--
"Артхашастра или наука политики" и "Трактат о военном искусстве" как источники, характеризующие особенности и закономерности становления систем защиты информации в Древнем мире.
Типовая структура спецслужб в зарубежных странах.
В зарубежных конституциях не говориться об органах разведки, однако в большинстве конституций называется такая функция государства, как обеспечение госбезопасности. В конституциях зарубежных стран закрепляется т.н. совет государственной безопасности. Как правило это коллегиальные органы при главе государства или главе правительства. Типовые задачи: они координируют работы в области разведки и контрразведки, ставят задачи перед органами разведки и контрразведки, вырабатывают системы мероприятий по пресечению деятельности иностранных разведок.
Органы разведки, как правило, разделяются на органы внешней и внутренней разведки. Внешняя разведка, как правило, делится на внешнеполитическую, научно-техническую, политическую. Каждой разновидности разведки соответствует государственный орган или группа органов. Особо рассмотрим службу военной разведки. Как правило, руководство службы военной разведки осуществляет генштаб ВС и его спецуправления. Как правило имеют 3 звена: 1) органы военной разведки - генштаб, штабные органы отдельных ВС, родов войск. Имеют как правило общий координирующий орган 2) службы, которые организуют сбор информации при помощи технических средств 3) диверсионные подразделения. Внутренняя разведка - в большинстве стран - политическая полиция. Спецорганы изучают деятельность политических противников (оппозиция).
Как правило, в зарубежных странах имеется группа органов которая координирует деятельность в области внешней и внутренней разведки. Такие службы не ведут оперативной работы, а занимаются планированием, согласованием деятельности между собой и другими госорганами. Как правило, это правительственные ведомства, которые подчиняются либо главе правительства или главе государства.
Все основные министерства и ведомства связанные осуществлением внешнеполитической деятельности, как правило, имеют собственные разведывательные службы или участвуют в работе центральных разведывательных органов.
Главное особенности становления систем ЗИ:
Прообразом органов ЗИ в зарубежных странах являлись группы разведчиков и шпионов, при отсутствии организационно-оформленных спецслужб данные группы осуществляли функции свойственные спецслужбам.
Формирование секретных служб осуществлялось на базе дипломатической службы. Первоначально разведывательные и контрразведывательные функции осуществляли послы.
Уже в древнем мире существовали след направления ЗИ: организационная, техническая и криптографическая.
Источники: Древний Индия - "Артхашастра" - наука политики. Века издания 4-3 века д.н.э. Древний Китай - Трактат о военном искусстве - Сунь-цзы 6-5 века до н. э. Япония - Свод уголовных законов. Тайхо-рё - 8 век нашей веры 702-718.
--
Формирование и особенности системы защиты информации в Древней Индии.
Государственная тайна - сведения, сокрытие которых даёт возможность государству обеспечить свою безопасности и преимущества над противником с наименьшими затратами сил и средств. Возглавлял систему ЗИ царь. СС была единой, централизованной, не разделялась на внешнюю и внутреннюю, а также органы разведки и контрразведки. СС имела следующую структуру: царь, министры и советники, группы агентов, отдельные агенты.
Функции агентов:
1) сбор информации в сфере государственного управления экономики, внешней торговли, демографического характера.
2) контроль деятельности и наблюдение за отдельными должностными лицами
3) наблюдение за партиями
4) функции службы охраны главы государства, контроль за родственниками царя
5) внешний шпионаж
6) борьба с организованной преступностью
7) сбор информации в военной области
8) выявление шпионов
9) пограничная охрана
10) контроль за послами
Методы работы: применялась вербовка агентов, применялись психологические методы воздействия, аналитическая работа по выявлению черт у граждан, выявлялись недовольные. Сбор информации за рубежом осуществляли послы. В процессе разведывательной и контрразведывательной деятельности применялись психологические методы: классифицировались признаки тех лиц, которых можно привлечь к сбору информации в стране противника, а также классифицировались признаки лиц, в соответствии с которыми лица могли быть подозрительными с точки зрения контрразведки. Тайна обеспечивалась практически такими же организационными методами что и в современных условиях:
1) Использование закрытых мест совещаний.
