Иванов Константин Константинович : другие произведения.

Трамедия о Смрахе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Стихи.ру
  
   Авторы Произведения Рецензии Поиск О портале Ваша страница Кабинет автора 3 сообщения
  
  Трамедия о смрахе
  Конст Иванов
  ТРАМЕДИЯ О СМРАХЕ,
  на пепелище блеющем
  посвяща аванга
  
  Участвуют:
  
  СМРАХ, кольцо в носу и на губе.
  НЕСМРАХ, чело, печаль и глубина.
  КУЛЬТУРА 2, партийный галстук и помойка.
  ЛИТЕРОЕДЫ, крикливые и прожорливые.
  ПРАВЫЙ СМЫСЛ
  ЛЕВЫЙ СМЫСЛ, } поросята интеллекта.
  ПОДСМЫСЛОК,
  СМЫСЛЯТА и др.
  ГРАУНД, пробор я ля Гитлер (в кармане гребень панка).
  АНДЕГРАУНД, гребень панка (в кармане пробор а ля Гитлер).
  ФАШИСТСКАЯ ПАЛКА, прям и честен.
  МИЛАЯ ГЛУПОСТЬ, прелестная дама.
  ПОЭТ-ПАЛИНДРОМЩИК С ДИКОЙ СТРУНОЙ.
  ДРУСБА, непонятно что.
  РЫНОК, наглый парень.
  ЖИЗНЬ, седой ужас, многоликая, тысячеглазая, взором неуловимая.
  ГОЛОСА.
  
  Присутствуют в последнем трепе: толпа-публика, зеваки и т.п.
  Все происходит в песочнике и его окрестностях на рубеже II - III тысячелетий н.э.
  
  ТРЁП I
  Сидят в песочнике.
  
  СМРАХ: Я - поэт.
  НЕСМРАХ: А по-моему, ты - говно!
  СМРАХ: Я - художник.
  НЕСМРАХ: Ты - говно!
  СМРАХ: Я - гений.
  НЕСМРАХ: Говно!
  СМРАХ (плачет): Почему?
  НЕСМРАХ: Воняешь.
  СМРАХ: Я - живой!
  НЕСМРАХ: Ну и что?
  СМРАХ: Все живое воняет.
  НЕСМРАХ: Культура не воняет.
  СМРАХ(плач усиливается): Воняет-воняет!
  НЕСМРАХ: Покажи мне, где у нее воняет!
  СМРАХ(зовет): Эй! Культура! Культура!
  ПОЭТ-ПАЛИНДРОМЩИК С ДИКОЙ СТРУНОЙ (сбоку): Культура! Аруть: "лук!"
  КУЛЬТУРА 2 (вылезла из канализации и подковыляла к песочнику): Ну чё вам?
  НЕСМРАХ: Покажи, где у тебя воняет?
  КУЛЬТУРА 2 (угрюмо): Да чё тибе? Вот пристали! Визде воняет.
  СМРАХ (размазывая грязные слезы и сопли по щекам, радостно): О! Я говорил-говорил!!
  НЕСМРАХ: Как везде?!
  КУЛЬТУРА 2 (поворачивается, подставляет бока, поднимает руки, становится на четвереньки и т.д., демонстрируясь ): Во, нюхайте!
  НЕСМРАХ: Фу, гадость! Чего это ты так?
  КУЛЬТУРА 2 (бурчит в том же тоне): Чево-чево! Поживи с мое в стёбаном подсортирье - не так завоняешь!
  НЕСМРАХ: Какой смрад! Что с ней сделали! Какое безобразье!
  КУЛЬТУРА 2 (ухмыляясь): Да уж большей частью засохло все - так ли раньше пахло!
  СМРАХ (глупо скалясь): Что естественно - то не безобразно.
  НЕСМРАХ (раздумчиво): Ну естественного тут, пожалуй, мало, да и культура что-то... Погоди-погоди! (останавливает уже выползающую из песочника КУЛЬТУРУ 2, обнажает ей, как Миледи, плечо, видит в изумлении клеймо "2") Ба-а!
  СМРАХ: Бам!
  НЕСМРАХ: Двойка!
  КУЛЬТУРА 2 (ворчит, уползая в канализацию): Эка невидаль! Не знал, что ли?
  СМРАХ: Хи-хи-хи! Двойка-двурушка, вонючая мушка!
  
