Иванов А. : другие произведения.

Цель, задачи и средства

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    опубликовано: "Винтовка" No 5

  Не претендуя на явление миру некоей абсолютной непререкаемой истины (оговариваю этот момент сразу), я счёл интересным, изучив накопленный революционерами далёкого и недалёкого прошлого, а вкупе с ними и - настоящего, опыт, упорядочить его и адаптировать к тем условиям, в которых мы находимся. Исходя из выбранного заголовка, становится понятно, что в начале мы констатируем цель, затем походя определим задачи и тут уж возьмёмся за средства анархистов, как они видятся.
  
  I.
  
  Итак, цель. Анархия - общество без власти, без господства-подчинения, без эксплуататоров и эксплуатируемых, основанное на свободном договоре между людьми. Собственно, свободный договор между людьми, которые воспринимают окружающих как равных, - это и есть Анархия. Существует множество воззрений на то, как обеспечить функционирование экономики в условиях отсутствия командной системы, они могут возлагать надежды на "планирование снизу" -профсоюзами, коммунами, Советами, или же на конкуренцию и право каждого эмитировать собственную валюту (де-факто - "трудовые чеки" Прудона). Однако, все они сходятся на необходимости положить в основу экономики (т.е не только политики) свободный договор равных. Для пущей убедительности здесь стоит вспомнить не так широко известного Э. Реклю: "Тысячаси передовых явлений, тысячами глубоких совершающихся изменений анархическое общество уже давно начало развиваться. Оно проявляется всюду, где... люди, искренние, возмутившиеся против всякой наложенной на них дисциплины, сходятся по доброй воле, чтобы учиться друг у друга, и без всякого начальства стремятся завоевать свою долю жизни, своё право на удовлетворение своих нужд. Всё это - Анархия, даже тогда, когда она бессознательна".
  
  В приведённой цитате заложена не только толерантность к л ю б о м у безгосударственному выбору человека, но и подтверждение абсолютно верного тезиса о том, что предпосылки для возникновения новой исторической формации созревают в недрах современного общества, разрушая и дестабилизируя последнее. Таким образом создание "другого мира" и "альтернативной экономики" давным-давно идёт в тех коммунах и коллективах, которые нашли в себе силы покончить с властными отношениями, и даже недолговечность некоторых из них только подтверждает общее правило стремления человечества к безгосударственному идеалу ("На их место придут тысячи новых..." - и приходят!).
  
  Итак, общественный идеал в общих чертах стал виден, по его поводу и без нас исписаны горы бумаги, интересующихся посылаем читать для начала самых известных теоретиков (Прудона, Бакунина, Кропоткина, Таккера, Хаджиева etc) и делать собственные выводы. Пусть не пугает противоречивость их между собой - уж мы-то знаем, что вариантов развития событий может быть масса и каждый имеет право на жизнь. А мы, ещё раз оговорив цель, и вспомнив об условиях её воплощения, переходим к главному - безвластному коллективу в настоящий момент, обеспечению его существования, задачам, которые перед ним стоят, и средствам, которые он при этом использует.
  
  Для начала определимся с безвластными коллективами. Это - агенты будущего восстания, агитаторы словом и действием, агитаторы собственной жизнью. Это - безвластные коммуны, ставящие эксперимент по созданию новых отношений - социальных и экономических - в настоящий момент. Они действуют и в качестве бартерных производств и магазинов по примеру Д. Уоррена, либо как сельскохозяйственные примитивистские сообщества, либо как целые поселения, избавившиеся как от товарно-денежного обращения, так и от сопутствующих ему пороков современного общества, либо как сквоттеры в больших городах - захватывая пустующие дома и вверяя их в собственность коллективам бездомных.
  
  Но понятие безвластных коллективов не всегда тождественно понятию коммуны - создателя альтернативной экономики. Агент восстания может проявлять себя совершенно иначе: не только в качестве сознательного создателя нового, но и в качестве настолько же сознательного разрушителя старого. Итак, представляем вашему вниманию анархистскую организацию - сознательного разрушителя.
  