2) Контроль доступа на территорию
3) Применение наказаний к нарушителям
4) Выбор надёжных участников
5) Определение заранее количества участников
6) Применялся термин тайна совещаний
7) Применение криптографии, использовавшейся при дипломатической переписке и переписке царя с министрами. Применялось 60 способ письма.
8) Система охраны объектов имела многорубежную структуру, несколько охраняемых периметров.
9) Внутри помещений безопасность обеспечивалась особенностями архитектурных построений, с применением устройств, оптически изменяющих структуру комнат.
10) биологический метод. Располагались растения, реагирующих на яды.
11) применялась система контроля доступа и контрольно-пропускной режим при входе на территорию.
Итог: при отсутствии технических средств разведки, особое внимание уделялось организационным методам. Главным считалось наличие разветвлённой агентурной сети, использование которой позволяло высшему госаппарату иметь оперативную информацию о происходящем внутри страны и за рубежом. Работа агентов была высокооплачиваемой и считалась очень важной.
--
Формирование и особенности системы защиты информации в Древнем Китае.
Секретная служба имела следующую структуру:
Император - Военные (полководцы) - группы шпионов - разведчики.
Особое влияние уделялось вопросу организации агентурной разведки. Сведения о работе разведчиков - наиболее важная государственная тайна.
Применялись элементы криптографии (кодирование, дробление информации).
С целью кодирования вводится система бирок из 8 уровней, каждый из которых отличается длиной, а она соответствует содержанию.
Система кодирования была известна только императору и командующему войсками.
Дробление:
Секретные письма разделялись на 3 части и ... секретное письмо.
Классификация шпионов:
Внутренние шпионы (из знати) - из. Другого государства
Местные шпионы (низшее звено, местные ... государства, которые в период военных действий доставляли разведданные)
Шпионы жизни (задача - вернуться с выполненным заданием - послы, врачи)
Шпионы смерти (образованные люди, в том числе послы, под прикрытием переговоров осуществляли наступление войск)
Высокие требования предъявлялись к руководителю группы шпионов. В трактате программа мероприятий по управлению ими, особое место режиму секретности. Предполагалась предварительная проверка лиц, осуществляющих работу разведчиков.
Итоги: Разведывательные и контрразведывательные работы считались важнейшими функциями государства, способами предупреждения войны. Основное внимание уделялось органам секретных служб, техническим методам защиты тайны, разведки и ведения войны в целом.
--
Особенности формирования системы защиты информации в Японии в I - VIII вв.
Трактаты о военном искусстве древнего Китая были известны и применялись в Японии с 1 в. н.э.
Военные сочинения являлись секретными, запрещено хранить в частном владении, они хранились в императорской библиотеке или архиве, применялась разрешительная система доступа к ним, они были доступны императору и кругу высших чиновников. К особым секретам относились методы государственного управления.
Классификация видов тайны:
--
Государственная тайна (разведывательная, контрразведывательная, военная и судебно-следственная тайна). Мера наказания - высшая.
--
Негосударственная тайна (сведения, касающиеся императора и распространение которой способно дестабилизировать государственное устройство (в основном точные науки - геология, астрономия)). Наказание - 1 год каторжных работ.
--
Сведения, косвенно касающиеся государственных дел, распространение которых может нанести вред государству. Мера наказания - 60 палок.
К секретным сведениям относились проекты императорских указов.
Вывод: Своды законов в 8 веке оставались фундаментом японского права до 60-ых годов XIX в.
--
Особенности систем защиты коммерческой тайны в странах Западной Европы в XIX - начале XX вв.
В странах западной Европы требования к защите информации стали формироваться в XVII - начале XIX в., что было связано с капиталистическим способом производства. Система защиты информации формировалась в ходе противодействия промышленного шпионажа. К началу XX века промышленный шпионаж на Западе практически везде поощрялся на официальном государственном уровне и превратился в важный фактор развития промышленной революции.
