Психологические Защиты и Сопротивления у лиц, совершивших гомицидальные убийства Практикум Ч - 2; 23 Янв, 2012, Иванов В.И.: \канд. мед. наук, доцент,советник юстиции\**** (ББК 56. 14+67.52я73) . ПРАКТИКУМ ПО КРИМИНАЛЬНОЙ ПСИХОПАТОЛОГИИ. Психологические Защиты и Сопротивления у лиц, совершивших гомицидальные убийства, их распознавание и преодоление.СПб., 2002.64 с. ЗАДАНИЕ: проанализируйте текст диалогов той или иной ситуации, определите, обоснуйте и назовите в каждом фрагменте вид механизма психической защиты.Ситуации и фрагменты имеют обозначения: ситуации - цифрами 1; 2; 3; 4; 5, а фрагменты буквами - А; Б; В... и т.д.. В отчете по результатам самостоятельного исследования слушатель делает окончательное заключение в виде: номер ситуации ...; название защиты ...; в фрагменте .Например: ситуация - 1; психическая защита по типу - изоляции или вытеснения + отрицания...; в фрагменте ****А**** или****Д**** и т п. ................... ( В диалогах : зн \+\ высказывание эксперта, зн \-\ высказывание исследуемого)..........***..4) ИЗОЛЯЦИЯ (отчуждение)*** Часто встречается у субъектов, совершивших тяжкое пресґтупление в условиях неочевидности. Событие преступления как бы "зашторивается" в сознании субъекта. Оно не забыґвается, однако лишается своей адекватной эмоциональной оценки, поэтому и не тревожит субъекта. Ассоциативные связи с событием преступления подавляются (тормозятся) и психотравмирующая информация, связанная с событием пресґтупления, не подвергается критической оценке субъекта. Поэтому они производят впечатление внешнее "безразличґных" к совершенному убийству. Нередко за внешней бесстрастностью субъекта прячется эмоциональное "жало" вины, которое можно достичь, преодолев изоляцию путем восстановления ассоциаций. В таких случаях изолированное переживание вины актуализируется в признательных показаґниях, сопровождающихся выраженной аффективной разрядкой и покаянием, нередко в момент, неожиданный как для субъекта, так и для следствия.***** 5) РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ:**** Защитная позиция субъекта, которая с одной стороны псевґдооправдывает совершенные ним преступления социальной необходимостью, а с другой - скрывают (и для самого субъекта) их истинную мотивацию. Так, в одном случае сеґрийный сексуальный гомицидоман-убийца несовершенолетних в свое оправдание привел довод, что они беспризорные, а потому никому не нужны. В другом случае серийный гомициґдоман-убийца называл себя "санитаром" общества.**** 6) СМЕЩЕНИЕ: **** Защитный принцип смещения заключается в том, что субъект переводит преступный интерес с одного объекта на другой, который становится более приемлемым эквивалентом или заґменителем первичного. Нередко наблюдается у субъектов, склонных к секґсуально-гомицидальным преступлениям, когда вместо человека объектом насилия на какой-то период времени избиґраются животные (кошки, собаки).В приведенном ниже случае субъект после первого убийства человека с расчленением и антропофагией (поедаґнием человеческих органов) в течение длительного времени убивал, расчленял кошек, употреблял в пищу их мясо, а затем вновь совершил несколько убийств людей, аналогичґных первому. ***** 7) РАСЩЕПЛЕНИЕ защитный механизм, который создает у субъекта переживаґние раздвоения личности: на "плохую" и "хорошую". "Плоґхая" соединяет в себе темные асоциальные влечения, злобу и толкает на преступное насилие. Довольно частая защитная реакция у субъектов, совершивших гомицидальное насилие.**** 8) РЕГРЕССИЯ****Защитное полное или частичное возвращение субъекта к поґведенческим стереотипам адаптации, свойственным его боґлее раннему возрасту. Они проявляются в речи: слова произносятся детским просящим или капризным голоском, коверкаются простые слова при уверенном произнесении боґлее сложных. В поведении бросаются в глаза неадекватная возрасту ребячливость, бестолковость, обезьянничание. Регрессия может проявляется также в упрощении, примитиґвизации оценочных представлений. Субъект делит все имеющее отношение к конфликту только на "плохое" и "хоґрошее", не различая деталей обстоятельств, индивиґдуальных личностных особенностей участников конфликта.Регрессивные защитные реакции могут при резких псиґхотравматических обострениях достигать глубины реактивґного психоза (пуэрилизм, синдром Ганзера, синдром "одичания").