Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Рецензия на статью С.Е.Ракова "теория общечеловеческих ценностей в роли парадигмы социального устройства в общечеловеческом мире"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В рецензии дан ответ на вопрос С.Е. Ракова, изложенный в конце исследуемой статьи: "А станет ли теория Общечеловеческих ценностей парадигмой для создания бесконфликтного и социально-справедливого общества А станет ли теория Общечеловеческих ценностей парадигмой для создания бесконфликтного и социально-справедливого общества зависит теперь только от вас".


РЕЦЕНЗИЯ

на статью С.Е.Ракова "Теория общечеловеческих ценностей в роли парадигмы социального устройства в общечеловеческом мире" // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 14 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М.: ИНИОН РАН, 2019. - Ч. 1. - С.209-220.

(E-mail: rakovse@yandex.ru )

  
  
   Сергеем Евгеньевичем Раковым, президентом Аксиологической академии, была опубликована статья в вышеуказанной формулировке, которая практически посвящена социологическому анализу юбилейного доклада Римского клуба "Come On!", декабрь 2017 г., и результатов Всемирного экономического форума, прошедшего в Давосе в январе 2018 г.
   Автор указывает, что "самым крупным современным социологическим проектом частной мировой финансовой системы, направленным на распространение и укоренение либеральных ценностей, является Мировой Обзор Ценностей (World Values Survey; WVS)", результаты которого для исследователя почему-то являются непогрешимыми и авторитетными.
   Работа является актуальной по причине исследования общечеловеческих ценностей, понимание которых у автора отлично от существующих определений.
   В рецензируемой статье "общечеловеческие ценности - это созданный природой стандарт восприятия людьми окружающего мира и общения между собой. Он включает в себя: 1. Высшие ценности. 2. Общечеловеческие ценности. 3. Приобретаемые (созданные людьми) научные, моральные, культурные, религиозные и т. д. ценности. Высшие ценности - это всего два слова "жизнь" и "свобода". Они полностью соответствуют всем трём критериям, созданным для проверки общечеловеческих ценностей, но отличаются от последних тем, что по своему смысловому объёму включают в себя сразу все семь общечеловеческих ценностей. То есть, определение высших ценностей звучит так: "Чтобы любой человек на планете жил и был свободен, у него должны быть реализованы все семь общечеловеческих ценностей, а именно: • Физическое здоровье. • Интеллектуальное развитие. • Благоприятная окружающая среда. • Деятельность и благополучие. • Безопасность. • Семья. • Общество, основанное на концепции защиты и устойчивого развития этих же семи общечеловеческих ценностей". При этом эти ценности отнесены к социальному стандарту, который, по всей видимости, автор считает универсальным для всех сообществ.
   Кроме того, под общечеловеческими ценностями С.Е.Раков также понимает "систему ценностей, выполняющую роль повседневных ориентиров, которые использует человек для полноправной жизни в обществе и жизни общества на Земле, независимо от его пола, возраста, расы, национальности, этнических традиций и религиозных убеждений, эпохи и места проживания, от его политической, экономической и социальной принадлежности. Потеря любой из этих ценностей ведёт к потере смысла человеческой жизни. А угроза потери любой из них заставит любого человека приложить все мыслимые и немыслимые усилия для её защиты и восстановления" [1].
   Для наступления мира и согласия среди населения планеты в статье Аксиологическая академия, в лице С.Е.Ракова, предлагает так называемую теорию семи общечеловеческих ценностей: 1.Физическое здоровье; 2.Интеллектуальное развитие; 3.Благоприятная окружающая среда; 4.Деятельность и благополучие; 5.Безопасность; 6.Семья; 7. Общество, основанное на концепции защиты и устойчивого развития этих же семи общечеловеческих ценностей.
   Представленная теория носит ярко выраженный светский характер, а также содержит много очевидных недостатков.
   Автором данные общечеловеческие ценности расположены в порядке их важности именно для него, а не для среднестатистического человека. В исследованиях не проанализированы другие социологические исследования, чтобы показать наиболее объективную социологическую картину предмета исследования.
   Слово "благополучие" состоит из двух слов: благо и получать. Согласно Философскому энциклопедическому словарю, под благом понимается "то, что имеет ценность. Благо является предпосылкой нравственных ценностей" [7, с.47]. Синонимами данного слова выступают слова: благоденствие, счастье, довольство и обеспеченность, а гипонимами - достатокбогатство. Производными слова "благо" являются следующие слова: благословление, благодарить, благородный, благовест, благодарность, благость, Благовещенск, благодатный, благосостояние, благочестие и др.
   Благополучие человека включает в себя две составляющие: духовную и физическую, связанную со здоровьем человека [6].
   Всемирная организация здоровья (далее - ВОЗ) под здоровьем подразумевает следующее: "Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов" (преамбула Устава ВОЗ от 22.06.1946 г.).
   По нашему мнению, здоровье человека - это состояние организма человека, в котором сбалансированы духовно-нравственные и материальные потребности души, духа и тела человека [5, с.271].
   Здоровье человека включает в себя духовно-нравственный, социальный и физический компоненты, о чём, к большому сожалению, С.Е.Раков не говорит.
   Нами отмечено, что вне исследования осталось международное определение слова "здоровье".
   С.Е.Раков по неизвестным причинам по своей значимости отодвинул в конец списка общечеловеческих ценностей семью, в которой даются и формируются духовно-нравственные ценности человека.
   Автор ошибочно к высшим ценностям относит только жизнь и свободу, которые, по его мнению, "являются объединяющей целью населения Земли".
   В религиозной традиции к высшим ценностям относятся Бог, Любовь, Истина и душа человека. Следовательно, предлагаемая авторская теория семи общечеловеческих ценностей не может являться примиряющей концепцией светских и религиозных ценностей.
   Согласно четвёртому и пятому поколениям прав человека, в иерархии общечеловеческих ценностей главенствующее место отводится Любви (Богу), Божественным энергии и информации. Далее следуют такие ценности, как человек и его жизнь [9, с.373-377].
   В теории общечеловеческих ценностей неверно расположены по приоритету общечеловеческие ценности.
   Согласно С.Е.Ракову, "с точки зрения аксиологии, для объединения людей в сообщество нужна понятная для каждого из них цель, защищающая и развивающая их общие ценности, которые, в свою очередь, являются основными критериями справедливости в этом обществе. Поэтому для философского определения понятия социальной справедливости нам нужны ценности, способные объединить всех жителей планеты, живущих по своим культурным, политическим, религиозным и другим созданным этими людьми ценностям" [4, с.90].
   Почему именно только для определения понятия социальной справедливости нам нужны ценности?
   Справедливость имеет различные характеристики в зависимости от конкретных видов социальных норм (регуляторов), благодаря которым регулируются общественные отношения [8, с.273].
   Автор рецензируемой статьи вне контекста оставил духовную, нравственную и правовую справедливости [8, с.274].
   В рецензии отражены основные и сразу бросающиеся в глаза недостатки статьи и теории общечеловеческих ценностей. У рецензента нет желания и времени приводить в порядок авторский понятийный аппарат.
   В целом можно констатировать, что теорию общечеловеческих ценностей нельзя считать универсальной, а значит, она не может быть принята на вооружение не только мировым, но и российским сообществом даже в качестве парадигмы создания бесконфликтного и социально-справедливого общества.
   В работе отсутствуют ссылки на междисциплинарные исследования отечественных учёных в области общечеловеческих ценностей, что на порядок снизило качество статьи.
   Очевидно, что аналогичными вышеперечисленными недостатками обладают и другие работы автора [1-4].
   Таким образом, из вышеизложенного видно, что работа не представляет собой качественное междисциплинарное исследование и требует, как и теория общечеловеческих ценностей, тщательной доработки.
   Надеемся, что критическая рецензия не остановит уважаемого автора дальше заниматься важными исследованиями в рассматриваемой области.
  