  Хор ЛИТЕРОЕДОВ в отдалении (поёт):
  
  Страх! - Смрад! - Смрах!
  Хартс! - Дармс! - Хармс!
  Храмс! - Драмс! - Мархс!
  Мрахс! - Мрадс! - Трахс!
  и т.д.
  
  
  ТРЁП II
  Там же.
  
  НЕСМРАХ (как бы про себя): Так это Культура 2... А где же Культура?
  ПОЭТ-ПАЛИНДРОМЩИК С ДИКОЙ СТРУНОЙ (сбоку): Культура: аруть: "лук!"
  СМРАХ: Та, что не воняет?
  НЕСМРАХ(смотрит на него с презрением): Да!
  СМРАХ: Она - не живая.
  НЕСМРАХ: Почему?
  СМРАХ: Она - трансцендентная.
  НЕСМРАХ: Ишь умник! Слова-то какие знает! Уж не этой ли потусторонности ты и служишь? Гляньте-ка - христианин почти! Ай-я-яй! Софист, однако ж. Мол, там, с высшей точки, я прекрасен, а здесь, на земле, значит, что хочу, то урчу. Нюхайте - я вас презираю!
  СМРАХ: Я пишу гениальные тексты.
  НЕСМРАХ: Вот эту вонь? Эту гниль? Этот песок? Да тут же все расползается!
  СМРАХ: У тебя нет чувства юмора.
  НЕСМРАХ: Зато у тебя как у большевиков - хоть отбавляй! И чего они тебя не печатают? Диву даюсь.
  СМРАХ: Ты - обыватель...
  НЕСМРАХ: А ты - революционер-утопист. Эврика!
  СМРАХ: ...бескрылый. Для тебя нет ничего кроме вот этих серых будней.
  НЕСМРАХ: А ты, может, и в Бога веруешь? Но большевику это не положено.
  СМРАХ: Я верую в гениальное искусство! Оно разрушает старое и создает новый мир.
  НЕСМРАХ: Во-во! Это самое. Искусство - бог! Я и сам раньше любил эту напыщенную романтическую формулу, не подозревал, что в ней таится, когда слова перестают быть метафорой и переходят в действие. Страшное таится...
  СМРАХ: Искусство - не бог. Искусство - способ переделать мир. Бог - это я, гениальный я. И ничего страшного тут нет. Я и мир. Мир мой. Я его делаю.
  НЕСМРАХ: Страшное то, что ты глуп и самонадеян, как все большевики. Вашей гордости и ваших силенок хватает лишь на то, чтобы разрушать.
  СМРАХ: Время разбрасывать камни... хи-хи!..
  НЕСМРАХ: Да-да, эрудит, верно цитуешь. Но в этой прекрасной древней книге не договорено, что разбросанные камни падают на головы не только бросавших, но и многих поколений вперед... Эк куда меня занесло! Что тебе до поколений! Ты - ацефал, живущий одним днем.
  СМРАХ: Ты - напуганный мещанин. А я - гений.
  НЕСМРАХ: Пожалуй, ты и действительно гений - для лотофагов, живущих здесь и сейчас. Но что ты делаешь?
  СМРАХ: Я создаю гениальные тексты.
  НЕСМРАХ: Я знаю: ты хочешь быть современным, богов вроде тебя пожирает эта страсть. Но ты все равно отстаешь. Тебе не угнаться за временем. Время - это французы. Фуко, Делёз и другие - они творят уже не гениальные тексты, а генитальные. Ты отстал.
  СМРАХ: Ты - завидуешь.
  НЕСМРАХ: Ну, разумеется, это последний аргумент, на который способны такие как ты. Но ты мелок в своих игрушках, тебе никогда не постичь, что у человека может быть великая страсть, несоизмеримая с вашими лилипутскими вавилонами - Зависть, но к настоящему, не к самодельному, Богу!
  СМРАХ: Это все бессилие, пустые слова.
  НЕСМРАХ: Бессилие? Но вашему роману с пустотой от силы сто лет, а роману человека с Богом - тысячелетия. Если в тебе есть хоть капля ума, то ты должен почувствовать разницу.
  СМРАХ: Ты бряцаешь количеством, это смешно. Мы - в начале. Мы потому и пришли, что ваше количество провалилось. Люди и сейчас те же, что и при Калигуле..
  НЕСМРАХ: Но от вас и за сто лет все качество - лишь стелющаяся гарь... Вы гордитесь тем, что разрушаете мифы, но вы плохо знаете человеческую природу: ваши ученики тут же начинают сочинять новые мифы, неизбежно мелкие, местные, так сказать субкультурные, ставя на место Бога божка вроде тебя.
  СМРАХ: Так и должно быть! Я - сверхчеловек.
