Аннотация: Старая история, рассказанная чуть-чуть иначе и с не совсем стандартным финалом. Разглядевшие в названии рассказа некий намек - ошибаются.
Фэнтези-элементов очень мало.
КАЙЛ ИТОРР
ЧЕРНЫЙ МЕНЕСТРЕЛЬ
Баллады пишут не для
того, чтобы им верили.
Их пишут для того,
чтобы волновать сердца.
Анджей Сапковский
"Немного жертвенности"
Постоялый двор - каких двенадцать на дюжину в любом краю, подле
любой дороги.
Посетители - также совершенно обычные: парочка не то неудачни-
ков-авантюристов (предпочитающих зваться искателями приключений),
не то простых разбойников; три лесника, регулярно останавливающи-
еся тут, чтобы пропустить кружку-другую; странствующий монах или
кто-то в том же роде - пожилой, благообразный, в бесформенном бу-
ром балахоне и веревочных сандалиях; не отличающаяся красотой
смуглая женщина средних лет, тесно прижимающая к груди тощую пес-
трую кошку, давно смирившуюся с превратностями судьбы и приучив-
шуюся спать в любой ситуации. И еще один. Заметить его, и то надо
очень постараться - устроился в самом темном углу, потягивает се-
бе яблочный сидр да занюхивает его хлебом с сыром и пучком увяд-
шей петрушки...
- Подбрось дровишек, темно тут! - требует один из лесников.
Служанка - пухленькая, не слишком поворотливая, с густыми тем-
ными волосами - послушно выполняет желание гостя. Языки пламени в
очаге становятся из красных - рыжими, в зале действительно немно-
го светлеет.
Человек в углу встает, одергивая черный плащ; под одеждой у не-
го при этом движении что-то прорисовывается, но что - самострел,
меч, футляр для свитков - не разобрать. Искатели приключений, пе-
реглянувшись, синхронно отодвигаются по скамейке, отполированной
множеством седалищ; так, чтобы в случае чего мгновенно вскочить,
а там - либо в драку, либо в окно, смотря по обстоятельствам.
Правая рука человека скользит под плащ. Авантюристы напрягают-
ся. Кошка, открыв желто-оранжевые глаза, выгибает спину и шипит.
Ее хозяйка, поспешно отодвинув миску с рыбной похлебкой, тянется
за своей сумкой, висящей рядом на вбитом в стену колышке.
Из-под черного плаща медленно, заставляя дыхание зрителей зами-
рать от их же собственных недобрых предчувствий, выползает оваль-
ный, почти плоский короб, также окрашенный в черный цвет; тонкие
металлические нити струн становятся видны лишь тогда, когда чело-
век осторожно проводит по ним узкой ладонью.
- Менестрель! - с облегчением выдыхает один из авантюристов. -
Сбацай чего-нибудь эдакое, а? Сколько недель музыки не слышал...
- "Девчонку с Холма"! - восклицает один из лесников.
- Нет, лучше "Солнечная Долина", - возражает другой.
Менестрель словно не слышит их, неторопливо водя кончиками па-
льцев по струнам своего странного инструмента, что-то настраивая
и подкручивая. С каждым разом аккорды становятся все резче и от-
рывистее, и наконец на лице человека в черном возникает подобие
усмешки. Он придвигает к себе грубо сколоченный табурет, усажива-
ется лицом к огню, некоторое время смотрит в мечущиеся языки пла-
мени - а затем заговаривает под мерный перебор струн:
- В Загорье, у племени, которого больше нет, имелось одно ска-
зание. Сказание о человеке, который пожертвовал собою, чтобы вы-
вести остальных из темноты, сказание о Данко, человеке с пламен-
ным сердцем. Изергиль, старая ведьма, ты никогда бы не позволила
ни мне, ни кому-либо другому рассказать эту историю ТАК - но тебя
здесь нет, ведь верно?
Ритм музыки меняется, как и низкий, гортанный голос менестреля.
Он теперь как будто беседует сам с собой, периодически ударяя по
струнам - и эти рваные аккорды, что ни один знаток или ценитель
изящных искусств не осмелился бы назвать музыкой, как ни странно,
в точности дополняют собой нужные слова...
Возглас души: "А можно ль?"
Разума глас: "Нельзя."
"Хочешь ли знать?" - "Я должен.
Это - моя стезя." -
"Ты пожалеешь об этом." -
"Скорее всего. И все ж,
Есть участь похуже смерти,
Которой с рожденья ждешь..."
Лед под босыми ногами
Тает. Ночь. Снегопад.
Несущему в сердце пламя
Смотреть тяжело назад.
Там - лишь те, кто остался,
Кто, сомневаясь, ждет, -
В холоде смертного царства,
Вмерзшие в черный лед.
Хотя на дворе - лишь ранняя осень, и днем солнце еще шпарит во-
всю, и нет ни сильного ветра, ни дождя, и несколько минут назад в
комнате было почти что жарко - однако, по напряженным спинам слу-
шателей пробегает холод зимней ночи. Пламя кажется ТЕМ пламенем,
а черные от сажи и копоти камни, из которых сложен нехитрый ка-
мин, похожи на осколки льда. ТОГО льда.
