Есауленко Татьяна Владиленовна : другие произведения.

Магия искусства или проказы Фортуны

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Татьяна Есауленко

Магия искусства или проказы Фортуны

   - Нона, ты опять полуночничаешь?
   Нона, сидевшая за своим письменным столом, подняла голову от рисунка и посмотрела снизу вверх на вошедшую в комнату женщину, которой можно было от силы дать лет двадцать пять, хотя на самом деле она уже вплотную подошла к сорокалетнему рубежу.
   - Понимаешь, мама, у меня не получается рисунок. Хотела нарисовать кота, а вырисовывается что-то абсолютно невообразимое.
   - А ты не забыла, что тебе утром в школу, ты еще ученица, значит, школа - на первом плане, и потом, вспомни, что папа требует неукоснительного соблюдения режима. Завтра он приезжает из командировки, а у тебя в школе, мягко говоря, не все в порядке. Покажи-ка, что у тебя получилось.
   Она наклонилась над рисунком.
   - Ну, это действительно не кот, это размытое пятно, сквозь которое проглядывают чьи-то злые глаза. По-моему, ты зря теряешь время, живопись - это не твое призвание. Папа прав, ты должна заниматься юриспруденцией.
   - То есть пойти по стопам моего дорогого родителя? - Нона с насмешкой посмотрела в глаза матери. - А тебе не кажется, мама, что ты превратилась в папино эхо или в его отражение? Кстати, знаешь, почему у меня не получился кот? - И не давая матери ответить, продолжила, - да потому, что вы не разрешили мне завести дома кота или кошку, а перерисовывать картинку мне не хочется.
   - Фу, что за выражение - "завести", - поморщилась женщина, - ты же помнишь, что...
   - Что говорил папа по этому поводу, - со смехом закончила за нее дочь. -Помню, конечно. Я все его замечания и порицания прекрасно помню, если хочешь знать, сидят они у меня в печенке. Жду не дождусь, когда закончится этот учебный год, и я вырвусь из-под его деспотического влияния.
   - Все, все, все, не будем продолжать дискуссию, - артистично замахала руками мама, - а то мы обязательно поссоримся, и у меня разболится голова...
   - А у тебя завтра репетиция, и ты должна соответствовать своему положению, - опять закончила за нее фразу дочь.
   - Хороших снов, дорогая, надеюсь, ты благоразумно последуешь моим советам, - с этими словами женщина поспешно вышла из комнаты Ноны, а та снова наклонилась над рисунком.
   - Что это? - Нона откинулась на спинку стула. - Откуда здесь появилось это мужское лицо? Странно. Попробую слегка подправить, - она сделала несколько мазков и, прищурившись, наклонила голову набок.
   - Нет, это немыслимо, лицо мужчины стало еще рельефнее.
   Она с удивлением наблюдала, как лицо проявлялось все сильнее и сильнее. Вот явственно проступила седина на висках, темная с проседью бородка, оживали глаза. Карие глаза под густыми кустистыми бровями вдруг мигнули. Нона отпрянула, провела рукой по лицу.
   - Что это? Неужели мне это снится. Может мама права: надо вовремя ложиться спать, а то от недосыпа разыгрываются галлюцинации.
   Нона протерла глаза и посмотрела на лежащий перед ней портрет. Рисунок приобрел глубину, изображение мужчины отодвинулось, он уже стоял во весь рост, затем медленно стал удаляться, на рисунке проявилась комната, и по мере ее увеличения Нона все глубже погружалась в картину. И наступил момент, когда она поняла, что находится уже не в своей комнате, а в незнакомом помещении, и в этом помещении она не одна. Странно, что на нее пока никто не обратил внимания.
   Нона огляделась. Комната явно была проходной, из нее вели несколько дверей: одна - та, через которую она попала туда, другая вела куда-то вглубь дома, третья, - стеклянная от пола до потолка, была открыта настежь и выходила на застекленную веранду, тоже открытую так, что виден был двор с небольшими деревянными постройками.
   Комната освещалась свечами в металлическом тяжелом подсвечнике, стоящем на комоде у широкой кровати с высокой спинкой из металлических прутьев, представляющих собой затейливый узор. Из-за такого освещения комната была погружена в полутьму, правда, через открытые окна и стеклянную дверь в комнату проникали слабые лучи восходящего солнца.