Государство исходило из того, что оно ничего не теряет от похищения производственных секретов (противодействие монополии).
В национальных рамках использование методов недобросовестной конкуренции, если это не затрагивало интересов потребителей, негласно поощрялось на уровне государства. Сформировался важнейший принцип защиты коммерческой тайны - коммерческая тайна это задача фирм.
Англия:
В XVIII веке промышленный шпионаж сводился к борьбе против монополии и диктата патента.
В 1754 году было создано группой промышленников и банкиров "Общество поощрения ремесел и торговли", которое предлагало премии изобретателям, если они отказываются брать патенты на изобретение и хранить их к секрете.
В конце XVIII века была создана Ассоциация по борьбе с патентами и монополиями.
Промышленный шпионаж привёл к появлению одного из методов защиты интеллектуальной собственности - патенту на изобретение.
Франция:
7.01.1791 года издаётся закон "О патентах", который поощрял промышленный шпионаж за пределами Франции. Он устанавливал для любого, кто привезёт иностранное новшество, льготы изобретателя.
Германия:
1 период (с начала 19 века и до 1871 года):
Применялись отдельные УК в германских государствах - Пруссия, Саксония, Бавария, Гамбург. От 3 месяцев до 3-х лет.
2 период (с 1 января 1871 года до 1896 года):
Единое УК Германии. Это УК применяется в ФРГ с по сей день с поправками и исправлениями. Недостаток: УК не содержало статей по защите коммерческой тайны. В нём регламентировался только порядок профессиональной тайны, нотариальной и медицинской.
3 период (с 27 мая 1896 года):
Издание закона против недобросовестной конкуренции. Более полный закон о ЗКТ от 27 июня 1909 года. Он применяется с поправками и по сей день.
Основные положения закона о недобросовестной конкуренции:
Разглашение тайны рассматривалось как одна из основных форм недобросовестной конкуренции. Преступлением являлось сообщение тайны третьему лицу с преступными намерениями, т.е. с целью конкуренции или в целях нанесения ущерба владельцу тайны. Преступлением считались упущенные обязанности, а также подстрекательство. При увольнении со служащим заключался договор о неразглашении тайны на срок не более 3х лет. При этом договор не должен был препятствовать служащему в его дальнейшем существовании. По общему правилу уволенное лицо могло лично пользоваться секретом, если эти сведения составляли его опыт. За разглашение чужой тайны полагалось тюремное заключение на срок до 1 года и денежный штраф. За подстрекательство - заключение на 9 месяцев и денежный штраф.
--
Становление законодательства по вопросам предупреждения недобросовестной конкуренции в странах Западной Европы в XIX - начале XX вв.
К концу XIX начале XX века уже довольно чётко сформировались система основных подходов и требований к защите информации:
--
Профессионализм (выделение защиты информации в специальную область деятельности).
--
Чёткая регламентация состава деятельности.
--
Ограничение и регламентация доступа к защищаемой информации.
--
Высокая оплата труда.
--
Надежный внутриобъектный режим и охрана, контроль за посетителями.
--
Организация спец службы безопасности, деятельности которой внешне должна быть незаметной.
--
В качестве методов защиты информации применялись дробление, кодирование, умная передача, дезинформация.
--
Систематическая работа с сотрудниками для разъяснения характера и средств промышленного шпионажа, назывались имена сотрудников, с которыми можно обсуждать.
--
Учёт стремлений квалифицированных специалистов публиковать результаты своей работы (внутриорганизационные издания).
Торговые книги велись уже в странах древнего мира, только в сфере финансов. В средние века более широкое распространение и их ведение стало профессиональной обязанностью любого предпринимателя. Выполнение этой обязанности поддерживалось 2-мя способами:
--
Мерами уголовной ответственности
--
Невыгодными правовыми последствиями для виновных
В торговых книгах отражались все сделки и сведения об имуществе.
Защита торговых книг сводилась к:
--
Охране самих книг, т.е. четкое формулирование случаев, когда содержание книг может быть раскрыто.
