Утренний туман уже почти рассеялся. Мне остается прийти в себя после вчерашней аварии и привести в порядок пещеру. Первосортный камыш сегодня не радует, уж очень дорого обошелся, пришлось работать целых пять дней. Раньше было дешевле. А тот, что ниже сортом, истрепывается за те же пять дней. Нельзя же работать только за камыш! Сегодня день, свободный от работы, а дел в пещере хватает, как всегда.
Отнесу белье на водопад, а по дороге назад надо отметиться в Пункте свободного времени. Сегодня передвигаться смогу только пешком, так как Браток после вчерашнего происшествия еще не оклимался. Он прядет ушами, ждет прогулки по Гаю.
Совершенно не понятно, откуда взялось это название - Гай. Луг, как луг, почему бы не пронумеровать его, как все прочее на свете? Тут, когда новые жильцы появляются, всегда шум поднимается: ищут свой луг по номеру, и попадают в соседние районы, а тамошние обитатели начинают скандалить. Зато наш Гай - самый дружный в кругозоре. Да и животные ладят между собой. Вот как сказываютсяхорошие отношения между хозяевами! Мы-то в центре кругозора живем, я не вижу, как там за горизонтом, но передают всякое...
Пойдем, Браток, отведу тебя на пастбище, туда сегодня соседка со своей Ахинеей собиралась. Попасешься вместе с красавицей Ахинеей. Давай-ка я лапу тебе перебинтую заново, а с копытом сходим завтра к кузнецу. Знаю, что больно, но я не смогла это исправить самостоятельно.
Вчера у меня до истерики дошло: не хватило сил подковать клячу. Слабею, наверное, с возрастом. Ну, что ж, отработаю потом твою подкову, Браток. Только бы не в кузнице отработка досталась. Но как это сделать? Вот он, камень преткновения: для себя и то не сумела сделать, так как же я кузнецом-то буду? Даже, если - только половину дня, и то... Сраму только наберусь. А по прямой отработке так и выйдет: услугу в кузнице придется именно там и отрабатывать. Это справедливо.
Ну, давай, Браток, иди, похромай по лугу, наберись сил. Мне без тебя трудно будет сегодня, но я уже настроилась, справлюсь.
Сетка с бельем с первого раза прочно зацепилась за выступ. Уже маленькая радость! Водопад сейчас бурный, прекрасно всепостирается. Мой зацеп - на хорошем месте: там как раз только начинаются завихрения потока. И колотит прекрасно, и не срывает, как у некоторых. Так что я могу спокойно оставлять белье без присмотра.
В Пункте свободного времени (ПСВ) мне надо только отметить сегодняшний день. Ах, да, и про кузницу узнать, когда и где отрабатывать Браткову подкову. Долгов у нашей семьи нет. Благоверный в эти дни работает за продукты, так что у нас уже достаточное количество припасов. Сегодня он рыбачит. Ну, рыбалка - дело не надежное, улов никогда не прогнозируется. Но что-нибудь да принесет, рыбаку заплатить обязаны.
Вот это слово - "заплатить" - тоже совершенно непонятное. Если только от - "заплатка". Тогда правильно было бы говорить "заплаткить", а? Или нет? Но как же рыбку в заплатку превратить? Только, если ее шкурой заплатки ставить. Наверное, предки так и делали. Надо зарегистрировать слово на себя, пока никто другой не догадался. В Фонд разума на обратном пути зайду. Все пунктик прибавится. Интересно только, почему "платят" только рыбакам. Ведь из коровьей шкуры, к примеру, тоже заплату сделать можно, но там, на бойне, "конвертируют" за работу. Ну, тут понятно: мясо мы приносим, помещенное в шкуру, как в конверт. Но это слово уже запатентовано.
В ПСВ я отмечаю свободный сегодняшний день, но аванса на кузницу нет. Она нам достанется только через пять дней. Это много. Уклад семьи будет почти парализован. Сегодня дети отправились в школу на соседкиной кляче. Срам какой!
Завтра, как выяснилось, отправляют файл за горизонт, в западный кругозор. Тридцать персон - это большой файл. Там, в соседнем кругозоре, сами с чем-то справиться не могут. Интересно, на что меняют работу?
Я немножко потолкалась в толпе, хоть и надо было поскорее отправляться домой. Выяснилось, что там, у соседей, завал с земляными работами. Ну, глины у нас дома уже предостаточно. Обуви я налепила на всех, она уже и высохнуть успела. Дети быстро все не перебьют. Зачем нам еще глина? Прямо, хоть в кузницу напрашивайся! Чужих кляч подковывать,- не так душа болит. Там еще кто-нибудь будет, справимся вместе!
Ан, не тут-то было! Некстати я под руку попалась! "Завтра тебе,- говорят, - в соседний кругозор". Ну, как тут спорить? Я ж сама осветила свое время. Если муж свободен завтра, без Братка обойдусь, его Ханжу возьму. Ладно уж... Поеду за глиной.
