Совсем недавно в городе Днепропетровске на проспекте Пушкина в доме N6 родилась девочка. Я был в этом доме и видел это крохотное существо. Девочка пока ещё лежит в кроватке, но всё её крохотное тело и маленькая головка содрогаются и вибрируют с высокой частотой 20 часов в сутки из-за проходящих трамваев с 4.00 часов утра и до часу ночи практически непрерывно. В квартире, где она живёт, трясётся всё: балконы, полы, двери, потолки и люстры, оконные проемы и мебель. Эта девочка, этот маленький живой комочек еще ничего не знает о мире, в котором она начала жить. Она не ведает, что этот мир, в лице равнодушных и жестоких чиновников, беспощаден к людям. И это в то время, когда нет войны и нет бомбардировок. Почему же на проспекте Пушкина дрожит земля от высокочастотной вибрации? Кто этот страшный и беспощадный зверь, который обрушивает вибрацию широкого спектра на дома и головы людей, от которой разрушается жилье и здоровье жителей? Имя этому монстру - ГКП "Днепропетровский электротранспорт" в лице его руководителей. И этот зверь ничего не боится, он ненасытно требует жертв, потому что естественные отходы его производства - это больные люди и разрушенные дома! На волнообразных рельсах, с перепадами уровней рельс в вертикальной плоскости, трамваи, с разным износом колес, массой в двадцать тонн не едут, а, буквально, "прыгают" и "скачут", создавая запредельный шум и высокочастотную разрушающую вибрацию. Особенно опасны сдвоенные трамваи, которые при движении создают широкий спектр разрушающих резонансных частот для элементов конструкции домов и здоровья жителей. Максимальные значения параметров вибрации реализуются при проходе трамваев по стыкам, конкретно, зимой при минусовой температуре, когда грунт замерзает и становится максимально жестким.
А где контролирующие службы? Они заняты, наверно, чем-то очень важным, кроме защиты простых людей. Об экологической инспекции в городе мало что известно. Санитарные службы не могут замерить даже виброскорость, которая является более важным показателем по энергетическому воздействию на жилые помещения и людей, чем виброускорение, учитывая, что виброскорость нормирована в санитарных нормах и должна обязательно замеряться.
В результате повышенной вибрации разрушаются стены домов, потолки, балконы, разбиваются оконные проемы, проседают фундаменты, деформируются внутренние коммуникации, постоянно вибрирует мебель. Наиболее опасные трещины зафиксированы на домах по проспекту Пушкина N6, N25/27, N33, N39, N47, N51, N53, N71, N77 и домов по улице Юрия Савченко N1а, N6б, N3, а также домов по проспекту Гагарина N2, N31, N33, N97, N99. На фасаде пятиэтажного кирпичного дома N8а, расположенного на улице Шмидта, хорошо видны классические вертикальные трещины, которые идут от цоколя вверх, развиваясь по мере накопления повреждений в вершине трещины со временем от вибрационного воздействия при движении трамваев. Сюда надо водить трамвайщиков и руководство города на экскурсию с целью демонстрации того, чтобы они поняли, что происходит с домами, которые брошены под колёса трамваев.
Замеры, проведенные жителями с помощью виброметра в диапазоне частот 2...100 Гц, показали, что значения уровней виброускорения превышают допустимые санитарные нормы в 3 раза и достигают величины 0,12 м/с2. Значения уровней виброскорости превышают допустимые нормы в 100 раз и достигают величины 0,30 м/с. Виброперемещения не нормируются, но достигают величины 0,01 мм. Уровень шума в квартирах при прохождении трамваев превышает допустимые санитарные нормы СН 3077-84 на 14 децибел, то есть превышает допустимый уровень в 5 раз. Расстояние от трамвайных линий до многих домов составляет 19 метров и меньше, что не соответствует требуемым нормам.
Таким образом, эксплуатация подвижного состава и трамвайных путей в городе Днепропетровске не соответствует требованиям нормативных документов типа: ДБН В.2.3-18:2007 "Сооружения транспорта. Трамвайные и троллейбусные линии. Общие требования к проектированию", санитарным нормам СН 2.2.4 2.8.566-96 "Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий", а также СН 3077-84 "Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки".