--
Закрытие сведений, содержащихся в книгах, ответственность за разглашение.
В большинстве стран западной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Австрия, Италия) определены следующие случаи, когда могут быть раскрыто содержание книг:
--
Интересы правосудия.
--
Фискальные интересы государства.
Но в этих случаях служащие обязаны хранить профессиональную тайну, за разглашение которой уголовная ответственность.
В Италии и Франции в конце 19 века устанавливалась практика ежегодных проверок вида торговых книг местным судьёй или нотариусом.
В Германии, Австрии, Венгрии устанавливалось право судебного учреждения проводить проверки торговых книг и назначать дополнительных экспертов для проверки торговых книг.
Законодательство было направлено в первую очередь на пресечение недобросовестной конкуренции. Разглашение тайны рассматривалось как форма недобросовестной конкуренции. Уже в 19 веке к недобросовестной конкуренции относились следующие действия: продажа по ценам ниже рыночных с целью вытеснения конкурента, тайный сговор на торгах, распространение ложной информации (дискредитация), выпуск чужой продукции, похищение документов, чертежей, образцов продукции, установление контроля за деятельностью конкурента, злоупотребление господствующим положением на рынке. Впервые этот термин стал применяться во Франции в 19 веке. В парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года даётся следующее определение недобросовестной конкуренции: конкуренция, противоречащая честным обычаям в области промышленности и торговли.
Основные уголовные кодексы:
УК Франции 1810 года (кодекс Наполеона). Он применялся в современной Франции до середины 90-ых годов.
Промышленный секрет - секрет, который может быть предметом патента или любая особенность производства.
Виновными по этой статье могли быть только действительные служащие предприятия, на бывших служащих ответственность не распространялась.
Личное пользование секретом после прекращения службы не являлось преступлением.
Преступление состояло в сообщении секрета третьему лицу с намерением причинить ущерб владельцу предприятия. Разглашение секрета иностранцем влекло за собой тюремное заключение на срок от 2х до 5-ти лет и денежный штраф. Разглашение секрета внутри страны влекло за собой тюремное заключение на срок от 3х месяцев до 2 лет и денежный штраф.
УК Бельгии 1868 года. Мера ответственности - за разглашение секрета вводилось тюремное заключение от 3 месяцев до 3 лет и денежный штраф. Ответственность распространялась и на бывших служащих.
УК Нидерландов в 1881 году. Ответственность распространялась и на всех партнёров по предпринимательской деятельности.
--
Те страны, где есть специальное законодательство в этой области.
--
Страны, в законодательстве которых имеется общая норма о запрете недобросовестных конкурентных действий и общее определение недобросовестной конкуренции, а также перечень недобросовестных конкурентных действий. Германия (закон 1909 года в редакции 1986 года), Австрия (закон 1923 года в редакции 1980 года), Швейцария (федеральный закон 1986 года).
--
Страны, где в законах содержится только перечень недобросовестных конкурентных действий. Япония (закон о предотвращении НК 1934 года в редакции 1990 года), Канада (о товарных знаках и недобросовестной конкуренции 1952 года).
--
Страны, где нет специальных законов, а пресечение недобросовестной конкуренции обеспечивается общими нормами права.
--
Страны, в законодательстве которых имеется нормативное закрепление охраны против НК в ГК. Франция, Италия, Нидерланды.
--
Страны общего права. Великобритания, Австралия, Ирландия. Преследование НК осуществляется судами на основе прецедентов.
--
Государства смешанного законодательства. Бельгия. Здесь законодательство включает как нормы общего права, так и специальные постановления в этой области. В Бельгии, как и во Франции, НК преследуется на основе норм гражданского права. Кроме этого, закон 1971 года о торговой практике содержит перечни, но закон носит вспомогательный характер по отношению к основному правовому урегулированию. К этому закону прибегают для ускорения таких вопросов.
--
Правовая защита информации во Франции в XIX в. и ее влияние на формирование систем защиты информации в странах Западной Европы и Японии.
УК Франции 1810 года (кодекс Наполеона). Он применялся в современной Франции до середины 90-ых годов.
