Фрагменты, из которых сложено эссе, больше отвечает теме молчания. По сути, этот текст как бы воспроизведение беседы − с выражением мысли и затем утиханием до следующей части. Я ведь тоже слышу тебя, читатель.
1.
Молчание и общение − сокровища диалога, не способные заменить друг друга. Но если разговору посвящены килотонны трудов, то к молчанию столько же внимания, сколько к глухонемой падчерице. 'Silentium' Ф. Тютчева, бессловесный спор Гаргантюа с одним из магистров, 'Муму', житие Иоанна Молчальника, 'Молчание' Л. Андреева... Можно пересчитать по пальцам, когда молчание становилось идеей текста.
В действительности молчание сопровождает различные соображения и чувства: от презрения к собеседнику до крайних точек человеческих переживаний.
2.
Молчание − это общение на более основательном уровне, только и всего. Выделим молчание в обществе и молчание вне общества. Молчание в обществе − это просто неговорение. Взаимодействие, говоря избито, происходит на невербальном уровне.
Мы не можем не откликаться на происходящее в окружающих людях. Слово, человеческое изобретение, зависит от обстоятельств и возможностей говорящего, но даже если некий индивид не сказал ни слова, на его лице все написано: радость встречи, недовольство, озабоченность происходящим.
3.
'Все настоящие сокровища должны лежать нетронутыми на далеком берегу. В этом их суть и судьба. Твой Берег Сокровищ должен быть полностью недоступен другим'.
4.
Молчание вне общества − это тоже общение, но отклик и взаимодействие происходит не с людьми, а со всем миром и с самим собой. Вторым участником общения становятся он сам и мир, непрерывно ведущий к Абсолюту:
небо,
цветы,
завывание ветра...
5.
Как следствие, молчание в обществе − способ говорить, хоть и не такой уязвимый, как слово... Мы, люди, вообще существа достаточно прозрачные. Это только кажется, что мы можем недоговорить, недосказать, солгать, сокрыть свой невыносимый поступок. Мир и другой человек все чувствуют, все знают.
6.
Преградой молчанию вне общества выступает так называемая внутренняя болталка, или же индульгирование, или просто холостая работа ума − отрывочное воспроизведение в мыслях обрывков слов, фрагментов музыки, воспоминаний помимо своей воли. Грубо говоря, мысленное бормотание, уводящее от тесного общения с миром.
7.
Внутренняя болталка связана с речью. Она − следы от предыдущих впечатлений, которые нас не отпускают. Внутренняя болталка имеет свое основание, знаешь, в травмах прошлого, в прослушивании зажигательной музыки, в эмоциональном заряде воспоминаний, когда мы выжимаем все соки из переживаний. Долгое прокручивание в голове отрывка из современной поп-музыки далеко от того, к чему ведет молчание.
Я противопоставляю болталке мышление образами (идеация). Все очень просто: образное мышление гораздо древнее словесного. Вам же во снах снятся не антонимы с синонимами, а образы? Вот мне и кажется, что задача словесного (дискурсивного) мышления утилитарна − оформить то, чтобы было понято через образы. Даже в этом случае болталка не то же самое, что дискурсивное мышление, ведь она бессвязна.
8.
Следующие фрагменты посвящены вопросу образного мышления, идеации. Какой смысл в молчании, если не о чем поговорить наедине с собой? Однако образы, при достаточной доле практики, способны оживать и беседовать с нами. Все на свете учит нас − а значит, и любой образ потенциально может чему-то научить.
Я основываю свои размышления на трех трудах: 'Искусство думать' Эмиля Димне, 'Духовные упражнения' Игнатия Лойолы и в меньшей степени 'Беседы о мышлении' М. Мамардашвили. Три драгоценности следовало бы прочитать самостоятельно, но для общего знакомства, я надеюсь, хватит и той выжимки, которая предложена ниже.
9.
Качество нашего мышления определяется образами, с которыми мы взаимодействуем. Так как мы общаемся с тем, что способны представить, мы перенимаем свойства этого самого. Сравните Бетховена, мечтающего о свободном и счастливом человечестве, с другим человеком, все помыслы которого направлены к сексу. Разница ведь очевидна?
Я не хочу сказать, что об остальном запрещено думать, но за воображение человека идет такая же борьба, как за его душу.
10.
Мыслительную деятельность надо обеспечить. Одних размышлений мало, нужно еще способствовать этому. Например, через уединение: внешнее, когда мы просто одни, и внутреннее, когда мы где угодно, но серьезно сосредоточены на предмете своих размышлений. Мы можем быть и в кругу людей, и в общественном месте, и транспорте, но все же не прекращать думать о том, что нас восхищает на свете.
Реанимацию своей интеллектуальной жизни следует проводить через записи в дневнике, умеренное чтение про себя и особенно вслух, прогулок и несложной физической активности и всего того, что конкретно настраивает на работу тебя, читатель.
Также Эмиль Димне предлагает питать свои думы новостями из большого мира. На момент 1920 года его совет был более актуален, чем сейчас, в 2022. Средства массовой дезинформации не позволяют доверять потоку сообщений. Медиа стали территорией фейков.
11.
Действенность твоих мыслительных операций зависит от связности мыслимых тобой образов. Погрезил о книге, подумал об облаках, помечтал о котлете − нет, это не мышление. Взаимосвязь мыслей все равно, что взаимосвязь звеньев цепи.
12.