  II.
  
  Роль разрушителя старого сознательно выбрана коллективом, представляющим любую анархическую организацию. Вопрс "Зачем?" здесь неуместен - исходя из того, что исторические формации не переходят одна в другую, а новая каждый раз создаётся на месте разрушенной старой (конечно же, из тех новых отношений, которые начинают прорываться в функционировании дряхлеющего старого, путь к нашей цели возможно ускорить только ускорением гибели отжившего своё строя. У разрушителя задача - разрушение. Существующая система вне моментов своих регулярных экономических и политических осечек (являющихся неотъемлимой частью системы: ведь кризис так же характерен для корпоративного капитала как война для государства) вполне стабильна и устойчива. С другой стороны, кроме кризисов и войн никаких других значимых осечек они не допускают. Следовательно, задачей разрушителя будет провокация системы на осечки, приближение этих моментов, которые и всколыхнут народы (желательно, в глобальном масштабе, ведь мир стремится к глобальности, не так ли...) - т.е. на войны и кризисы, которые лишний раз напоминают, насколько бесчеловечна и убога та система господства-подчинения, в которой мы вынужденно (поскольку, если не сопротивляемся, то сами себя не уважаем?) существуем. Итак, одна из задач анархиста-революционера либо организации таковых - дестабилизация существующей ситуации в меру своих сил и возможностей. Дестабилизация = деструкция, выведение из строя любых возможных кирпичиков спектакулярной реальности. Каким образом их выводить из строя - напрямую зависит от воображения деструктора.
  
  Но... работа разрушителя будет напрасной если все свои силы-возможности он отдаст разрушению. Необходимо учитывать, что нашими плодами может воспользоваться дурной садовник - попросту говоря, существует масса организаций (перечислять которые здесь не имеет смысла, хоть спектр их и широк), которые хотят уничтожения существующей власти лишь для того, чтобы на её месте воздвигнуть свою собственную. Этого анархист не может не только допустить, но и просто стерпеть. Анархист должен бороться против любой власти - и, имея в наличии власть существующую и в потенции целую кучку властей-конкурентов-нынешней-власти, неизбежно вступает в конфронтацию со всеми ними. И здесь не надо брезговать даже силовым решением проблемы, а не то что соответствующей агитацией. Вот вам и ещё одна насущная задача - разоблачение и открытая борьба со всеми, кто "лезет на мавзолей" и мыслит себя вашим потенциальным фюрером.
  
  Кстати, об агитации. Даже, если кажется, что для диверсионной борьбы (и победы!) против власти сил уже явно не хватает, а её конкуренты - потенциальные власти уже набрали силы более достаточные, чем антигосударственное движение, то в этой ситуации наилучший выход - агитация. Убедительное слово, ниспровергающее существующую реальность и создающее реальность новую - это диверсия разума, логическая очередь из автомата по предержащим властную ветикаль. Слово, указывающее на лживость обещаний политиканов, готовящих себя к власти над вами - конфронтация с ними, оьещающая нам победу если не физическую, то моральную. С другой стороны, агитация - явление позитивное, призывающее к строительству новых взаимоотношений между людьми, описывающее нашу утопию ("Утопия - это самое реальное, что нам остаётся...") и способы её воплощения. В этом смысле агитация словом - помощь агитации делом, помощь тем безвластным коммунам, которые уже существуют. Итого, агитация - это диверсия, борьба и создание образа, видимого облика будущего одновременно.
  
