"Попаданец" - художественный прием в фантастике. Человек из нашего мира попадает в мир другой.
Надо сказать, что все мы попаданцы. Как в глобальном, так и в бытовом смысле этого слова.
Каждое утро мы попадаем в новый мир и перед нами этот мир ставит задачу адаптации к изменившимся условиям. Приезжая в гости или в командировку в другой город или другую страну - мы снова становимся попаданцами. Причем процесс попадания происходит, порой, за несколько часов.
Тем самым, любой из нас морально готов читать книги "про попаданцев". Ведь это же про нас, любимых.
Что такое "попаданчество" с точки зрения психолога?
Обычная форма эскапизма - бегства из реальности. Недаром, так популярно было попадать в фентезийные миры. Эта традиция пошла еще от Андрэ Нортон с ее колдовскими мирами. Но меняется время, меняется и мейнстрим попаданчества.
Вместо инфантильных героев меча и магии...почему инфантильных? Так чаще всего эти самые герои, попав в мир эльфов и гоблинов - ВНЕЗАПНО! - становились Избранными Героями, которым и учиться-то магии, ногомашеству и мечемаханию не надо. Все бонусы есть по факту попадания. Так вот. Вместо инфантильных хомячков, тонущих в серых буднях и спермотоксикозе, вдруг появляется когорта попаданцев в Историю.
Этот прием весьма эффективен для описания исторических процессов.
Ведь любой писатель-историк живет между Сциллой реализма и Харибдой читабельности.
Если писать только достоверно о временах оных, то и пользоваться придется тем языком, которым пользовались предки, и который не понятен читателю современному.
Да и сам писатель, в силу своей ограниченности, этим языком часто не владеет. Ведь, чтобы написать роман, исторический роман, о Древней Руси, надо быть настоящим историком. Иначе появляются перлы вроде: "Он схватил меч обеими шуйцами", "Полки истекали сукровицей на поле брани" и прочие летающие гниды.
Лепо ли ны бяшите, братие?
Можно, можно, конечно, выяснить все и написать в итоге великолепную вещь на древнерусском, но кто ж ее читать-то будет?
С другой стороны, воевода Добрыня Никитич ну ни как не может сказать: "Хей, чувак, вот мы оттянулись славно! - и оглядел поле битвы, усеянное дохлыми татарами".
"Попаданец" как раз позволяет проскользнуть между этими "двумями" чудовищами. Абсолютным реализмом и абсолютной читабельностью.
Попаданец как раз может видеть мир глазами нашего современника. Он может подумать про себя: "На лавках сидели какие-то угрюмые мужики. Бояре, что ли?". Житель 16 века так подумать не сможет.
Второй плюс и особенность попаданца - мысленный исторический эксперимент на извечную тему "А если бы?". То самое, минимально необходимое воздействие. В рамках возможностей того или иного исторического периода.
Эти два условия - реализм и МНВ жизненно необходимы попаданцу в Историю. Без второго условия мы получаем лишь телевизор в прошлое. А без первого получаем комикс для резиновых мозгов. Причем, комикс на грани кощунства. Когда писатель изображает попаданца, который может все и которому смотрят в рот все - мы как раз и получаем того самого Марти Сью.
Кстати, интересный феномен. Женщины предпочитают попадать в Фентези, а мужчины в Историю.
Почему? В силу своей натуры, мужчина заточен под изменение мира. Женщина же на бесконечное продолжение мира, себя и сериала.
И вот тут мы вернемся к началу статьи.
Почему же последнее время так популярно стало изменение истории? Любой, не важно какого периода.
Полки забиты попаданцами в разные эпохи именно российской истории. Почему? На мой взгляд, возможно ошибочный, это отголосок коллективного бессознательного. Все больше фильмов на историческую тему, все больше книг об изменении истории. А историческая публицистика? Таким мощным интересом к своей истории отличались восьмидесятые года. В каждой газете, в каждом журнале - "Исторические расследования сталинского режима!" Сейчас тоже, но со знаком наоборот. Реабилитация от книг до "сталинобусов". Опять ощущение порога перемен...
О чем это говорит?
О том, что люди недовольны существующим положением вещей в обществе. Не хочу ударяться в политику и не буду, но факт остается фактом.
Читатели и писатели возвращаются в прошлое, чтобы спасти СССР или Российскую Империю и не допустить, хотя бы в мыслях, того состояния, в котором мы живем.
Общество временного победившего либерализма оказалось невероятной гнусностью. Свобода как возможность нарушить нравственные табу, экономика как средство обмана, самовыражение как садизм, мораль как мазохизм.
Что-то внутреннее, настоящее - заставляет возвращаться в мир, "где так вольно дышит человек". Возвращаться виртуально, потому как пока нет возможностей изменить мир реально.
Что бы там не говорили адепты либеральной психологии: "Начни с себя! А ты чего достиг?", у нормального человека отсутствуют инструменты глобального воздействия на мир. Свой, частный, мир изменить можно. Можно выбросить телевизор, отказаться от кредитов и не ходить на гей-парады, но что от этого изменится глобально?
Увы, ничего.
И человек недовольный меняет то, что ему подвластно. Информацию.
Он меняет мир в фантазиях и мечтах, но вот что интересно...
Мечты-то сбываются!
В девяностые мы бежали в вымышленные миры.
В нулевые бежали в Историю.
Дай Бог, в десятых побежим в Космос. И не только в книгах.