  

Литература

  
1.Раков С.Е.Общечеловеческие ценности - эталон для проектирования назревших социальных изменений // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - N 7-2. - С.66-76.
   2. Раков С.Е.Общечеловеческие ценности. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. - 92 с.
   3.Раков С. Е. Общечеловеческие ценности - это созданный природой стандарт восприятия людьми окружающего мира и общения между собои? // Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР: материалы Всерос. научно-практич. конф. с междунар. участием, Владивосток, 11-13 ноября 2015 г.) / [отв. ред. И.Г. Кузина]. - Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2015. - С. 102-106.
   4.Раков С. Е. Аксиологическое понимание социальной справедливости // Социальная несправедливость в социологическом измерении: вызовы современного мира: XII Международная научная конференция "Сорокинские чтения - 2018": Сборник материалов. - М.: МАКС Пресс, 2018. - С.90-92.
   5.Ивентьев С.И.Справедливость с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека // Социальная справедливость - основа общественного здоровья / Материалы научно-практической конференции 13 марта 2018 г. - СПб.: Культурно-просветительское товарищество, 2018. - С.271-282.
   6.Дружилов С.А. Профессиональное благополучие человека и психологические аспекты профессиональной адаптации и профессиональных деструкций // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - N 12. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76347 (дата обращения: 03.05.2019).
   7.Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570 с.
   8.Ивентьев С.И. Справедливость с точки зрения четвёртого и
пятого поколений прав человека
Социальная справедливость - основа общественного здоровья / Материалы научно-практической конференции 13 марта 2018 г. -
СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2018. - С.271-
283.
   9.Ивентьев С.И.Общечеловеческие ценности: четвёртое и пятое поколение прав человека // Система ценностей современного общества. Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции/Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. - С.373-377.
  
   03 мая 2019 г.
  
  
   Советник Российской Академии Естествознания,
   член Российского Философского Общества,
   юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и
   религиозных отношений Ивентьев С.И.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"