***** 9) КОМПЕНСАЦИЯ ****:Характер деятельности, когда субъект восполняет недосґтатки своих способностей в одной области успехами в друґгой. Физические недостатки компенсируются успехами в инґтеллектуальной сфере. Так слабый, хилый самоутверждается достижениями в шахматах, учебе и ,наоборот, трудности в получении образования, профессии нередко компенсируются достижениями в физическом труде**** 10) ГИПЕРКОМПЕНСАЦИЯ : ***** Механизм психической защиты, направляющий на достижение успеха в той области способностей, которая дефектна. Например, физически слабый подросток упорно тренируется в силовых видах спорта и становится чемпионом по поднятию тяжестей или в боксе. Робкий и застенчивый выбирает профессию, требующую необычайного мужества. Боязливый на публике может совершать отчаянные поступки. ***** 11) ИДЕНТИФИКАЦИЯ ***** Защита, когда субъект строит свой образ адаптации на основании принятия психических и социальных характеристик другого человека более удачного типа, чтобы преодолеть чувство неполноценности или одиночества. Идентификация может быть не только с отдельным человеком, но проявґляется и в виде приобщения к той или иной общественной организации.Выделяют вариант "идентификация с агрессором", когда субъект, охваченный страхом, оправдывает поступки человека, которого боится. Проявления идентификации в кримиґнальных ситуациях описаны выше.**** 12) ИНТРОЕКЦИЯ ***** У взрослых - это незрелый инфантильный защитный механизм адаптации в социальной среде, основой которого является формальное присвоение индивидуумом убеждений, установок других людей, социальных групп. Эти установки не подверґгаются анализу, личностной переработке. Интроеция в детстве родительских взглядов и оценочных понятий - "хоґроший, плохой" - является основой символического формиґрования в психике взрослых устойчивых образов внешних объектов - "ненавидимого" (при мести, сверхценной непґриязни и пр.) или "любимого" (объект сексуальных вождеґлений и пр.) - с целью установления близости с ними или удержания их постоянного присутствия. Психическое напряґжение субъекта при противоречивом (амбивалентном) отноґшении , например - к любимому объекту, снижается в слуґчае, если этот объект вызывает страх или ненависть. Субъект таких отношений потерю объекта-жертвы ("кумира") переживает как трагедию.*****13) ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ:***** Способ защиты от тревожащих переживаний путем логическоґго изучения причин и механизмов их вызывающих, или как говорят психоаналитики - " раскладывания по полочкам". Так, например, ипохондрик снимает тревогу, изучая опиґсанные в диагностическом справочнике возможные симптомы болезни. А субъект уголовно-правовых отношений изучает с этой целью статьи УК. Процесс интеллектуализации создает у индивидуума чувство субъективного контроля над тревоґжащей ситуацией и препятствует осознанию необходимости ее реального решения.***** 14) РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ***** Механизм защиты, в результате действия которого поведеґние субъекта прямо противоположно бессознательному выґтесненному влечению. Он проявляется, в частности, в неосознаваемой преувеличенной заботе,внимании, уважении к тому, кого смертельно ненавидят. Жертвы реактивного образования нередко находят утешение в защитном принциґпе: "Бьет-значит любит".***** 15) ПОДАВЛЕНИЕ ***** Психическая защита, реализующаяся посредством целенапґравленного установления торможения над психотравмирующиґми содержанием восприятий, мыслей, чувств. Психотравмиґрующее событие "забывается". Однако, сохраняется симвоґлическая связь между подавленной информацией и реакциями субъекта в его телестной сенсорике (психогенные анестеґзии, парезы, истерические параличи конечностей и др.), расстройствах вегетативной нервной системы (нарушения дыхания, пульса, работы кишечника и др..). О наличии поґдавленной (подвергшейся торможению) эмоционально значиґмой информации, свидетельствуют также навязчивые движеґния, беспокойная жестикуляция, оговорки, описки, вздохи, тревожно потирание рук и пр.***** 16) АУТОИДЕАЛИЗАЦИЯ ***** Механизм защиты, чаще встречающийся в случаях совершения тяжких преступлений. Субъект совершивший "зверские" (гомицидальные)убийства или преступления вандальской напґравленности. Бравируют своим бесстрастным отношением к потерпевшим, смакует шокирующие детали своих бесчеловечґных деяний. При этом свое преступное поведение, представляет его как проявление мужества, героизма, на которые способны только "избранные".