Аннотация: Представлена рецензия на работу Г.Тогаевой "Гуманизм - главный критерий духовности"
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Г.Тогаевой "Гуманизм - главный критерий духовности"*
Кандидатом филологических наук, доцентом кафедры "Социальные дисциплины" Ташкентского института текстильной и легкой промышленности, г.Ташкент, Узбекистан, Г.Тогаевой была опубликована статья "Гуманизм - главный критерий духовности".
Г.Тогаева пишет, что "Духовность - это самосознание, интерес, разум, способность различать справедливость и беззаконие, хорошее и плохое, красоту и безобразие, знание и безграмотность, это действия и стремления человека для осуществления благородных целей. Духовность не дается человеку природой. Она формируется в человеке вместе с колыбелью, любовью матери, воспитанием отца, ценностями предков. Условия в семье, общественная среда, справедливость и гуманность политики государства играют важную роль в формировании духовности".
Утверждение автора о том, что духовность не даётся человеку природой, а формируется в человеке вместе с колыбелью, говорит нам, что духовная сфера человека есть врождённый и приобретённый фактор, что не выдерживает никакой критики по следующим основаниям.
Во-первых, Г.Тогаева не приняла во внимание тот факт, что человек является духовным существом и в нём выделяют три составляющих: тело, душа и дух [1,с.101;4,с.38-39]. Следовательно, духовная составляющая уже присутствует до рождения человека и не является врождённым или приобретенным фактором, как это ошибочно полагает автор рассматриваемой статьи.
Во-вторых, в конце ХХ века в Российской Федерации было открыто четвёртое поколение прав - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [2].
К четвёртому поколению прав относят право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право на благоприятную окружающую среду и др.
В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека - Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, Божественная информация и энергия [1,2].
К пятому поколению прав относят такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны.
Четвёртое и пятое поколения прав человека опровергают полностью вышеприведённый тезис Г.Тогаевой.
Автор при определении сущности духовности ссылается на идеалистический и религиозный, а также материалистический подходы, не приводя альтернативные иные подходы. Например, А.Б.Неробеев, анализируя энциклопедические, толковые, философские, психологические словари, указывает, что термин "духовность" рассматривается с двух позиций: религиозной и светской [3,с.12-34] .
Г.Тогаева для полноты исследуемого материала не рассмотрела понятие "духовность" с позиции интегрального подхода (интегральная теории), который выводит нас ещё на четыре определения духовности, что, в свою очередь, снизило качество статьи.
Автор исследуемой работы не раскрыла понятие "дух", производным которого является слово "духовность", что привело, по нашему мнению, к неточным формулировкам сущности духовности, неверному отнесению некоторых областей жизнедеятельности человека к духовной культуре, духовности - к материальным потребностям.
По Г.Тогаевой "духовность - это самосознание, интерес, разум, способность различать справедливость и беззаконие, хорошее и плохое, красоту и безобразие, знание и безграмотность, это действия и стремления человека для осуществления благородных целей".
Дух - это философское понятие, означающее нетелесное, невещественное начало, в отличие от вещественного, материального; сущность Бога: "Бог есть дух" [6,с.146-148].
В разные времена под словом "дух" понимались различные явления. Так, например, в Древней Греции понятие "Дух" (нус, логос, пневма и пр.) мыслилось как тончайший субстрат с некоторыми признаками материи.
Например, у Фалеса, Эмпедокла "пневма" означает "ветер", а у Анаксимена - "воздух". У Платона и Аристотеля нус (ум) становится перводвигателем космоса и формообразующим началом.
В античности, в частности, библейско-христианской традиции, Дух представляется как, прежде всего личностный абсолют и личную волю (Бога), сотворившего из ничего мир и человека. Более позднее, Дух понимается как разум, мышление (Р.Декарт, Б.Спиноза, Ф.Шелленг). Так, Г.Гегель вообще построил философию мирового Духа, выражающегося в качестве системы развивающихся логических категорий. А, например, Ф.Энгельс определил дух, как "высший цвет материи".
