Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Национальная духовная культура и душа человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья посвящена национальной духовной культуре, которая состоит из самобытных представлений народа о душе и духе человека. На примере национальной духовной культуры Республики Башкортостана прослежена связь духовности с понятиями "душа человека" и "дух человека", а также влияние человека, его души и духа, этноса на формирование и последующее развитие духовной культуры. Авторами констатируется, что в науке отсутствует единый понятийный аппарат души и духа человека, что не позволяет определить точные и верные определения составным частям духовно-нравственной реальности человека. Для цитирования: Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21 мая 2020 г.) / отв. ред. Г.С. Кунафин. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. - С.21-29. ISBN 978-5-7477-5089-0


   Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21 мая 2020 г.) / отв. ред. Г.С. Кунафин. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. - С.21-29.
   ISBN 978-5-7477-5089-0
  
   Г.Р. Асадуллина,
   кандидат философских наук, доцент,
   Башкирский государственный университет, г. Уфа
   С.И. Ивентьев,
   юрисконсульт, теолог, специалист в сфере
   национальных и религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ",
   член РФО, г.Казань
  
  

НАЦИОНАЛЬНАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И ДУША ЧЕЛОВЕКА

  
   Аннотация. Статья посвящена национальной духовной культуре, которая состоит из самобытных представлений народа о душе и духе человека. На примере национальной духовной культуры Республики Башкортостана прослежена связь духовности с понятиями "душа человека" и "дух человека", а также влияние человека, его души и духа, этноса на формирование и последующее развитие духовной культуры. Авторами констатируется, что в науке отсутствует единый понятийный аппарат души и духа человека, что не позволяет определить точные и верные определения составным частям духовно-нравственной реальности человека.  
   Ключевые слова: Бог, человек, душа человека, дух человека, духовность, права человека, религия, духовная культура, народ, нация, этнос.
  
