Иванов Дмитрий Викторович : другие произведения.

Отзыв на фильм "История одного назначения"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мои впечатления о фильме "История одного назначения". Взгляд, на общество, историю, личность и великие идеи.


Отзыв на фильм "История одного назначения"

0x01 graphic

Камни к реке

   Когда камень откалывается от скалы и летит в реку, он не похож на другие. Он весь в острых углах и выбоинах. Но вот булыжник уносится потоком. И что же? Каким бы он ни был изначально: вытянутым, треугольным, многогранным или причудливым, после долгого времени в потоке, уносимый течением, он приобретает округлую форму, сходную с другими. Все неровности сглаживаются, торчащие выступы сбиваются, поверхность шлифуется, и на выходе мы имеем множество одинаковых окатанных галек, созданных неумолимым течение реки.
   Фильм "История одного назначения" именно об этом. Каким бы ни был человек изначально, что бы он ни хотел привнести в общество, он всё равно становится таким, каким делает его течение жизни. Всё несоответствующее системе, общественной формации, мэйнстриму, устоям - как хотите называйте - будет обито и сколото, острые противоречия сглажены, и в итоге получаются одинаковые люди, порожденные многолетними устоявшимися реалиями, которые никто не в силах преодолеть.
   От картины "История одного назначения" поначалу веет неустроенностью и напряжением. Отец не ладит с сыном, подчинённые - с начальством, писарь - со всей частью, граф Толстой - со своей женой, жена - с сестрой, сестра - с её избранником, учительница - с учениками, управляющий - с женой, и даже пассажиры кареты - друг с другом. Нигде нет гармонии, любви или привязанности. Главный герой пытается завести хорошие отношения то с прапорщиком, то с писарем, то с капитаном-поляком, то с графом Толстым, но везде преграды, раздражения, недосказанность. Ни один откровенный диалог в фильме не доходит до логического конца. Или герои не слушают и не хотят слышать друг друга, или вторгается что-то, что прерывает было начавшийся разговор по душам.
   Сам сюжет течет, как по накатанной. Если что-то должно произойти, оно происходит, если не должно - не происходит. А потому попытки переустройства жизни в части оборачиваются бедой, начинания графа Толстого гибнут, любовь, основанная на лжи, терпит фиаско, и даже попытка суицида не завершается смертью. Ход событий определяется системой. Причём система тут - это не воля одного человека, не некое наказание, не насилие, а общая совокупность множества факторов - законов, традиций, обычаев, суждений, понятий о чести и долге, допустимом и недопустимом. На фоне этой глобальной силы все поползновения главного героя и графа Толстого, которые пытаются противостоять системе, кажется смешными и нелепыми. Ни блестящая речь знаменитого писателя, ни вмешательство могущественной фрейлины, которая чуть ли не ногой распахивает дверь министерского кабинета, ни будто бы рациональные инновации, ни проводимая реформа не значат ничего на фоне всеобщей безысходности. Система, она как машина, которая не только движется за счет свих деталей, но и заставляет даже не подходящие детали функционировать, как надо и делает их подходящими по ходу движения.
   Отдельно нужно сказать об изображении народа в фильме. Население России в "Истории одного назначения" представлено тремя группами: дворянством, армией и крестьянами. Вот именно крестьяне и солдаты и являются тем самым народом. Главного героя предупреждают, что солдата нужно держать в узде, что никакого обучения он не воспринимает, трудиться не желает, что он подл и вороват. Казалось бы, фильм должен опровергнуть эту идею. Но солдаты показаны людьми вороватыми, бездушными, жестокими и глумливыми. Им чужды плоды просвещения. Попытка обучить их грамоте проваливается. Никто не приходит на занятие. Вместо этого, солдаты, руководимые похотью, устраивают пожар. Зато они обожают мелкие пакости, насилие и алкоголь. Усадьба графа Толстого предстаёт поначалу этаким раем для крестьян. Но