  НЕСМРАХ: А, ну ясно, песня знакомая!
  СМРАХ: Таких, как я, хотел видеть Ницше.
  НЕСМРАХ: Приехали. Коли Ницше, молчу.Тупик. Снимаем шляпу пред светлой памятью.
  СМРАХ: Тебе нечем крыть.
  НЕСМРАХ: Крыть всегда нечем, когда тебе показывают язык, ибо это уже другой язык. Играй в свои бирюльки: революция продолжается. Граунд и андеграунд меняются местами, как ванька-встанька. Сначала были огонь и кровь, теперь их оборотная сторона - смех. Ты бессмертен, пока длится этот исторический перевертыш. Я пою тебе комплимент, ты - саламандра революции. Твое тело сгорает в огне и крови, а твой смех корчит тела несчастных наследников огня и крови, пожирателей гари, жителей золы и пепла. Они выросли, не зная чистого воздуха, их астматические грудные клетки содрогаются спазмами квазидыхания - они все еще смеются... Слышишь, вон хор современных сирен поёт твою славу - литероеды всех стран, соединяйтесь! Они и сами выросли на пепелище, эти несчастные певуньи, им тоже мнится, что они свободно дышат...
  СМРАХ: Ну а сам-то ты разве не на пепелище вырос?
  НЕСМРАХ: А кто спорит?
  СМРАХ: Тем не менее ты говоришь так, словно ты один свободен.
  НЕСМРАХ: Ну их-то точно свободней...
  СМРАХ: Певуний?
  НЕСМРАХ: Да, сирен.
  СМРАХ: Чего ради?
  НЕСМРАХ: Того и ради. Ума ради. Знаешь, что такое свобода?
  СМРАХ: Ну?
  НЕСМРАХ: Свобода есть разум.
  СМРАХ: Фи!
  НЕСМРАХ: Ты эти дикарские междометия брось! Не фи, а разум. Не рассудок, которым вы свои научно-художественные конструкции да дисеры мастерите, а разум.
  СМРАХ: Так что же это такое?
  НЕСМРАХ: Сейчас объясню. Ваши конструкции и диссертации, ваши находки и открытия - внутри времени. Время подгоняет вас как слепых лошадей. Разум же есть то состояние сознания, которое выводит за пределы времени, и человек, наделенный им, стоит вне потока, вас несущего. Вы - внутри пения, но только он, стоящий вне, может оценить это пение, он слышит, как вы фальшивите. Если угодно, этот разум и есть, выражаясь вашим жестяным жаргоном, - трансценденция.
  СМРАХ: Ого!
  НЕСМРАХ: Что и остается тебе, как не глупое "ого"! Так вот, насчет пределов. Один не то шиз, не то просто жулик, страшно современный, написал книгу "За гранью извилин" и стал, за хорошую деньгу разумеется, разных несчастных от извилин спасать. Так вот у него это жестяное словцо - сиречь трансценденция - с точностью до наоборот выражает путь от ощущения времени до вашей счастливой лотофагии. И верно - погружение в животное состояние и есть погружение внутрь времени, а значит погрузившийся времени не ощущает, потому что он поглощен им, он сам - частица времени. Хитрый шарлатан поменял местами время и вечность, и слепенькие клюнули. Но только человек разума приближается к вечности.
  СМРАХ: Слова, слова...
  НЕСМРАХ: Конечно, слова - потому что вы думать разучились. Ваши головки забиты лишь игрушками и самопревозношением. Вместо смелости ума - каприз, что, как известно, есть черта детская и отчасти девическая; вместо стройки - песочник; и так далее.
  СМРАХ: Пустота! И божественная игра младенца!
  НЕСМРАХ: Сколько крови...
  СМРАХ: Зануда!
  НЕСМРАХ: ...прольется под ваш детский лепет!
  СМРАХ: Все равно ничего нет.
  НЕСМРАХ: Ладно, инвалид века, играйся! Не я твоя смерть. Но за тобой придет неблагодарная жизнь...
  СМРАХ: Подумаешь!
  НЕСМРАХ: ...и ты поймешь тогда, что я был еще далеко не худшим собеседником.
  СМРАХ: Vale.
  НЕСМРАХ: Валяй!
  Оба умолкают, СМРАХ в центре, в куче песка, НЕСМРАХ с краю, на бортике песочника.
  Хор ЛИТЕРОЕДОВ в отдалении (поёт):
  