  Агитация (в том числе, хотя это, конечно, главное) - это обеспечение нашей массовой поддержки. Стоит напомнить, что революция - процесс, протекающий вне воли и влияния революционеров. Тем более, анархисты не могут претендовать на роль "авангарда", "предводителей" и т.п., т.к. это противоречит основной идее - идее самоорганизации общества. Задача анархистов-революционеров "до" и "в момент" социальной революции - попытка уберечь социальную революцию от вырождения в политический переворот, попытка уничтожения любого фюрера и его клики, которые вожделеют "возглавить массы", т.е. подчинить их своему курсу, своей воле. Выбор в революции всегда остаётся за народом. И исходя из этого, задача анархистов - не расширение организации до необозримых пределов, не создание структур, могущих переродиться в иерархию партийной системы, а именно обеспечение массовой поддержки. В том смысле, что люди откажутся умирать за интересы тех или иных тоталитаризмов, авторитаризмов или мифической либеральной идеи, а согласятся бороться до конца з а с е б я , т.е. за свою собственную свободу. В стороне от революции всё равно не останется никто - невозможно укрыться от дождя в открытом поле, хотя относиться к самому факту дождя можно совершенно по-разному. Поэтому, задача - не создание партии, включающей большинство, о обеспечение критического подхода большинства ко всем партиям. "Самосознание => Самоопределение => Самоорганизация" - это и есть та схема, по которой будет протекать социальная революция вне партийных интересов и дисциплин. И пробудить самосознание - задача анархической агитации.
  
  "В соответствии с самим духом анархизма, революция может стать действительно социальной только при том условии, что сами массы свободно развивают в ходе ее свое творческое действие и что ими не руководит никакая идейная или политическая группа. Иначе нам пришлось бы отрицать за массами способность к творчеству и свободному творческому действию. В соответствии с духом анархизма, либертарии не должны брать на себя в революции более значительной, более активной, более ответственной роли, нежели любой трудящийся или любая организация трудящихся. Иначе мы должны будем признать элемент Власти" (Волин).
  
  К слову, о социальной революции. Убеждать здесь в её неизбежности было бы смешно, так как не понимающий (скорее, не принимающий) этот факт человек попросту совершает отказ от понимания закономерностей фактов нашей реальности и, в полном согласии с официальной пропагандой, мыслит революцию не эволюционным рывком, а чем-то чуть ли не противостоящим эволюции человеческого общества. Что ж, это свидетельствует лишь о его плохом знании истории. Итак, наша глобальная задача - революция (желательно, всемирная). Будь она в форме всеобщей остановки работы, вооружённого восстания или партизанского движения, она проистекает из нестабильности в государстве. Не-стабильность государства - дело для дестабилизаторов. Их задачи по достижению нестабильности - парализация или уничтожение существующих властных институтов, тех структур, которые хотели бы занять управляющее место существующих, и непрерывная агитация - направлены на пробуждение самосознания большинства и обеспечение факта отсутствия силы, которая могла бы взять власть в момент революции.
  
  III.
  
  Теперь хотелось бы сказать несколько сотен (меньше, к сожалению не получится - есть люди, тратившие на эту тему гораздо больше бумаги и крепких выражений) слов о если не идеальном, то по крайней мере эффективном разрушителе основ современного государственнического сознания, государственнического общества и государства как такового. Вполне естественно, что такую роль берёт на себя определённая группа людей, действующих как индивидуально, так и коллективно, и связанных едиными идеологическими представлениями об Анархии. Это и есть анархическая организация, стремящаяся к воплощению Цели, и осуществляющая необходимые для этого воплощения задачи. Понятно, что выполнить те или иные задачи можно только определёнными средствами. Для нас важно, чтобы средства анархистов не противоречили их цели, т.е. "цель определяет средства". В остальном средства действия каждая организация анархистов вольно выбирать сама, но, непременно ориентируясь на вышеуказанный принцип. Собственно, сама организация анархистов и является основным средством - инструментом для воплощения задач. Исходя из её неиерархичности и непартийности (об обеспечении которых надо говорить отдельно), разные течения анархизма по-разному полагают её существование "после" революции. Некоторые считают, что организация должна быть распущена. Нам это представляется необоснованным по двум причинам: во-первых, если это простое объединение равноправных людей, не подчиняющих и не желающих подчиняться, то нет смысла насильно разгонять их; во-вторых, в постреволюционную эпоху могут возникнуть амбиции некоторых индивидов установить господство над освободившимся народом, а для ограничения их возможностей сделать это опять-таки нужна оформленная сила. Интересным представляется вариант синдикалистов, которые предполагают наличие созидательного начала в организации (в варианте синдикалистов - революционном профсоюзе/синдикате), т.е говорят о необходимости налаживания производственных связей между такими организациями на производствах для того, чтобы в момент революции не рухнула система производства из-за прекращения обмена материалами для производства. Естественно, что такие организации распускать никто не собирается.
  