Десятилетия эксплуатации трамваев показали, что этот вид транспорта является экологически вредным, который безжалостно разрушает город и здоровье людей. Например, проспект Пушкина, особенно его участок от улицы Шмидта и до улицы Юрия Савченко, сами жители называют "зоной прыгающих домов". Сюда из трамвайного депо N3 с улицы Юрия Савченко выезжает и возвращается большинство трамваев города с 4.00 часов утра и до часу ночи. Вагоны массой в двадцать тонн бьют по рельсам и их стыкам с такой силой, что рядом стоящие дома подрыгивают в высокочастотной пляске. Кто бывал в кузнечном цехе, тот может легко сравнить грохот многотонных стальных молотов, вибрацию и шум в таком цехе с ударным воздействием по рельсам трамваев на проспекте Пушкина. Дома на этом участке все с трещинами, а люди, живущие здесь, часто болеют гипертонией, у них нарушается работа нервной системы, возникают сердечно-сосудистые заболевания, а пожилые люди и дети приобретают хронические болезни.
В советское время было несколько трамвайных депо. Это было рационально и правильно с точки зрения распределения трамвайной нагрузки на город. Так в депо на проспекте Карла Маркса базировались трамваи NN 1,18, 19. В депо на проспекте Калинина базировались трамваи NN 5, 8, 14, 15. Однако после развала СССР и образования независимой Украины всё пошло под откос. Жажда наживы и непомерные аппетиты Днепропетровских чиновников достигли таких размеров, что, например, депо на проспекте Карла Маркса они продали ворам и жуликам, другие депо пришли в негодность. На сегодня осталось одно рабочее трамвайное депо N3 недалеко от проспекта Пушкина на улице Войцеховича, куда сгоняют более 200 трамваев города, включая и трамваи с левого берега. Безумные чиновники из-за своей безответственности, профнепригодности и непомерной жадности обрекли жителей проспекта Пушкина, Юрия Савченко и Войцеховича на адскую жизнь в условиях бешеного шума, дикой вибрации и моря пыли, начиная с 4 часов утра и до часу ночи.
Господа из ГКП "Днепропетровский электротранспорт" превратили проспекты Пушкина, Карла Маркса и Гагарина и, в конечном итоге, город в кузнечный цех и уверовали в свою безнаказанность, и убедили руководство города в этом. Но такая позиция не человеческая, а преступная. Чиновники не строят жильё, поэтому не дадут новых квартир, взамен разрушенных ими, и не вернут здоровье жителям, которое те теряют в результате слепой и безумной их хозяйственной деятельности. Мелкий ремонт трамвайных путей, который иногда проводится, лишь незначительно снижает вибрацию в течение нескольких дней, потому что от ударов колес по рельсам стыки снова расходятся, рельсы и грунт проседают, и вибрация становится ещё больше.
Только реконструкция трамвайных путей по современным технологиям со сплошной бетонной подушкой и резиновыми амортизаторами может позволить снизить, но не исключить, нагрузку на людей и дома. Измерения показали, что допустимые вибрационные и шумовые нагрузки, которые безопасно воздействуют на людей и жилые дома, достигается только тогда, когда трамвайные пути находятся на расстоянии не менее 60 метров от жилых зданий.
Таким образом, сегодня весь центр города, проспекты Пушкина, Гагарина, Петровского и другие районы находятся в опасной вибрационно-шумовой зоне и должны быть признаны как непригодные для безопасного проживания людей. Учитывая особую опасность эксплуатации трамваев в городе, необходимо улицам и проспектам, где они ходят, официально присваивать наименование - Badzone - плохой зоны.
По словам сотен опрошенных людей, живущих на улицах и проспектах, где ходят трамваи, вибрация и грохот в квартирах создают невыносимый дискомфорт, как на кораблях в бермудском треугольнике, когда люди покидают судна в безотчётном страхе. Многие люди на проспекте Пушкина ложатся спать только после полуночи, а просыпаются в 4 часа утра от грохота трамваев, вибрации диванов и мебели.
Удивительно отношение водителей трамваев к жителям, которые ранним утром и ночью разгоняют трамваи до максимальной скорости, нанося домам и людям наибольший вред. Конечно, откуда водителям трамваев знать, что чем больше ускорение трамвая, тем больше коэффициент динамичности, тем выше вибрационные нагрузки на дома.
Кроме вибрации и шума трамвайное полотно, не закрытое плитами или гравием, является мощным источником пыли. Например, когда трамвай проходит по проспекту Пушкина, то пыль поднимается до уровня пятого этажа на всём протяжении проспекта в 2 километра. При этом городская санитарная служба делает вид, что ничего не видит, не слышит, не понимает.