   Предмет исследования. Национальная духовная культура и душа человека.
   Цель исследования. Исследовать национальную духовную культуру на примере Республики Башкортостана и её взаимосвязь с душой и духом человека, проанализировать влияние человека на формирование духовной культуры.
   Методология. В процессе исследования использовались теоретические методы сравнительного и логического анализа, синтез и абстрагирование.
   Введение. В современном информационном обществе востребованными и актуальными являются исследования в области духовно-нравственной сферы человека и основ самобытности того или иного народа. В литературе отсутствуют какие-либо исследования, посвященные взаимосвязи национальной духовной культуры с такими философско-религиозными категориями, как "душа человека" и "дух человека". Предметом настоящего дискурса выступают данные явления духовной реальности человека, что и определяет актуальность настоящего исследования.
   Обсуждение рассматриваемой темы. Традиционно понятие духовности рассматривается в двух аспектах: 1.Относится к внутренней, психической жизни человека, связанная с нею; с общностью идей, взглядов, стремлений и т.п.; 2.Относится к церкви, религии, принадлежит ей, связанный с нею; церковный [6, с.158-159].
   По духовной культурой мыслится сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества, форма общественного сознания и его воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности духовной жизни человека и общества [11]. В свою очередь, духовная культура того или иного народа (нации) принято именовать национальной духовной культурой.
   В науке считается, что причиной появления представлений о "духе" и "душе" явилось формирование сознания в связи с интенсивной орудийной деятельностью древнего человека, появлением абстрактного мышления, ассоциированием "я" с "духом" [3, с.142].
   В литературе отмечается, что на религиозном этапе своего развития человек разделил понятие личного "дух" на "дух" Природы Бога" [17, с.122]. В свою очередь, в религиозной традиции, считается, что религия появляется с момента сотворения Богом человека.
   Духовность не только связана с религией и духовной культурой определённого народа, но и напрямую связана с душой и духом человека.
   С момента появления человека до наших дней актуальными так и остаются вопросы, связанные с духовной реальностью человека, его души и духа, которыми занимаются религия, философия, психология и другие научные дисциплины [3, с.141].
   В настоящее время существует огромное количество определений и интерпретаций понятий "дух", "душа", их словосочетаний "душа человека", "дух человека", "Святой Дух", "дух нации", "дух права" (религиозных, философских, эзотерических, психологических, медицинских, филологических и пр.). В связи с чем, в статье не будут перечисляться все эти понятия, а будет обращено на основные.
   В таких авраамических религиях, как в иудаизме (от греч. '??????????; евр. ????? - еврейство), христианстве  (от греч. ?????о? - Помазанник, Мессия)  и исламе (особое внимание уделяется душе человека, которая является бессмертным творением Бога [3, с.141].
   Согласно религиозно-философской концепции человека, издревле в человеке выделяют три составляющих: тело, душа и дух [8, с.10; 19, с.125]. Это так называемая трихотомическая (трихотомия др.-греч. ?????????? - разрубание, разделение натрое) концепция или мысль о трёхсоставности человеческого естества, которая присуща христианству и иудаизму. Например, в исламе присутствует идея о двухсоставности человека (тело и душа). Указанное подтверждает, что понятие "душа человека" находится в одной связке с понятием "дух человека".
   Существуют различные взгляды на душу и дух человека: бытовое понимание, философские концепции, религиозные, эзотерические и оккультные учения, научные теории, национальные представления и т.д. В связи с чем, отсюда возникает множество интерпретаций понятий "душа", "дух", "духовность" и "нравственность" и их словосочетаний [3, с.141].
   Как отмечают А.М. и А.М.Багаутдиновы, "подобно христианству и иудаизму, ислам учит, что все смертные существа (как животные, так и люди) состоят из "глины" (хайула) - осязаемого, но неодушевлённого материала, и "духа" (джинн) - неосязаемой бессмертной души, которая оживляет "глину" [4, с.39-40].
   Как указывает исследователь С.А.Токарев, первые упоминания о душе прослеживаются в первобытных общинах в связи со сновидениями и болезнями человека, "но особенно хорошо видна связь идеи души с ведовством и с верой в злых духов (анимистическая модификация этой магии) на более высокой стадии развития, где идея души более оформлена" [21, с.23].
   Согласно позиции Н.С.Минаевой, "в XIX веке понятие души стало вытесняться понятием психики, которому экспериментальная психология и материалистическая философия придавали весьма узкое, операционалистическое значение. Аналогичное понимание породило определение психологии как науки о том, что можно наглядно и "научно" изучать, - как науки о поведении, к формированию таких направлений в психологии, как бихевиоризм, рефлексология. Позитивистская, а затем и марксистская философия сводили понятие души вообще к понятию сознания, отказавшись от анализа неосознаваемых влечений души. И в современной психологии чаще всего вместо понятия душа используется понятие психика" [13, с.131-136].
   В религиозных учениях понятие "дух", который присутствует в человеке и в окружающем мире, всегда увязывается с Богом и Святым Духом. При этом дух человека отличен от Святого Духа по свойствам и качеству [3, с.142].
   По мнению соавтора, под духом человека следует понимать эманацию (лат. emanatio - "истечение, распространение") Бога [10, с.352].
   В философии "дух - это побуждающая к действию, организующая, творческая сторона единого материально-духовного бытия; это вторая всё оживляющая сторона бытия - то в бытии, что побуждает, так или иначе действовать само бытие и всё в нём... и на уровне человека дух действует в виде сознания, неосознаваемого и души человека" [14, с.9].
   Как отмечает Г.П. Меньчиков, по вопросу наличия души человека в мировой философии на сегодняшний день сложились три позиции: "первая - отрицает душу у человека. Вторая - признаёт душу человека на словах, но на деле игнорирует её, сводя её сущность и свойства то к психике, то к сознанию, то к неосознаваемому. Но болит, например, не вся психика, а болит в ней душа. Третья - признаёт душу в человеке на деле, считая, что душа человека это особое образование в духе человека" [14, с.9].