Фонд разума - одно из самых любимых мною мест. Жалко только, что патентуют долго, и до конца патентования результаты не обнародуют. Я тут часто бываю, стою подолгу у Новостей, любуюсь открытиями.
Вот сегодня в Новостях:
"Рыть-корыто-корысть".
Ну, тут связь прямая и очевидная: нарытое кладут в корыто, имеют корысть.
Как это я не догадалась? Надо быть внимательнее.
"Голень-гол".
Объяснение: голень видна, когда нет одежды.
Согласна.
"Нос-носить-носитель-носки".
Нос носит носитель (индивидуум с носом), нос носят носки (много индивидуумов, которые носят нос).
Изящно. Вот почему мой муж - носок, а я - носка по той же причине. Наши предки были носками, хорошо и логично мыслящими. Значения слов речи хранят Великую Историю. Мы живем в Малой Истории, но связь двух эпох очевидна. Вот они, свидетельства разума и логики наших предков - слова!
Ну, и количество фантов за открытие тоже многое значит для всякого. Высокая сумма балов дает большие преимущества в жизни носка.
Анука:
Сегодня у меня - совсем необычный день. В школу ехали на соседской кляче: я, Глюм и Дуся-соседка. Ее кляча - трехгорбая, места хватило всем. А на втором уроке в класс ввели новенького. Больше уже никто урочиться не мог до конца уроков, учителя так и не смогли успокоить класс.
Дело в том, что новенький... Ой, простите меня! Я смеюсь вроде бы без причины, да? Нет, вы вникните! Новенький - странный-престранный носок. Правда-правда! Ну, для начала скажу, что голова у него обрита наголо, но видно же, что на ушах и шее волосы не росли никогда! Вообще! И весь он белый, как капустный червяк! Ну, ладно, дальше не буду рассказывать, все равно никто не поверит. Он в наш кругозор вчера только приехал. Какой-то он тупой. Все сразу заметили это, и давай веселиться! Кто носом клюнет, кто когтем зацепит. А отличник наш, тот вообще хвостом за крюк зацепился и сверху новенького за уши дергал. Умора! И где он только раньше жил? Интересно, как его там выносили?
Потом в класс зашел директор и сообщил, что раз мы все сегодня урочиться не в состоянии, он всех отпускает домой, а вечером - родительское собрание. Красота! Я за это чуть было не простила новенькому его придурковатую конституцию.
А че? Мы попрыгали немного возле школы, а тут и Дуся приехала.
Директор школы:
Уважаемые родители! Я был вынужден собрать вас сегодня по причине, не связанной с успеваемостью. У нас в школе - неприятность, - к нам поступил новый ученик. Я вижу, что этот парень - совершенно безобидный молодой носок - является причиной постоянной нервозности в окружающем его психологическом массиве.
У несчастного ребенка - конституция, поражающая сознание всего носкового сообщества! Совершенно не понятно, почему это сообщество, имеющее основным принципом существования и развития Великий Закон Разнообразия, по сути дела, вынесло страшный для юноши вердикт - отстранить!
Возбуждение, охватившее школу сегодня, не проходит само по себе с течением времени. Это известно из чужого опыта, это уже поняли специалисты и в нашем случае. Класс не сможет воспринимать знания, если не приложить определенных усилий. Управа уже вынесла решение приступить к программе адаптации сообщества к данной ошибке природы. В силу вступает Великий Закон Разнообразия. Вы должны помочь вашим детям осознать, что по закону они обязаны смириться с любым проявлением разнообразия в природе.
Классный соглядатай:
Уважаемые носки! Мальчик попал в нашу школу, и я по долгу службы обязан защитить достоинство его личной конституции. Нарушители Закона, может статься, понесут заслуженное наказание. Оно бывает достаточно суровым. Вы это и сами знаете. Но надо ли доводить дело до экзекуции?
Я обязан сообщить вам, что история рода Олена еще только изучается наукой. Насколько мне известно, его фамильное дерево не выстраивается. Нет исторической базы. Странно, да? Каждый из нас в момент рождения уже имеет свое Дерево Рода. Слышу ваш вопрос: где же мог находиться этот носок с самого рождения и до настоящего времени? Выясняем.
Оторванность от сообщества не привела к подавлению умственных способностей юноши. Это - абсолютная правда. Некоторые странности, однако, уже высветились. К примеру, он не помнит, чтобы с ним проводилась процедура омагничиваниямозга. Странно, да? Однако программа ультра класса им освоена полностью. Наука пока не может объяснить этот феномен. И мы, и наши дети в четыре года получили от сообщества этот подарок - омагничивание мозга. Нам известно, что упустив такую возможность в этом именно возрасте, мы отстали бы от сверстников в умственном развитии. Это - аксиома жизни. Но вот вам индивидуум, усвоивший сполна ультра класс без омагничивания! Странно, да?
Так что не будем делать выводов прежде, чем наука разберется с этим казусом природы. Вы поможете мне успокоить ваших детей. А для этого сначала успокойтесь сами.
