Аннотация: Представлена рецензия на работу Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования
РЕЦЕНЗИЯ
на "Научный макет новой Конституции России" *
Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования (далее по тексту - Центр) представил общественности на обсуждение "Научный макет новой Конституции России" с соответствующими комментариями (далее по тексту - работа).
Данная работа привлекла меня в связи с тем, что ещё в 1998 г. была разработана концепция нравственного правового общества и предлагался проект новой Конституции России, о чём говорилось в монографии "Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина" [1,2].
Центр подготовил макет новой Конституции России, как было заявлено в работе, на основании верификации (от лат. verus - истинный и facio - делаю) интеллектуального продукта, к которым отнесены конституции стран, в т.ч. Конституция РФ 1993 года.
Следует обратить особое внимание, что речь идёт не о народном (общественном), а научном макете новой Конституции России, что говорит нам о том, что в его подготовке принимали участие научные деятели, которые были создателями советской государственной идеологии.
Сразу оговоримся, что Центр по неизвестным нам причинам назвал проект Конституции России почему-то макетом, т.е. пробным или предварительным образцом, тем самым предопределяя его значимость для общества, как нереализованного проекта.
Безусловно, что, как верно указывается в работе, без выбора ценностей, двигающих по жизни каждого человека, общество и государство, невозможно определить цели и направление развития страны.
Центр пишет, что "В Конституции РФ высшие ценности определены. Это права и свободы человека и гражданина. И это всё. Нравственность, справедливость, даже само существование России к высшим ценностям не отнесены", а также, что "никаких иных ценностей в качестве основы мотивации в преамбуле не предлагается". При этом коллектив Центра не усмотрел в преамбуле Основного закона нашей страны, что наши предки передали нам такие ценности, как любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость [3,4,с.71-72].
Довод Центра, что "язык преамбулы лишен сакральности как по стилю, так и по содержанию" является преждевременным и явно ошибочным.
Как следует из преамбулы Конституции РФ 1993 года, нам нашими предками была передана общевселенская и общечеловеческая ценность - Любовь или Бог, т.к. в христианской традиции Бог - есть Любовь.
В Любви и через Любовь в человеке обнаруживается Божественное начало:
Бог есть Любовь,
и пребывающий в Любви
пребывает в Боге,
и Бог в нём (1 Ин.4:16).
По вышеуказанным основаниям можно с уверенностью утверждать, что преамбула Конституции РФ 1993 года носит сакральный (от латинского sacralis - священный) аспект, чего коллектив Центра, к большому сожалению, не увидел.
Мы занимаемся построением разнообразных национальных идей и не хотим осознать одного, что национальная идея России была изначально заложена в преамбуле Основного закона страны в виде передачи нам главной ценности - Любви, которая и должна стать во главе всей нашей жизни и законодательных актов [4,с.71-72].
На этом фоне тезис Центра, что "Конституция РФ игнорирует цивилизационную специфику русской (российской) цивилизации", меркнет и утрачивает свою значимость для общества.
__________
* - Научный макет новой Конституции России. - М.: Научный эксперт, 2011. - 456 с.
Проект Конституции РФ 1993 года готовили учёные-юристы, академики старой формации, которые по истечении некоторого времени начали её критиковать, навязав "неолиберальную космополитическую доктрину, навязанной стране сразу после гражданского конфликта 1993 г.", тем самым показывая свою недальновидность в развитии общества и государства.
Как мне кажется, работа "Научный макет новой Конституции России" направлена на реабилитацию научной советской номенклатуры.
В работе указывается, что само существование России надо отнести к высшей ценности, но не дано этому даже научно-исторического или сакрального обоснования.
К основным причинам неуспеха, которые программирует Конституция РФ 1993 года, Центр относит экономические (коэффициент монетизации экономики, превышение импорта над экспертом) и политические аспекты (наличие партийных суррогатов, криминализованных лоббистских структур, отсутствие активно действующих профсоюзов), забывая духовно-нравственный аспект.
В основу достижения успеха страны Центр положил так называемые факторы-потенциалы, которые порождаются государственным управлением и законами, формирующими выбор жизнеустройства страны. То есть, по мнению Центра, только государство может способствовать успешному развитию общества, а, к большому сожалению, не сам человек.
Центр в работе к ценностным основаниям построения государства относит:
1) Нравственность - это обязанности и ответственность человека и власти наряду с правами, свободами и полномочиями;
2) Достоинство, права и свободы всех граждан, а не только богатых;
3) Социальная и территориальная справедливость;
4) Истинное народное самоуправление;
5) Истинный государственный суверенитет;
6) Цивилизационная идентичность русской (российской) государственности.