О "духе" в Православной энциклопедии указывается следующее: "ДУХ [греч. πνεῦμα], 1) Дух Божий; 3) дух, духи [δαίμων, πνεῦμα ἀκάθαρτον ώ ΰὦ], бесплотные силы невидимого мира. Дух и душа - 2 стороны духовной природы человека. Дух чаще отождествляется с душой: Мф. 26:38 ( "...душа (ἡ ψυχή) Моя скорбит смертельно"), Лк. 23:46 ("Отче! В руки Твои предаю дух (τὸ πνευμά) Мой"), Ин. 11:33 ("...Сам восскорбел духом (τῷ πνεύματι)..."), Деян. 20:10 ("Павел... сказал: не тревожьтесь, ибо душа (ἡ ψυχή) его в нем"), Лк. 8:55 ("И возвратился дух (τὸ πνεῦμα) ее; и она тотчас встала...") и др. Дух воспринимается и как высшая способность души человека: 1 Кор. 15:46 ("Но не духовное прежде, а душевное"), Евр. 4:12 ("...слово Божие... проникает до разделения души и духа..."), 1 Фес. 5:23 ("...и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа").
Дух человека истолковывается также как благодать Святого Духа, обитающая в верующем. Дух человеческий, таким образом, имеет начало в Духе Божием: "Господь... образовавший дух человека внутри него..." (Зах. 12:1); "...рожденное от Духа есть дух" (Ин. 3:6); "...Он дал нам от Духа Своего" (1 Ин. 4:13); "...мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога..." (1 Кор. 2:12) - сошествие на апостолов в день Пятидесятницы Духа Святого подтверждают слова Писания, Дух - дар Божий" [10,с.373-376].
В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля под духом понимается: "бестелесное существо: обитатель невещественного; а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремленье к небесному. Добрый дух, ангел, дух света, чистый; злой дух, дух тьмы. диавол. нечистый дух. Святой Дух, третье Лицо Св. Троицы. Дух Божий, благодать, вдохновенье, наитие, откровенье. | Видение, привиденье, тень, призрак, бестелесное явленье на земле. | Сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость; бодрость. У меня на это не станет духу. | Отличительное свойство, сущность, суть, направленье, значенье, сила, разум, смысл. Дух веры христианской. Его смущает дух суемудрия. Духом кротости, а не палкой по кости. | Дыханье. Дай перевести дух. Бежал, захватило или заложило дух. | Видимое дыханье, пар выходящий из рта. В этом знач. дух, как жизнь, ниже души; а в высшем знач. искры Божества, дух выше души и отличает человека от животного" [11,с.505].
Согласно Свободной энциклопедии Википедии, "Духовность - в самом общем смысле - совокупность проявлений духа в мире и человеке.
В социологии, культурологии и публицистике "духовностью" часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы".
Автор работы неверно относит к духовности "так называемую "духовную культуру" - науку, философию, мораль, право, литературу, искусство, образование, средства массовой информации, обычаи и традиций ... и др. ценности".
Во всех сферах жизнедеятельности человека, как отмечал Д.Л.Андреев, наблюдаются два рада различных явлений: духовный и интеллектуальный. Почти вся область науки и тем более техники принадлежит ко второму ряду; в него также входят философские (кроме духовной философии), правовые, эстетические и моральные построения. Сюда же относятся общественные объединения с различными организационно-правовыми формами, кроме религиозных, политические программы и партии, экономическая и социальная деятельность, даже искусство и художественная литература. Духовный же ряд состоит из человеческих проявлений. Сюда полностью относятся области религии, спиритуалистической или духовной философии, метаистории, магии, высокой этики или нравственности и наиболее глубокие творения литературы, музыки, пространственных искусств, отражающих сферы духовных материй только светлых проявлений [9,с.446].
Г.Тогаева с духовности переходит к понятию "ценность", которое раскрыто не в полной мере.