Я попросил ученика представиться вам, родителям его одноклассников. Прошу вас настроиться на абсолютный покой при лицезрении. Уверяю вас, это очень интересный тип существа. Скорая помощь и психологи готовы помочь вам преодолеть шок.
Прошу Вас, юноша!
Майла:
Да, медики были на подхвате. Они-то меня и подхватили. В буквальном смысле.
Я не могу объяснить, что же шокирует в этом существе. Подобное чувство охватило меня однажды, когда я смотрела в глаза большому пауку. Его глаза с виду - всего только две черные точки, как вы понимаете. Но было ощущение внимательно следящего взгляда существа из иного мира. Казалось, что он, паук, знает обо мне все и смотрит с холодным презрением. Это - в случае с пауком.
Но у мальчика есть веки (хоть это - в прядке). Стопы ног - удлиненные. С задней стороны стопы не видно ни шпор, ни пятого пальца. Ширина верхней и нижней частей туловища - практически одинакова. Уши как бы пришлепнуты к голове. Шерсти почти нет, обрита только голова, - явная симуляция якобы имевшегося ранее бархатного покрова. Ни сзади, ни спереди туловища - ни одного более-менее приличного горба.
Ну, не могу рассказывать дальше. Меня шокируют даже воспоминания. Говорят, что семья его прячется от носков, а его решили "встроить" в сообщество.
Что-то я не очень верю насчет семьи. Где они могут прятаться, если Глобус полностью разделен на кругозоры? Горизонты - вкруговую - охватывают полностью каждый кругозор. К горизонту со всех сторон прилегают соседние кругозоры. Каждый ребенок знает, что из центра любого кругозора должна быть видна вся его территория, на то он и кругозор! И каждый житель знает свой кругозор вдоль и поперек. На глобусе нет пустых кругозоров, начиная еще с Великой Ассамблеи Расселения Носков (ВАРН).
Так где же могло прятаться семейство с особой конституцией несколько поколений подряд? И как ему достались знания без контактов с сообществом? Загадка на загадке. Можно посочувствовать нашим детям. Я бы тоже не смогла сохранять спокойствие в соседстве с таким носком. А носок ли это? Может быть, какое-то подобие моего Братка? Однако же, - говорит и урочится!
Тезисы к отчету
Шок испытали и эти, новые для меня, одноклассники. В очередной раз убеждаюсь, что их преклонение перед "разнообразием" имеет определенные пределы.
Факты:
Мутация умственных способностей практически прекратилась примерно три поколения назад. Большую роль в этом сыграло ОМАГНИЧИВАНИЕ мозга, обязательное для всех обитателей планеты, которое позволяет с раннего детства установить одинаковые для всех умственные возможности. Эта процедура дает необходимые для выживания уровни логического мышления и памяти, а также навыки безречевой передачи мыслей. Последняя же позволяет управлять скоростью накопления сведений об окружающей действительности без всяких усилий со стороны молодежи. Для усвоения программы любому ученику необходимо и достаточно находиться в пределах досягаемости обучающего излучения.
Вывод (субъективный):
Уравнивание возможностей усредняет интенсивность мышления. Мне гораздо легче общаться со старшим поколением, которое имело больше свободы в процессе развития индивидуального интеллекта. Речь, практически неупотребляемая молодежью, довольно активно применяется в повседневном общении стариками.
Факты:
Выделенная более ранними поколениями часть населения, называемая "наукой", стремится в настоящее время:
- сохранить оставшиеся в практическом применении навыки речевого общения,
- закрепить их в письменном виде,
- собрать от населения планеты любые лингвистические факторы: слова, фразы, и т.д., которые до сих пор спонтанно "вскакивают" в сознание обитателей планеты (в большинстве случаев - без всякой связи с мыслительным процессом, проходящим в настоящий момент).
Вывод (объективный):
Так называемая "наука" предполагает, что Большая История (в дальнейшем - БИ, то есть - время землян) являлась более развитой цивилизацией. Раскрыть тайны древней цивилизации при помощи внеречевых мыслеобразов до сих пор не удалось.
Указанная неудача вполне объяснима: их мыслеобразы СКОЛЬЗЯТ НАД нашими представлениями о мире и его устройстве, не входя в суть этих представлений.
Вывод (субъективный):
Научная базаразвития древней цивилизации землянами не воспринимается.
Факты:
Биологическая мутация, последовавшая за взрывом, привела к развитию на планете субъектов, сильно отличающихся конституцией от собственно человека, а так же - между отдельными особями, населяющими планету Земля.
Процесс адаптации к новым условиям, установившимся на планете, выдвинул свои жесткие требования к анатомической конституции потомков новых землян. Приспособление к этим требованиям пошло многими различными путями.
Вывод (объективный):
Нарушения на генном уровне привели к огромному количеству вариаций строения организмов всех выживших биологических видов планеты.