Промышленный секрет - секрет, который может быть предметом патента или любая особенность производства.
Виновными по этой статье могли быть только действительные служащие предприятия, на бывших служащих ответственность не распространялась.
Личное пользование секретом после прекращения службы не являлось преступлением.
Преступление состояло в сообщении секрета третьему лицу с намерением причинить ущерб владельцу предприятия. Разглашение секрета иностранцем влекло за собой тюремное заключение на срок от 2х до 5-ти лет и денежный штраф. Разглашение секрета внутри страны влекло за собой тюремное заключение на срок от 3х месяцев до 2 лет и денежный штраф.
УК Бельгии 1868 года. Мера ответственности - за разглашение секрета вводилось тюремное заключение от 3 месяцев до 3 лет и денежный штраф. Ответственность распространялась и на бывших служащих.
УК Нидерландов в 1881 году. Ответственность распространялась и на всех партнёров по предпринимательской деятельности.
<...не знаю, что еще тут добавить...>
--
Этапы становления системы защиты информации в Германии в XIX - начале XX вв.
Организация служб безопасности (на примере предприятия Альфреда Крупа в XIX в.).
Основным принципами ЗИ являются максимизация внешнего шпионажа и обеспечение внутренней безопасности как важный элемент системы управления, дезинформация.
К методам обеспечения защиты информации относились:
--
Создание специальной службы безопасности.
--
Разработка и реализация систем мер против шпионажа, на что выделялись значительные средства.
--
В правилах внутреннего распорядка предусматривался постоянный контроль за производством, выявление шпионов поощрялось вознаграждением.
--
Создание специального исследовательского подразделения.
В 1875 году на заводе Крупа была создано специальное помещение для промышленных секретов.
Выводы:
К концу XIX начале XX века уже довольно чётко сформировались система основных подходов и требований к защите информации:
--
Профессионализм (выделение защиты информации в специальную область деятельности).
--
Чёткая регламентация состава деятельности.
--
Ограничение и регламентация доступа к защищаемой информации.
--
Высокая оплата труда.
--
Надежный внутриобъектный режим и охрана, контроль за посетителями.
--
Организация спец службы безопасности, деятельности которой внешне должна быть незаметной.
--
В качестве методов защиты информации применялись дробление, кодирование, умная передача, дезинформация.
--
Систематическая работа с сотрудниками для разъяснения характера и средств промышленного шпионажа, назывались имена сотрудников, с которыми можно обсуждать.
--
Учёт стремлений квалифицированных специалистов публиковать результаты своей работы (внутриорганизационные издания).
Становление законодательства по защите коммерческой тайны в Германии:
1 период (с начала XIX века и до 1871 года):
Применялись отдельные УК в германских государствах - Пруссия, Саксония, Бавария, Гамбург. От 3 месяцев до 3-х лет.
2 период (с 1 января 1871 года до 1896 года):
Единое УК Германии. Это УК применяется в ФРГ с по сей день с поправками и исправлениями. Недостаток: УК не содержало статей по защите коммерческой тайны. В нём регламентировался только порядок профессиональной тайны, нотариальной и медицинской.
3 период (с 27 мая 1896 года):
Издание закона против недобросовестной конкуренции. Более полный закон о ЗКТ от 27 июня 1909 года. Он применяется с поправками и по сей день.
Основные положения закона о недобросовестной конкуренции:
Разглашение тайны рассматривалось как одна из основных форм недобросовестной конкуренции. Преступлением являлось сообщение тайны третьему лицу с преступными намерениями, т.е. с целью конкуренции или в целях нанесения ущерба владельцу тайны. Преступлением считались упущенные обязанности, а также подстрекательство. При увольнении со служащим заключался договор о неразглашении тайны на срок не более 3х лет. При этом договор не должен был препятствовать служащему в его дальнейшем существовании. По общему правилу уволенное лицо могло лично пользоваться секретом, если эти сведения составляли его опыт. За разглашение чужой тайны полагалось тюремное заключение на срок до 1 года и денежный штраф. За подстрекательство - заключение на 9 месяцев и денежный штраф.