Из сказанного следует, что трамваи в городе являются антигуманным и изуверским видом транспорта, на котором делают деньги чиновники.
Обращения жителей к руководству города (мэру, СЭС, прокуратуре) с жалобами на вибрацию и шум в течение многих лет ни к чему не приводят. Ответ один - нет денег, необходимых на реконструкцию трамвайных линий по современным технологиям. Хотя на реконструкцию проспекта Пушкина от улицы Философской до проспекта Кирова, с переносом трамвайных путей на центр проспекта, удаляя их от жилых домов и расширяя при этом автомобильную часть дороги, требуется по проекту всего 20 миллионов гривен. При этом чиновники с легкостью дали кредит в 10 миллионов гривен для некой фирмы под 20 процентов годовых на 5 лет с целью внедрения электронных компостеров, которые сейчас сняты, как негодные. Получается, что это те же 20 миллионов гривен, но не для блага людей и благоустройства города, а на электронные компостеры. Понятно, кому нужны люди! Лучше делать деньги на хитрых схемам эксплуатации трамваев при их явной убыточности. Удобно господам из ГКП "Днепропетровский электротранспорт" получать дотации из бюджета города, иметь доходы на свои фирмы с трамвайной рекламы, получать прибыль на закупке трамваев за рубежом и на приобретении комплектующих к ним деталей, прикрываясь бесплатной перевозкой пенсионеров. Благо, прокуратура не проверяет, куда идут эти деньги, нажитые на страданиях людей.
Господа из ГКП "Днепропетровский электротранспорт" говорят людям, что трамваи ходили с 1897 года, и всё было прекрасно. При этом забывают сказать, что масса первых трамваев была в 20 раз меньше современных, которые сейчас представляют из себя скорее тяжелые движущиеся кузнечные молоты, чем транспортное средство. Но дома и люди не могут бесконечно выдерживать вибрационную нагрузку.
Так случилось, что до революции в городе Екатеринославе владельцы заводов, бельгийцы, проложили трамвайные пути в городе близко от жилых зданий. Конечно, они не проводили никаких замеров и не прогнозировали, что будет с людьми и домами через десятилетия, когда вес трамваев увеличится в 20 раз. Однако уже в наши дни недобросовестные и непорядочные чиновники утвердили эти расстояния, как нормы, не думая, не проводя испытаний вновь построенных многоэтажных домов на длительную вибрационную прочность, а людей на заболевания.
Большая беда обрушивается на людей, когда у власти стоят злые, некомпетентные и недобросовестные чиновники. Заинтересованным чиновникам города трудно понять, что вместо тех сотен миллионов гривен, что они за последние десять лет вбросили в трамваи и свои карманы, можно было за значительно меньшие деньги накрыть асфальтом пути наиболее опасных трамвайных маршрутов и, доработав контактную сеть, пустить в эксплуатацию троллейбусы, производя их у себя в Днепропетровске. Троллейбусы являются единственным видом транспорта, которые не разрушают экологию города и могли бы спасти его от катастрофы. Но кому это надо? Конечно, удобнее закупать подержанные трамваи за рубежом через свои фирмы.
Понятно, что на экологически вредном виде транспорта - трамваях - господа чиновники делают миллионы. В мутной воде легче прятать концы своих коммерческих схем. Господа чиновники ежегодно изымают десятки миллионов гривен из бюджета города и вбрасывают их в "черную дыру" - в трамваи, в кузнечно-молотобойный вид транспорта, разрушая экологию и инфраструктуру города. Но деньги, полученные от трамвайных операций, - это грязные деньги, сделанные на разрушении домов и здоровье людей. От шума ещё можно закрыться металлопластиковыми окнами, но против вибрации защиты нет. Вибрация, по проникающей способности, подобна радиации.