  И всё же (возвращаясь к реальности), анархистские группы в условиях современной России действуют в качестве групп пропаганды, как бы они ни позиционировали свою методологию - как индивидуалистскую, коммунистическую, либо синдикалистскую. Скоординировать действия групп анархистов, наладить систему обмена информацией, создать общую материально-техническую базу для близких друг другу региональных групп - задача всероссийской организации анархистов сегодня. От выполнения этой задачи зависит эффективное выполнение непосредственных задач анархистами в своих регионах. Пононятное дело, что такая организация не может действовать как абсолютный идеологический монолит, в том числе и потому, что организация жива и имеет способность к развитию до тех пор, пока в ней ведутся дискуссии. Запрет на дискуссии - смерть организации, какой бы многочисленной она ни была. Именно дискуссия помогает "...всем активистам найти и установить те положения, которые могут их объединить, сделать их своими и эффективно соединиться, образовав общую основу для всех течений, попытавшись отодвинуть на второй план все, что их разделяет, когда речь заходит о практической и активной работе" (Волин). И поэтому мы должны отринуть какой бы то ни было организационный и методологический авангардизм и любую иерархичность. Выходит, что сторонникам теорий Аршинова нечего делать среди организованных анархистов.
  
  Вместе с отрицанием "авангарда" мы должны признать недопустимым организационный патриотизм - как любой патриотизм вообще. Ощущение "организации-матери", ради блага которой приходится переступать здравый смысл, это удел партий - фашистских, либеральных, большевистских. Но никак не союзов анархистов. Отвергая "идеологический монолит", для развития идеологии мы в любом случае применяем 'синтетические' теории Фора или Волина, и мы уже перестаём делить анархистов на "правильных" и "неправильных", отрицая только не принадлежащие анархизму изначально понятия "авангарда" и "партии", что значительно облегчает взаимоотношения и, как следствие, работу.
  
  Предлагаемая далее организационная схема - наверняка не единственный вариант решения проблемы, но пока нет возможностей для появления других вариантов. В пользу этого говорит следующее: нечто подобное уже предлагалось на VIII Съезде Ассоциации Движений Анархистов питерским товарищем П. Раушем, и, наверное созревало в головах многих участников движения. Смысл этой схемы состоит в том, что организационная сеть анархизма должна быть не одноуровневой ("один город - одна ячейка"), а являться сетью на любом своём уровне, коих должно быть некое (чем больше - тем эффективней) множество.Таким образом, организация сможет стать прообразом системы самоуправления (Советов, Квартальных Ассамблей etc), возникающей в момент революций, и может постепенно включать в себя всё новые и новые спонтанно образующиеся группы. Мы предлагаем пять-шесть организационных уровней для настоящего момента.
  
  ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Возникающие группы анархистов в различных районах одного города или области, из людей, способных регулярно встречаться и проводить совместные акции антигосударственного действия. Эти группы могут создаваться по территориальному или производственному признаку, по признаку личных симпатий и т.д. Орган, принимающий решения - общее собрание участников группы. Подобные группы обычно характеризуются идейным единством участников.
  
  ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Объединение групп первого уровня в советы групп для координации действий на более широкой территории. Это могут быть идеологически единые городские/областные федерации. В советах могут принимать участие как все участники групп, так и делегаты от каждой (в зависимости от численности групп).
  
  ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Региональный. Естественно, общегородской либо общеобластной совет анархических федераций. Независимо от идеологической ориентации участников такого совета, он необходим для координации действий всех анархистов города/области. Органом, принимающим решения здесь будет конференция представителей анархических групп и федераций, и анархистов, не принадлежащих к организациям первого и второго уровня.
  
