Начнём с того что РПЦ не торговая корпорация - поэтому этими товарами она не торговала. Передавало пожертвования немецких бизнесменов (в виде вина) в светскую торговлю - это да, было. И в результате реализации этого вина - получала деньги от светской торговли.
И ничего плохого в ввозе алкоголя для нужд Церкви - я не вижу. Насколько я знаю - в наши дни в Россию алкоголь для нужд Церкви ввозится из Молдавии и с Украины.
Алкоголь в Церкви используется для Таинства Причастия.
А вот для чего в причастное вино вливается горячая вода:
"На литургии в ковшике подается затем теплота - горячая вода, которая вливается в Кровь Христову после пресуществления Святых Даров и соединения с Кровью части Тела Христова. Эта теплота знаменует благодать Духа Святого, излившуюся на Церковь после вознесения Христа на небо и изливающуюся теперь постоянно, а также теплоту веры самого церковного народа, который соединяется со Христом через Причастие так же нераздельно, как теплая вода с Кровью Христовой в чаше. В последнем обстоятельстве тоже проявляется действие Святого Духа, так как вера-это Его дар. Дух Святой является и именуется в молитве Царем Небесным. По этой причине рукоять церковного ковшика делается в виде царской короны с крестиком в середине. По окружности ковшика часто идет надпись "Теплота веры исполнь Духа Святаго". Это те слова, которыми сопровождает священник вливание теплоты в чашу..."
http://udel3.narod.ru/discos.html
Но вернёмся к той истории.
Эта история случилась в начале 90-х. Начнём с того что это был единичный эпизод (связанный с тем - что ввоз алкоголя для нужд Церкви сопровождался освобождением от таможенных пошлин), больше это не повторялось. Но враги Церкви до сих пор любят вспоминать об этом.
Началась история с того что митрополит Кирилл (будущий Патриарх) обратился к нецмеким бизнесменам с просьбой оказать финансовую помощь Русской Православной Церкви. То есть фактически - пришёл к ним с протянутой рукой.
А вызвано это было следующим. В начале 90-х годов РПЦ было возвращено множество храмов (когда-то отобранных большевиками). Но эти храмы были возвращены в разрушенном состоянии. У Церкви не было денег на их восстановление.
В свой время покойный Патриарх Алексий II сказал примерно следующее (я не ручаюсь, что цитирую дословно): "Церковь ограбили дважды. Первый раз - отобрав всё при большевиках, а второй раз - возвратив всё в руинированном состоянии".
Немецкие же бизнесмены ответили митрополиту Кириллу примерно следующее (о подробностях этой истории, кстати, как-то давно рассказывал диакон Андрей Кураев в одной из радиопередач). Они сказали: "Финансовыми средствами мы Вам помочь не можем, но можем помочь - безвозмездно передав Вам товары, которые в Европе спросом не пользуются". И за этими их словами (как выяснилось потом) скрывалось следующее: по принципу "на тебе Боже - что нам негоже" немецкие бизнесмены собирались передать безвозмездно товары, которые в Евросоюзе считаются товарами с истёкшим сроком годности (несмотря на то - что они годны к употреблению).
Но тогда все эти подробности известны не были. Представители Церкви во главе с Патриархом Алексием II добились у государства чтобы эти пожертвования немецких бизнесменов (импортные товары) были ввезены в Россию без таможенных пошлин, чтобы государство выделило Церкви квоты. По той простой причине - что у Церкви не было средств на уплату этих пошлин. В итоге эти товары были ввезены в Россию.
И тут выяснилось что среди этих товаров есть и сигареты. И в этом к сожалению была вина тех служителей Церкви - которые непосредственно в Германии занимались этим вопросом (о ввозе в Россию пожертвований немецких бизнесменов). Хотя эти товарные пожертвования - состояли не только из алкоголя или сигарет.
В своё время на Пресс-конференции по итогам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви владыка Кирилл объяснил собравшимся, что в Русской Церкви имеется Комиссия по гуманитарной помощи, куда православные и не только православные христиане со всего мира присылают кто что может. Среди вещей, которые приходят с гуманитарной помощью, есть такие, которые Церковь не может использовать по прямому назначению. Например, сотни двигателей от холодильников, оконные рамы и блоки и, наконец, сигареты. Их можно отправить обратно дарителям. А можно согласовать вопрос с Правительством и передать сигареты в светскую торговлю, что и было сделано. Часть от вырученных денег была направлена в центральный церковный бюджет, на общецерковные нужды. ("Православная Москва", Љ 8-9, март 1997)
При этом нужно сказать следующее. Роль митрополита Кирилла во всей этой истории заключалась в том что он используя свой авторитет - уговорил немецких бизнесменов сделать пожертвования для РПЦ. Ни на одном из документов связанных с ввозом этих товаров в Россию - подписи владыки Кирилла не стоит.