   На просторной кровати полулежала молодая женщина в длинном темном платье с белым кружевным воротником и читала книгу. Рядом с ней спала или делала вид, что спит, девочка лет восьми. Мужчина с портрета быстро пересек комнату и исчез в глубине дома, а через эту же дверь вбежал молодой человек с копной кудрявых белокурых волос, в длинной просторной блузе с откидным воротником и в узких, непривычного для Ноны фасона, брюках, заправленных в мягкие невысокие сапоги.
   Следом за ним торопливым шагом вошла пожилая женщина в простом коричневом платье до пола, поверх которого был надет фартук, волосы женщины скрывал белый чепец.
   - Это что же за безобразие такое, скажи ты мне на милость, - громко выговаривала женщина, - всю ночь проколобродил со своими приятелями бездельниками, никому покоя не дал, и сейчас угомониться не можешь. Вон из-за твоих ночных бдений бедная Люси всю ночь глаз не сомкнула, и даже Машенька, испугавшись вашего хохота и шумных развлечений, перебралась из детской сюда. Ах ты, неслух , шалопай! Была бы жива твоя матушка, она бы, верно, тотчас заболела от твоих выходок.
   - Ну что вы, тетушка, все меня перевоспитать пытаетесь, - с громким смехом отвечал молодой человек, - я уж вырос из отроческого возраста, своим умом живу, служу искусству.
   - Ох, вы только послушайте, что он говорить изволит, искусству он служит, как же, все ночи напролет с легкомысленными девицами развлекается, с приятелями вином балуется, что же это за служба такая.
   - А такая, тетушка, что я - художник, я живу образами, видениями, а девицы, о коих вы ругательски упоминать изволите, это не просто легкого поведения девицы, а натурщицы. И труд их в своем роде тяжел, вот так.- Он крутанулся на каблуке, взмахнул руками, и его волосы в свете зарождающегося дня вспыхнули золотом. Тетушка невольно залюбовалась нежной красотой его лица, задорно блестевшими ярко-голубыми глазами, но стараясь не подать виду, пряча улыбку, продолжала сердитым тоном упрекать его за "молодецкие шалости", как она выразилась.
   Молодой человек подпрыгнул почти в балетном па и оказался лицом к лицу с Ноной. Он застыл, не завершив до конца прыжок, так что одна нога его на несколько секунд зависла в воздухе и с удивлением воззрился на Нону. - Кто вы, прекрасная незнакомка? Скажите, тетушка, уж не мерещится ли мне это видение? - Он продолжал так пристально разглядывать Нону, что она от смущения не находила себе места, не зная, что сказать или что сделать.
   Тетушка оглянулась и тоже уставилась на Нону, - а разве это не одна из твоих этих, как там ты их обозвал - натурщиц?
   - Помилуйте, тетушка, как можно сравнивать. Это же сама чистота и невинность. Однако, мне знакомо это лицо. Как вы мыслите, тетушка, у этого видения есть имя? Если есть, то оно должно быть таким же необычным, как и сама барышня. О, я припоминаю, что уже встречал это прекрасное видение...- Он прикрыл рукой глаза, стараясь восстановить запечатленный в памяти образ молодой девушки...
   - Где это ты, Петенька, мог встречать прежде эту барышню? - с подозрением глядя на молодого человека, спросила женщина.
   Петенька отвел от лица руку, обошел вокруг Ноны, разглядывая ее словно невиданное чудо и, наконец, с восторженным видом заявил, - во сне, да что я говорю, не в каком-то одном сне, а несколько ночей подряд мне являлось это удивительное видение. Помните, тетушка, вы еще спрашивали, не заболел ли я, поскольку с лица спал и от пищи отказывался?
   - Ах, да, да, припоминаю, ты будто околдован был образом незнакомки, я уж, грешным делом, боялась за твой рассудок...
   Они так горячо обсуждали появление Ноны, что она почувствовала себя неловко. В ее присутствии они с наивной бесцеремонностью говорили о ней так, как будто ее в комнате не было.
   Первой спохватилась тетушка.
   - Ох, что же это я, бестолковая, разве так принимают в доме тех, кого Бог послал? - И она обратилась к Ноне:
   - Откуда вы, барышня прибыть изволили? Из каких будете? Как звать-то вас?
   Нона растерялась, не зная, как отвечать на все эти расспросы.
   - Нона, - коротко ответила девушка и умолкла, не представляя себе, как можно объяснить этим людям свое появление в их доме.