  ЧЕТВЁРТЫЙ УРОВЕНЬ. Межрегиональный. Создайтся для координации действий анархистов на географически более обширных территориях, нежели одна область. Это может быть объединение анархистов прилегающих друг к другу областей. Например, анархисты Поволжья, анархисты Урала, анархисты Нечерноземья, анархисты Севера, анархисты Кавказа и т.д. могли бы образовать межрегиональные федерации для единых совместных действий на данных территориях, каждая из которых, безусловно имеет свою специфику.
  
  ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ. Однако, специфика территорий России не исчерпывается четвёртым уровнем, поскольку русскоговорящая территория - это одна шестая часть суши или около того. Таким образом, существует возможность созданияещё болнее крупных объединений анархистов, нежели межрегиональные. Это может быть объединение межрегиональных федераций в конфедерации: например, анархистов Европейской России, анархистов Урала и Сибири и анархистов Дальнего Востока. Здесь нам представляются необходимыми Съезды конфедераций этих территорий, поскольку общероссийский Съезд всегда являлся проблемой для анархистов Сибири, не говоря уже о Дальнем Востоке.
  
  ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ. Это организация, объединяющая русскоговорящие антигосударственные движения на территории всей России, названная нами Ассоциацией Движений Анархистов. Съезд анархистов России решает всероссийские актуальные проблемы движения.
  
  Соответственно, седьмым уровнем будет Интернационал Федераций Анархистов, хотя в идеале было бы неплохо создать континентальные объединения, а затем уже всемирное.
  
  IV.
  
  Если средства действия каждый союз анархистов (да и вообще, каждый анархист!..) определяет для себя сам, ориентируясь на принцип соответствия цели и средств, настала пора оговорить общие черты этих самых средств, ориентируясь на объективную реальность.
  
  Во-первых, работа разрушителя государства противозаконна по определению. Борьба в рамках закона превращает нас из анархистов в социал-демократов, в "лучшем" случае - в большевиков, но по-любому в государственников. Исходя из этого, необходимо осознать противозаконность своего политического действия и не бояться этого. С другой стороны, хороший анархист - действующий анархист, и ни в армии, ни в тюрьме, ни, тем более, в гробу, действовать в полную силу он не может. Поэтому противозаконное действие требует взвешенности, осторожности и конспирации. Конспирация - друг анархиста. По этой причине не стоит играть в игры с властями, регистрируя что бы то ни было, в том числе и пикеты на своё имя ("береги честь смолоду..."). Не стоит забывать, что СМИ - тоже власть - "четвёртая". И хотя это метафора, но ФСБ достаточно сильно контролирует деятельность каждого журналиста, особенно в провинции.
  
  Во-вторых, работа разрушителя государственнических стереотипов - это научение людей ответственности за самих себя перед собой. Это противоречит т.н. "теории малых дел". Здесь надо заметить, что красить скамейки и украшать газоны - не прямое дело анархистов. Анархист - не "тимуровец" и не работник госсоцслужб. Мы не должны выполнять за людей то, что они могут сделать сами. Мало того, такие поступки не приближают, а отдаляют нас от цели, закрепляя существующее положение вещей в сознании людей. Пусть лучше каждый следит за собой, а не друг за другом. Наше действие должно быть направлено к нашей цели и отвечать нашим задачам. В противном случае - это трата времени впустую.
  
  Исходя из нелегальности, противозаконности и целенаправленности действий анархистов, мы можем конкретизировать направления нашей работы и соотнести их с нашими возможностями.
  