Я бываю счастлив, когда мечтаю о Солнечной системе. Когда мне удается просто посидеть и часок подумать о движении планет, о свете Солнца, о мощи этого космического организма, я чувствую себя по-настоящему дома. Очень важно найти такие вещи, от которых сердце ликует. Какое же мышление возможности без радости и восторга, любви и укрепляющего душу труда?
13.
Средневековый монах Лойола выделял четыре вида духовных упражнений, которые я понял, как интеллектуальную работу. Это созерцание, размышление, молитва и испытание совести. Задача упражнений − приблизить христианина к правильному пониманию своего места в мире, или 'приготовить и расположить к освобождению от неупорядоченных влечений и познать волю Божию относительно устройства своей жизни'. В данном случае религиозная составляющая нас не касается.
14.
Если секуляризовать труд Лойолы, то мы получим, что:
3) Молитва − процесс, обратный размышлению. Мы возвращаем словам их первозданную образность. Святой Игнатий пишет:
'Не обильное познание насыщает душу, но внутреннее прочувствование и вкушение вещи'.
Возьми одно стихотворение, которое тебе нравится, и читай до тех пор, пока каждое слово не загорится своими красками. Проникни в самое сердце этого произведения. Читай без фанатизма, но и не по диагонали. Способ работает и с молитвой, если ты верующий.
4) Испытание совести − работа над ошибками. Тут прибегу к аналогии с шахматной партией. В какой-то момент все начало идти перекосяк, и ты проиграл. После игры ты разбираешь партию с начала до конца, чтобы найти изъян в своих действиях. Поиск изъяна, его обнаружение, понимание и исправление и есть испытание совести. Но это сработает и с твоими, и с моими недостатками, не только с шахматами.
15.
Испытание совести стоит особняком от остальных духовных упражнений. Закончим разговор о ней и поговори об одном из путей образного мышления.
Испытание совести состоит из:
1. Выбора (какой мой недостаток следует рассмотреть);
2. Слежки (когда проявляется недостаток);
3. Оценки (почему проявился недостаток в тот или иной раз на протяжении такого-то количества времени; Лойола предлагает время от пробуждения до обеда и от обеда до ужина).
Примечательно, что испытание совести проходит как в течение дня, так и в течение недели, и свой прогресс/регресс следует фиксировать. Буквально: сколько раз проявился мой изъян за N времени.
16.
План интеллектуальной работы таков по мнению Лойолы:
4. Подведение итогов (беседа с самим собой или образом).
По порядку о каждом.
17.
Приготовительная молитва − это не обязательно молитва. Это просто подготовка к тому, что предстоит делать. Важно найти такую привычку, которая ускорит погружение в богатый внутренний мир. Мысль − это тоже действие, даже совокупность действий.
18.
Не думай, что я совершенен в том, о чем я говорю, но я считаю, что это надо сказать. Я попробовал, и это работает. Почему бы не передать остальным?
19.
Цель духовного упражнения − это конечный пункт мысли. Я полагаю, что это вообще тот результат, который ты сочтешь удовлетворительным. Автор 'Духовных упражнений' ставит понятие цели в другой контекст:
'Если это [твое духовное упражнение − И. И.] созерцание Воскресения, нужно просить о радости со Христом воскресшим, − если о страстях − просить о горе <...> со Христом страждущим'.
Так или иначе, цель сообразна планируемой работе.
20.
Упражнение основано на том, что мы сначала восстанавливаем в памяти предмет наших размышлений: вспоминаем стихотворение, сюжет романа или мифа, события прошлого и будущего, образы великих деятелей искусства и политики.
21.
Затем идет образная часть, созерцание восстановленного в памяти события.
Для начала, мы представляем себе, где живет наш образ. Место развития событий, если хочешь. Протяженность места ограничивается лишь твоей необходимостью.
22.
Чтобы приблизиться к своему предмету размышлений, может быть необходимо сопоставление: от великого образа к малому, от малого к великому, от злого к доброму, от достойного к недостойному. Есть противоположности, есть и возможности. Через них, как следует из 'Духовных упражнений', образ становится объемным.
Например, у Лойолы можно найти сопоставления 'Иисус и его армия праведников' и 'Дьявол и его армия грешников'.
Возможны и сопоставления потоньше: 'Клятва в присяге земному царю' и 'Клятва в присяге небесному царю'.
23.
Созерцание образа во многом похоже на медитацию. Внутренний взор разглядывает все тонкости представленного символа.
24.
Св. Игнатий предлагает отводить на подготовку, размышление и созерцание не меньше часа в уединении и относительной неподвижности. После того, как созерцание сворачивается, наступает заключительный этап в виде беседы. Если образы получились объемными и живыми, с ними можно поговорить. Узнать как дела, что делать в той или иной ситуации, найти ответы на волнующие вопросы. Отвечает образ или вы отвечаете за образ узнать сложно, но на качество того, что можно понять из беседы, это не влияет.
25.
Итак, что же такое образ? Нечто, что можно услышать, увидеть, осязать, понюхать, познать и почувствовать вне зависимости от того, существует оно или нет.
26.
Цели 'Вод молчания' просты − во-первых, я хочу немного раскрыть смысл молчания.
Во-вторых, поделиться плодами чтения авторов, которые создали замечательные труды об образном мышлении. Если ты обратишься к ним, как к первоисточнику, то сделаешь очень правильно. Я поделился своими конспектами, и мне показалось странным держать их при себе, потому как полученные знания могут сыграть свою положительную роль в твоей жизни.