Боброва Наталья Алексеевна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственные аспекты противодействия терроризму и экстремизму

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассмотрена духовно-нравственная сторона терроризма. Исходные данные статьи для цитирования: Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Духовно-нравственные аспекты противодействия терроризму и экстремизму // Противодействие идеологии терроризма: концепции и адресная профилактика. Всероссийская научно-практическая конференция (6 июня 2019 года, г. Уфа) / Составители: Зинурова З.С., Фахретдинов Т.Р., Хазиев В.С., Юлбаев Р.З. - Уфа: Изд-во ИП Кузнецов Н.В., 2019. - С.45-51. ISBN: 978-5-6043499-0-8


   Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Духовно-нравственные аспекты противодействия терроризму и экстремизму // Противодействие идеологии терроризма: концепции и адресная профилактика. Всероссийская научно-практическая конференция (6 июня 2019 года, г. Уфа) / Составители: Зинурова З.С., Фахретдинов Т.Р., Хазиев В.С., Юлбаев Р.З. - Уфа: Изд-во ИП Кузнецов Н.В., 2019. - С.45-51.
   ISBN: 978-5-6043499-0-8
   Тираж 300 экз

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ

Н.А.Боброва,

Тольяттинский государственный университет,

доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ

(г.Тольятти)

С.И.Ивентьев,

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ", член РФО

(г.Казань)

  
  
   Существуют международные и национальные правовые, а также научные определения понятиям "терроризм" и "экстремизм".
   Под экстремизмом (от лат. extremus - крайний, чрезмерный) понимается приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике)?.
   Парламентская Ассамблея Совета Европы в своей резолюция N 1344 от 29.09.2003 г. "Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе" даёт определение экстремизму, как "форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобииантисемитизма и ультра-национализма"'.
   В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 г., которую Российская Федерация ратифицировала 29.03.2003 г.Ё,
  
  
   ? Российский энциклопедический словарь / Гл.ред.А.М. Прохоров. -М.: Научное изд-во "Большая Российская энциклопедия", 2000. - Т.2. - С.1832. - 1023 с. 
   ' Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы N 1344 от 29.09.2003 г. "Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе" // Совет Европы [Офиц. сайт]. [Электронный ресурс] URL: http://www.coe.int/T/r/Parliamentary_
   Ё Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 г. // Бюллетень международных договоров. - 2004. - N 1. - С.29-36; Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2003 г. N 3-ФЗ "О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом" // Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 2. - Ст. 155.
   "экстремизм - какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон".
   Согласно статье 1 Европейской конвенции о пресечении терроризма 27.01.1977 г. ETS N 90, международное право к терроризму относит следующие преступления: "a) преступление, подпадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, подписанной в Гааге 16 декабря 1970 г.; b) преступление, подпадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписанной в Монреале 23 сентября 1971 г.; c) серьезное преступление, связанное с покушением на жизнь, физическую неприкосновенность или свободу лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов; d) преступление, связанное с похищением, захватом заложников или серьезным незаконным насильственным удержанием людей; e) преступление, связанное с применением бомб, гранат, ракет, автоматического стрелкового оружия или взрывных устройств, вложенных в письма или посылки, если подобное применение создает опасность для людей; f) покушение на совершение одного из вышеуказанных преступлений или участие в качестве сообщника лица, которое совершает подобное преступление или покушается на его совершение"?.
   В соответствии со статьёй 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"' (с поправками и дополнениями), в Российской Федерации к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии,
  
  
   ? Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27.01.1977 г. ETS N 90 // Бюллетень международных договоров. - 2003. - N 3. - С.8-13.
   ' Федеральный закон от 25.07.2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" // Российская газета- 2002. - N 138-139, 30.07.2002.
  
   нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии и т.д.
   Террор (лат. terror - страхужас) - устрашение мирного населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения?.
   Понятие "экстремизм" и "терроризм" соотносят как целое и часть, считая справедливо второе одной из форм первого'.
   Террор подразделяется на следующие группы:
   I.По кругу лиц
   1) Массовый террор (геноцид, репрессии, война, оккупация, фашизм и пр.);
   2) Индивидуальный террор (убийство политического или духовного лидера и пр.).
   II.По территориальному признаку:
   1) Международный;
   2) Внутригосударственный.
   III.По мотивации:
   1) Политический (государственный);
   2) Национальный;
   3) Религиозный.
   IV.По сфере действия
      -- Духовный террор (тирания, репрессии, навязывание чуждой идеологии (например, атеизма или одной только религии), распространение сект, отсутствие свободы слова и вероисповедания и пр.);
      -- Морально-нравственный террор (наркомания, проституция, порнография, алкоголизм, гомосексуализм, распространение инфекционных заболеваний и пр.);
   3) Экономический террор (эмбарго, несвоевременная выплата зарплаты и пособий, уровень зарплаты ниже прожиточного минимума и пр.);
   4) Социальный террор (разделение на классы, касты по социальному статусу или по материальному достатку).
   V.По способу исполнения
   1) Информационный террор (дезинформация, пропаганда насилия и пр.);
   2) Физическое уничтожение людей (убийство, теракты и пр.);
  