   Согласно философской традиции, хронология развития понимания духа человека имеет следующие стадии: "душа человека" в Древности (в понимании Плотина нематериальна и происходит из мировой души; по Платону, бессмертная сущность небесного происхождения; согласно Аристотелю, душа - принцип движения, энтелехия тела и т.д.); полумистический "дух человека" в Средневековье (по Бэкону, Авиценне, душа представляет собой психику человека, разум); я "сознание человека" в Новое время; "психическая реальность" или психика в Неклассическое время, которая дорастает до понятия "духовная реальность человека" [16, с.162].
   С точки зрения современной философской научной рациональности и арелигиозной позиции "душа человека - это один из объективных элементов структуры духовной реальности каждого человека" [16, с.291]. В философии под душой человека понимается такой компонент духа человека, который фокусирует в себе всю намеренную духовно-соматическую энергию и содержание, растрачиваемую специально на управление внутренним миром человека и его самозащиту [16, с.245].
   В исламе душа человека по своей природе, как и Бог, трансцендентна (от лат. transcendens  - переступающий, превосходящий, выходящий за пределы) [5, с.48].
   Душа человека - это Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога [3, с.141-147]. Душа человека наделяется также следующими свойствами и характеристиками: вечная, вездесущая, разумная, мыслящая, действенная, обладает и представляет собой Божественную энергию и т.д. [10, с.10-12].
   Согласно исследованию Р.Р. Саньяровой, "концепт "йен" (душа) в башкирском языке обозначает нематериальное начало, основу телесной жизненности. Согласно наивной языковой картине, душа вечна и неуничтожима. Именно наличие души отличает живое тело от мертвого: йен алыу (отнять душу) - убить, йен биреу (отдать душу) - умереть, испустить дух, йен кыйыу - погубить. Йен альт - йен биреп тороу (брать и отдавать душу) - о состоянии между жизнью и смертью или о жизни впроголодь...Как это характерно для восточной культуры в целом, человек в башкирской лингвокультуре в меньшей степени дуалистичен, чем европеец. Душа и тело у него должны дополнять друг друга, стремиться быть в гармонии" [20, с.1013-114].
   Представления народов Республики Башкортостана о душе и духе человека базируются на философском и религиозном мировоззрениях (христианство, ислам, иудаизм, тенгрианство и древние национальные религии), что, в свою очередь, нашло своё отражение в национальных традициях, фольклоре, поэзии и литературе.
   В настоящее время существует проблема идентификации "души человека" в структуре духовной реальности, так как в науке отсутствует единый понятийный аппарат души и духа человека [15, с.57-64].
   Понятия "душа человека" и "дух человека" органично вплетены в культуру человечества (мифология, религия, искусство, философия, наука и пр.). Как верно подмечает Е.В.Василькова, "если рассматривать душу человека как триединство чувства, ума и воли, то их проекция видна в культуре" [7, с.38].
   Духовная жизнь этноса, нации всегда выступает в конкретно-исторической форме. Очень важно при её исследовании руководствоваться конкретно-историческим подходом. С помощью этого подхода мы можем выяснить её особенности, присущие данному обществу и типу духовной жизни общества и личности. Кроме того, он даёт возможность понимать преемственность и видоизменение развития форм духовной жизни людей через данные исторические периоды развития человеческого общества.
   Объективными аффективно-смысловыми образованиями для развития духовности являются идеология, религия, национальный менталитет, фольклор, различные формы искусства. Следует сказать, что духовность личности определяется её сильным национальным характером, ответственностью, за любое порученное дело, за судьбу, будущее всего народа. Нет духовного начала в безразличии к национальным духовным ценностям, к собственным традициям, родному языку.
   Личность формируется, в основном, под влиянием национальной среды, где существует сложная система национальных традиций, обычаев, привычек, то есть они оказывают соответствующее влияние на её духовный облик. Национальные особенности в духовном облике личности, находя своё выражение, прежде всего в психологической структуре человека, в его характере, поведении, темпераменте, оставляют известные следы в направленности его интересов и стремлений. Личность выделяет свою национальную принадлежность, активизируя в себе национально-особенные черты психологического склада своей этнической общности. Чем глубже и всестороннее будут установлены объективные связи личности с окружающими её микро- и макросферой, тем полнее и точнее будут наши представления о структуре, о "механизме" действия индивидуального сознания.
   Духовность основа нации и поэтому "национальная духовность" - это концентрат национального сознания, и его бессознательные предпосылки, и его сверхсознательные принципы. Она проявляется во всём богатстве национальной жизни и культуры как их основа и сущность.
   Нация - это, прежде всего, духовное единство, т.е. общность людей, объединённых единой системой принципов национальной духовности, национального мировоспитания, самосознания и способа самовыражения, обустройства своей жизни. К.С.Аксаков писал: "Общечеловеческое само по себе не существует, оно существует в личном разумении каждого человека, имеет право быть самим собою и иметь свою деятельность. Отнимать у русского народа право иметь свое русское воззрение -- значит лишать его участия в общем деле человечества" [1, с.110-112]. Эту точку зрения продолжает Н.А.Бердяев: "Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлечённый человек. И мы должны творить конкретную жизнь, ни на что не похожую, а не отвлечённые социальные и моральные категории. Вся жизнь наша должна быть ориентирована на конкретных идеях нации и личности, а не на абстрактных идеях класса и человечества" [2, с.307-308].
   Духовность народа - это те глубинные принципы и архетипы, на основе системы которых формируются национальные отношения к миру, стиль и способ самовыражения и опредмечивания духовного смысла в любой сфере деятельности, которые логически предшествуют всякому историческому и культурному формотворчеству, определяя его неисчерпаемые возможности.