И тут переходим к прискорбному факту. Один из церковных иерархов который занимался приёмом этих пожертвований - вместо того чтобы отдать сигареты на утилизацию или отослать отобратно (хотя - были ли у Церкви свободные средства для этого?) - передал их в светскую торговлю.
Но полученные деньги он не присваивал - они пошли на церковные нужды.
Но поскольку именно митрополит Кирилл обратился к немецким бизнесменам с просьбой о помощи (то есть - вся эта история началась с инициативы владыки Кирилла) - то митрополит Кирилл решил принять на себя весь удар от либеральной прессы, в том числе от тех СМИ - которые контролируются талмудическими иудаистами и тех СМИ которые финансируются американскими фондами (за спиной которых стоит американская политическая полиция - ЦРУ).
Повторяю - ни под одним документом подписи митрополита Кирилла (будущего Патриарха) не стояло.
Более того - именно митрополит Кирилл был инициатором того что Церковь отказалась от пожертвований в виде ввоза подакцизных товаров (алкоголя), тем более - "общественное мнение" ввоз этих товаров расматривало как незаконную деятельность со стороны Церкви.
Кроме того, митрополит Кирилл пресёк незаконную деятельность Евгения Пархаева - директора церковного завода в Софрине.
Пархаев в своё время добился от Комиссии по гуманитарной помощи РПЦ того что часть вина ввозимого в Россию в качестве пожертвований из Германии - передавалась церковному предприятию "Софрино" (где он был директором). С целью - дальнейшей передачи вина (от предприятия "Софрино") в светскую торговлю, чтобы вырученные средства использовать для реконструкции предприятия.
Далее Пархаев предпринял следующее. Он открыл несколько киосков (которые реально принадлежали ему) на московских вокзалах и в центре столицы. В народе эти киоски прозвали "софринскими". Через эти киоски реализовывалось вино из Германии - которое Комиссия по гуманитарной помощи РПЦ передало предприятию "Софрино", возглавляемому Пархаевым.
От этой продажи предприятию "Софрино" доставались сущие копейки. Куда девались остальные средства? Скорее всего - в карман Пархаева.
Всё это продолжалось бы и дальше - если бы это не пресёк митрополит Кирилл.
Владыка Кирилл документы о деятельности Пархаева передал в Управление по экономическим преступлениям московской милиции. Но всё было бесполезно - Пархаев продолжал свою деятельность...Пришлось владыке Кириллу обращаться в Главное управление по экономическим преступлениям МВД РФ. Другим способом пресечь деятельность Пархаева владыка Кирилл просто не мог - так как Пархаев формально не подчинялся ему.
В конце 1997 г. благодаря Главному управлению по экономическим преступлениям МВД РФ и Росналогслужбы была закрыта сеть "софринских" киосков на московских вокзалах и в центре столицы. Летом 1999 г. Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями провело обыски в цеху "Софрино" в Алексеевском, который Пархаев использовал как склад для хранения алкоголя, и цех временно был закрыт.
Что самое интересное. Мы видим что средства от продажи Пархаевым немецкого вина не шли на нужды Церкви (за исключением сущих копеек). Но "либеральная" пресса всё это называло "незаконными церковными доходами". И в наши дни агентство "Интерфакс" в своих публикациях вспоминает об этом эпизоде (ввозе пожертвований из Германии для Церкви в 90-е годы) повторяет эти слова - "незаконные церковные доходы".
Цитирую:
"Член Совета Федерации, бывший руководитель Федеральной налоговой службы РФ Александр Починок решительно опроверг слухи о причастности митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла к торговле алкоголем и табаком в 1990-е годы.
"Я за время работы не видел ни одного документа в этой сфере, связанного с Кириллом, ни одного обращения от него; владыка Кирилл в то время, наоборот, пресек безналоговые схемы незаконных церковных доходов - заявил А.Починок в эфире радиостанции "Эхо Москвы".