   - Замечательно, - вскричал молодой человек, - подхватив Нону под руку и закружившись вместе с ней, - у моего видения оказывается есть имя, и вот чудо - оно удивительно подходит к ее образу.
   - Ты что же, шалопай, себе позволяешь? - возмутилась тетушка, - оставь барышню в покое. Вот мы ее напоим чаем, накормим, а уж тогда и расспросить можно: по каким делам, откуда, надолго ли...
   - Приземленная вы, тетушка, личность все-таки, - молодой человек не отрывал взгляда от лица Ноны. - Лучше скажите, куда подевали портрет незнакомки из моих снов? И не пробуйте даже уйти от ответа, - он погрозил ей пальцем, - все ваши помыслы мне ведомы, знаю, что мыслили - с глаз долой - из сердца вон. Ан, не вышло. Ожил портрет, ожил и в своем живом преображении еще куда как лучше выглядит. - Он радовался как ребенок, получивший давно желанный, но непредвиденный подарок.
   - Да, Петенька, будет тебе напраслину на меня возводить, стану я твои рисунки прятать! Просто позабыл ты про этот рисунок, завалил ты его другими работами, от того он и не на виду. Да, и, не обессудь что скажу, порядка у тебя там нет вовсе, а убираться не позволяешь, хлам сплошной, стыдно, ежели кто взглянет, что у тебя комнате творится.
   - Ах, оставьте, тетушка, ужо не надоело вам ворчать без дела. Я так счастлив сегодня: а вам все едино, неужто не поймете, что нам Фортуна чудо явила. Можно сказать - каверзы Фортуны.
   Женщина засмеялась и замахала на молодого человека руками, - опомнись, Фортуна - богиня удачи, игры...
   - Именно, именно, удачи, да ведь в том-то и чудо - незнакомка из сна, воплощенная в портрете, предстала перед нами в живом образе. Пойдем, мое видение, я сравню тебя с моим портретом, и ты поразишься, как точно я его списал с тебя.- Он подхватил Нону под руку и потянул ее за собой.
   Тетушка сначала семенила рядом, но быстро отстала, не успевая за энергичной прытью Петеньки. Нона почти бежала, влекомая порывистостью и неукротимой энергией молодого художника.
   У Петеньки словно выросли крылья, единым махом взлетел он на второй этаж, не отпуская руки девушки. Комната, в которую он буквально внес свою гостью, оказалась очень светлой и просторной, с широкими открытыми настежь окнами без занавесей и штор. Скудная обстановка: диван, длинный простой деревянный стол, несколько таких же стульев, высокий старинного вида шкаф - терялась среди всякого рода картин, от маленьких набросков, этюдов до огромных полотен. Весь стол завален бумагой, тряпьем, баночками с краской, кистями; тут же примостился наполовину опустошенный графин с вином и несколько грязных бокалов; тарелка с фруктами терялась в этом хаосе из несовместимых предметов. Картины висели на стенах, покрывали собой диван, подпирали стены, свешивались со шкафа. У окна стоял мольберт, за ним на невысоком помосте виднелось кресло. Нона поняла, что кресло предназначалось для натурщиц. Вид этой комнаты ошеломил девушку, такого беспорядочного нагромождения предметов ей еще видеть не приходилось. Пораженная этим художественным безобразием, она застыла на пороге, с испугом озираясь по сторонам. А молодой человек лихорадочно разбрасывал картины, вытаскивая все новые и новые из-под стола, из шкафа, из-под дивана. Вся середина комнаты уже была завалена картинами, и Нона с ужасом наблюдала, как растет на полу эта куча художественных полотен.
   Но тут Петенька издал дикий вопль, напоминающий боевой призыв индейцев, захвативших в плен бледнолицых и собирающихся снять с них скальпы.
   - Нашел, - завопил он , вытаскивая из-за дивана покрытую пылью и засыпанную штукатуркой картину. Он водрузил ее на мольберт, схватил со стола тряпку, смахнул с полотна следы времени и безалаберного отношения к порядку, и Нона замерла, не смея оторвать взгляд от портрета. По летнему зеленому лугу с тщательно выписанными полевыми цветами бежала девушка, она держала в руках маленький букет из сорванных на этой же поляне цветов, прижимая их к груди. Ветер растрепал по плечам ее волосы, светящиеся в ослепительных солнечных лучах. Вся ее изящная, застывшая в стремительном беге фигурка тоже излучала свет, свет веры, надежды, любви.