  Итак, агитация. В первую очередь, это - периодическая печать. Волин утверждал, что необходим "дискуссионный орган анархистов". Согласимся, поскольку общеагитационное, не привязанное к конкретному региону издание необходимо анархистам как воздух. Разумеется, такое издание не может пропагандировать узкий взгляд на анархизм, ведь каждая группа анархистов понимает и видит Утопию по-своему. Поэтому, постоянные товарищеские дискуссии на страницах газеты в данном случае - единственный выход не только для сохранения целостной многовариантности анархизма, но и для сохранения заинтересованности максимального количества анархических групп в подобном издании. Кроме общего дискуссионного издания, необходима развитая система периодической печати на всех уровнях анархической организации. Это регулярные районные и межрайонные листки, городские и региональные газеты, каждая из которых отражает позицию конкретных групп и федераций и ориентируется на местную специфику борьбы. В поддержке и пропаганде деятельности отдельных групп могут оказаться полезны боевые листки, расклеиваемые на улицах городов. Здесь мы касаемся темы листовок и агитплакатов, которые безусловно - самое мощное средство для донесения идей анархистов до населения. И в первую очередь, это должны быть призывы к решению конкретной проблемы народа через сопротивление власти путём самоорганизации. В ёмких, лаконичных формулировках листовок и плакатов содержится провокация на действие. Поэтому, в плане агитации они незаменимы и рекомендуются к широкому и регулярному использованию.
  
  В идеале, анархисты могут использовать собственные каналы теле- и радиодоступа к населению. Как и периодика, они по возможности должны быть освобождены от государственного влияния, а тем более вмешательства. Это может происходить в форме перехвата какой-либо принудительно-популярной волны официозного вещания и трансляцией по ней собственных точек зрения, желательно до тех пор, пока власть не обнаружит место подачи сигнала и кассета с записью не будет выключена. Фактически, подобная акция является взрывом в эфире, идеологической бомбой, разрушающей привычное пространство эфира и создающей брешь в спектакле - дверь в реальность. Преимущества очевидны.
  
  Не меньшие преимущества предполагает работа в сети Интернет. Растущая компьютеризация даёт анархистам гораздо более широкую аудиторию, нежели 5-10 лет назад и надежду на то, что эта аудитория будет ширится. Либеральная "Новая газета" в конце 2003 года приводила данные, согласно которым основное число сознательных бойкотистов и сторонников кандидата "Против всех" на российских выборах-2003 - это постоянные пользователи Интернета. Тем более это важно, если учесть, что большинство пользователей в России - люди младше 30-ти лет, свободные от непосильного наследия государственного социализма. Увеличению возможностей действенной агитации в Интернете способствует и то, что практически все учебные заведения компьютеризованы и имеют бесплатный доступ в глобальную сеть. Интернет - это виртуальное поле войны с государством, организованное по сетевому принципу. В ситуации возможности выбора пользователем любого ресурса равны оказываются и корпорация "Майкрософт", и безвестная DIY-студия. Создание информационных страничек анархистскими группами и федерациями, объёмные электронные открытые архивы и библиотеки, мгновенная координация действий анархистов в различных регионах - сегодня это стало возможным и глупо было бы это не использовать. При достаточном упорстве антигосударственная агитация в сети Интернет могла бы стать поистине массовой. Помимо агитации, глобальная сеть - это поле для диверсий и саботажа, взлома и нейтрализации вражеских страниц, создания спам-рассылок. Кроме того, известно немало случаев, когда Интернет может служить источником дохода. В любом случае, "малые экспроприации необходимы для личных нужд городских партизан, а большие - для прямой поддержки революции" (К. Маригелла).
  