Вывод (субъективный):
Возможно, эта мутация в настоящее время приостанавливается самой природой. Анатомические вариации конституций биосуществ в настоящее время вызваны суммированием или отбраковкой признаков родительской пары.
- Ты закончил свой отчет, сынок?
- В черновом варианте. Этот первый отчет получился слишком обобщающим. Но иначе там, в Центре, не поймут ничего из моих будущих сообщений.
- Ну, как у тебя день прошел?
- Мама, ты их видела? Если я подготовил себя ко многим неожиданностям, то они ведь не представляли, с чем или с кем столкнутся с утра пораньше. Уже в третий раз убеждаюсь, что их пресловутый Закон Разнообразия они воспринимают, как защиту копыт и хвостов.
- Придется менять школу?
- Кажется, меня берется защищать администрация школы. Будь добра, свари для меня пельменей. Я быстренько отправлю отчет и поднимусь к тебе.
Мама взялась стряпать пельмени. Невеселые мысли ей удалось изгнать из головы. Надолго ли?
Пещера в этой части освещалась светом от световодов и имела почти "человеческий" вид. Верхняя же часть была обустроена в местных традициях: связанные лианами тюки камыша служили лежаками, у входа выстроилась в ряд глиняная обувь со стельками из меха животных. Каменные кубы для воды занимали почетное центральное место в пещере. Скорлупа больших и малых орехов служила посудой.
Глюм:
Сегодня я с удовольствием отправился в школу. Хотел хорошенько рассмотреть новенького. Вчера от одного его вида у меня голова разболелась. Но этого никто не заметил, а то бы отправили на самонастрой. А все равно, если наши не успокоятся, сегодня самонастраиваться будем все, только уже с психологом.
Мы снова ехали на Дусиной кляче. Анука по дороге слишком умничала, пришлось перекрыть поле. Подумаешь, старшая сестра! Три вдоха разницы всего, а нос задирает постоянно. Я еще понимаю, кому не повезло родиться близнецами, - у тех разница большая. А в нашей семье отклонений никогда не было, всегда близнецы рождались. И откуда у нее это зазнайство? Мне ее поле, прямо-таки, колючками в голову вонзалось, пока не перекрыл.
Мама вчера открытие патентовать ходила, еще фанты получит, я уверен. Ей уже совсем немного фантов добрать осталось, чтобы обменять на свободное время. А у некоторых, я знаю, в семьях никогда фантов и в глаза не видели. Я-то вообще не понимаю, кому эти слова и словари нужны. Веками обходились без слов. Они только голове работать мешают, как сестрица моя. Когда Анука вот так задирается, я всегда думаю, что лучше бы она словами кидалась: я бы уши закрыл, и все. И говори она, что хочет! Я бы только язык ей показывал.
Так нет же, она меня полем донимает. Только задумаюсь о чем-нибудь, Анука - шлеп!- мысль какую-нибудь идиотскую подкидывает.
А этот новенький вчерашний сразу словами кидаться стал. Вчера он поле, ясное дело, отключил. А сегодня я не понял, что с ним творится, в обмороке, что-ли, постоянно, или мозги спят, когда он в школе? Сидит, как приклеенный, на учителя смотрит! Да ты поле не выключай, и все в порядке. И сидеть не надо, носись себе по терминалу, урочься спокойно! Или его ноги не держат от волнения? Нет, этот парень, явно, - со сдвигом.
Майла:
Ну, этот день я отработала, завтра еще один день буду на глине. Мы сегодня грунт насыпали, у них там границы водопада размыло. Я совком землю носила. Лопата только бригадиру досталась. В середине дня какой-то твердый ком из совка выпал. Я в руку его взяла, а мне сказали, что это не глина вовсе, а металл, золотом называется. И что, если его пооббить немножко и потереть, он заблестит. А нет у меня времени камни оббивать, думаю. Но потом я еще таких несколько штук нашла и взяла домой вместе с остальным бартером. Пускай в куче с глиной полежит. Может, и обобью на досуге. Посмотрим, как блестит. Все - детям развлечение.
О новом ученике народ уже повсюду судачит открыто. Многие успели на него посмотреть. Пошел слух, что якобы род его древнее Малой Истории. Да быть такого не может! Мы к Большой Истории добросовестно относим все, что осталось от древней цивилизации после Цепного Взрыва. А то, что появилось на Глобусе после катаклизма, относится уже к Малой Истории, которая развивается самостоятельно, ибо была утрачена Память Большой Истории. Остатки их речи, которые приходят в головы сами по себе, и грамотность, т.е. способ заставить речь застыть, - вот все, что досталось нам от древних. Уж как они свой мир загубили? А МИ - время замечательное! Ученые что-то там откапывают в прямом и переносном смыслах, такое, что и в голову не придет нормальному носку. Огромное количество книг, которое удалось найти ученым, - зачем это? Когда их читать и к чему? Мне все, что надо, и так полем приходит. Чудной же народ жил на Глобусе!