Он также напомнил, что митрополит Кирилл "поставил все точки над i" в данном вопросе еще в 1997 году на пресс-конференции в Даниловом монастыре, когда ему был задан вопрос на эту тему в связи с появлением одной газетной публикации.
"Там были вопросы к Кириллу, вопросы очень подробные на эту тему. Видимо, тогда уже на человека была атака. И он тогда достаточно жестко на них ответил", - сказал А.Починок.
Одновременно бывший руководитель налоговой службы России дал понять, что причастность патриархии к торговле импортными товарами в 1990-е годы была оправданной, так как реальные доходы Церкви составляли менее 10% от ее бюджета.
"Я помню обращение патриарха всея Руси в середине 1996 года, когда он действительно писал, что Церковь резко увеличилась... У нее не было совершенно средств, и самый простой вариант - попросить квоты у правительства...И тогда правительство пошло на это", - рассказал А.Починок.
При этом он добавил, что прекрасно понимает патриарха Алексия, и призвал обратить особое внимание на то, что "стяжательства здесь никакого нет, потому что практически одновременно Алексий принял жесточайшее решение, что все имущество высших церковных иерархов после их смерти возвращается Церкви, то есть личной заинтересованности у церковнослужителей - фигурантов этого дела не было".
Продолжая свой рассказ, А.Починок сообщил, что председателем церковного штаба по получению гуманитарной помощи был тогда митрополит Калужский и Боровский Климент.
"Потом была комиссия патриархии по гуманитарной помощи, а потом она в декабре была преобразована в комиссию по экономическим и гуманитарным вопросам, и ею опять командовал Климент. И он же входил в состав правительственной комиссии по гуманитарной помощи как глава штаба РПЦ по этой гуманитарной помощи", - вспоминает бывший глава налоговой службы."
Данный материал взят мною с антицерковного сайта - поэтому ссылку на этот сайт я давать не буду. С целью - не способствовать рекламе этого сайта и не увеличивать его посещаемость.
Интервью.
"Приняв весь удар на себя в "табачно-алкогольной истории", митрополит Кирилл спас Церковь от грязи"
В 1990-е годах одна из российских газет систематически публиковала статьи, в которых митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, нынешний местоблюститель патриаршего престола, обвинялся в торговле алкоголем и табаком. На днях бывший руководитель Федеральной налоговой службы РФ Александр Починок опроверг эту информацию и сообщил, что владыка в то время, наоборот, пресек незаконные безналоговые схемы церковных доходов.
Глава представительства Русской церкви при международных организациях в Европе епископ Венский и Австрийский Иларион в интервью "Интерфакс-Религия" рассказал, почему митрополит Кирилл, не имея никакого отношения к той истории со ввозом табака и алкоголя и при этом зная имена тех, кто подписывал документы, не раскрывал их и принимал весь удар на себя.
- Владыка, как Вы можете прокомментировать недавние заявления Александра Починка в радиоэфире по поводу льгот на импорт табака и алкоголя, предоставлявшихся Церкви в начале 1990-х годов?
- Я со вздохом облегчения и с чувством благодарности Богу прочитал в Интернете распечатку этой радиопередачи. Ведь на протяжении многих лет велась заказная кампания против митрополита Кирилла в желтой прессе, где ему приписывалась торговля табаком и водкой, где ему придумали гнусное прозвище "табачного митрополита". Это было делом рук одного журналиста, который всеми правдами и неправдами пытался дискредитировать митрополита, но какой гадкий осадок оставили у многих людей эти публикации! Какой колоссальный урон они нанесли - нет, не митрополиту, а Церкви! Сколько людей было обмануто этими публикациями, сколько могло от Церкви отойти!
Все мы, работавшие вместе с митрополитом, переживали эти нападки как личные оскорбления не только в его, но и в наш адрес и в адрес всей Церкви. И вот, наконец, правда открылась, и все названо своими именами. И выясняется, что не было ни одного документа по "табачной" теме, подписанного митрополитом Кириллом. Наконец-то сказано во всеуслышание о том, что митрополит Кирилл не имеет никакого отношения к этой печальной истории с ввозом табака и алкоголя. Жаль, что этого не было сказано раньше, но хорошо, что это прозвучало хотя бы теперь.
