Иванов Вячеслав Васильевич : другие произведения.

Правда и истина, добро и зло в обществе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Правда и истина, добро и зло в обществе
  
   Каждое общество, коллектив объединенных между собой людей, живёт по своим обычаям, вере и законам, которые оно выработало за сотни или тысячи лет своего существования. Каркасом, объединяющим общество, стало государство - как система политических и других структур, осуществляющих управление жизнью и деятельностью людей на определённой территории по выработанным законам. Каждое государство имеет систему обязательных правил поведения своих граждан, которые закреплены юридически в Праве - совокупности правил и норм, таких как: конституция, законы, приказы, постановления и другие нормативные документы. Когда гражданин соблюдает законы своего государства, то считается, что человек живёт по правде. Под правдой понималось то, что соответствовало разумной целесообразной действительности. Поэтому, наверно, первый письменный свод законов Киевской Руси при князе Ярославе назывался Русской Правдой.
   Обязательное исполнение правовых норм всеми гражданами отличает право от морали, традиций и обычаев, которые исполняются не из-за боязни наказания, а по велению души и совести. Жить по правде - это чтить и соблюдать законы того общества, в котором живёшь.
   Правда есть у каждого человека или группы людей, объединившихся по какому-то профессиональному или религиозному признаку, и народа в целом. Правда - это мировоззрение человека, которое реализуется в его действиях в ответ на различные события, происходящие в коллективе, государстве, международной жизни. Правда - это чисто социальное явление, которое родилось в обществе и связанно с коллективным сознанием конкретного народа и имеет глубокие национальные корни. Правда - это истина в обществе, в государстве. Ведь государство - это как дерево, выросшее на определённой земной территории с конкретным географическим климатом, почвой, водной средой, различными видами флоры и фауны, и которое борется за выживание с внешними и внутренними вызовами.
   Правда делает жизнь людей осмысленной и целенаправленной. Своя правда имеется у всех коллективов людей, племён, компактных групп, народов и наций.
   Правда родилась из синтеза государственного права, морали, традиций, обычаев и религии внутри каждого народа. Понятие - правда, в обществе тесно связана с такими общечеловеческими понятиями, как добро и зло, истина, красота, любовь, вера в Бога.
   Какие же нормы правды выработало человечество, если на них посмотреть издали бегло.
   Из Древнего Египта до наших дней не дошло ни одного полного свода законов. Многие из законов и обычаев древних египтян стали известны из прочтения записей, начертанных на каменных стелах, гробницах, плитах, папирусах. В Книге мертвых, которой больше 4000 лет, душа умершего должна была оправдаться перед богом Осирисом, уверяя его, что умерший не убивал, не грабил, не развратничал, не отнимал молоко от уст младенца, давал хлеб голодному, воду жаждущему, одежду нагому, то есть не делал ничего плохого. Следовательно, в реальной жизни египтянин должен был соблюдать эти заповеди, как необходимые традиции, обычаи и законы, данные людям Богом. За убийство, заговор, мятеж, повреждение храмов, могил и статуй богов, нарушение клятвы, не оказание помощи человеку, подвергнувшемуся насилию - предусматривалась смертная казнь.
   Вавилонский царь Хаммурапи, правивший в 1792 - 1750 годах до н.э., оставил после себя свод законов из 282 статей, которые были высечены на двухметровом базальтовом столбе, дошедшем до нашего времени. В этих законах регламентировались не только наказания за различные нарушения и преступления, но и гарантировалась защита прав и свобод населения. Так в первой статье сказано: "Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит". И так в том же духе следовали другие статьи, где за большинство проступков и нарушений законов следовала кара - смерть. В таком ключе понимали правду в древнем Вавилоне. При этом гражданское право освещалось религиозными нормами.
   В древней Греции писаное право появилось в 621 году до н. э. в виде суровых Законов Драконта, созданное одноимённым архонтом. В своде законов были представлены права граждан в отношении договорных отношений, семейное и наследственное право, уголовное право, судебный процесс. Среди наказаний действовала смертная казнь, продажа в рабство, штраф, конфискация, бесчестье. Умышленные убийства подлежали суду Ареопага и наказывались смертью. Причинение увечий - изгнанием. Было предусмотрено наказание за безделье и праздную жизнь.
   В Древнем Риме в V веке до н.э. были разработаны законы, которые были записаны на двенадцати досках-таблицах и выставлены на Форуме, чтобы каждый гражданин мог их прочитать и использовать в жизни. Главное в написанных законах было то, что запрещалось лишать жизни без суда, какого бы то ни было человека. Имелось постановление о том, что всякое решение народного собрания должно иметь силу закона. Основным принципом Римского права было утверждение, что государство есть результат договора между гражданами, цель которого заключалась в решении всех правовых вопросов согласно принятым правилам, обязательных для всех. Из римского права родилось современное демократическое государство.