--
Особенности современного законодательства зарубежных стран по вопросам предупреждения недобросовестной конкуренции.
Все страны можно разделить на 3 группы:
--
Те страны, где есть специальное законодательство в этой области.
--
Страны, в законодательстве которых имеется общая норма о запрете недобросовестных конкурентных действий и общее определение недобросовестной конкуренции, а также перечень недобросовестных конкурентных действий. Германия (закон 1909 года в редакции 1986 года), Австрия (закон 1923 года в редакции 1980 года), Швейцария (федеральный закон 1986 года).
--
Страны, где в законах содержится только перечень недобросовестных конкурентных действий. Япония (закон о предотвращении НК 1934 года в редакции 1990 года), Канада (о товарных знаках и недобросовестной конкуренции 1952 года).
--
Страны, где нет специальных законов, а пресечение недобросовестной конкуренции обеспечивается общими нормами права.
--
Страны, в законодательстве которых имеется нормативное закрепление охраны против НК в ГК. Франция, Италия, Нидерланды.
--
Страны общего права. Великобритания, Австралия, Ирландия. Преследование НК осуществляется судами на основе прецедентов.
--
Государства смешанного законодательства. Бельгия. Здесь законодательство включает как нормы общего права, так и специальные постановления в этой области. В Бельгии, как и во Франции, НК преследуется на основе норм гражданского права. Кроме этого, закон 1971 года о торговой практике содержит перечни, но закон носит вспомогательный характер по отношению к основному правовому урегулированию. К этому закону прибегают для ускорения таких вопросов.
--
Становление системы защиты информации в США (начало XX в. - 30-е гг. XX в.).
В конституции США 1787 г. предусматривалась возможность существования правительственной тайны. В 1875 году создаются 2 комитета:
--
Комитет безопасности - защита информации в военной области.
--
Комитет секретной корреспонденции (комитет иностранных дел) - защита информации во внешне-политической области.
Защищаемой являлась информация в военной и дипломатической области.
В 1887 году конгрессом США предусмотрена возможность засекречивания информации по национальной безопасности, президенту предоставлена ведущая роль в решении этих вопросов.
В 1869 году издан армейский приказ ограничивающий доступ к информации о военных сооружениях, запрещалось фотографирование, зарисовки таких объектов. Для совершение таких действий требовалось разрешение Министерства обороны.
Разведывательные органы были созданы в армии в 1885 году. На флоте - в 1882 году.
В 1907 году МБ издаётся циркуляр, в котором определяется порядок использования на документах грифа Конфиденциально. Документ с таким грифом должен был сопровождаться описанием, в котором отражалось, кто из должностных лиц может пользоваться данным документом.
28 июля 1908 года было основано ФБР. Функции - проверка государственных служащих на предоставление права доступа к информации, составляющей ГТ.
В 1911 году был издан закон о предотвращении раскрытия секретов национальной обороны. Впервые вводился термин "секреты национальной обороны". В законе указывалось, что такая информация может быть получена путём фотографирования или создания эскизов военных объектов. Закон был направлен на предотвращение шпионажа. В развитие этого закона принято несколько ведомственных инструкции МО:
--
инструкция 1912 года, изданная МО, уточняла порядок работы с документами с грифом Конфиденциально. Такие документы запрещалось копировать, требовалось, чтобы каждый документ имел уникальный номер, и предусматривалось хранение таких документов в сейфах.
--
инструкция 1916 года; тоже уточняла этот порядок, требовалась пересылка в двойном пакете, причём гриф Конфиденциально проставлялся только на внутреннем пакете. Внешний помечался "Лично".
--
инструкция 1917 года. Появляется гриф "Секретно". Он проставлялся на документах, предназначенных для использования одним должностным лицом. Гриф "Конфиденциально" предназначался для минимального круга должностных лиц. Гриф "для служебного пользования". Такой документ предназначался только для внутреннего пользования.