Я люблю его, Глобус. И развитие разнообразия личных конституций, - ну, не прекрасно ли это? Послушать ученых, так в БИ все индивидуумы имели одинаковое строение тела. Фу, как это скучно! Ну, и как тогда мужа выбирали? Они же все были один в один, - тело плоское, руки-ноги у всех одинаковы...
Ну, и - открытия слов, говорят, это - необходимейшее дополнение к науке. Ученые пытаются по книгам восстановить преимущества древней цивилизации. А мне и так жить нравится! Завтра еще глины принесу.
Глюм, я знала, что ты не спишь. Ты все понял, что я думала? А теперь пора спать.
Анука:
Сегодня новенький подошел ко мне совсем близко, и я поняла, почему у нас в классе в день его появления была паника. У него глаза не такие! Веки есть, а пленки нет: как только веко поднимается, сразу же зрачок виден. Я уставилась на него, а он - на меня. Мне теперь даже больше нравятся такие глаза, как у него, чем наши. Я попробовала его успокоить, но, ясное дело, он ничего не понял. Похоже, так и живет с выключенным полем. Конечно, так ему спокойнее у нас первое время.
Я почувствовала жалость к нему и уже словами кинула, что не мешало бы когти отрастить, ну, длиной хотя бы с треть ширины ладони. Все-таки чуть более нормальный вид у него был бы.
Новости и странности
Глюм
Анука совсем с копыт сошла: от новенького не отходит. Над ним все смеются, кто открыто, кто из-под тишка. И над нею скоро станут смеяться. А мне-то зачем эти неприятности?
Мы в футбол играли. Все носки как носки - с мячом по полю скачут, а этот - без когтей на ногах. Как ему мяч ухватить? Да мне чихать на него, а Анука вся зелеными волдырями покрылась. Пришлось Ханжу еще раз гонять за нею, забирать после самовосстановления.
Отец рыбину интересную принес. У нее глаза - с ресницами. Прямо, как у Братка! Я никогда раньше не видел рыбьего глаза с ресницами.
Анука
Я вернулась с восстановления, а тут отец рыбу принес. И у одной рыбки глаза, как у Олена - серые и с ресницами! Вот, что это за знак? Я уверена, что этот знак подан кем-то именно мне.
Или снова ехать восстанавливаться? Свихнусь скоро.
Сейчас мама с папой те грязные камни оббивают. Что-то не верится, что заблестят, как лунная дорожка.
Вход в пещеру не закрывался, так было у всех вокруг, так оставили и они. Дождей тут не случалось. Два ежедневных тумана обеспечивали круговорот воды в природе. Пещеру для себя Олен с матерью нашли только неделю назад и с большим трудом, затем оборудовали некий подпол, уже более напоминавший им привычный уклад жизни.
Все пещеры здесь были рукотворными, из глины и круглых камней. Их дружно лепили всем сообществом для всех молодоженов после Дня Свадеб, точнее, одной большой свадьбы для всех, кто решил жениться в этом году. Второго такого дня в году не было. Пещера снаружи имела вид купола в форме полушария с единственным проемом - дверным. Многие семьи надстраивали пещеры для своих детей над двумя-тремя другими пещерами. Издали такое строение напоминало муравейник.
За несколько дней Олен уже примелькался в среде одноклассников. В плане психологическом находиться здесь стало легче, однако требовалось постоянно быть настороже и стараться даже в мелочах не отличаться от этой молодежи. А это было практически невыполнимо: не только нюансы его поведения, - даже самая мелкая деталь местного обихода в любой момент могла преподнести сюрприз. Следовало искать возможностей не столько общения, сколько присутствия вблизи и среди землян, когда они заняты своими ежедневными, привычными делами. Только так можно было изучить их быт.
Сегодня Олен решил, что матери каким-то образом нужно научиться вести домашнее хозяйство по образу местных жителей. Тем более что со временем ей придется встраиваться в систему жизнеобеспечения землян. Для нее это тоже будет не просто, но оттягивать начало было опасно, могли появиться подозрения со стороны аборигенов.
В этот раз они с матерью скрылись в подпол и пообедали привычными блюдами, остерегаясь распространить запахи нездешней кухни. За обедом Олен высказал опасение, что если мать не показывается на глаза публике, она увеличивает риск вызвать не нужное любопытство. Дело в том, что натуральное хозяйство требует постоянного пополнения запасов, а значит, и выхода на "трудовой фронт".
- Мама, я считаю, что ты должна попробовать готовить еду, как это делают они. Хотя бы инсценировать процесс.
- Но я не знаю, как они готовят мясо без нагрева и огня. Только, если сушить его на солнце... Это не делается за один день.
- Нет, мам, они используют эти два ежедневных приступа жары. Мясо и рыбу готовят при наступлении вечернего тепла, когда воздух раскален. А утром питаются только растительной пищей.
- Я не могу привыкнуть к тому, что в сутках - две ночи. Уж лучше бы сутки были короче в два раза!
- Ну, на самом деле, в середине дня мы имеем не совсем ночь. Это, скорее, - белая ночь.
