Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Рецензия на статью В.П.Ярцевой "понятие духовности: психологический аспект"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Представлена рецензия на ещё работу, которая посвящена духовности. Рецензентом отмечено, что, чтобы всесторонне раскрыть понятие "духовность" с точки зрения психологии, необходимо разобрать его духовно-нравственный аспект, чего не не было в рецензируемой статье. Констатировано, что рецензируемая работа не является многоплановым научным трудом, напоминает "сырой материал" и не представляет собой духовно-нравственную ценность для человечества.


РЕЦЕНЗИЯ

на статью В.П.Ярцевой "Понятие духовности: психологический аспект" //
Прикладная юридическая психология. - 2019. - N 1 (46). - С. 108-121.

(E-mail: yarceva1@mail.ru)

   Верой Павловной Ярцевой, педагогом-психологом Санаторной школы-интерната N 3 городского округа Жигулевска Самарской области, была опубликована статья в вышепоименованной формулировке.
   В статье рассмотрены философский и психологический подходы к обоснованию категории "духовность" в научных трудах, что сузило поле исследования. К большому сожалению, автором не рассматривались религиозный, исторический, правовой и другие подходы в определении концепта "духовность". При этом в статье как источник используется труд Святителя Луки Войно-Ясенецкого "Дух, душа и тело".
   Работа написана в соответствии с предъявляемым требованиям к подобным статьям.
   Ценным в статье можно считать то, что автор продолжает развивать мысль русских философов Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, В.С.Соловьёва и И.А.Ильина.
   В рецензируемой статье автор попыталась связать понятие "духовность" с религиозно-философскими категориями "дух-душа-тело", "нравственность", но не смогла в связи с тем, что нет внятного авторского понимания природы слов "дух", "духовность", "душа" и "нравственность". Кроме того, в связи с тем, что автор не пользовался религиозно-философским подходом исследования, не была раскрыта сущность связки "духовность - Высший Абсолют".
   Как отмечал Д.Л.Андреев, "во всех сферах жизнедеятельности человека наблюдаются два рада различных явлений: духовный и интеллектуальный. Почти вся область науки и тем более техники принадлежит ко второму ряду; в него также входят философские (кроме духовной философии), правовые, эстетические и моральные построения. Сюда же относятся общественные объединения с различными организационно-правовыми формами, кроме религиозных, политические программы и партии, экономическая и социальная деятельность, даже искусство и художественная литература.
   Духовный же ряд состоит из человеческих проявлений. Сюда полностью относятся области религии, спиритуалистической или духовной философии, метаистории, магии, высокой этики или нравственности и наиболее глубокие творения литературы, музыки, пространственных искусств, отражающих сферы духовных материй только светлых проявлений" [1, с.446].
   С точки зрения современной философской научной рациональности и арелигиозной позиции "душа человека - это один из объективных элементов структуры духовной реальности каждого человека" [7, с.291]. При этом под душой человека понимается такой компонент духа человека, который фокусирует в себе всю намеренную духовно-соматическую энергию и содержание, растрачиваемую специально на управление внутренним миром человека и его самозащиту [7, с.245].
   Согласно определению рецензента, "Душа человека - это Божественная и духовно-нравственная ценность, нематериальное благо человека" [4, с.153-164].
   "Дух - это побуждающая к действию, организующая, творческая сторона единого материально-духовного бытия; это вторая все оживляющая сторона бытия - то в бытии, что побуждает так или иначе действовать само бытие и все в нем. На уровне неживой формы бытия - дух пребывает в свернутом состоянии, на разворачивании которого всякий раз проходят миллиарды лет; на уровне растений и животных дух действует более заметно, но не осознавая себя; и на уровне человека дух действует в виде сознания, неосознаваемого и души человека" [8, с. 9].
   Рецензент под духом человека мыслит нетелесное, невещественное начало, эманацию Бога [5, с.17, 352].
   Человек не только биологическое, социальное существо, но духовно-нравственная личность, т.к. в нём присутствуют его дух и душа.
   В праве душа и дух человека наделяются своими правами и свободами [2, 3, 5].
  
  
  
   В праве нравственность (мораль) относят к социальным регуляторам общественных отношений [6, с.112, 9, с.197].
   Понятие "духовность" всегда связано с общечеловеческими, национальными и этническими ценностями, что не было учтено в рецензируемой работе.
   В.П.Ярцева духовное становление увязывает только с социализацией личности, а духовности придаёт светские признаки, определяя её как "человеческое свойство психики
с отличительными видовыми характеристиками".
   По нашему мнению, чтобы всесторонне раскрыть понятие "духовность" с точки зрения психологии, необходимо разобрать его духовно-нравственный аспект, который выше был раскрыт.
   Придерживаясь позиции философа В.С.Соловьёва, касающихся таких основополагающих признаков духовной жизни личности, как "вера", "любовь", "совесть", "свобода", автор не раскрывает именно своё понимание этих категорий.
   Рецензируемая работа показывает, что автор прекрасно владеет источниками, которые приведены в списке литературы, но, к большому сожалению, при написании статьи не были использована юридическая литература, которая раскрывает также такие понятия, как "вера", "совесть", "нравственность" и другие.
   Таким образом, по нашему мнению, рецензируемая работа не является многоплановым научным трудом, напоминает "сырой материал" и пока не представляет собой духовно-нравственную ценность для человечества.
   Автору желаем при написании диссертационного исследования учесть вышеупомянутые замечания.
  

Литература

   1.Андреев Д.Л.Собрание сочинений: В 3 т. Т.2. Роза Мира. - М.: Московский рабочий; Присцельс, 1995. - 608 с.
   2.Долин В.А.Концепт "Четвёртое поколение прав человека": опыт философско-антропологического обоснования // Науч. ежегодник Ин-та философии и права Урал.отд-ния Рос. акад. наук. - 2018. - Т. 18. - Вып.4. - С.7-20.
   3.Гузенко С.С.Что такое права души человека? // Молодёжь и наука: материалы международной науч.-практ.конф. (26 мая 2017  г., г. Нижний Тагил) в 2 т. Т. 2 / Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина", Нижнетагил. технол.ин-т (фил.). - Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. - С.183-185.
   4.Ивентьев С.И.Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека // Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н.Аргунова; сост: А.Е.Антипова, С.В.Бояринцева, А.А.Лушавина, У.В.Куприна, А.Н.Нурутдинова. - СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. - С.153-164.
   5.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. - 357 с. URL: http://econf.rae.ru/article/7171
   6.Лазарев В.В. Общая теория прав и государства. - М.: Юристъ, 1996. - 472 с.
   7.5.Меньчиков Г.П. Неосознаваемое в структуре духа человека. - Казань: Познание, 2012. - 268 с.
   8.Меньчиков Г.П. Душа человека: некоторые закономерности её существования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - N 1. - С. 9-13.
   9.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Дабаков, Ткачев, Димов, 1995. - 384 с.
  
   10 июля 2019 г.
  
  
   Советник Российской Академии Естествознания,
   член Российского Философского Общества,
   юрист, теолог, специалист в сфере
   национальных и религиозных отношений Ивентьев С.И.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"