Аннотация: Дана рецензия на статью, посвященную духовному здоровью. Обращено внимание на наличие в работе понятийной путаницы, что снизило качество статьи
РЕЦЕНЗИЯ
на статью А.В.Лукьянова, Р.В.Мищук "Духовное здоровье человека и общества как социокультурное явление" ?
А.В.Лукьянов и Р.В.Мищук (кафедра философии и политологии Башкирский государственный университет (Уфа, Россия) опубликовали статью в вышеприведённой формулировке.
Данная работа была написана в то время, когда понятие "духовное здоровье", к большому сожалению, не является правовой категорией.
В международном праве отсутствует понятие "духовное здоровье", а имеется просто определение, зафиксированное в преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), здоровью как "состояние полного физического, душевного и социального благополучия". Традиционно душевное благополучие связывают с душой, духовным состоянием и психикой человека [14, с.145-150].
В России на законодательном уровне также не закреплено понятие "духовное здоровье".
По указанным причинам статья носит не прикладной, а больше теоретико-философский характер.
Традиционно выделяют физиологическое и психическое здоровье [5, с.20]. В литературе также говорится о духовно-нравственном здоровье, связанного с духовными, нравственными ориентирами и ценностями человека [9, с.158-163; 10, с.53-57].
В статье упущена речь о духовно-нравственном здоровье, которое, в отличие от так называемого авторского "виртуального здоровья", реальное и от его состояния можно судить о криминогенной ситуации в обществе и стране.
Рассматриваемые нижеуказанные аспекты статьи идентичны с выводами, указанными в другой литературой.
Безусловно, что "Здоровье является многоаспектным, многоуровневым, интегральным понятием, сущностными характеристиками которого являются физическое, психическое, духовное и ментальное благополучие человека... На отношение к здоровью оказывают влияние не только материально-технические и экономические показатели, развитие инфраструктуры медицинской отрасли. Но так же и то, какое место ценность здоровья занимает на аксиологической (ценностной) шкале общества, группы, отдельной личности, сложившиеся культурные традиции, стереотипы, модели поведения, связанные с вопросами здоровья, а также идеалы, нормы образа жизни, которые задаются соответствующей идеологией общества" [1].
Например, Т.А.Некрасова под духовным здоровьем понимает "потребностное и деятельностное качество человека, определяющееся внутренними культурными и морально-нравственными ценностями, проявляющимися в образе жизни и отношениях с людьми. Его отсутствие вызывает внутриличностный и внешний социальнопсихологический дискомфорт, выражающийся в отчуждении человека от своей сущности" [5,с.20-27]. В.П.Елизаров основой формирования здоровья видит в духовном развитии человека [13, с.52-59].
? Ю.В.Оленкин, В.Ю.Кузнецов обоснованно пришли к следующему выводу: "проблему формирования физической культуры можно плодотворно решать только на основе идеи единства и взаимообусловленности социального и биологического, духовного и телесного начал. Телесная культура в отличие от других сфер культуры соединяет эти компоненты в человеке в единое целое и является сферой их гармонизации, областью ценностно-ориентированного разрешения постоянно воспроизводимых противоречий между ними" [2, с.97-102].
А.Л.Кудряшова констатирует о том, что осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и здоровья становится в настоящую эпоху не просто значимым, а ведущим фактором в обеспечении устойчивого развития общества и общественных отношений [3, с. 644-646].
? - Лукьянов А.В., Мищук Р.В.Духовное здоровье человека и общества как социокультурное явление//Вестник Башкирского государственного медицинского университета. - 2016. - Приложение N 2. - С.307-309.
В.М.Савченко, О.А.Федоркина пишут о том, что "здоровье человека являет собою сложное и многокомпонентное явление. Одной из составляющих здоровья человека является его духовность (духовное благополучие). Духовность отличается от "душевности", которая является выражением эмоционально-чувственной сферы человека, его психики (предмет изучения психологии и психиатрии). Под духовностью человека (в светском понимании) подразумевается особая деятельность его сознания, направленная на постижение смысла жизни и своего места в ней, на определение критериев добра и зла для оценки людей и событий (предмет изучения философии, социологии, педагогики, теологии). Формирование духовности человека предполагает использование методов внутреннего развития и совершенствования человека. Такой подход широко применяется в традиционной восточной медицине в течение многих столетий, дополняет методы лечения и оздоровления в официальной западной медицине. Официальная отечественная медицина не уделяет должного внимания духовной составляющей в возникновении и развитии болезней" [4].
С педагогической позиции А.Ф.Яфальян выделяет три типа проявления здоровья: "соматическое - это здоровье тела, психическое - здоровье души, ментальное - здоровье разума" [8, с.130].
Е.Е.Витрук, А.К.Коллегов попытались определиться в дефинициях, в значениях таких слов, как душа, дух, духовность. В итоге, по их мнению, "Душа" больше относится к эмоциональной сфере и определяет качество внутреннего мира человека. Мы говорим о нем, что это душевный, сердечный человек, способный к переживанию, состраданию, сочувствию к другим, обладает внутренней готовностью сорадоваться и сопечалиться с другими. Философы рассматривали душу, как начало, причину жизни, дыхания, познания. Главная функция души - реализация биологического существования организма. На обыденном уровне сознания важно понимать особенность душа: чем больше мы из нее берем, чем больше мы ее отдаем другим, тратим для других, тем больше она заполняется позитивными чувствами, тем больше растет ее потенциал для добра.