   Но что больше всего изумило Нону - это поразительное сходство девушки с ней самой. Нону пронзила зависть к этой девушке, она никогда не испытывала таких чувств, которые так верно сумел передать художник.
   Петенька обернулся, увидел грустный взгляд Ноны, и радость на его лице сменилась унынием. - Тебе не нравится? - выдохнул он , - неужели ты не видишь сходства?
   - В том-то и дело, что нравится, - дрогнувшим голосом ответила Нона.
   - Тогда откуда мировая скорбь?
   - Никогда, - Нона глубоко вздохнула, - никогда мне не быть такой счастливой в жизни, как на этом портрете.
   - Не может быть, - молодой человек запустил обе руки в свою растрепанную шевелюру, - ты приснилась мне такой, я изобразил тебя такой, и значит, ты будешь также счастлива.
   Нона улыбнулась. - Спасибо за пожелание, но , к сожалению, желаемое почти никогда не становится действительным.
   Молодой человек резко отвернулся от Ноны, подбежал к двери и, высунув голову, закричал, - тетушка, тетушка, поднимайся сюда, я нашел этот портрет...
   - Ну и зачем устраивать такой переполох, - тетушка остановилась на последней ступеньке лестницы, стараясь отдышаться.
   - Ноне не нравится мой портрет, - огорченно прошептал Петенька.
   - Что вы, - прижала руки к груди Нона, - потрет великолепен, он намного лучше оригинала, хотя не представляю себе, как можно было добиться такого сходства со мной, если меня здесь никогда не было.
   Она застыла перед портретом, забыв обо всем на свете: ушли куда-то все ее проблемы, остановилось время, а она погрузилась в эту портретную жизнь, в предвкушении осуществления счастливых мгновений, переживаемых портретным образом, так талантливо переданных художником.
   Петенька помог тетушке преодолеть последние ступеньки крутой лестницы, и они остановились рядом с Ноной, поражаясь ее сходству с изображением
   - А ты говоришь, что барышне не понравилась твоя работа, - прошептала тетушка, - да она вся там, в этом портрете, ничего не слышит и не видит.
   Они переглянулись и замолчали, переводя взгляд с портрета на его живое воплощение. Однако деятельная натура Петеньки взяла верх над его воспитанием, он не выдержал столь длительного созерцания.
   - Ну .прекрасная незнакомка, изволь объясниться. Как ты находишь сей портрет?
   Нона обернулась к молодому художнику, на глазах ее блестели слезы, она хотела что-то сказать, но голос перестал ей повиноваться, зато восхищение, написанное на лице, с избытком выдавало ее чувства.
   Петенька засмеялся, привычным образом сделал пируэт на каблуке, схватил Нону за руки и закружил ее в стремительном вальсе, виртуозно обходя попадающиеся на пути предметы.
   - Тетушка, я так счастлив сегодня, это же чудо - встретить вот так нечаянно олицетворение давнишней мечты. Готовь стол, будем праздновать!
   Вальсируя, он сумел подхватить и тетушку и закружил их обеих, подняв облако пыли, от которого тетушка моментально расчихалась.
   - Уймись, негодник, ааапчхи, оставь меня, ох, моя голова, ааапчхи, нет, нет, что это я, не оставляй меня, усади куда-нибудь, а то голова кругом идет, апчхи, да что же это такое? Все плывет перед глазами, аапчхэи. Нет, это невыносимо. Пылищи-то, пылищи.
   Петенька галантно усадил пожилую женщину в кресло, перестав вращаться, схватил портрет и вручил его Ноне. - Держи, это тебе!
   Нона смущенно улыбнулась и прижала портрет к груди. - Это правда? Ты мне его даришь? Насовсем?
   - На всю оставшуюся жизнь, - подтвердил со смехом Петенька. - Тетушка, а не пора ли распорядиться с завтраком?
   - Иду, иду, апчхи, ишь, какой беспорядок развел, перед барышней стыдно, - она с трудом поднялась и засеменила к лестнице, не переставая чихать и ворчать.
   Нона замерла посередине комнаты, пытаясь рассмотреть картины, разбросанные как попало по всей мастерской, но Петенька уже тянул ее за руку, что-то оживленно рассказывая, не обращая внимания на ее отрешенный вид.
   Они спустились на первый этаж и вернулись в ту же комнату, где молодая женщина продолжала лежать в кровати, читая все ту же книгу. Она подняла голову, окинула всю троицу недовольным взглядом и, лениво растягивая слова, произнесла:
   - Столько шума из-за какого-то портрета, вы бы лучше поинтересовались у этой девицы, откуда она взялась в нашем доме? Уж не мошенница ли она?