++++ III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ++++++++ МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендациии. Цель курса заключается в выработке у слушателей пракґтических умений и навыков по распознаванию и анализу меґханизмов типичных психических защит и сопротивлений, действующих у субъекта в процессе различных следственных действий. Вместе с преподавателем слушатели ФПК анализиґруют фрагменты диалогов, и не только определяют наличие в них тех или иных психических защит и сопротивлений, но и рассматривают приемы их преодоления. Так, на основе анализа аудиограммы, зафиксировавшей начало развития у допрашиваемого истерической регрессивной реакции, слушаґтели могут определить пути преодоления развившейся псиґхической защиты. Обсуждаются способы раннего распознаваґния (предвидения) и предупреждения психической защиты подобного типа. Посредством анализа литературы или в течении одґной-двух лекций трудно привить слушателям навыки распозґнавания в речи субъекта механизмов психических защит и сопротивлений. Поэтому прослушивание и анализ аудиограмм диалогов представляется чрезвычайно эффективными. Спеґциально подобранные материалы иллюстрируют практически весь спектр защитного поведения субъекта: динамику интоґнаций голоса, пауз, особенностей речи, мимики и пантомиґмики, различных типов аффективности и др..Текст диалогов в каждой ситуации разделен на фрагменґты, в которых предполагается присутствие смыслового ядра той или иной психической защиты. Механизмы психических защит во фрагментах текста могут быть представлены в виґде одного варианта или нескольких, которые, тесно перепґлетаясь, переходят из одного текстового фрагмента в другой. *********************************************
ЗАДАНИЕ: проанализируйте текст диалогов той или иной ситуации, определите, обоснуйте и назовите в каждом фрагменте вид механизма психической защиты.Ситуации и фрагменты имеют обозначения: ситуации - цифрами 1; 2; 3; 4; 5, а фрагменты буквами - а; б; в... и т.д.. В отчете по результатам самостоятельного исследования слушатель делает окончательное заключение в виде: номер ситуации ...; название защиты ...; в фрагменте .Например: ситуация - 1; психическая защита по типу - изоляции или вытеснения + отрицания...; в фрагменте- а) или г) и т п.. +++ ( В диалогах : зн \+\ высказывание эксперта, зн \-\ высказывание исследуемого) СИТУАЦИЯ - 1 Ш.В.А., 1968 г.рожд. ,совершил изнасилования, насильственные действия сексуального харакґтера и умышленные убийства четырех молодых женґщин, после демобилизации работал в органах охраґны. используя форму обманным путем, заводил поґтерпевших в лесопарк. Убийства совершал, причиґняя несовместимые с жизнью колоторезанные проґникающие ранения в области шеи и груди, а также душил руками за горло и бил кулаками, причиняя ссадины и кровоподтеки с кровоизлияниями. Уже в кабинете следователя, охватив голову руками, Шуляков,периодически ажитируясь, страдальческим голосом продолжал стенать ( зн \+\ высказывание эксперта, зн \-\ высказывание исследуемого) *** A***- Доктор, неужели я Чикотило! У меня даже сейчас каґкое-то раз... раздвоение. Как-будто это я и не я. Как-будто во мне сразу два человека. Вы мне верите? + Да, верю. - Неужели я Чикотило!+ Что это значит?- Второй надо мной злорадствует. "Ну вот дошел остаґвил одних жену , детей. Ну вот я хочу, например, когда было первое преступление. Вот сейчас в камере хочу усґнуть, отключиться. А какой-то вот голос, такой, что...Я понимаю, что я подонок.+ Он ругает?- С усмешкой как-то говорит: "Ну вот видишь - там это самое - у тебя остались дети, а ты здесь". То есть как специально. Не знаю как это сказать.+ Он имел какое-то отношение к тому, что случилось?- (перебивая) Да. Непосредственное. + Каким образом?- То есть, как это
сказать. У меня такое ощущение, когда я их вел туда я как-то боролся. Я чувствовал, что я неправильно делаю, не так. Я, когда вел.. Чувство таґкое, что второй какой-то голос говорил: "Нет веди. Ты доолжжен!" Я не хотел этого. Он меня как-бы. Пока я шел, я как-бы перевоплощался что ли, даже борясь перевоплощался в другого человека.+ А физически ощущал как перевоплощаешься?- Я чувствовал прилив крови, по телу шло какое-то тепло, в голове начиналось как бы помутнение. Не то, что помутнение, а, что-то такое как-будто, что-то давило сверху вниз на меня. Я не знаю.+ Мышцы как-то менялись, тело как-то менялось?- Расправляться как-то начинал. То есть чувствовал свою силу, что ли.....***ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ"