Аннотация: (Прокуратура и институты гражданского общества в противодействии экстремизму и ксенофобии. Международная научно-практическая конференция. 1-2 февраля 2005 г.: Тезисы выступлений Спб., 2005. 184 с.) Иванов В.И. доцент СПб юридического института Ген.Прок. РФ, советник юстиции), \\ *** Гомицидальные тенденции, гомицидомания лат. гомо - человек + окцидо - убиваю, смертоносный. См. в кн. Я.П.Фрумкин Психиатрическая терминология. Краткий словарь Гос. Медиц.Издательство Украины,1939 г.; Гомицидология - в кн. В.И.Иванов Введение в криминальную гомицидологию: Учебное пособие. Спб.,2004.\\.... Теоретической основой гомицидологии является концепция, постулирующая существование особого вида врожденной смертоносной агрессии, которая зародилась в психике первобытного человека в эпоху каннибализма и развилась в условиях так называемой антропофагической культуры. Гомицидальный - смертоносный, гомицидальная смерть м.б.:психическая, социальная, биологическая *** \\ Одной из главных проблем, требующих решения при построении гражданского общества, является создание условий бытия, которые могли бы в максимальной степени гарантировать гражданам не только естественную жизнь, но и естественную смерть. Понятие "естественная жизнь" до сих пор не имеет однозначных криґтеґриґев, поґэтоґму о ней часґто приходится судить по такому фактору, как насильственная смерть.По количеству случаев насильственная смерть занимает третье место после спида и туберкулеза, что дало исследователям основание ввести в лексику понятие "синдром насильственной смерти". Всего же насильственной смертью ежегодно умирает три процента населения Земли, т. е. не менее 1,6 млн человек в год. Убийство является одной из главных причин смерти людей в возрасте 15-44 лет.О нарастании значимости проблемы насильственной смерти косвенно свидетельствует и тот факт, что слово "смертоносный" стало одним из наиболее употребляемых и повторяемых в современной лексике СМИ, публицистики, научной литературы и многих других областей знаний, формирующих современную культуру. Например, определение "смертоносный" часто используется применительно к словам: бактерии, игра, ненависть, вакцина, находка, зима, атака, газ, наследство, орудие, существо, искусство и др. Складывается впечатление, что человек все больше открывает смертоносных свойств в традиционно "мирных" вещах, предметах, явлениях. В действительности же подобные "открытия" есть не что иное, как реакция коллективного сознания на циркулирующие в нем гомицидальные (смертоносные) угрозы, интенсивность которых то усиливается, то ослабевает. При усилении смертоносных угроз в социуме нарастают страх, отчаяние, которые вытесняются в бессознательное посредством проекции связанных с ними идей, желаний, фантазий на окружающий мир процессов, вещей и т. п.. Вышеописанное нарастание смертоносных угроз носит извращенный характер. Дело в том, что общечеловеческая культура, которая по своему главному назначению должна противостоять агрессии, в описанной ситуации сама способствует усилению смертоносных тенденций. Такое состояние культуры, по словам З. Фрейда, следует считать патологическим -"невротическим".Одним из основных "патогенных" факторов, вызывающим "коллективный невроз", является гомицидальность. Эпохальный опыт каннибализма с применением "зверского" умерщвления своих собратьев по виду развил в психике человека гомицидальную потребность и психобиологический механизм ее удовлетворения в виде гомицидального влечения. Из-за этого человек, которому природа предназначила быть травоядным, стал всеядным. Более того, гомицидальная психология позволяла дикому первочеловеку относится к себе подобному не только как к соплеменнику, сородичу, но и как к объекту гомицидальной охоты - охоты человека на человека.Концепция гомицидальности вполне согласуется с позицией Э. Фромма, по мнению которого каннибальская предыстория человека еще не закончилась. Он считает, что стремление более сильного использовать другого человека как средство достижения своих эгоистических целей является утонченной формой каннибализма. Иррациональная гомицидальная идея самоутверждения, возникшая в эпоху каннибальской культуры, функционирует в симґвоґлиґзиґроґванґных обґличьґях и в современной культуре как модернизированный социокультурный эквивалент архетипа антропофагии. Во имя иррационального самоутверждения гомицидальное насилие одного человека уничтожает биологические и/или психологические, и/или социокультурные атрибуты индивидуальности другого человека.Н. Бердяев, анализируя беспримерную смертоносность мировой войны, обращает внимание на то, что физическое насилие, завершающееся убийством, есть знак духовного насилия, зла, совершающегося в духовной действительности. Это знак существования внутреннего зла и болезни. По словам Н. Бердяева, в глубине духовной действительности людей давно уже началась мировая война, мировая вражда, ненависть и взаимоистребление. Гомицидальность, подобно патогенному вирусу, наследуется от поколения к поколению. Выраженная способность к мимикрии позволяет ей маскироваться в современных социально приемлемых формах деятельности и неузнаваемо их извращать. Наиболее
|