Вибрация домов от воздействия трамвайного транспорта в городе Днепропетровске - страшное экологическое бедствие, от которого нет спасения! Некомпетентные чиновники города Днепропетровска никак не могут понять, что независимо от первоначальных причин возникновения трещин в домах, дальнейшая вибрация зданиям - губительна и приводит к их разрушению. Мало того, недобросовестные чиновники распространяют в средствах массовой информации абсолютно недостоверные, лживые сведения о том, что трамваи являются экологически чистым видом транспорта. Они безнаказанно нарушают Конституцию Украины, где в статье 50 сказано, что "Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и возмещение причинённого нарушением этого права вреда". Эти чиновники дерзко игнорируют закон Украины "Об охране окружающей природной среды" и попирают Закон Украины о праве граждан на отдых в ночное время. И самое страшное то, что, вместо того, чтобы запретить движение трамваев в городе до тех пор, пока не будут выполнены условия экологической безопасности эксплуатации трамваев, Днепропетровская городская санитарная служба ничего не делает и всегда работает против жителей города, защищая руководителей ГКП "Днепропетровский электротранспорт".
Хочется спросить Днепропетровских чиновников, что сделала им девочка, недавно родившаяся на проспекте Пушкина? Почему они её подвергают низкочастотной и высокочастотной вибрации? За что? Что сделали чиновникам простые люди? За что они их уничтожают? Разрушение домов, заболевание людей от вибрации, постоянные сходы трамваев с рельс в связи с безобразным их состоянием - не волнуют чиновников города Днепропетровска, им всё сходит с рук, как вода.
Мало того, чиновники сделали трамвайное депо, расположенное недалеко от проспекта Пушкина (центр города) базовым, откуда выезжают и куда возвращаются почти все трамваи города фактически круглосуточно, что стало тяжёлым испытанием людей на выживание, а домов на прочность. Чиновникам невдомёк, что трамвайная перегрузка на проспект Пушкина - БЕШЕНАЯ, что это депо нужно срочно перенести за город, в безлюдный район, чтобы не мучить людей запредельным шумом и разрушающей вибрацией, хотя бы ранним утром и ночью. Хотя ясно, что чиновникам чужды чувства справедливости и сострадания, потому что они поставлены над людьми для своего личного обогащения, а не для служения народу, дикое правило, ставшее нормой в наше время.
В 2017 году из городского бюджета для ГКП 'Горэлектротранспорт' запланировано выделение 100 миллионов гривен дотации из городского бюджета. Какими же надо быть бездушными чиновниками, чтобы при этом не выделить 20 миллионов гривен на реконструкцию трамвайных путей проспекта Пушкина, позаботившись также о постройке нового депо вне города, ради блага и здоровья жителей.
Наверно, сидя в уютных кабинетах, где нет вибрации, господа руководители посмеиваются и с улыбкой говорят, что собака лает, а караван идёт. Да, он идёт, но это звериный караван, и идёт он по головам людей и по головке недавно родившейся девочки, которая обречена на хронические болезни по их вине.
Можно было бы попросить, чтобы, господа чиновники встали из кресел, вышли на проспект Пушкина или Карла Маркса, или Юрия Гагарина и посмотрели, какие страшные результаты даёт применение в городе кузнечно-молотобойного вида транспорта - трамваев. Однако чиновники придумали хитрый ход с созданием ОСМД, чтобы многоквартирные дома отдать на содержание людям в них живущих. Мол, мы, чиновники, будем их разрушать трамваями и тяжёлым автомобильным транспортом, а вы, жители, их содержите за свой счёт. Получается, что нет границ чиновничьему разбою, они не хотят давать ни копейки из городского бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов, отработавших свой срок службы, они хотят отдать городской бюджет на разграбление своим фирмам. ОСМД - это проект чиновников по ТРУЩОБИЗАЦИИ города Днепропетровска, особенно таких его проспектов как Пушкина, Кирова, Гагарина, Правды, Петровского. Любой здравомыслящий человек понимает, что владельцы пятиэтажных хрущевок, являющиеся не богатыми людьми, никогда не смогут собрать столько денег, чтобы отремонтировать крышу или фасад своего дома, образ и лицо города. Поэтому ОСМД - это продуманный план медленного и узаконенного уничтожения жилья, выработавшего свой ресурс, при полной беспомощности жильцов, собственников жилья в многоквартирных домах, и бездействия власти.