   З.Я. Рахматуллина, рассуждая о культурном архетипе и генотипе башкирского народа, убеждена, что "дух народа, во-первых, - это его мировоззрение, то есть способ миропонимания, мирочувствования и мироощущения, который во многом обуславливает организацию духовной и материальной жизнедеятельности, является одной из существенных черт, определяющих своеобразие и неповторимость ауры национального бытия. Во-вторых, дух - это национальный характер, выражающийся в своеобразном психическом строе чувств, настроений и эмоций, в привычках и вкусах, в ценностных ориентациях и установках, формирующихся непосредственно под влиянием природно-географической среды, социально-экономического и историко-культурного бытия башкирского народа. В-третьих, дух - это национальная культура, в явлениях которой объективированы особенности башкирского мировоззрения и менталитета" [18, с. 81-87].
   Это не само содержание, а базовые порождающие структуры духовной жизни народа, неосознаваемые предшествующие всяким конкретным проявлениям национальной активности в любых сферах. Они формируются в сложное синкретическое целое в ходе исторического становления нации и её исторического пути, концентрируют в себе базовый исторический опыт народной жизни, воплощаясь в уникально содержательные формы её мироотношения и действия. Именно через них преломляются и организуются не только проявления своей культуры, но и воспринимаемые и усваиваемые элементы чужой. Отдельный человек, независимо от его исходной этичности, включается в определенную нацию в процессе своей социализации, приобщения к национальной жизни во всех его видах, когда она становится частью его собственной духовной сущности. Интерес к миру, познанию, открытию, творчеству, истине, добру и красоте - это важнейшее проявление духовности. Духовно развитая личность всегда стремится познать мир, себя в этом мире, осмыслить цель своего существования.
   Мы можем сказать, что нация возникает из духовной почвы, и этой духовной почвой служит ей, прежде всего, культура.
   Национальная культура есть духовная кровь нации, и она представляет собой концентрированное, сгущенное выражение определённых духовных уклонов, определенного мироощущения и жизненных возможностей, раскрываемых в исторической судьбе данной исторической этнической общности. В этом смысле этнокультура есть тот внутренний организм, который её творит, она воплощена в живых людях в форме традиций, навыков, особых чувств, тактов и стилей жизни. В связи с этим уместно заметить: чем сильнее тенденции к универсализации и к унификации внешних сторон жизни, тем сильнее склонность личности дорожить национальной культурой, традициями, обычаями. Тем самым более обостренно выдвигаются проблемы этнической идентичности, связанные со стремлением к самобытности и самоутверждению. Поэтому очевидно, что любой общности присущи не только конфликты интересов, но и конфликты ценностей. Однако, находясь в своей этнической общности, человек может воспринимать ценности другого этноса для духовного обогащения, так как в духовной жизни личности всегда происходит поиск и отбор духовных ценностей.
   Так, национальная духовная культура народов Башкортостана представляет собой "нерасторжимое единство политико-правовой и духовно-культурный космос современного многонационального и поликонфессионального Башкортостана", который "сложился на основе многовекового творческого общения национальных культур, языков, религий. И с уверенностью можно сказать, что в становлении этого космоса немаловажную роль сыграл всё объединяющий справедливый дух башкирской культуры. Веротерпимость, стремление делать добро, душевность на протяжении веков являлись основополагающими ценностями башкирской культуры" [18, с.84]. Аналогичная ситуация прослеживается и в других национальных регионах: Республике Татарстан, Чувашской Республике, Республике Марий Эл и т.д.
   Душа и дух человека, согласно четвёртому и пятому поколениям прав человека или концепции прав души и духа человека, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности, а также наделяются определёнными правами и свободами, например, такими, как свобода выбора, право на творчество, право на обращение и сотрудничество с Богом, право на управление духовной энергией и мыслью и др. [3, с.141]. То есть философские категории "душа человека" и "дух человека" пополнили состав правовой культуры, а значит в духовную культуру человека.
   Человек, благодаря духовной и созерцательной деятельности своих души и духа, занимается постоянно духовным творчеством, тем самым обогащая духовную культуру того или иного этноса (нации).
   Заключение. Человек, его душа и дух благодаря своим свойствам и качествам и в целом народ (нация) формируют и видоизменяют духовной культуру с учётом существующих реалий и потребностей.
   В ходе исследования выяснилось, что существует огромное количество определений и интерпретаций понятий "дух", "душа", их словосочетаний "душа человека", "мировая душа", "дух человека", "Святой Дух", "дух нации", "дух права" и др. (религиозных, философских, эзотерических, психологических, медицинских, филологических и пр.), а также отсутствует единый понятийный аппарат души и духа человека, что не позволяет определить точные и верные определения составным частям духовно-нравственной реальности человека.  
   Единообразный понятийный аппарат представлений о душе и духе человека соответственно позволит точно определить и упорядочить по значимости в системе знаний понятия "душа человека", "дух человека", "духовность" и "нравственность" и другие понятия, связанные с духовной сущностью человека. Кроме того,  это, безусловно, позволит понимать весь спектр вопросов, связанных с духовностью и нравственностью, определением смысла и цели жизни, верно создавать систему воспитания и образования будущего поколения, а также реализовывать важные проекты человеческого общежития, включая систему духовно-нравственность безопасности человека
   Выводы. Любая национальная духовная культура состоит из самобытных представлений народа о душе и духе человека, которые постоянно находятся в динамичном развитии этноса (нации). Чтобы тщательно изучить эти духовные процессы, необходимо научному сообществу разработать единый понятийный аппарат представлений о душе и духе человека.
  

