что человечеству надо определиться на материальной или духовной основе необходимо дальше ему развиваться.
4.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с.
5.Степин В.С. Проблема будущего цивилизации// Будущее России в зеркале синергетики / Под ред. Г.Г. Малинецкого. - М.: КомКнига, 2006.
6.Ефимов В.И., Таланов В.М.Общечеловеческие ценности: монография. - М: Издательский дом Академии Естествознания, 2010. - 249с.