  Что касается традиционной формы протеста - формы митингов, то она может быть полезна анархистам в том случае, если митинги приводят участников к непосредственному физическому столкновению с представителями власти либо потенциальной власти. Власть не реагирует на немногочисленные акции протеста, зато считает каждый кирпич, брошенный в её сторону. Даже если митинг отличает зрелищность и массовость, они в любом случае не тождественны эффективности. К тому же, велик процент "засветки" не только по телеэкрану, но и в органах госбезопасности. Вообще, использование СМИ безопаснее осуществлять посредством платных и бесплатных объявлений в газетах. Хаким-Бей утверждал, что "...хорошая тактика: избегать любого освещения в СМИ - так, как если бы это была буквально чума. Для этого полезно некоторое количество естественной паранойи - лишь бы только она не превращалась из средства в цель. Чтобы тебе позволили быть храбрым, надо быть хитрым. Немного маскировки, способность к не- видимости, чувство такта, принятое как тактика... все это полезно не только для ВАЗ [временных проектов - А.И.], но и для ПАЗ [постоянных организаций - А.И.]. Скромные предложения: используйте только "камерные" средства информации (самиздат, телефонные списки, ВВS, бесплатное радио и мини-FМ, каналы публичного доступа по кабельному телевидению и т.д. ) - избегайте конфронтации и мачистских, скандальных поз. Чтобы оправдать свое существование, вам не нужны пять секунд в новостях под заголовком "Полиция обыскивает логово секты". Полезный лозунг: "Жизнь, а не стиль жизни"". В принципе, этим всё сказано.
  
  Другая традиционная форма - создание профессиональных союзов (синдикализм). Но анархические синдикаты всё равно остаются агитационными группами, и чем больше они пытаются заниматься решением конкретных проблем трудящихся (увольнения, невыплаты заработной платы, контроль за рабочим днём и т.д.), тем больше они вынуждены обращаться к "легальным формам борьбы", к "рабочему законодательству" и, в итоге (при условии успешности действия), они лишь помогают реформированию существующей системы, решая задачи в её рамках. Выход из этого может быть в том, что рабочее движение не нужно создавать, а надо в нём участвовать. Агитационные группы, организующиеся на производствах, не могут стремиться включить в себя всех работников предприятия. Их тактика проста: в случае каких-либо экономических протестов, они предлагают остальным своё видение проблемы и свои требования, объясняя свою позицию. Участие анархистов в забастовке или стачке - средство к её максимальному продлению, ведь каждый час простоя разрушает экономику не только корпораций, но и государства. И чем невозможнее для выполнения в рамках этой системы выдвигаются требования, тем больше времени продлиться стачка, тем больший урон будет нанесён государственной экономике. Промышленный саботаж на предприятиях имеет те же задачи, но реально осуществляться может только участниками антигосударственных групп. Так же, как саботаж городских коммуникаций - не задача жителей городов, а только тех, кто таким образом ведёт экономическую войну с государством. Безусловно, нарушение работы общественного транспорта, поломка канализации, авария на линии электропередач, ложные вызовы "антитеррористических" служб и прочие подобные события, хоть и заставляют систему постоянно затыкать возникающие бреши, но не могут считаться массовой формой народных протестов. Эта форма экономической войны анонимна, кроме, пожалуй, случаев нарушения теле- и радиовещания.
  
  Экономическая война - это не только война с государственной собственностью на поражение, это и возвращение денег, изъятых государством. Материальная база анархических групп зависит от наличия в их распоряжении финансовой базы. Деньги - явная необходимость для стабильного функционирования анархической организации. Доходы от собственного труда в условиях существующей экономической системы, патронируемой государством, позволяют обеспечить разве что собственное существование. Постоянный же выпуск агитационных материалов и проведение антигосударственных акций немыслимы без дополнительных средств в распоряжении анархистской группы. Решение проблемы привлечения этих средств решит и множество других проблем, возникающих в организациях анархистов.
  