- Но солнце весь день мечется по небу. Это что?
- К этому нам тоже придется привыкнуть. Напомню тебе, Цепной Взрыв привел к тому, что Земля обрела дополнительную степень свободы: вращаясь вокруг вертикальной (в нашем понимании) оси, она стала совершать колебательные движения вокруг оси горизонтальной. Вспомни. Это то, что дети на Луне называют "Земля кувыркается". Зато здесь очень красиво, правда? Ежедневно - полчаса Северного Сияния, как оно описано в мемуарах.
- Хорошо, сынок, скажи мне из чего и как готовить.
- Сегодня, пока мы не в курсе, отдыхай. Я должен сходить и посмотреть, что и как они делают для еды.
Олен сидел в юбке из желто-зеленых листьев. Такую пачку носили носки, когда не занимались чем-либо серьезным. Другая одежда, доставшаяся ему по счастливой случайности, подходила для занятий в школе. То был костюм, состоявший из кожаных штанов и короткого пончо. С одеждой для матери было сложней, надо было в кратчайшие сроки изготовить наряд для нее, иначе "на люди" ей невозможно было показаться. Пока что легенда о семье, перебравшейся сюда по причине "трудного подростка", выручала, но долго жить, отстраненными от "сообщества", не представлялось возможным.
До сих пор он выходил из дома только для посещения школы, но назрела необходимость стать, пускай и странным, но все же своим в этих краях. Впервые надев пачку, Олен выставит на всеобщее обозрение большую часть кожного покрова, а он отличался от того, что какой имели новые земляне. Их кожа была густо покрыта не мехом, а особыми ворсинками, напоминавшими бархат и носившими название "бархатный покров". "Чистым" оставалось только лицо. Но выйти к носкам ему все-таки придется. Пускай привыкают. Иного выхода нет.
А там, на Луне, они и представить себе не могли, что Земной шар (по-здешнему - Глобус), обитаем полностью.
Пострадавший шарик
С трудом осознавалось то, что мыслящие существа, обитающие на планете, были потомками их же предков. И предков - неразумных, накопивших на земном шаре такое количество боеприпасов и уничтожающих биосферу веществ, что при первой же серьезной механической встряске Земли все, что могло взрываться, гореть, извергать и отравлять, начало свое черное дело, и пышущая жизнью планета в считанные дни превратилась в мертвый шарик. Запасы воды обратились в пар, поверхность Земли оплавилась, и густое горячее варево ее недр растеклось, выравнивая рытвины, бывшие ранее дном океанов и морей. Позже вода все-таки вернулась на землю, превратив впадины остывшей лавы в русла рек и водоемов.
Со стороны Луны в это страшное время велись съемки. Архивы хранят в записях долгий спектакль катаклизма. Большая группа ученых-исследователей, находившаяся в это время на Луне, поняла, что отныне она - единственный островок жизни во Вселенной. Эти люди стали называть себя лунянами, их желание сохранить человечество, как таковое, было вполне естественным. По прошествии времени коллектив исследователей превратился в народ, в котором каждая жизнь ценилась на вес золота, как сказали бы на старой Земле.
Посещение Земли считалось опасным для человека, о возвращении туда запрещалось даже говорить. Однако, как выяснилось, матушка-планета не утратила способности зарождать жизнь. И однажды среди обычно наблюдаемых мхов, травянистых кочек и лесных массивов земной флоры с Луны заметили движение некоей биологической (!) субстанции.
С этого дня земная поверхность была признана обитаемой и наблюдалась лунянами более тщательно. И тогда созрело предположение, что существо разумное - человек - никогда не покидало планету. По основной версии, в момент Цепного Взрыва некоторые люди находились глубоко под землей (выражаясь более точно, - внутри Земли) и не вышли сразу на поверхность, уже не пригодную для жизни. Они жили под защитным покровом самой земли, создавая для себя более-менее комфортные условия. Объемы воздуха? Вода? Наличие пищи? Энергия и освещение? Только находясь на самой Земле можно было разгадать загадки адаптации к тотальным изменениям условий для жизни на планете. Эти последние привели ко всеобщей мутации всех последующих поколений немногочисленной популяции землян. К моменту выхода на поверхность планеты они были уже достаточно подготовлены к освоению искалеченной планеты.
В новом витке естественного отбора человек получил способность передачи мыслей на расстояние, а также более уравновешенную анатомическую конституцию. К примеру, легкие расположились, как перед позвоночником, так и позади него, форма стопы изменилась таким образом, что след человека теперь имел форму полукруга, а следы двух, прижатых одна к другой стоп - полный круг.
Земная наука бережно хранила все, что имело отношение ко времени Большой Истории. Технически не развитая, новая цивилизация жила в стадии натурального обмена, единственной разменной единицей которого был "день работы".
Неведомый принцип
Земля окутывалась туманной пеленой два раза ежедневно - после утреннего и дневного рассветов. Олен вышел из пещеры и сквозь слабеющую пелену дневного тумана направился в сторону центра кругозора. Отойдя от пещеры на пару километров, он сел на придорожный камень, чтобы осмотреться.
