Иванов Андрей Михалович : другие произведения.

Коммунизм-мертвый идеал

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Коммунизм - бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производственные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществиться великий принцип "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям". Это определение коммунизма из БСЭ, т.е. со стороны приверженцев данной теории (в СССР существовала цензура, и что-то антикоммунистическое врятли могло попасть в такое издание).
  Идеи, схожие с коммунизмом можно заметить уже в творчестве древнегреческого философа Платона (4 в. до н. э.). Уже тогда он рассуждал об общественной собственности, регулировании экономической жизни общества, впрочем, будучи последовательным во взглядах - он пришел к выводу о необходимости уничтожения института семьи, ибо таковой мешает существованию его государства. Попытки реализовать подобные идеи на практике тогда провалились.
  С течением времени идеи распределения материальных благ государством и создания "бесклассового" общества развивались. Наибольший шанс социалистических (коммунистических идей) получила КПСС после 1922 (т.е. создания Советского Союза). Как мы видим из определения коммунизма, данного в БСЭ, сама идея предстаёт взору в виде благородной борьбы за социальное равенство людей и повышение производительности труда. Но как справедливо замечено в самом определении, производственные силы общества растут в результате развития науки и техники, а коммунизм прямого отношения к этому не имеет. Что тогда от него остаётся? А именно суть - перераспределение государством материальных благ, произведенных членами общества, так что бы каждый работал по способностям, а получал по потребностям. Мне кажется, что это крайне несправедливо, мало того я думаю, что такую систему невозможно реализовать на практике до тех пор, пока работа не станет полностью отделена от человека, автоматизирована (т.е. пока сохраняется потребность в людях, как особом ресурсе).
  Причина невозможности достижения коммунизма в обществе, где для получения средств для жизни люди вынуждены работать, следующая - коммунизм абсолютно не учитывает человеческую природу. Он применим только к "сферическому человеку в вакууме". Расхождения с реальностью в следующем:
  1. Человек по природе является собственником. Из вещей он ценит в первую очередь свои - поддерживает их в хорошем состоянии и склонен к накоплению имущества (богатства). К вещи, у которой нет конкретного хозяина (индивидуума или четко очерченная группа лиц), он относится пренебрежительно - может её испортить или присвоить (если она представляет лично для него ценность).
  2. Люди склонны заботиться о своих близких, в первую очередь о семье. В ней они добровольно объединяют свои материальные ресурсы, и ради неё готовы работать гораздо больше, чем необходимо им лично, так сказать с тройной отдачей. Таким образом живется лучше с моральной (забота) и материальной (объединение ресурсов и усилий) точки зрения. Так вот, распределительная система социальных гарантий от государства подрывает материальные основы данного института. В своем шефстве над стариками, людьми с ограниченными возможностями, болеющими и т.д. государство берет на себя функции семьи (если быть точным - работоспособных молодых её членов, т.е. выросших детей), но эта "забота", как правило, оплачена повышением налогов.
  3. Работая, человек стремится получить справедливое вознаграждение за свой труд. Чем больше он затрачивает сил и чем больше способностей применяет на своем рабочем месте, тем большая должна быть оплата его труда - кажется очевидная вещь. Но не в коммунизме, где заработок привязан к потребностям, а не вложенным усилиям конкретного человека. "От каждого - по способностям, каждому - по потребностям", поменять бы на "от каждого - по способностям, каждому - по результатам труда и пользе, что он принёс обществу", и думаю, большинство людей согласятся, вне зависимости от политических предпочтений - потому, что это справедливо.
  4. Государственное перераспределение общественных средств подразумевает наличие некоего государственного органа (органов), который будет этим заниматься. А чиновник - это такой же человек, он будет перераспределять общие финансы в свою пользу. Вот одна из причин коррупции. Впрочем виноват здесь не коммунизм, а человек суть которого никак не готова стать коммунистической.
  Исходя из этого все попытки построения, коммунизма, социализма и т.п. обречены на провал. Будут богатые и будут бедные, сильные и слабые, умные и глупые.... это объективно, разные люди образуют свои классы в социуме, подобная иерархичность никак не свидетельствует о слабости или нестабильности общества. Скорее наоборот, иерархия и социальные институты являются плодотворным полем для действия личностей, двигающих все общество вперед.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"