"Знаешь ли путь, ведущий?" -
"Знаю." - "И каково
Быть тем, кому бог и случай
В огонь обратили кровь?" -
"Непросто." - "А как быть с теми,
Кого за собою ведешь?" -
"Я знаю, сзади - лишь тени." -
"Но знаешь ли, что найдешь?"
Снегом колючим ветер
В кровь раздирает тела.
Мир стал чертогом смерти.
Холод. Безмолвье. Мгла.
Нет ни тепла, ни света,
И кажется вечным бег,
И память ушедшего лета
Собою скрывает снег.
Черная ширма туч загораживает выщербленный диск луны. Тоскливый
волчий вой где-то далеко за окном. Все вздрагивают от этого зву-
ка, доносящегося, кажется, из иного мира.
Менестрель невидящим взором смотрит в пламя, а его язык и паль-
цы словно живут собственной жизнью.
Той жизнью, которая способна в случае надобности остановить да-
же смерть...
"Сможешь ли путь осилить
Ты до конца?" - "Смогу." -
"Хватит ли веры, силы
У остальных?" - "Помогу."
"А выстоишь? Уж не проще ль
Расчистить дорогу огнем?" -
"Разумней - да. Но не проще,
Ведь пламя - в сердце моем."
Слезы бессилья и боли
Падают, оледенев.
Остатки надежды и воли
Смерзаются в мрачный гнев.
Лишь малая часть ушедших
Идет сквозь ночной мороз,
И полны безмолвные речи
Слепящим холодом слез.
Молчание почти осязаемо; люди боятся даже дышать - ибо музыка и
резкий, холодный ритм слов вызывают в памяти образы того, что ни-
когда и никому из них испытывать не доводилось. Сердца бьются в
такт музыке; руки и ноги каменеют.
Спокоен только менестрель - но это спокойствие сродни неподвиж-
ности канатоходца, замершего над пропастью и готовящегося сделать
следующий шаг...
"Сможешь ли ты жить дальше,
Зная, что столько смертей
Легли за тобою, отважный
Искатель минувших дней?" -
"Не для себя иду я;
Я - мог бы жить и там.
Те, кто пройдут - забудут,
Но - выживут." - "А ты сам?"
Боль. Безнадежность. Рядом -
И мочи уж нет терпеть,
И тени поймали разум
В свою ледяную сеть.
Ногти впиваются в тело,
И краток сомнений укол -
Сердце в руках загорелось,
Прогнав предсмертную боль.
Короткий треск поленьев в камине, вырвавшаяся из пламени тучка
золотистых искр - и у кого повернется язык назвать это совпадени-
ем?..
Ветер за прочными стенами постоялого двора заводит свою зауныв-
ную, дикую песню, и (еще одно совпадение?) ритм ее странно похо-
дит на музыку черного менестреля. Тот вновь усмехается, если то-
лько эту смесь презрения, неверия и самоиронии можно назвать ус-
мешкой, и продолжает свой рассказ...
- Глядите! Да, путь ужасен,
Но больше дороги нет!
Да, крут он, нелегок, опасен,
Но вот путеводный свет!
Глядите же, люди мрака,
Желающие огня:
Не ждите иного знака,
Он здесь, в руках у меня!
Кровью горящее сердце
Ночной разгоняет туман.
Щиплет глаза, как перец,
Поднявшийся ураган.
Ватные, движутся ноги,
И слабость приходит вновь;
Капля за каплей, дорогу
Во тьме отмечает кровь.
В глазах начинает двоится; дым очага клубящимся маревом пробуж-
дает ТУ, другую память - уходящую в прошлое не на годы даже, а на
тысячелетия. Зал гостиницы становится призрачным, а надвигающаяся
с севера черная стена ледника Великой Ночи - реальной.
Почти реальной.
Потому что создавшая картины былого музыка одновременно не поз-
воляет позабыть об ЭТОЙ действительности...
"Подвиг твой - притчею будет." -
"Дела мне нет до того." -
"Имя твое станут люди
Превозносить сверх всего..." -
"Не верю. Людская природа -
Ценить только то, чего нет.
И это позволит их роду
Во тьме зажечь собственный свет!"
Он, мертвый, ведет живущих
Туда, где горит огонь,
Где нету нужды в ведущих,
Где жизнь - в любой из сторон;
Туда, где Закон, не грезы,
И ночью правит, и днем...
А что на глазах его - слезы,
Так знает о том только он...
Плавным, перетекающим движением скользящего в траве аспида чер-
ный менестрель поднимается; пальцы его еще пробегают по струнам,
однако мелодия становится тише, слов же и вовсе нет.
Наваждение медленно проходит; а когда оно исчезает окончательно
- с ним исчезает и менестрель.
И лишь через несколько минут хозяин постоялого двора вспомина-
ет, что этот певун так и не расплатился за ужин...
К О Н Е Ц