Дух же - это мысль, образ мыслей, это внутреннее активно-деятельностное состояние личности. Дух определяет качество жизни (не путать с понятием "уровень жизни", который во многом зависит от материальных благ). Духовность - это постоянное развитие всех сфер человека, постоянное восхождение на более высокую ступень своего развития, более высокий мотивационный уровень жизни в целом" [9, с.158-163].
В статье не в полном объёме раскрыты факторы здоровья, согласно которым обеспечивается духовное здоровье человека и общества.
В соответствующей литературе к основным факторам, влияющим на здоровье человека (факторы здоровья), относят следующие группы:
1) духовно-нравственные факторы - духовность, вера, мораль (этика), религия, духовная музыка, молитва, духовная информация, четвёртое и пятое поколение прав человека;
2) биологические факторы -пол, возраст, конституция, генетика и наследственность;
3) природные (экологические) факторы -качество окружающей среды, климатические, гелиогеофизические показатели, антропогенное загрязнение и пр.;
4) социальные (социально-экономические) факторы - образ жизни (питание, физические нагрузки, распорядок сна, режим труда и отдыха, жилищно-бытовые условия), законодательство, политика, здравоохранение, миграционные процессы, система образования и культуры, спорт, первое-третье поколение прав человека и т.д.;
На духовное здоровье оказывают благотворное влияние творчество и искусство [8, с.130-143; 9, с.158-163].
Особую роль в сохранении духовного здоровья человека и этноса играют религия и этнорелигиозные традиции [11, с.121-122].
Е.Е.Витрук, А.К.Коллегов точно подметили, что "укрепляет и сохраняет духовное здоровье любовь, в самом широком ее понимании, любимая работа, которая является условием для самореализации, и, конечно же, творчество в самых разнообразных его проявлениях" [9, с.158-163]. А.В.Лукьянов и А.А.Алибаев считают, что "духовное здоровье сегодня может быть обеспечено только многоуровневой социальной защитой: 1) экономической защитой; 2) социальной; 3) политической; 4) духовной и правовой; 5) телесной защитой, предполагающей защиту чувственного мира человека" [12, с. 92-96].
Отмечено, что, к большому сожалению, в рецензируемой статье и другой приводимой литературе духовное здоровье не увязывается с душой и духом человека, что на порядок снижает качество и достоверность работ. При этом даются неверные определения душе и духу человека, неточно раскрывается понятие "духовность".
Когда эти неточности будут устранены, то духовное здоровье точно нельзя будет отнести к социокультурному явлению.
Душа человека - это бессмертное Творение Бога и совершенно самостоятельное Разумное Энергетическое Существо, способное жить без тела человека [6, с.10,17,352].
Под духом человека следует понимать Эманацию Бога, Нетелесное духовное начало, Суть [6, с.352].
Авторы вводят в оборот понятие виртуального здоровья как бытие нефизического мира, возвращённое в реальность человеческим сознанием, тем самым создавая путаницу неверными формулировками.
Понятие "здоровье" является человеческим и относится только к физическому миру. В отличие от нашего материального мира в духовных мирах Бог и души людей бессмертны. Тогда зачем говорить о виртуальном здоровье?
Авторы в заключение работы указали, что не знают, что такое духовное здоровье, но стремятся к тому, чтобы оно было, фактически сведя "весь свой труд на нет".
А.В.Лукьянов и Р.В.Мищук под идеальным здоровьем мыслят "некое бытие, порожденное человеческой идеей, мыслью, гипотезами, духовное здоровье не в силах существовать вне материального, физического субстрата".
Духовное здоровье, прежде всего, связано с человеческой душой, состояние которой напрямую сказывается на физиологическом (физическом) и психическом здоровье человека, как определила наука его здоровье.
В свою очередь, идеальное здоровье представляет собой гармонию духовной и физической (материальной) составляющих человека (души, духа и тела), когда человек в полной мере является образом Бога.
С точки зрения энергоинформационной теории истины [7, с.106-107], статья А.В.Лукьянова и Р.В.Мищук является неполной, так как исследуемые вопросы авторами не рассмотрены с точки зрения души и дух человека.
Литература
1.Кузнецов В.Ю., Оленкин Ю.В.Культура здоровья в современном обществе// Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2011.
2.Оленкин Ю.В., Кузнецов В.Ю.Диалектика духовного и телесного в физической культуре //Вестник Чувашского университета. - 2007. - N 4. - С.97-102.
3.Кудряшова А. Л. Роль ценностей здорового образа жизни в современном обществе//Молодой ученый. - 2014. - N 21. - С. 644-646.
5.Некрасова Т.А.Здоровый образ жизни в контексте современного социологического знания//Сервис plus. - 2010. - N 4. - С.20-27.
6.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с. URL: http://econf.rae.ru/article/7171
7.Ивентьев С.И.Истина. - Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2016. - 386с.
8.Яфальян А.Ф.Влияние искусства на духовное здоровье ребёнка в условиях школы самовыражения//Педагогическое образование в России . - 2009. - N 1. - С.130-143.
10.Передельский А.А.Формирование нравственного и духовного здоровья личности средствами физической и спортивной культуры: наука в помощь идеологи//Вестник спортивной науки. - 2012. - N 2. - С.53-57.
11.Галиева Р.Г.Роль этнорелигиозных традиций татар в сохранении духовного здоровья и этноса//Вятский медицинский вестник. - 2009. - N 1. - С.121-122.
14. Ивентьев С.И., Чучканов А.Г. Главные факторы здорового образа жизни человека//Город и здоровье: аспекты взаимодействия. Сборник научных статей / под ред. В.В.Афанасьевой, Е.В. Листвиной. - Саратов: Саратовский источник, 2012. - С.145-150.