В 1917 году был издан закон о шпионаже (заменил закон 1911 года). Этот закон относил информацию о шифрах, кодах и сигнальных книгах к секретной. Закон вводил смертную казнь за шпионаж.
Закон о торговле с противником 1917 года. Предоставлял широту полномочий президенту по засекречиванию информации на изобретения (патенты).
В 1921 году - уточнялось применение грифа "конфиденциально". Требовалось указывать должность и фамилию лица, присвоившего гриф, и возможность отмены этого грифа в дальнейшем.
В 1935 г. вводится новый гриф - "ограниченный доступ". Применялось для конструкторской документации и исследовательских работ.
Инструкция МО 1936 года оставляла 3 типа секретной информации - "Секретно", "Конфиденциально" и "Ограниченный доступ". Информация, которая раньше считалась "для служебного пользования" переводилась в категорию "Ограниченного доступа". Такая система грифования применялась до 50ых годов.
--
Становление системы защиты информации в США в 40-е гг. XX в.
В июне 1942 года было создано управление стратегических служб, первый в истории США национальный орган разведки, который объединил военную и политическую разведки. После окончания войны в 1945 году это подразделение было расформировано, а кадры распределены между военными и дипломатами. Вопросами ЗИ в вооружённых силах занимался отдел службы безопасности армии. В 1949 году был переименован в отдел службы безопасности вооружённых сил. В 1952 году его заменяет национальная службы безопасности.
В 40е годы принят ряд федеральных законов США, послуживших основой для создания современной системы защиты информации в этой стране.
Март 1942 г. - исполнительный указ президента США "Правило грифования документов".
В июле 1947 года издается закон о национальной безопасности, согласно которому создается ЦРУ как координирующий орган гражданской и военной разведки, введена должность директора центральной разведки и эти функции возложены на директора ЦРУ, создаётся Совет национальной безопасности при президенте США, реорганизованы военные ведомства, созданы единые министерство обороны, объединённый комитет начальников штабов, министерство ВВС.
В 1947 году впервые начал применяться термин "разведывательное сообщество", и в этот период в состав этого сообщества были включены следующие организации: ЦРУ, службы разведки вооружённых сил, службы разведки государственного департамента, министерство финансов и ФБР.
1949 году принято дополнение к закону о национальной безопасности в виде закона о ЦРУ. В соответствии с этим законом более чётки определены задачи ЦРУ:
--
Добывание разведывательных сведений тайным и легальным путём.
--
Тайная подготовка вмешательства в дела других государств, если затрагиваются интересы США.
--
Обобщение информации, собранными другими ведомствами и подготовка выходных документов разведки.
1947 год - закон "о военных закупках".
1949 год - "о контроле над экспортом".
--
Становление системы защиты информации в США в 50--80-е гг. XX в.
1950 год - закон "о внутренней безопасности".
В ноябре 1952 года создано агентство национальной безопасности. Задачи:
--
Осуществление радиоэлектронной разведки.
--
Разработка кодов, шифров.
--
Защита правительственной информации.
Т.е. 2 группы задач: наступательные и оборонительные.
Наступательные: добывание информации о иностранных государствах путём перехвата любых ЭЛМ сигналов. Функции определялись от обратного, т.е. было определено, чем НЕ занимается агентство (обработкой нешифрованных сообщений, цензурой и сообщениями СМИ и радиовещания).
Оборонительные: защита от иностранного проникновения всех линий связи, по которым передавалась информация.
Задачи:
--
Создание, пересмотр и санкционирование шифров всех правительственных служб.
--
Обеспечение сохранности передачи данных в различных каналах связи.
--
Обеспечение безопасности связи для систем стратегического оружия.
--
Создание личного шифра президента.
Классификация информации:
--
Доставляемая ежедневно президенту.
--
Доставляемая санкционированным потребителям в госучреждениях.
--
Информация справочного характера, она вводится в АИС
--
Информация коммерческого характера.
В 1962 году создано Разведывательное управление министерства обороны и Национальная космическая разведка.
В 1976 году в Разведывательное сообщество вошло министерство по энергетики (информация по атомной науке и технике).