  Смрах!
  Хармс!
  Мархс!
  Мрахс!
  Трахс!
  и т.д.
  
  
  ТРЁП III
  Ползут к песочнику один из земли, другой из-под земли.
  Стараются перегнать один другого.
  
  ГРАУНД: Щас мое время!
  АНДЕГРАУНД: Нет, мое время!
  ГРАУНД: А тогда было мое время!
  АНДЕГРАУНД: Нет, мое время тогда!
  ГРАУНД: Его время!
  АНДЕГРАУНД: Когда?
  ГРАУНД: Тогда!
  АНДЕГРАУНД: Нет, сейчас. То есть, тогда.
  ГРАУНД: Когда?
  АНДЕГРАУНД: Где?
  ГРАУНД: До каких пор?
  АНДЕГРАУНД: Он - мой!
  ГРАУНД: Нет, он - мой!
  АНДЕГРАУНД: Как - твой?!
  ГРАУНД: Мой! Теперь я!
  АНДЕГРАУНД: Нет, я!
  ГРАУНД: А кто я?!
  АНДЕГРАУНД: Да я - я, а не ты теперь!
  ГРАУНД: Но я же ведь я!
  АНДЕГРАУНД: А я тебе кто?
  ГРАУНД: Ты?
  АНДЕГРАУНД: Я!
  ГРАУНД: Ты - это ты. А он - великий!
  АНДЕГРАУНД: Он - мой великий!
  ГРАУНД: Нет, мой!
  АНДЕГРАУНД: Мой!
  ГРАУНД: Щас дам в морду!
  АНДЕГРАУНД: Я те сам дам! Он - убийца!
  ГРАУНД: Он - гений!
  АНДЕГРАУНД: Ты - убийца!
  ГРАУНД: Я - гений.
  АНДЕГРАУНД: Нет, я - гений! А ты - говно!
  ГРАУНД: Сам ты говно!
  АНДЕГРАУНД: Эй, щас дам в морду!
  ГРАУНД: Я сам те щас дам!
  
  Дерутся. Все скрывается в пыли.
  Хор ЛИТЕРОЕДОВ в отдалении (поёт):
  
  Мрахс! - Мрдас! - Трахс!
  Мрахс! - Мрдас! - Трахс!
  Мрдас! - Трахс!
  Мрдас! - Трахс!
  Драмс!
  и т.д.
  
  
  ТРЁП IV
  Все вокруг песочника.
  
  ГОЛОСА
  
  1-Й: Фью! Сколько народу! А что тут, собственно, происходит?
  2-Й: Да черт его знает!
  3-Й: Но что-то же происходит?
  4-Й: Да в том-то, кажись, и дело, что ничего и не происходит.
  5-Й: Как ничего? Не-ет, что-то такое есть.
  6-Й: Интеллигенцию судят.
  7-Й: Кто судит?
  8-Й: Ну, вот эти все. Мы.
  9-Й: Кто мы?
  10-Й: Да толпа эта вот.
  11-Й: Так ведь нет никакой интеллигенции.
  12-Й: Да что-то от нее, вроде, чуть-чуть осталось.
  КУЛЬТУРА 2: Да вот они, тут сидят.
  