ОСМД - это вторая глобальная афера после ваучеров, которую разобщённый народ проглотил покорно и молча. Народ, уже ограбленный приватизацией, принудили взять на своё содержание многоквартирные дома, срок службы которых давно истек. Глупость людей, владельцев конкретного многоквартирного дома, заключается в том, что они принимают дом на своё полное содержание от города не по Акту Обследования, проведенного профильными специалистами, где были бы отражены данные о состоянии фундамента, крыши, фасада, коммуникаций и остаточном ресурсе их дома, а "от фонаря". В Акте Обследования должно обязательно быть рассчитано количество средств из бюджета города, необходимое для восстановления и содержания дома. Только после составления Акта Обследования люди или Управляющая компания имели право принять решение о вступление в управление домом. Раз это не сделано, значит, закон об ОСМД - это афера, за которую придётся платить людям по жестокому счёту.
Таким образом, к сожалению, бесполезно надеяться на чиновников, которые своим безразличием к людям, своей некомпетентностью и неспособностью решать проблемы города, превратили его с помощью дьявольских трамваев в кузнечный цех. Такое катастрофическое положение согласуется с общим состоянием города. Так, например, чиновники города бросили строительство объездной дороги с Кайдакского моста и пустили весь тяжёлый грузовой транспорт с пароходными гудками через улицу Шмидта и проспект Пушкина, а в центре города на его главных площадях - Ленина и Горького - стоят уродливые технологические сооружения от остановившегося строительства метрополитена, в жалком состоянии пребывает набережная Ленина, где разворована металлическая ограда на всём протяжении от автомобильного моста до развалин циклопического сооружения "Парус", покалечены обелиски и памятники, бульвары, парки и скверы находятся в запустении и разрухе. Бульвар на проспекте Пушкина на участке от улицы Шмидта и до улицы Юрия Савченко, который был в советское время благоустроен, с цветниками, где стояли лавочки для отдыха и был бювет с бесплатной питьевой водой, работающий круглосуточно, в настоящее время разрушен и превращён в грязный отстойник для автомобилей, владельцы которых ездят по бульвару, как по дороге, и в наглую паркуются на газоне. Проспекты и улицы города обезображены размещением на них большого количества уродливых конструкций с рекламными щитами, на которых отражена нищета духа людей.
Такова правда о трамвайном беспределе, которая игнорируется чиновниками и работниками санитарных и экологических служб. Если чиновники не могут обеспечить безопасную экологическую эксплуатацию трамваев и трамвайных линий, то они обязаны убрать трамваи, чтобы дать людям жить в человеческих условиях, без круглосуточной опасной вибрации широкого спектра с разрушающими резонансными частотами для элементов конструкций домов и организма человека, а также порождаемого ей запредельного шума. Какими же недалекими мозгами должны обладать чиновники, которые закупают за рубежом трамваи, чтобы бездушно, ради наживы, разбивать этими тяжёлыми самоходными молотами дома и здоровье людей, нисколько не заботясь о будущем своего города. О самих трамвайщиках говорить нечего, это просто добровольные мучители жителей города.
Наблюдение показывает, что после десяти часов вечера трамваи ходят практически пустыми, сжигая даром электроэнергию. Так, например, сдвоенные трамваи двенадцатого маршрута, после десяти часов вечера перевозят единичных пассажиров только для того, чтобы водители могли заработать больше. Никому в голову не приходит мысль, что гонять два вагона по самому длинному маршруту - это признак тупого расточительства, так как второй вагон впустую изнашивает детали ходовой части второго вагона. Наверно, дана такая установка, чтобы разбивать вагоны, которые не выполняют полезной нагрузки, но зато требуют дополнительного ремонта. При этом, водителям глубоко наплевать на то, что у жителей города для сна остаётся всего три часа, с часу ночи до четырёх часов утра. Никто не объясняет водителям трамваев, что спать спокойно на кроватях невозможно, потому что виброперемещения, действующие в трёх независимых направлениях, подбрасывают спящего человека в разные стороны. Однако все доводы жителей по защите своей жизни и прав наталкиваются на глухую стену, за которой укрылось руководство города.
Никому нет дела до того, что город изуродован трамвайными линиями.
Интересно бы знать, какой сумасшедший чиновник придумал сделать трамваи приоритетным видом транспорта, в ущерб троллейбусам - единственному экологическому виду транспорта в городе. Кому же выгодно, что троллейбусы после восьми часов вечера в субботу и воскресенье в городе не ходят, а трамваи трясут город до часу ночи!? Чиновникам не приходит в голову мысль, сделать такое же ограничение и для трамваев. Этому есть простое объяснение, трамвайная мафия получает десятки миллионов гривен в год, как дотации. Есть что делить. Печально, когда неадекватные чиновники управляют городом.