   В Европе в VI веке появилась "Салическая правда", запись правовых обычаев франков. Здесь за большинство преступлений устанавливался денежный штраф. Так за убийство простого франка взимался штраф в 200 солидов ( солид римская золотая монета весом 4,55 г). За убийство королевского дружинника - 600 солидов. Однако при этом действовал обычай кровной мести. В суде принимались во внимание показания свидетелей или применялся Божий суд, когда выявление виновности осуществлялось путём испытания огнём, раскалённым железом или кипящей водой.
   Аналогично правде франков была Русская правда, которая зафиксировала законы и обычаи этого славянского государства в XI веке. Правда князя Ярослава содержала 35 глав, в которых было гражданское и уголовное право. В Правде регламентировалось, что любая смерть карается кровной местью. Если осуществить месть было некому, то взимался штраф в пользу князя. За убийство боярина штраф равнялся 80 гривнам, за убийство воина, купца, земледельца - 40 гривен, за убийство холопа (раба) - 6 гривен.
   Похожие законы существовали во всех древних государствах на Ближнем Востоке, Азии, Европы и Америки.
   Понятно, что жизнь не стоит на месте, поэтому с изменением условий жизни изменялись законы государств и права их граждан. Однако жизнь людей в любом государстве подчиняется, прежде всего, законам природы и имеет один и тот же похожий алгоритм выживания. Поэтому в истории человечества был найден всеобщий универсальный подход к поведению человека в обществе и сформулирован на основе принятия за основу жизни аксиомы, что человек от природы не злой, склонен к добру и самосовершенствованию. Правда выразилась в учениях великих пророков: Будды, Конфуция, Христа, Магомета. Ими была открыта разная правда, но она имела одинаковую основу по сути, смысл которой заключался в том, чтобы люди ценили и сохраняли жизнь, данную Богом. Особенно следует отметить правду Христа, который пошёл на мучительную смерть, чтобы показать на собственном примере, что выход из бесконечного круга страданий лежит в концепции любви к каждому человеку, независимо от его происхождения.
   На основании универсальных законов, регулирующих жизнь людей, появились понятия добра и зла. Правда была всегда на стороне добра, зло порицалось и отвергалось. В самом общем смысле, добро - это все те явления, события, действия и процессы в природе и обществе, которые положительно влияют на всестороннее развитие и сохранение жизни. Всё противоположное - это зло. Тысячи написанных сказок у всех народов мира показывали людям, что такое - правда и кривда.
   Сегодня человечество пришло к убеждению, что наилучшим государственным устройством обладает республика с демократическим политическим режимом. При этом, однако, борьба между добром и злом не отменяется никакими указами. В обществе всё время, постоянно, происходит борьба между добром и злом, правдой и кривдой. То, что побеждает сегодня, победившая сторона, взяв власть в государстве, считает добром, а то, что погибает, принимают за зло и называют это всё правдой. Однако жизнь не стоит на месте. То, что вчера считали добром и правдой, сегодня становится неправдой и злом и с ними надо опять бороться. Такая противоречивая логика жизни и её процессов получила своё объяснение в философии, в законах диалектики, как теории развития всего сущего, включая и человеческое общество.
   Так появилось фундаментальное понятие истины, которая представляет собой соответствие между определёнными суждениями людей и объективным положением дел. Правда - это, в лучшем случае, лишь малая часть истины, которая в социальных процессах настолько сложная, многогранная и многофакторная, что для её полного выявления требуются не только знания, но и, главное, время. Поэтому правд много и их столько, сколько умов, а истина одна. Решающим судьёй в споре, где правда, а где ложь, то есть, где истина, служит социальная практика, которая не решается мгновенным действием, а является в результате протекания социальных процессов, происходящих во времени, а тысячи высказанных правд, как осенние листья падают под ноги людям, ненужные больше никому.
  Если говорить абсолютно точно, истина не есть свойство материальных объектов, процессов и явлений, а представляет собой характеристику знаний о них.