  Общее оживление. Разноголосица
  
  ЛИТЕРОЕДЫ: Смрах! - Смраха! - Смраху! - Смрахом! - О Смрахе!
  СМРАХ: Вот мои помощники и свидетели.
  ЛЕВЫЙ СМЫСЛ: А я ле!
  ПРАВЫЙ СМЫСЛ: А я пра!
  ПОДСМЫСЛОК: А я под!
  СМЫСЛЯТА: А мы ля!
  НЕСМРАХ: Вот-вот! Мыля! Вы все как ни мылитесь, как ни моетесь, но из вашей подля и выходит одна лепра! Сплошная лепра - целый век!
  АНДЕГРАУНД: Как может выжить человек?!
  ГРАУНД: Эй-эй! Ты там не подпевай! Не для тебя приходит рай!
  ФАШИСТСКАЯ ПАЛКА (выходит вперед, властно): Арбитр - я! Мне отмщение и аз воздам! Кто не слушается - по ушам!
  ДРУСБА (Смраху): Ты истратил много слов, и они у тебя блюют. У них отваливаются носы и уши. Их сгнившие языки вываливаются изо рта.
  (Несмраху) Хорош и ты, Несмрах! Вместо того, чтобы заниматься делом, ты с ним споришь.
  ПОЭТ-ПАЛИНДРОМЩИК С ДИКОЙ СТРУНОЙ: Друсба - Абсурд!
  РЫНОК: Лупи, копейка! Истина - канарейка!
  МИЛАЯ ГЛУПОСТЬ: О вкусах не спорят.
  РЫНОК: Верно, милая, хы-хы! Я и говорю всегда: не хошь - не бери! Не нравится это - вот тебе другое, пожалуйста! Были бы деньги.
  ПОЭТ-ПАЛИНДРОМЩИК С ДИКОЙ СТРУНОЙ: Рынок? - коныр!
  МИЛАЯ ГЛУПОСТЬ:
  
  Ой! Смотрите - Сама! Ужас, ужас, ужас!
  Что ей стоит найти мне другого мужа?
  У нее из ноздрей - арунгвильта-прана!
  Пусть накажет скорей моего тирана!
  
  ПОЭТ-ПАЛИНДРОМЩИК С ДИКОЙ СТРУНОЙ:
  
  !ишак каши!
  !ишак каши!
  !ишак каши!
  
  ЖИЗНЬ: Кто тут посмел трепать языком обо мне? Время это я. Вечность это я. Я - всё. Что за пыль с моего мизинца собралась здесь?
  (Несмраху): Ты скучаешь и начинаешь тратить слова на то, что не имеет смысла, полемизировать черт-те с кем, и это твой грех. Хотя понимаю - когда кругом царит глупость, машинально начинаешь с ней беседовать, и сам глупеешь. Но это слабость, друг мой, и это тоже твой грех. Ты поздно понял ту истину, что для существ твоего рода жить - это значит быть начеку, это быть собранным, держаться и держать! Отказ от напряжения и стремление к расслабленности - вот позорная лужа, в которой оказались многие. Ты не из таких, но и твои ноги слегка подкосились. И это твой грех.
  (Смраху): Ты заигрался, пустил слюни. Много слюней... Это негоже для человека. Человек это не тот, кто покоится на моих руках в слюнявчике. Человек это тот, кто в ужасе и дерзости выходит со мной бороться.
  Слушай мой приговор! Ты останешься в песочнике! Навеки! Пески прихлынут и пески отхлынут, солнце погаснет и солнце зажжется, время остановится и время побежит, а ты пребудешь в песочнике. Тебе не надо мысли, тебе не надо тела, тебе не надо сознания - ты от них свободен отныне. Ты хотел игры, ты станешь игрой. Время - песок, игра - песок, ты - песок.
  Песок, расти! Песок, песок, песок...
  
  СМРАХ на глазах у всех сначала приобретает цвет песка, потом оказывается песчаной статуей и наконец осыпается холмиком, превращаясь в кучу песка, сливающуюся с песочником, потерявшим очертания.
  
  Все исчезают. ПОЭТ-ПАЛИНДРОМЩИК С ДИКОЙ СТРУНОЙ (стоя одиноко перед кучей песка):
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"