Если Джойс и правда мечтал о читателе, который бы всю жизнь потратил на расшифровку его аллюзий, то он удивительно непоследователен, как все номиналисты, но всё же надеюсь, что доля истины в этих расшифровках есть и позволю себе использовать комментарий о трёх основных героях "Уллиса". Это Стивен, Леопольд (Польди) и Молли, S, P и M аристотелевой логики, и в таком качестве претендуют на некоторую целостность, которую они составляют вместе. Можно соотнести эту целостность с платоновской триадой тело-душа-дух и посмотреть, как этот основной мотив разрабатывается разными авторами. Платоновская триада может быть символом как человека, так и общества или общности, некоторой социальной реальности, тем больше интереса вызывает конкретное воплощение.
В первую очередь тут нужно вспомнить конечно же капитана Врунгеля и его команду. Лом-Фукс-Врунгель составляют платоновскую триаду, расшифровка очевидна.
Одно из самых лучших воплощений этой идеи в последнее время - сериал Ватанабэ "Самурай Чамплу".
Муген символизирует телесное начало. Дело не только в том, что он не дурак покушать, выпить и любит женщин с большими сиськами. Телесное тут понимается как отсутствие контроля инстинктов, полная свобода и необузданность. Мугену не раз говорят, что в сражении надо не просто слушаться своего тела, а думать головой, но у него такая почти звериная интуиция, что (почти) во всех случаях он может обойтись и так, всё равно он будет лучший. Шефу якудзы, который предлагает ему почётную синекуру, Муген отвечает, что его интересует только его сила, и в этом суть телесности в этой трактовке.
Дзин символизирует дух, понимаемый не столько как интеллект, сколько как самодисциплину, очищающее, отсекающее, ограничивающее начало, облагораживающее влияния культуры и цивилизации.
Милая Фуу это душа - отзывчивая и добрая, но в то же время отважная, решительная и вовсе не наивная. Самое замечательное в ней то, что она действительно держит компанию вместе, соединяет такие разные сферы, без неё содружество сразу бы рассыпалось.
В целом эта тройка очень хорошо соответствует классической трактовке, их можно использовать как пример, тут всё понятно и точно.
На этом фоне джойсовская триада демонстрирует ряд существенных инверсий.
Во-первых, телесное начало тут явно воплощается в Молли и проявляется как сексуальность. Это много, но всё же это довольно узко.
Дух воплощён в Стивене, и воплощён кажется единственно возможным в Новое время, но тем не менее неудачным образом - не как дисциплина, а как интеллект, занятый бесплодной игрой. (Признаться, я надеялась в главе о Шекспире отдохнуть от удручающей физиологии, но ничего не вышло - все интеллектуальные построения свелись к разбору семейных и личных отношений. Радость номиналиста).
Душа остаётся Блуму, и по-моему это самое отвратительное зрелище во всем романе (честно говоря, ещё не дочитанном). Комментатор обещает в последних главах проявление доброты, мудрости и человечности Блума, но проявление его гуманизма и приверженности простым человеческим ценностям, любви и состраданию в главе "Полифем" меня не очень вдохновило и вообще-то не даёт оснований для оптимистических ожиданий. У меня сложилось впечатление, что доброта и мудрость Блума существуют там же, где доброта, мудрость и мощь языческих богов в представлении неоязычников, то есть где-то в заоблачных высях, вдали от истории и реальной жизни, как в глупом романе о диссидентах - если ты Носитель Совести, то можешь врать, подставлять, давать взятки, подделывать документы, от твоей Совести не убудет.
В целом понятно, почему эта книга стала библией модерна, и так же понятно, почему она не может мне понравиться.
Хочу отдать автору должное, формальные эксперименты не составляют главной части в его книге, и брезгливость к своим героям он вызывает даже лучше, чем восхищение своим авторским мастерством.