   - Побойся Бога, Люси, - всплеснула руками пожилая женщина, - да какая же Нона мошенница? Не бывают мошенницы с такими ангельскими лицами. Просто это ожившая мечта, Петенька думает, что это каприз Фортуны, а я так представляю, что это магия искусства. - Она взмахнула рукой, еще раз чихнула и поспешила распорядиться готовить завтрак.
   В комнату быстрым шагом вошел мужчина, портрет которого проявился на рисунке Ноны. Именно он непостижимым образом завлек ее в этот дом, поэтому Нона с опаской отнеслась к его появлению, не ожидая от встречи с ним ничего хорошего. Мужчина уже успел переодеться. Теперь он предстал перед ними в домашнем халате, на губах его играла ироническая улыбка. Он незаметно подмигнул Ноне, словно они сообща владели некой тайной, недоступной для других. Всем своим заговорщицким видом, он давал понять девушке, что ее появление так и останется тайной для окружающих.
   Нона почувствовала себя преступницей, незаконно проникшей в чужой дом, хитрая улыбка мужчины, его многозначительные подмигивания заставляли ее ощущать себя в его полной власти, потому что она не представляла себе, как может объяснить этим милым людям свое неожиданное появление в их доме. Она покрепче прижала к себе подаренный портрет, с ужасом ожидая, что вот сейчас, через несколько минут от нее потребуют разъяснений, и ей придется оправдываться и отвечать на вопросы о себе, о родителях, но ведь ответы покажутся им абсолютно неправдоподобными, фантастичными, ей не поверят и тогда... А что тогда? Она подозревала, что она объявилась не только в чужом доме, но и возможно в другом городе и даже в другом времени.
   Нона зажмурилась от страха. И тут ее закружило как на карусели, все быстрее и быстрее...Ей показалось, что незримый вихрь подхватил ее и, покачивая, как на морских волнах понес куда-то, очень мягко и плавно. Внезапно вращение прекратилось, Нона со страхом приоткрыла глаза и к своей радости поняла, что она снова находится в своей комнате, за своим письменным столом, а рядом стоит мама и что-то ей говорит.
   ...- постель не тронута, значит, ты всю ночь провела за столом, это безобразие, наплевательское отношение к своему здоровью...
   Мама еще что-то высказывала ей с сердитым выражением лица, но Нона ее уже не слышала, она обратила внимание, что что-то держит в руках. Ну, конечно, это же ее портрет, созданный этим замечательным молодым человеком, кажется эта милая пожилая женщина называла его ласково Петенькой, ну да, точно - Петенькой. Нона положила портрет перед собой на письменный стол.
   - Что это? - прервала нотацию мама, - Боже мой, какая прелесть. Кто это нарисовал? Это ведь ты, Нона? Откуда это у тебя? Я никогда не видела раньше этого портрета.
   Мама задавала вопросы так, словно и не ожидала, что Нона на них ответит. Она взяла в руки портрет.
   - Это ты и в то же время не ты. Такой счастливой я тебя никогда не видела. Кто написал этот портрет?
   Она пристально посмотрела на дочь, неужели это ее девочка, когда же она успела вырасти?
   - Ты ничего не скрываешь от меня, Нона? - спросила мама. - этот странный портрет, взявшийся неизвестно откуда... Что происходит? Ты должна мне объяснить, кто написал его.
   Нона с улыбой повернулась к матери, - один замечательный человек, талантливый художник...
   Мама перебила ее, - кто он, я его знаю?
   - Нет, - со смехом покачала головой Нона, она смеялась, а в глазах застыли слезы, - ты его не знаешь и никогда не узнаешь, так же как и я.
   Мама раздраженно пожала плечами, - что за ерунда, ничего не понимаю. Что же это такое?
   - Все очень просто, - грустно ответила Нона, - это можно назвать шуткой Фортуны...
   - Причем тут Фортуна? - снова перебила ее мама, - Фортуна - богиня удачи, какое отношение она имеет к этому портрету?
   - Тогда это можно назвать магией искусства, хотя мне больше нравится другое объяснение.
   - Какое? - недоумевающее спросила мама.
   - Проказы Фортуны, - ответила Нона и отвернулась, чтобы скрыть от мамы непрошенные слезы.
  
  
  
  
   -------
  
   2019. Т.В. Есауленко
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"