Иванцова Маргарита Владимировна : другие произведения.

Страна веры, противоречий и догм. Израиль. Часть 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Начало здесь = >> Израиль. Часть 1

Нескончаемые еврейские праздники

Визит в столицу Израиля пришёлся в самый разгар религиозных праздников, о чём свидетельствовало убедительное количество на улицах граждан ортодоксов с семьями и шалашей. Праздник Сукот - один из самых любимых у израильтян. Он длится около недели и посвящён воспоминаниям о том, как евреи кочевали по Иудейской пустыне и жили в лёгких шалашах. Каждый верующий и просто соблюдающий традиции еврей должен хотя бы покушать в таком шалаше, посидеть немного, поболтать с соотечественниками о том, о сём. Больше всего легкие домики нравятся детям.

Поэтому по всей стране и Иерусалиму возводят оригинальные строения под названием "суко" - квадратные каркасы из дерева обтягиваются расписной тканью, синтетической рогожкой или обиваются фанерой. Окон в шалаше нет, только дверь. Потолок строения обязательно накрывается тростником - должно быть видно звёздное небо. Гигантский шалаш стоял у мэрии, почти все рестораны выставили навесы в стиле "суко" в качестве летних тентов - отличный повод для посетителей соблюсти традиции, а общепиту - заработать. Многие сколотили шалаши, похожие на большие фанерные ящики, у себя на балконах и во внутренних двориках.

Как сообщил один из гидов, население страны делится приблизительно на три равные части. Первая треть - ортодоксальные евреи, живущие по заповедям прошлых веков, во всяком случае, внешне. Мужчины с длинными, тщательно завитыми пейсами круглогодично одеты в черные тонкие не то пальто, не то плащи из шёлка, не то длинные до колен пиджаки. Из-под них торчат верёвочки - в Торе, максимально неясном документе прошлых тысячелетий, указано, что следует "отмечать края одежды". Что это значит на самом деле, так никто и не понял. Однако, верёвочки, торчащие из под черных пиджаков, края одежды отмечают совершенно отчётливо. На головах мужчин - чёрные пижонские шляпы, смахивающие на ковбойские, или же удивительные шапки из чёрной норки в виде таблетки, по форме напоминающие шайбу. Роскошный головной убор выглядит красиво. Учитывая жаркий климат, немного жаль ортодоксальных женщин - в любом возрасте девочки носят плотные чулки, туфли, темные плотные платья и головные уборы. К тому же замужние должны обрить голову, надеть парик.

В праздники религиозных жителей на улицах столицы очень много, причем, все они перемещаются семьями, всюду таская за собой от двух до пяти детей. Верующие практически не работают, редко служат в армии, поскольку соблюдение праздников и необходимость изучать Тору строго по графику не даёт возможности полностью отдаваться труду. Интересно, что книга не просто читается, а является своеобразным диспутом и обсуждением некоторых утверждений. Единое понимание высказывания всегда задаёт большинство - пример демократии вживую. Иллюстрирует еврейский подход ко многим вопросам, в том числе и светской жизни, такая притча. Спорят четыре еврея по Торе. Один возмущён и расстроен, обращается к господу: "Боже, ну ведь я же прав, вразуми их!". Трое никак не соглашаются с ним. Раздаётся с небес голос: "Он прав, истину говорю!" В ответ трое заявляют: "Хорошо, пусть! Теперь счёт 2:3, но всё равно в нашу пользу!". В этом весь смысл ортодоксальности как процесса.

Вторая треть жителей страны - евреи, соблюдающие традиции, то есть неработающие в праздники, только если нет суровой необходимости, употребляющие кошерную пищу, конечно, при её наличии и т.д. Мужчины носят кипы разных расцветок, прикалывая их к волосам в ветреную погоду обычной заколкой. Цвет кипы (иначе - ермолки) что-то означает. Удалось выяснить, что светлую, по центру с каймой, шапочку должен носить глава семейства.

Последняя условная треть - светские жители. Другой гид предоставил нам иную статистику, утверждая, что религиозные и соблюдающие традиции евреи составляют половину населения страны. Он полагает, что ортодоксов всего пятая часть. В самом деле, всё это неважно для тех, кто смотрит на Израиль как бы снаружи - гости, туристы, приезжие родственники. Важно, что в стране нет как таковых обывателей, которые не разделяют каких либо взглядов. Здесь у каждого есть свое мнение, свои симпатии и убеждения. В Израиле трудно отделить политику от религии, разу уж церковь не отделена от государства. Страна периодически или, скорее, перманентно воюет. Жители, служащие в армии, отслужившие находятся в состоянии ожидания мобилизации - это нормально.