В процессе общения со многими жителями проспекта Пушкина, которые живут вдоль трамвайных линий, приходится слышать, в основном, непечатную лексику в адрес трамвайщиков. Люди возмущаются тем, что налоги, которые они платят, идут на разрушение их домов и здоровья. Хотя, наверно, существует всё-таки малая вероятность того, что чиновники и водители трамваев не будут издеваться над людьми бесконечно, потому что уже брошены под стальные колёса трамваев несколько поколений жителей этого города и кто-то этому беззаконию должен положить конец.
Резюмируя сказанное, выход видится в следующем.
1. Нужно срочно перенести трамвайное депо N3 за город, чтобы не мучить шумом и вибрацией жителей проспекта Пушкина ранним утром и поздней ночью.
Подсчёт показал, что из депо N3 на проспект Пушкина с 4 до 8 часов утра выходит 240 трамваев с интенсивностью один трамвай в минуту, вибрация и шум которых обрушивается на голову спящих жителей проспекта Пушкина. Аналогичное действие происходит с 21 и до часу ночи при возвращении трамваев в депо.
Понимают ли безумцы, сидящие в руководстве ГКП 'Днепропетровский электротранспорт' и города, тот ужас, который они творят?!
Перенос трамвайного депо N3 за город в безлюдное место требует немедленного воплощения и не должен обсуждаться.
2. Если невозможно убрать в ближайшее время трамвайные линии на проспекте Пушкина, то:
2.1. Трамвайные линии необходимо перенести на центр пустующего бульвара, удалив их от жилых зданий и расширив при этом автомобильную часть дороги.
2.2. Трамвайное полотно уложить по современным технологиям, чтобы снизить вибрационную нагрузку на дома и людей.
2.3. Учитывая неспособность трамвайщиков делать нормальные состыковки трамвайных линий и их пересечения без зубодробильной вибрации, пригласить иностранных специалистов.
Ни в коем случае не подпускать к этим работам отечественных работников, которые кроме откатов ничего не умеют делать и ничего не хотят знать. Это показал опыт неправильной укладки рельс при соединении трамвайных линий с улицы Шмидта и проспекта Пушкина, где переход рельс, расположенных на бетонной подушке, к шпалам происходит с большим прогибом и ударом, от которого вибрируют дома и всё, что находится в радиусе 60 метров.
2.4. Обязательно приобрести станочные комплексы по обточке колес трамваев из одной установки, убирая неравномерный износ стальных бандажей колес, из-за чего даже на идеальном трамвайном полотне будет возникать вибрация рельсового полотна и грунта.
3. Ограничить движение трамваев в центре города до 22 часов вечера. Троллейбусы, наоборот, должны работать до 24 часов. На проблемных направлениях для перевозки пассажиров после 22 часов задействовать специально созданный муниципальный автобусный парк.
4. Заботясь о благополучии города и его жителей, и руководствуясь гуманными соображениями, проработать вопрос о полной замене трамваев на троллейбусы, потому что будущее города будет принадлежать электромобилям, а не зубодробильным трамваям.
5. Так как чиновники навязали жителям города проект ОСМД, то ремонт и содержание многоквартирных домов, имеющих трещины и деформации на крышах, фасадах и в квартирах, возложить на те организации, которые виновны в том, что постоянная вибрация от трамваев приводит к разрушающей деформации элементов конструкции этих домов.
И, наконец, если чиновникам плевать на людей, то почему эти вандалы XXI века кричат на всех перекрёстках, что они идут в Европу. Хотя понятно, они идут в Европу за займами, подачками, откатами и повышением коммунальных тарифов, что позволяет ненасытной верхушке несказанно обогащаться.
Автор ниже приводит документальные свидетельства приведенных в статье фактов: сход трамваев с рельс, состояние рельс, дома с трещинами.
Состояние трамвайных путей
Трамвай, протараненный БТР
Сход трамваев с рельс
Сход трамвая на проспекте Пушкина 07.02.20
Сход трамвая на проспекте Пушкина 04.02.19
Сход трамвая на проспекте Пушкина 25.10.18. Трамвай шёл с большой скоростью на перекрёстке с улицей Шмидта
Сход трамвая на проспекте Пушкина 27.09.18
Падение пантографа во время движения трамвая
Последствия схода трамвая с рельс на проспекте Пушкина