При этом к высшим ценностям России как образующих начало Научного макета новой Конституции России (Высшие ценности России и их адресация в тексте научного макета, пункт 4 статьи 6 Научного макета новой Конституции России) относятся следующие:
1) Единство, неделимость, территориальная целостность, государственный суверенитет России;
2) Ответственность России за судьбы мира и человечества;
3) Всеобщее благо, общественное благо, благо всех законных социальных групп и благо каждого человека в их гармоничном сочетании;
4) Забота всех и каждого о со- хранении и умножении достояния Народа России;
5) Русская (российская) цивилизационная идентичность;
6) Единство, дружба и солидарность русского и всех братских российских народов;
7) Служение государства Народу России;
8) Народосбережение;
9) Человеческая жизнь, достоинство, свобода человека;
10) Патриотичность и любовь к Родине;
11) Неприятие расовой, национальной, религиозной, языковой и социальной
дискриминации;
12) Любовь и семейность, рождение и воспитание детей, связь поколений;
13) Сочетание традиционности и прогресса;
14) Коллективность, взаимопомощь;
15) Социальная справедливость;
16) Гуманизм и взаимное уважение между людьми;
17) Альтруизм, сопереживание,
18) Гармоничное развитие личности;
19) Честь, совесть, нравственность;
20) Идейно-духовная мировоззренческая мотивированность человека и общества, устремленность к идеалу;
На странице 68 работы указывается, что "В научном макете новой Конституции России все устройство человеческого общежития, экономики, территории, социальной сферы, образования, здравоохранения, науки, культуры, обороноспособности, экологии, самих институтов государственности подчинено высшим ценностям России. А высшие ценности - это прежде всего общественная нравственность, историческая память и справедливость, а также труд, патриотизм, человечность и ряд иных".
Из вышеперечисленных высших ценностей Центра мы видим, что политические, геополитические, национальные и социально-экономические ценности, которые, как правило, заявляются в политических программах, имеют приоритет над Божественными и духовно-нравственными ценностями, которые составляют основу четвёртого и пятого поколений прав человека.
В конце ХХ века в Российской Федерации было открыто четвёртое поколение прав человека - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [5].
К четвёртому поколению прав относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право на благоприятную окружающую среду и другие права, которые вытекают из духовной и нравственной автономии человека.
В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека - Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, Божественная информация и энергия [5, 6].
К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
В связи с открытием четвёртого и пятого поколений прав человека, Любовь в России была признана главной общечеловеческой ценностью [8,с.373-377].
Следует отметить, что Любовь стали относить не только к нравственной и духовной категориям (религиозной и философской), но и к правовой (юридической) категории.
Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны, о чём не говорится в Научном макете новой Конституции России, хотя в ней упоминается об ответственности российского народа перед Богом.
Из Научного макета новой Конституции России следует, что в нём закреплены многие Божественные и духовно-нравственные права человека (свобода творчества, право на жизнь, достоинство и свобода человека, свобода вероисповедания и свобода мысли и др.).
Из преамбулы Научного макета новой Конституции России видно, что "источниками счастья человека, блага и благополучия всех и каждого являются труд, свобода и ответственность, совесть и нравственность, любовь и товарищество, справедливость и единство, семья". Следовательно, коллектив Центра считает, что во главу человеческого счастья ставится труд (социально-экономическая составляющая государства), а не любовь, совесть и нравственность (Божественная и духовно-нравственная составляющая человека, общества и государства). Очевидно, что указанное противоречит статье 128 Научного макета новой Конституции России, комментарий к которой приводится ниже.
Кроме того, в преамбуле Научного макета новой Конституции России имеются следующие слова: "заявляя о своей ответственности перед Богом, собственной совестью и людьми", хотя коллектив Центра Бога не включает в основу счастья человека.
В данном случае непонятна логика коллектива Центра, когда к абсолютной высшей ценности относят существование самой России - Родины Народа России (пункт 3 статьи 6 Научного макета новой Конституции России), тем самым выводя Бога из Абсолюта и Сакральности России.
Следующие пункты статьи 6 Научного макета новой Конституции России находятся в противоречии с Богом и Любовью: "5. Высшие ценности России равнозначны, никакая из высших ценностей России не может преобладать в государственном управлении. 6. В случае конфликта высших ценностей России при их применении действует абсолютная высшая ценность. Ни одна из высших ценностей России не может умаляться полностью. сии не может преобладать в государственном управлении. 6. В случае конфликта высших ценностей России при их применении действует абсолютная высшая ценность. Ни одна из высших ценностей России не может умаляться полностью".
Коллектив Центра так и не определился, что первично, а что вторично для человека и общества.
Статья 2 Научного макета новой Конституции России к основным конституционным понятиям не относит дух и душу, несмотря на то, что, как указывалось выше, человек должен нести ответственность перед Богом, Который, как говорится в Священных писаниях, постоянно говорит о душе человека.
Согласно статье 8 Научного макета новой Конституции России: 1. Высшие ценности России формируют общую, объединяющую Народ России государственную идеологию. Государственная идеология поддерживается государством через воспитание, образование, науку, культуру, традиции, средства массовой коммуникации и защищается от внутренних и внешних посягательств.
Указанная норма не относит любовь и мораль к составляющей государственной идеологии. А это говорит о том, что тезис, что "Россия - нравственное государство" не соответствует идеологии государства.
Коллектив Центра, говоря о праве на создание новой человеческой жизни, исключает право человека на Любовь и на Сотворчество (статья 26 Научного макета новой Конституции России).