Литература:

   1.Аксаков К.С. О русском воззрении. Еще несколько слов о русском воззрении // Русская идея: антология. - М.: Республика, 1992. - 496 с.
   2.Бердяев Н.А. Судьба России. - М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2000. - 734 с.
   3.Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Концепция прав души и духа человека как основа духовно?нравственной интеграции //  Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. С. Г. Максимова. Вып. 8. Том 2. - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2019. - С.141-147.
   4.Багаутдинов А.М., Багаутдинов А.М.Введение в историю и философию ислама: Учебное пособие. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. - 139 с.
   5.Багаутдинов А.М. Природа духовности человека в исламе // Проблемы востоковедения. - 2010. - N 2 (48). - С.46-48.
   6.Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 544 с.
   7.Василькова Е.В. Духовные основания культуры // Вестник НГПУ. - 2014. - N 4(20). - С.35-42.
   8..Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М.: Республика,1995. - 352 с.
   9.Гузенко С.С. Что такое права души человека? // Молодёжь и наука: материалы международной науч.-практ. конф. (26 мая 2017  г., г.Нижний Тагил) в 2 т. Т.2. - Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. - С.183-185.
   10.Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. - М.: Директ-Медиа, 2012. - 143 с.
   11.Ильин И. А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1992. - 430 с.
   12.Краснов М.А. Права человека в понимании Русской Православной Церкви // Очерки идеологии постсоветского конституционализма: Сборник научных трудов. - Харьков: Право, 2013. - С.122-137.
   13.Минаева Н.С. Современная психология о методах изучения души человека // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - N 7. - С.131-136.
   14.Меньчиков Г.П. Душа человека: некоторые закономерности её существования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - N 1. - С.9-13.
   15.Меньчиков Г.П. О проблеме идентификации "души человека" в структуре духовной реальности // Вестник Пермского гос. ун-та. Философия. Психология. Социология. - 2013. - Вып. 4 (16). - С.57-64.
   16.Меньчиков Г.П. Неосознаваемое в структуре духа человека. - Казань: Познание, 2012. - 268 с.
   17.Малышко А.А. "Дух", "душа" и "виртуальная реальность" // Вестник МГТУ. - 2008. - N 1. - Т.11. - С.122-125.
   18.Рахматуллина З.Я. Диалог культур и религий как духовная основа устойчивого развития многонационального общества (на примере Республики Башкортостан) // Вестник МГУКИ - 2014. - N 2 (58). - С.81-87.
   19.Слободской С. Прот. Закон Божий. - Сергиев Посад: Изд-во С-ТСЛ, 1993. - 728 с.
   20.Саньярова Р.Р. Концепты внутреннего мира человека в башкирской языковой картине мира (на материале трилогии З. Биишевой "к свету") // Вестник Башкирского университета. - 2008. - Т.13. - N 4. - С.1012-1015.
   21.Токарев С.А. Ранние формы религии. - М.: Политиздат, 1990. - 622 с.
  

No Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И., 2020


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"