  Следовательно, понятия - правда и истина - это не одно и тоже. Правда, также как и истина - это тоже некоторое утверждение, которое требует доказательства практикой. Однако в коллективе, в обществе то, что является правдой и добром для одних, может быть ложью и злом для других из-за наличия различных интересов как материальных, так и духовных у противоборствующих сторон. Нацизм и фашизм возникли в Германии и Италии, как процессы, несущие людям добро, будучи в реальности замаскированным злом, которое постепенно, шаг за шагом, овладело людьми этих стран. Когда, наконец, зло, обретя многочисленных сторонников в этих странах, стало огромным по своему масштабу, оно спровоцировало Вторую Мировую войну с её десятками миллионов жертв. И ничего тут удивительного нет. Согласно диалектике, по закону единства и борьбы противоположностей, добро и зло существуют одновременно в любом социальном явлении. Когда одно побеждает другое, то неизвестно, что победило - добро или зло. Истину покажет только социальная практика в будущем времени, когда завершатся процессы, вызванные тем или иным социальным действием. Победившая сторона, захватившая власть в обществе, не может знать истины, поэтому она всегда представляет себя в виде единственного источника правды, называя себя добродетелью, достоинством или счастьем для народа. Однако решающее слово остаётся за истиной, которая ответит на все вопросы в будущем.
  Завершением в понимании того, что являлось злом, а что добром даёт другой закон диалектики - закон отрицания отрицания, закон двойного отрицания, заключающийся в том, что новое всегда отрицает старое, однако новое само становится старым и занимает его место и всегда подлежит смене новым. В обществе, согласно закону двойного отрицания, то, что вчера считалось добром, завтра может оказаться злом. Такова сложная противоречивая динамика социальных процессов, которую различные слои общества воспринимают по разному. Понять какой-либо социальный процесс во всём его объёме и сложности в быстро меняющихся условиях, и куда приведёт этот процесс никто не может. Если побеждает добро, то оно сменяется во времени новым преемственным процессом относительно плавно, но если побеждает зло, то оно не долго царствует и отвергается быстро в результате резкого отторжения или взрыва. Попытки противодействия закону двойного отрицания с целью искусственного удержания зла в обществе сверх отпущенного им эволюцией временного срока, обречены на провал.
   История человечества подтверждает незыблемость и эффективность действия законов единства и борьбы противоположностей и двойного отрицания в обществе. Это гарантирует диалектика социальных процессов и неизбежность закона проявления истины во времени. Всё это люди увидели и прочувствовали в Украине на собственной шкуре, проголосовав 21 апреля 2019 года подавляющим большинством за нового шестого президента, против пятого президента, ставленника майдана.
   Всем политикам должно быть абсолютно ясно, что в социальных конфликтах действующая власть не должна допускать жертв ни с одной, ни с другой противоборствующих сторон. Нужно пытаться решать социальные противоречия только мирным, компромиссным путём, не умножая страдания народа. В таком случае добро и зло в обществе будут взаимно погашены в русле мирных переговоров между сторонами конфликта, пусть в не быстром, но зато в бескровном процессе, а не мгновенно, как это хотят преступники, в результате совершения бессмысленной кровавой революции, желая взять власть в стране незаконным путём.
  Люди в XXI веке должны, наконец, понять, что смена власти в государстве не означает прихода добра, правды и справедливости. Неспособность людей, конкретно в Европе, различать добро и зло привели в XX веке к двум страшным мировым истребительным войнам, которые мало чему научили человечество, судя по количеству военных баз, расположенных сегодня на континентах и в океанах. Мировой экономический и военный лидер - США - уже однажды применил, не мучась совестью, атомные бомбы против мирных гражданских городов Японии Хиросима и Нагасаки, уничтожив в ядерном излучении сотни тысяч людей. В 2017 году комитет Генеральной Ассамблеи ООН большинством голосов принял резолюцию о борьбе с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами дискриминационных практик. Против принятия резолюции высказались две страны: США и Украина. При этом 49 государств, включая Германию, Польшу и Францию, воздержались при голосовании. Поэтому не должно быть никаких иллюзий насчёт того, что люди достигли предела в производстве зла на Земле и идут в светлое будущее.
   В течение семи тысяч лет люди, постоянно расселяясь по Земле и разделяясь на государства и нации, мечутся между добром и злом, не понимая, где выход из лабиринта страдания, и, совершенствуя оружие убийства, продолжают уничтожать друг друга. Возможность самоуничтожения всего живого на планете Земля достигла критического уровня. Человечество, которое считает себя божьим разумным созданием, подошло к краю пропасти, осознавая, что дальше двигаться некуда, так как дорога в будущее обрывается из-за неспособности людей различать добро и зло. Есть лишь догадка, что ближе к добру ведут те действия, поступки, решения и процессы, которые способствуют свободному ненасильственному всестороннему развитию человека на благо всего человечества в соответствии с законами природы и общества, познание которых будет длиться столько, сколько отпущено времени для разумной жизни во Вселенной. Поэтому, в связи с тем, что счастье, к которому стремится общество, постоянно откладывается на неопределённое время, и все надежды скрыты в тумане истории, люди в глубине своего сознания обращаются к своим богам, чтобы попросить их лишь об исполнении одного заветного желания - о милости к своим детям, которых они родили на этот свет.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"