Если Центр говорит, что вся власть принадлежит народу (глава 6 Научного макета новой Конституции России), то и применение норм Конституции России должно обеспечиваться и охраняться не только государством, но и народом (статья 4 Научного макета новой Конституции России).
Статья 46 Научного макета новой Конституции России исключает вхождение в Палату высших ценностей России духовных лидеров, а также лиц, которые не связаны с государственным управлением и не имеют наград от государства. Кроме того, неясность с высшими ценностями будет блокировать функции Палаты высших ценностей России.
Из-за этого основополагающие принципы построения и развития российского общества будут носить только декларативный характер (статья 56 Научного макета новой Конституции России).
Почему-то в Научном макете новой Конституции России (Глава 12. Социальное самочувствие человека) упоминается только социальное самочувствие, а не о душевном и духовно-нравственном самочувствии человека.
Народосбережение в России не предусматривает укрепление духовно-нравственного здоровья народа, а это говорит о том, что душа человека у государства не будет на первом месте.
Согласно статье 128 Научного макета новой Конституции России, Россия - нравственное государство.
Эту статью необходимо прокомментировать цитатой из монографии "Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина": "По нашему мнению, когда значимость норм морали в обществе возрастет, начнется процесс плавного преобразования сущности государства в некое совсем новое человеческое общество, существенно отличающегося от современных типов государств. Его, по всей видимости, следует назвать нравственным правовым обществом, которое основано на высоком нравственном отношении людей друг к другу, а также ко всему окружающему живому миру (флоре и фауне), где в первом будут соблюдаться все естественные права и свободы присущие человеческой личности (правовое общество). Отношения людей в нем будут поддерживаться только моральными нормами, а также нормами религии, если, конечно, таковые тогда будут.
Предшественником данного общества можно, по всей видимости, назвать так называемое нравственно-правовое государство, речь о котором велась на страницах газеты "Молодёжь Татарстана" [7].
В нравственном правовом обществе (Братстве) приоритет будет отдаваться духовным и моральным ценностям личности (духовно-нравственным правам и свободам человека). Безусловно, что к этому времени, возможно, будет решена проблема создания совершенной морали мирового масштаба, о которой указывалось в настоящей работе. Произойдет так называемый нравственный симбиоз различных культурных сообществ.
Концепция нравственного правового общества, обеспечивающее постепенный переход к любви, равенству, справедливости, духовности и гуманизму, - важный аспект модели нового общества, которое должно быть сформировано в России.
Нравственное правовое общество - это сразу нравственный, эстетический и политический идеал, концепция которого нацелена на коренное изменение духовных и моральных основ человеческой жизни. По нашему мнению, Россия с её духовными, моральными, человеческими, природными и, наконец, материальными ресурсами не только может, но и нравственно обязана стать одним из моторов мирового преобразования сущности государства в нравственное правовое общество (Братство)" [1].
Может ли государство называться нравственным, если вводит понятие эвтаназии (пункт 5 статьи 25 Научного макета новой Конституции России), т.е. смертную казнь по решению суда.
Статьи 27 и 28 Научного макета новой Конституции России не конкретизируют понятия свободы человека и достоинства (физическая, нравственная и духовная и т.д.).
Коллектив Центра, говоря об обеспечении безопасности, не упоминает о духовно-нравственной безопасности человека и народа и пути их реализации.
Статья 80 Научного макета новой Конституции России вводит такое понятие, как человеческий потенциал, относя тем самым человека к категории товара.
Коллектив Центра неверно указал приоритет высших ценностей в России, что привело к коллизии многих норм Научного макета новой Конституции России, о чём было сказано выше. По этой причине сложно понять, к какому идеалу должен стремиться человек, если Бог не отнесён к Абсолютной Высшей Ценности.
При этом для юридической науки представляет интерес сопоставительный анализ научного макета новой Конституции России с конституциями зарубежных стран.
Центр скрупулёзно исследовал конституции некоторых стран на наличие в них идейно-духовного фактора, таких слов, как Бог, мораль и нравственность, Родина, и других слов, которые определяют ценностное направление развитие государства и общества.
К большому сожалению, Центр не исследовал конституции ряда государств на частоту наличия в них слова "Любовь".
По нашему мнению, Научный макет новой Конституции России является не доработанным и не может быть принят в данной редакции.
Список литературы
1.Ивентьев С.И.Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. - Казань, 1999. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://iventev.narod.ru/
2.Ивентьев С.И.Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. - Москва: Директ-Медиа, 2012. - 143с.
3. Конституция РФ//Российская газета, 25.12.1993.
4.Ивентьев С.И. Отражение национальной идеи страны в Конституции Российской Федерации/ФӘН-НАУКА. - 2011. - ? 3/2011. - С.71-72.
6.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с.
7. Смирнов В. Конституция и мораль/Молодежь Татарстана, 1998, ? 31, 30 июля.
8.Ивентьев С.И. Общечеловеческие ценности: четвёртое и пятое поколение прав человека//Система ценностей современного общества. Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции/Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ. - 2010. - С.373-377.