Можно с уверенностью сказать, что Г.Тогаевой поверхностно было исследовано понятие "духовность", несмотря на то, что духовность была увязана с общечеловеческими ценностями (духовное наследие, обычаи, традиции, историческая память и др.).
Автор исследуемой работы неверно относить гуманизм к главному критерию духовности.
Традиционно под гуманизмом (от лат.humanitas) понимают мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности по отношению к самому человеку и относительная в ряду других ценностей мира и общества.
Согласно Философскому энциклопедическому словарю, гуманизм - рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для недостойных человека целей [6,с.120-121].
Гуманизм (антропоцентрическое мировоззрение) базируется на первом-третьем поколениях прав человека (конец XVIII-XX вв.), которые породили секулятивного человека (безразличного к нормам морали и религии).
Гуманизм относится к житейскому (обыденному) и философскому мировоззрению и противостоит религиозному мировоззрению [5,с.60-64].
В отличие от четвёртого и пятого поколений прав человека, гуманизм, а также первое-третье поколение прав человека (политические, гражданские, социальные, экономические права человека и гражданина) не ставят на главное место любовь и духовно-нравственные ценности личности, а направлены только на удовлетворение материальных потребностей человека.
Сущность гуманизма точно раскрывает настоятель храма св.Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов: "Гуманизм - это культ человека. Гуманизм - это такая религия, в центре которой не Бог, а человек. А Бог - за рамками гуманизма. Это направление мыслей берёт начало в эпоху Возрождения. Не все знают, эпохой возрождения чего она была... Ведь самый высокий идеал человека был достигнут во Христе, в котором Божество соединилось с человечеством. Поэтому Христос и стал образцом во всём: и в отношении к жизни, и в отношении к миру и к ближнему. А гуманизм - это отношение без эталона, где каждый волен объявить себя мерилом всех вещей, и часто так и делает" [7].
Кроме того, слово "гуманизм" даже не является производным слова "духовность".
Некоторые авторы увязывают гуманизм не только с телом человека, но и с его психическим опытом. Так, например, Н.А.Буравлева отмечает, что "Гуманистический подход к человеку и его развитию предполагает, что представление о живом реальном человеке не сводится к тому, что он простая совокупность психических и физиологических функций, человек существует как уникальное "Я", как интегральное единство телесного, душевного и духовного опыта" [8,с.189-193].
Г.Тогаева, относя гуманизм к главному критерию духовности, в своей работе не указала другие критерии духовности.
В работе отсутствует научное обоснование отнесения гуманизма к главному критерию духовности.
Г.Тогаева попыталась раскрыть взаимосвязь понятий "духовность" и "историческая память", на примерах показывая духовную связь поколений, что представляет интерес для исследователя.
Таким образом, статья Г.Тогаевой "Гуманизм - главный критерий духовности" содержит много неточностей, а также неверно относит гуманизм к главному критерию духовности.
2.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с.
3.Неробеев Андрей Борисович. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Кострома, 2006. - 190 с.
4.Коршикова М.Г.Духовно-нравственное развитие в ДОУ//Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в вузе и школе: матер. Всерос. науч.-практич. конф. г. Балашов, 4 апреля 2013 года / под ред. З. Л. Сучковой. - Балашов: Николаев, 2013. - С.38-39.
5.Ивентьев С.И. Гуманизм с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека//Гуманизм: история, современность, перспективы: сборник материалов международной научно-практической конференции, Биробиджан, 19-20 ноября 2010./Под научн.ред.В.И.Пятака. - Биробиджан: ГОУВПО "ДВГСГА", 2010. - С.60-64.
6.Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570с.
7. Религия и гуманизм, - мнения священнослужителей. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.religare.ru/2_44266.html
8.Буравлева Н.А.Понятие "духовность" в современной психологии//Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - Љ 12. - С.189-193.
9.Андреев Д.Л.Собрание сочинений: В 3 т. Т.2. - М.: Московский рабочий; Присцельс, 1995. - 608с.
10. Православная энциклопедия. Т. XVI. - М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2005. - 752 с.
11.Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.1. - СПб.: ТОО Диамант, 1996.