  Война с государственностью носит не только экономический, но и политический характер. Понятно, что агитация населения - это первоочерёдная задача политической войны анархистов. Но помимо агитации словом - доступной каждому, существует другой род практической наглядной агитации - политический террор. Для анархистов недопустимо иметь результатом своей акции жертвы среди мирного населения. Большинство ликвидируемых объектов - символы существующего строя (как памятники, памятные плиты, построенные, но не заполненные тюрьмы и т.д.), и таким образом производится лишь аннигиляция культовых сооружений государства. С другой стороны, террор не выставляет никаких требований к Системе (вроде "Зарплату - рабочим!"), а целенаправлен на уничтожение государственности. В любом случае, террор - акт мести, справедливого возмездия государству за его преступления против народа. К примеру, даже запоздалая месть Колчаку может проявиться в разрушении его памятника. Точно так же, как заказчики и исполнители войны на Кавказе (пока они не успели стать памятниками) уже сейчас могут понести подобную ответственность за геноцид чеченского народа. Личная месть наделённым властью (от рядового работника МВД или чиновника пенсионного ведомства до лидеров государств), которые, используя власть, сумели уничтожить хотя бы одного человека - священное право тех, кто решится за него отомстить. В принципе, с тем же самым успехом право мести может быть использовано против потенциальных властителей. Успешность любого акта индивидуального террора будет зависеть от соответствия задачам и от согласованности с целью анархистов. Возмездие, а не стремление к реформированию существующего - таков ответ разрушителя репрессивной реальности.
  
  Как бы то ни было, каждая группа людей создаёт общую эстетику. Анархисты не могут отказаться от эстетики как таковой и всё равно воспроизводят её в своих изданиях, в оформлении акций, в языке, на котором они говорят между собой и рассказывают о собственных идеях окружающим. Но каждая организация, каждая группа анархистов несёт свою эстетику, в том числе зависящую и от того, какие из уже существующих протестных субкультур находятся во взаимодействии с данной группой. Думается, что постепенное развитие Движения сможет создать на основе сегодняшних субкультур, привнесения в них традиционных для регионов народных культур, нечто новое, более общую и изначально антигосударственно ориентированную культуру. Вообще, отношения между властью и искусством обладают антагонистичностью их позиций. "Классическое искусство", не имеющее укоренённости в местных, этнических культурах - каждый раз искуственно возрождается авторитарными и тоталитарными системами. Время требует провокации раскола и окончательного позиционирования искусства как государственного и стихийного, войны тотальности и фантазии. Развитие собственной эстетики, анархизация субкультур, смешение традиций этнического протеста и городского сопротивления, создание и поддержка сетей распространения нового искусства - это мощное средство для разрыва полотна государственной реальности сначала попросту во многих местах, а потом и повсюду.
  
  В принципе ясно, что ни одна группа анархистов не может вести сопротивление и борьбу с государственной машиной на всех фронтах одновременно. Но выбрать определённые средства, и выполнять необходимые нам задачи, приближающие нас к цели - дело большинства анархистских групп в России на текущий момент.
  
  Подводя же итог нашим поискам цели, задач и средств анархистов, можно с уверенностью сказать, что мы нашли:
  
  ЦЕЛЬ - общество, освободившее себя от власти.
  
  ЗАДАЧИ - дестабилизация государства, непрерывная агитация и парализация либо уничтожение институтов власти.
  
  ИНСТРУМЕНТ - федеративная организация анархистов, основой которой является общий консенсус.
  
  СРЕДСТВА
  
   - повсеместное создание органов анархистской периодики;
   - провокация на действие широким распространением листовок и агитплакатов;
   - уничтожение источников вещания официозных СМИ либо перехват подобных волн;
   - агитация и координация действий с помощью сети Интернет, диверсии против вражеской электронной агитации, использование Интернета для экспроприаций;
   - митинги и шествия только как возможность крупных столкновений с органами власти;
   - создание агитационных групп на предприятих, участие в синдикалистском движении, не требующее монополии на него;
   - продолжительные забастовки и стачки как метод ведения экономической войны, и промышленный саботаж как дестабилизация экономики;
   - анонимный саботаж городских коммуникаций;
   - создание постоянной финансовой базы для анархистских групп из возвращённых у государства средств;
   - индивидуальный политический террор только как средство мести госаппарату и потенциальным властям;
   - развитие и пропаганда собственной эстетики, анархизация субкультур и поддержка антигосударственных форм культуры.
  
   По большому счёту это всё, что могут сделать как отдельные группы анархистов, так и всё движение в целом. Если, используя те или иные средства разрушения господства, мы сумеем выполнить наши задачи, мы обязательно добьёмся нашей цели.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"