Равнодушными здесь быть невозможно. Очень многие израильтяне живут на территориях, в местах, где вперемешку расположены арабские и еврейские кварталы. Там опасно, там очень неспокойно и рискованно, но они остаются там по идеологическим соображениям, не имея особых финансовых преференций. Они считают, что раз их земля здесь, то покидать её нельзя. Если проще, светские и верующие израильтяне - патриоты и любят свою землю. Светские жители, правда, крайне недовольны тем, что транспорт не работает по субботам и праздникам. Потому что кроме туристических автобусов с русскими водителями и дорогущего такси с арабами ездить ни на чем невозможно.

Горы, зима и плоды земли израильской

Израильская земля очень благодарна своим жителям, цветёт даже пустыня, которая больше похожа на каменные плато в разрезах и разломах горных пород. Иерусалим весь в зелени, горные склоны в предместьях столицы покрыты зелёными деревьями и кустарником, которые собственноручно высадили люди. Кропотливый, нелёгкий труд по орошению горных склонов принёс результат: города утопают в зелени. Все клумбы, холмы и участки свободной земли не только в столице, но и в городах по всей стране покрыты сетью оросительных трубочек.

Климат в стране не пустынный, скорее горный, с довольно резкими перепадами температур ночью и днём. Считается, что дождей мало, но среднегодовой уровень осадков ненамного меньше, чем в Центре России. Это пример ещё одного заблуждения о пустынных и безводных местах земли обетованной. Земля плодородна и благодарна за заботу - здесь растёт практически всё, ежегодно снимают по два-три урожая. Надо заметить, Сукот - не просто праздник, а практическое общественное мероприятие. После задушевных бесед с небом и звёздами, евреи ждут дождя. Так и происходит - после праздника над страной обязательно пылит песчаная буря хасим. Становится туманно, меняется давление, всем рекомендуют пить много воды. После хасима, как правило, начинается долгожданный сезон дождей, который наполняет водоёмы по всей стране, русла высохших речек, в том числе и маленькой пограничной речушки Иордан. Вот такая здесь полезная для сельского хозяйства зима - она коротка и не особо изобилует дождями. Но каждая капля воды здесь идёт в дело.

Одна из экскурсий привела нас в непростой и весьма идеологизированный кибуц, такой старинный колхоз на границе с Иорданией. Основной промысел общины - рыба. В кибуце выращивают разные сорта рыбы, в том числе дорогого и популярного на мировых кухнях карпа. Мы смотрели на соседнее государство Иордан с небольшой возвышенности, где были расположены бетонные дзоты и окопы. Перед нами расстилалась цветущая и ухоженная иорданская долина, была видна дорога на той стороне границы и палестинские приграничные поселения на иорданской земле.

Долину удалось привести в нормальный сельскохозяйтсвенный вид только после того, как Израиль начал шантажировать Иорданию водными ресурсами. Своих источников там нет, а поток из приграничной реки на еврейской территории. До этого жителям кибуца приходилось несладко - война и то, что сейчас принято называть терроризмом. Почти высохшую речушку Иордан даже не было видно, лишь угадывались контуры русла за буйной прибрежной зеленью. А ведь по центру ручейка на много километров идёт государственная граница.

В колхозе также полно пальмовых полей, на пальмах растут приторно сладкие финики. Всю толпу экскурсантов вывезли на финиковые поля, сняли сетки с гроздьев и запустили к финикам. В считанные минуты пальмы были дочиста обобраны "голодными" туристами. Не обошлось и без политических диспутов, что у израильтян в порядке вещей. В споре схлестнулись представительница кибуца, яркая и громкая женщина средних лет, похожая на политрука с баррикад, и наш немолодой гид-историк, эмигрант первой волны, живущий на территориях. Они не сошлись во взглядах на Иорданию, по-разному трактовали действия её короля и сопредельных государств. Жарко рподебатировав перед ничего непонимающими туристами, спорщики вполне мирно разошлись. Хозяйка кибуца пригласила нас смотреть на черных аистов и редких цапель, которые останавливаются во время перелёта в Африку на прудах кибуца.

Обратный путь пролегал мимо Иудейской пустыни и старых гор, свидетельствующих свое почтение людям на сегодняшней земле через миллионолетия разломов земной коры. Геологию Израиля можно изучать годами, археологические раскопки вскрывают удивительные факты, поднимают со дна морей города и миры. Отдельных историй заслуживают города побережья - Акко и Хайфа с её Бахайскими садами, а также крестоносцы, арабы, наполеоновская армия, греки и римляне загадочной Кейсарии.

Октябрь 2011
Продолжение = >> Израиль. Часть 3





























































 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"