Перед ним простиралась зеленая равнина, на которой там и сям муравейниками возвышались жилища, из прозрачной речной воды иногда выпрыгивали пестрые рыбки. Горизонт (граница кругозора) был обсажен лесными массивами. Непременный атрибут каждого района - водопад, скорее всего, сооружался жителями для каких-то хозяйственных нужд.
Олен решил начать прогулку с посещения водопада. Поток воды срывался вниз примерно с пятиметровой высоты, сверкая чистой водой, переливая и перекатывая ее от верхних камней к нижним, по дороге дважды разбиваясь о пороги. У подножия водопада вода закручивалась водоворотами и текла дальше уже в речном русле. На выступах порогов висели и болтались из стороны в сторону похожие один на другой тюки, помещенные в зеленые сетки из лиан. В воздух весело устремлялись искрящиеся на солнце брызги, дополняя сияние большой послетуманной радуги. К водоему прилегали луга с высокой травой и редкими кустарниками. Планета показывала Олену свое очаровательное лицо.
Некоторое время он находился здесь один. Было желание пообщаться с кем-нибудь из местных, не попадая в места большого скопления народа. Вскоре верхом на кляче к водопаду подъехала молодая женщина, облаченная в одеяние из сине-зеленых листьев. У самого водоема она спешилась и схватилась за закрепленный на спине животного большой тюк. Юноша решил, что настала пора действовать.
- Эй, - закричал он. - Давайте-ка, я помогу Вам!
Женщина вздрогнула, повернулась и осуждающе смотрела на него.
- Я только помочь Вам хочу, - стал оправдываться Олен.
- Вот-вот, и я о том же, - ехидно заговорила женщина, - Кто учил тебя оскорблять носков? По-твоему, я сама не справлюсь? И что, в вашем прежнем кругозоре каждый демонстрирует свою неспособность к работе?
Она отвернулась и понесла свой тюк к бурлящему водопаду. Олен последовал за ней, бросая вдогонку:
- Что Вы, что Вы? Я не имел намерения умалять Ваши достоинства!
- А потом бы пошел в Управление требовать часть моих вещей за свою помощь, - ворчала женщина.
- Да нет же, без всяких дальнейших претензий! Разве я не могу помочь женщине?
- Только чтобы подчеркнуть ее слабость? Нет уж, в сообществе все равны!
Было похоже на то, что данный контакт зашел в тупик. Олен понял, что в том, что она сейчас говорила, был неведомый ему общеизвестный принцип. Из двух возможных вариантов выхода из положения (уйти или напрямую спросить об их понятиях о помощи) ему не нравился ни один.
Между тем женщина замолчала и стала цеплять тюк за острый камень, выступающий из водяного потока. Сетка никак не закреплялась, соскальзывала в воду. Олен поднял большой камень и положил его поверх зацепа в момент, когда сетка в очередной раз охватила выступ. Женщина повернулась лицом к Олену и хлопнула веками. Пленки, заслонявшие зрачки, чуть дольше задержались на поверхности глаз. Он уже знал, что это - признак нервозности.
- Я помог не тебе, я помог водопаду стирать твои вещи, - сказал он ей.
- Я только что сообщила то же самое тебе.
- Будь добра, бросай мне лучше слова, - попросил Олен.
- А что случилось с твоим полем? Я не могу до него добраться.
- Выключено. Я пробую общаться только речью, как это делали наши предки.
- Тогда тебе придется отказаться от многих прелестей жизни. Слова не всемогущи.
- Но ты же говоришь со мной, не так ли?
- Я произношу малую толику того, что думаю. Другие вообще могут отказаться общаться с тобой.
- Сейчас это не важно. Скажи, когда ты приедешь за бельем?
- Скоро. А должна была бы сидеть тут, если бы не помощь этого камня. Не говори никому об этом. Хорошо?
- Разве могут обвинить камень?
- Камню - все едино. Я же лишусь звания способной ко всякой работе.
- Никто не способен делать все.
Неожиданно она сощурилась и улыбнулась:
- Не бойся, я не пойду рассказывать, что ты идешь против закона. Носок, не обеспечивающий себя всем необходимым, лишается многого в своей жизни. Впрочем, хватит уже толочь воду в ступе.
Он услышал от нее целую фразу из древнего словаря!
- Откуда ты знаешь эти слова?
Она снова уставилась на него черными глазами без ресниц. Похоже, на мгновение задумалась.
- Не знаю... Может быть ты подбросил их мне?
- Я же выключил поле.
- Тогда это - мое! Ты приносишь удачу. Я зарегистрирую "толочь воду в ступе". Надо спешить, возможно, эта фраза сегодня витает в воздухе.
- А "витает в воздухе" зарегистрировано?
- Не знаю. Попробуй зарегистрировать ты.
- Если ты пойдешь сейчас, я - с тобой.