и там, как оказывается, процветает ненависть и вредительство. Крестьянские дети учиться не хотят, а их учительница, в свою очередь, не желает их обучать и не тешит себя пустыми надеждами. А потому все затеи графа предстают до ужаса искусственными и нежизнеспособными причудами. Религиозность и сердобольность народа показываются средневековыми пережитками. Тот, кого представители того же народа сначала избивали и всячески изводили, перед смертью оказывается мучеником, которому поклоняются, как святому. Как тут не вспомнить популярную фразу: "На Руси любят юродивых". Плач по невинно убиенному показан, как явление дремучее, отсталое, несовместимое с цивилизацией и прогрессом.
   В итоге всё встаёт на свои места. Большинство героев включаются в систему: Григорий Колокольцев в последней сцене повторяет действия своего предшественника, которого до этого презирал и ненавидел за то же самое, что устраивает он теперь, жена Толстого чувствует отчуждение мужа и не надеется на любовь и близость, её сестра выходит замуж за нелюбимого, старый прапорщик кончает с собой, польский офицер едет руководить другой частью, да в глубинке, но он будет заниматься тем же самым, отец-генерал видит, что сын выруливает на нужную дорогу и частично удовлетворяется. В общем, все следуют законам, установленным системой и занимают те места, которые им полагаются.
   И как же камню, упавшему в реку сохранить свою форму? Ему нужно покинут поток, например, прибиться к берегу. Именно эту идею демонстрирует граф Толстой. В фильме он показан богатым чудаком, который живёт в собственной реальности. Его богатства позволяют ему отгородиться от жизни и выстроить свою башню из слоновой кости, с высоты которой он и наблюдает за миром. А потому граф позволяет одну причуду за другой: покупает свиней из Японии, заказывает гуано из Южной Америки, не зная, даже, что это такое, устраивает в усадьбе смехотворную школу. Его идеи о любви к народу и обостренное чувство справедливости отдаляют его от жены и делают её жизнь невыносимой. Попытки взаимодействия с внешним миром и другими людьми проваливаются. Он не может уразуметь, что для конюха ухаживать за свиньями оказывается позором до такой степени, что происходит катастрофа. Граф не понимает, что какой бы блистательной ни была речь в суде, правосудие всё равно свершится по закону. Он, бывший военный, до того отдаляется от армии, что в прошении государю забывает указать часть, где служит обвиняемый. И, будучи уверенный в своей правоте, не может подобрать слов, которые бы могли понравиться императору. И он в одном эпизоде становится человеком системы. Когда граф преследует крестьянина, заморившего голодом японских свиней, он поначалу пытается разобраться мирно по-толстовски. Но, когда беглец дерзит хозяину, тот потрясает кулаками с криком "убью!" Не случайна последняя сцена с графом. Он подходит к столу в своём кабинете, садится за очередной роман, где действуют выдуманные персонажи в выдуманной альтернативной России, и глядит на мир через окно, окно той самой Башни из слоновой кости, которую он сам себе и выстроил.
   Этот фильм вовсю пиарили на канале "Россия", который по идее выполняет государственный заказ по патриотическом воспитанию. Вот только фильм "История одного назначения" не выполняет данной роли. Он бросает ещё одну пригоршню гуано на российскую историю и на российский народ. Здесь царят безысходность, сопротивление переменам, превращение хороших людей в плохих.
   Несмотря на то, что картина "История одного назначения" - это сказка с хорошим началом и скверным концом, а идеи, положенные в основу действа не соответствуют общепризнанному пониманию истории и оставляют тягостное впечатление, фильм всё же нельзя назвать плохим. Он заставляет задуматься, о личности и её месте в мире, об общечеловеческих ценностях. Показаны красивые костюмы, интерьеры, декорации, пейзажи. Грязь и мордобой не выпячиваются на первый план, а игра актёров вполне сносная.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"