  
  
   ? Толковый словарь русского языка: Ок.100000 слов, терминов и фразеологических выражений/С.И.Ожегов: под ред. проф.Л.И.Скворцова - 27-е изд., испр. - М.: ООО "Издательство Оникс": ООО "Издательство "Мир и образование", 2011. - 736 с.
   ' Кокорев В.Г. Соотношение понятий: "терроризм" и "экстремизм" // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - N 1 (047). - С.239-245.
   3) Духовно-нравственное разложение (растление) населения?.
   Приведённая классификация террора ясно показывает нам в каких направлениях жизни человека действует экстремизм, что должно быть учтено при разработке мер национальной безопасности, в т.ч. мер по профилактике и борьбе с терроризмом.
   Экстремизм и террор - это не только уголовные, но и духовно-нравственные преступления'.
   Системность рассматриваемых пороков во многом обусловлена девальвацией системы духовно-нравственных ценностей, а также связана с острым конфликтом духовно-нравственных и материальных потребностей человека, на что мало обращается внимание государством и научной общественностью.
   Как указывает С.С.Гузенко, "существующие острые социальные проблемы общества (алкоголизм, наркомания, токсикомания, национальная и религиозная нетерпимость, национализм, экстремизм, проституция, падение морали, порнография, малолетнее материнство, сквернословие, административные правонарушения и уголовные преступления и др.) всегда носят духовно-нравственный характер, связаны с не решаемым государством конфликтом духовно-нравственных и материальных потребностей человека, что должно учитываться при проведении конкретной социальной политики.
   Как нами отмечалось, система безопасности и здоровьесбережения образовательного пространства находится вне контекста сбалансированных духовно-нравственных и материальных потребностей
  
   ? Ивентьев С.И. Террор с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека // Социальная онтология в структурах теоретического знания: Материалы V Международной научно-практической конференции мая 2013 года / Под общ. ред. О.Н. Бушмакиной, Н.Б. Поляковой. - Ижевск: Изд-во "Удмуртский университет", 2013. - С.345-351.
   ' Ивентьев С.И. Духовно-нравственные аспекты противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодёжи//Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодёжи: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции по профилактике экстремизма (г. Уфа, 24 мая 2017 г.) / Составители: Д.М. Абдрахманов, Ю.И. Малахов, Р.Р. Мухитдинова, З.Л. Сизоненко, Ш.Б. Эргашева. - Уфа: Изд-во "Мир печати", 2017. - С.108-115.
  
  
  
   души, духа и тела человека"?.
   Террорист всегда посягает на духовную, нравственную и физическую целостность личности. И эта целостность зависит от гармоничного и сбалансированного сочетания духовно-нравственных и материальных потребностей души, духа и тела человека, к чему должны стремиться любые общество и государство.
   В настоящее время наукой применяется религиозно-философский подход к проблеме противодействия преступности', которая носит не только социальный, как утверждает криминология, но и духовно-нравственный характер.
   Как указывает Ф.С.Селезнев, "главнейшим аспектом обоснования применения именно религиозно-философского подхода к проблеме противодействия преступности является возрастающая бездуховность современного мирового и российского общества. В рамках данного исследования мы определились, что именно бездуховность является главенствующим фактором преступности. Соответственно, если причина преступности кроется, главным образом, в духовном, а не материальном измерении, то и противодействие преступности должно быть соответствующим"Ё.
   Уголовные преступления - это духовные и нравственные преступления. Этот важный фактор государством не взят на вооружение в связи с отсутствием доктрины духовно-нравственной безопасности граждан, стратегии духовно-нравственного развития России, в которых бы закреплялись правовые определения духовности, нравственности, духовно-нравственных ценностей, души и духа человека, а также меры по профилактике и борьбе с духовными и нравственными преступлениями.
   По мнению авторов, без указанных правовых документов государству трудно будет заниматься профилактикой и борьбой с духовными и нравственными преступлениями, в т.ч. с экстремизмом, а также девальвацией духовно-нравственных ценностей.
  