- Хорошо, - согласилась она, - я подвезу тебя.
Она подозвала свою клячу. Это было странное животное, как бы составленное из медведя и верблюда. Они взобрались ему на спину.
Дорога вилась сначала по лугу, затем огибала небольшой жилой массив, пересекала речку по мосту и привела, в конце концов, к административному сооружению, расположенному на большой площади. Это был Фонд разума, на площади возле которого топтались без всякой привязи вьючные животные, оставленные посетителями.
Они тоже отпустили свою клячу, и заспешили к необычному строению. Фонд разума представлял собой огромную беседку, камышовую крышу которой подпирали столбы из круглых камней и глины. Ближе к центру беседки пространство под навесом разгораживалось решетками на отдельные кабины.
- Меня зовут Арин! - вдруг очень громко крикнула ему спутница.
Он понял:
- Я же сказал, что выключил поле. Не забывай.
- Как же ты будешь регистрировать открытие?
- Мы же будем говорить о языке!
- Все равно, - она помедлила, отгородившись от света пленками глаз, - Иди за мной.
В одной из клеток, перекрывавших доступ любопытным, проводилось патентование открытий.
Олен прослушал процедуру патентования Арин и сделал попытку регистрации своего первого открытия. Войдя, надо было медленно произнести патентуемую фразу, через несколько секунд - объяснение и после очередной паузы - свое имя и номер кругозора.
- Витает в воздухе, - произнес он.
Дал время секретарю, скрытому за камышовой решеткой, записать фразу и продолжил:
- Вита - жизнь, воздух - воз и дух. Дух - газовое состояние вещества. Витать в воздухе, - жить в состоянии движения в окружающих планету газах.
Еще через несколько секунд:
- Олен, кругозор два-ноль-четыре-восемь.
Прозвучал удар гонга, и низкий усталый голос из-за пределов клети объявил:
- Засчитано! Берется на рассмотрение.
Выйдя из здания, он увидел Арин, уже сидящую верхом на своей кляче.
- Прости, я подслушала. У тебя великолепное объяснение. Такое запатентуют без промедления. Немного необычно - жить в воздухе, как мусор в ветреную погоду.
- Почему это тебя удивляет? А птицы, разве они не живут часами в воздухе?
- Что такое - птицы?
Олен оторопел. Как же он упустил из виду, что ни разу здесь не видел птиц!? Птицы не сумели ни выжить, ни возродиться на Земле...Он не ответил на ее вопрос, и хорошо, что Арин и не ждала ответа. Она предложила подвезти его по пути, и он сел на клячу позади хозяйки.
- Где твоя кляча? - спросила она.
- Подохла.
- Что?
- Погибла в аварии.
- Ты уже дал заявку? Сейчас как раз время отбирать взрослых из нового стада. Не тяни резину, бери сразу.
- Откуда у тебя "не тяни резину"?
- Ой! Не знаю, что такое резина. Если придумаю за ночь, завтра запатентую.
- Резина, это... - Олен начинал в полной уверенности, что может рассказать, что такое "резина", но продолжить не смог. Набором понятий, существующих у носков, объяснить это было непросто.
- "Резина", конечно, от слова "резать", - размышляла вслух Арин,- Не знаю, как их соединить. Надо подумать. Ты принес мне еще одну удачу. Я подвезу тебя к стаду.
- А не навредит ли мне помощь? - поинтересовался Олен.
Впервые он заметил выражение хитрости, проступившее на лице аборигенки.
- Не я, - ответила она, - Кляча моя тебя везет. Смотри, вон с того луга можешь выбрать животное для себя.
- А маме?
- И у матери кляча погибла? Позже сам привезешь ее сюда, пусть выбирает сама, чтобы именно ей было удобно сидеть. Я бы себе взяла вот эту, красную, с торчащими ушами. Правда, у нее четыре копыта. Придется отрабатывать целых четыре подковы, но... смотри сам. Подойди, попробуй подружиться.
Олен слез с крупа "полумедведя" и направился в сторону зверя огненно-рыжей масти, на которого указала Арин. Подойдя поближе, он поймал себя на чувстве, что это животное ему знакомо. Как будто из глубокого детства, пришло осознание их давней обоюдной симпатии. Он обошел вокруг клячи, потрогал рыжий бок и заросли длинных волос между ушами и на шее. Кляча стояла, спокойно поворачивая за ним голову с иссиня-черными глазами.
- Это - редкая мутация, объясняла Арин, - Только второе поколение повторило эти признаки. Эти клячи не опробованы до сих пор. Их не берут из-за того, что много копыт. Без подков же они быстро выйдут из строя.
"Четыре копыта... Четыре копыта", - Олен мысленно перелистывал энциклопедию Земли, - "Неважно. Я возьму ее. Может быть, удастся вспомнить, на базе какого типа животных развивалась данная мутация".
- Возьми табличку с его шеи, оставишь на крючке на выходе, - Арин уже явно торопилась, - Дальше поезжай на своей кляче, а я заберу белье.