В девяностых годах я не раз спрашивал митрополита: "Почему Вы не отвечаете на эти нападки? Если Вы не подписывали документы, почему не назовете имена тех, кто их подписывал?" Его ответ всегда был один и тот же: "Я никого не могу и не хочу "подставить". Называя имена, мы нанесем удар по Церкви". Он брал удар на себя, но не называл ничьи имена.
Помню, как я спрашивал владыку Кирилла: "Почему Вы не подадите в суд на журналиста и газету, которая публикует клеветнические статьи?" На это он отвечал, что, во-первых, Господь заповедал подставлять правую щеку, когда ударяют левую. Во-вторых, священнослужителю не пристало решать вопросы в светском суде. А в-третьих, если начнется судебное разбирательство, та же самая газета и тот же самый журналист будут его освещать. И даже если суд докажет безосновательность обвинений и обяжет газету опубликовать опровержение клеветы, за то время, пока длился процесс, на Церковь будет вылито столько грязи, что ущерб, нанесенный Церкви, будет еще более велик.
Вся эта история весьма поучительна. Она показывает, каким должен быть ответ христианина на клевету. Ведь что означает подставлять щеку? Это означает сохранение внутреннего мира. Ибо если мы отвечаем злом на зло, то значит, что враг нас победил: он свое зло передал нам. На днях митрополит сказал об этом в проповеди в Успенском соборе Кремля, вспоминая святителя Филиппа Московского, оклеветанного и умученного по приказу Ивана Грозного: "Чему учит нас пример святителя? Не нужно пытаться оправдаться, когда на тебя клевещут, нужно предавать клеветников суду Божию. Не надо нарушать внутреннего мира, потому что Бог все видит".
Но эта история заставляет нас еще и еще раз задуматься о той роли, иногда очень пагубной и разрушительной, которую в нашей жизни играют средства массовой информации, и об ответственности, лежащей на журналисте. Конечно, журналиста нельзя заставить говорить правду. Журналиста в наши дни можно купить за деньги, и тогда вместо правды он будет говорить и писать то, что требуют от него заказчики. Но есть ведь и правда Божия. И есть суд Божий. И нередко этот суд над клеветниками совершается уже здесь, на земле.
Ещё нужно рассмотреть следующее явление. На проамериканских, сектантских и антицерковных сайтах часто можно встретить информацию о том что всего в Россию для Комиссии по гуманитарной помощи РПЦ было якобы ввезено сигарет беспошлинно на сумму более 8 млрл долларов. И это привело к тому что стали разоряться "законные" импортёры сигарет - которые вынуждены были платить таможенные пошлины. И это якобы привело к тому - что РПЦ вытеснило с рынка сигарет всех импортёров которые вынуждены были платить пошлины, и РПЦ "стала торговой корпорацией-монополистом по торговле сигаретами".
Начнём с того, что судя по тем материалам которые доступны в интернете
- общая сумма таможенных льгот, розданных в 1996 г. Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при российском правительстве, составила более триллиона рублей. Чаще всего льготный режим предоставлялся мало подходящим под определение гуманитарной помощи товарам - алкоголю и сигаретам.
И тут надо вспомнить - каким структурам предоставлялось освобождение от пошлин на алкоголь и сигареты? Это были коммерческие структуры близкие к семье президента Ельцина - в частности связанные с Александром Коржаковым и Шамилем Тарпищевым (в последнем случае освобождение от пошлин было дано под предлогом "для получения средств на развитие российского спорта"). И не только с этими именами.
Именно они вытеснили с российского рынка тех импортёров алкоголя и сигарет - которые вынуждены были платить торговые пошлины.
Но представим себе что кто-то из церковных иерархов действительно нажился на этом деле,набил себе мошну в результате реализации церковных пожертвований в светской торговле.
Может ли это свидетельствовать о неистинности Православия как учения и о "ущербности" Церкви как Тела Христова? Конечно нет. И я не устану это повторять. Все мы знаем что среди православного духовенства периодически попадаются, скажем так, люди небезупречные. Мягко говоря. Ничего удивительного в этом нет. Ведь и среди 12 апостолов нашёлся один негодяй. То что среди православного духовенства попадаются люди находящиеся в плену своих пороков - никак не может свидетельствовать о неистинности Православия как учения. Наоборот, это свидетельствует о том что диавол постоянно старается искушать служителей Церкви - поскольку в Православной Церкви и в её служителях видит главного своего врага.