  
  
   ? Гузенко С.С. Духовно-нравственные аспекты социальных проблем // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых учёных. Материалы Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и студентов (Грозный, 26-27 апреля 2019 г.). Материалы Круглого стола "Стратегии духовной безопасности в условиях глобальных вызовов и рисков: экофилософский подход". - Махачкала: АЛЕФ, 2019. - С.123-126.
   ' Селезнев Ф.Н. Теологический подход к противодействию преступности // Криминология. - 2011. - N 4 (23). - С.81-88.
   Ё Там же. С. 81.
  
   Современная наука занимается исследованием объективных элементов структуры духовной реальности человека, к которым относятся его душа и дух?. В настоящее время их единых определений пока не выработано, что, по мнению авторов, не позволяет государству выстроить адекватную систему духовно-нравственной безопасности граждан, общества и страны.
   Итак, издревле в человеке выделяют три составляющих: тело, душа и дух'. Об этом также говорят древние философские труды, научно-философские трактаты, религиозные и эзотерические учения.
   В авраамических религиях  (иудаизмхристианство и ислам) особое внимание уделяется душе человека.
   Согласно исламу, "каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесёт чужого бремени. Затем вам предстоит вернуться к вашему Господу, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях" (Коран 6:164). 
   В Библии читаем: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7); "И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело - одежды" (Лк. 12:23); "..какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?" (Мк. 8:36).
   В религиозных учениях понятие "дух", который присутствует в человеке или в окружающем мире, всегда увязывается с Богом и Святым Духом.
   В христианской и мусульманской традиции под Духом Святым понимают Божий Дух (Дух Господень): "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2); "Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух" (Иоанн 3:6); "И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою" 
(Чис. 27:18);  "Они спрашивают тебя о духе. Скажи: "Дух от повеления Господа моего" (Коран 17:87);  "Потом сформировал его (человека), вдохнул в него дух Свой и дал вам слух, зрение и сердце. Как вы мало Ему признательны" (Коран 32:9) и др.
   По вопросу наличия души человека в мировой философии на сегодняшний день сложились три позиции. "Первая - отрицает душу у человека. Вторая - признаёт душу человека на словах, но на деле
  
   ? Меньчиков Г.П. О проблеме идентификации "души человека" в структуре духовной реальности. Вестник Пермского гос. ун-та. Философия. Психология. Социология. - 2013. - N 4 (16). - С.57-64.
   ' Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М.: Республика,1995. - С.10.
  
  
   игнорирует её, сводя её сущность и свойства то к психике, то к сознанию, то к неосознаваемому. Но болит, например, не вся психика, а болит в ней душа. Третья - признает душу в человеке на деле, считая, что душа человека это особое образование в духе человека"?.
   С точки зрения современной философской научной рациональности и арелигиозной позиции "душа человека - это один из объективных элементов структуры духовной реальности каждого человека"'. Под душой человека понимается такой компонент духа человека, который фокусирует в себе всю намеренную духовно-соматическую энергию и содержание, растрачиваемую специально на управление внутренним миром человека и его самозащитуЁ.
   В концепции четвёртого и пятого поколений прав человека (права души и духа человека) душа человека представляет собой Божественную и духовно-нравственную ценность и наделяется определёнными правами и свободами 4.
   Безусловно, что существует проблема идентификации "души человека" в структуре духовной реальности 5, которая должна быть в ближайшее время разрешена наукой, что позволит в свою очередь государству заняться важными для общества вышеупомянутыми вопросами по обеспечению духовно-нравственной защиты граждан.
   Не может быть никакой безопасности личности, защиты его прав и свобод, если не обеспечена государственная безопасность. Честные и конструктивные политики и конституционалисты должны стремиться не к ослаблению государства и обосновывать не его минимизацию, а наоборот, способствовать полнокровию тех функций государства, в которых выражена его патерналистская  (лат. paternus - отцовский, отеческий)  роль.
  
   ? Меньчиков Г.П. Душа человека: историко-философский экскурс // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - N 1. - С.5-11; Меньчиков Г.П. Душа человека: некоторые закономерности её существования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - N 1. - С.9-13.
   ' Меньчиков Г.П. Неосознаваемое в структуре духа человека. - Казань: Познание, 2012. - С.291.
   Ё Там же. С.245.
   4 Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. - С.9; Ивентьев С.И. Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека // Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н. Аргунова; сост: А.Е. Антипова, С.В. Бояринцева, А.А. Лушавина, У.В. Куприна, А.Н. Нурутдинова. - СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. - С.153-164.
   5 Меньчиков Г.П. О проблеме идентификации "души человека" в структуре духовной реальности. Вестник Пермского гос. ун-та. Философия. Психология. Социология. - 2013. - N 4 (16). - С.57-64.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"