10 августа 2010 года Новая Британская Империя напала на Японию. Нападение было вызвано военным конфликтом, который спровоцировала Япония (картинка: тонущие в океане корабли и самолёты). Против Японии Новая Британская Империя впервые применила мощнейшее оружие, и армия Японии была быстро разбита. Япония потеряла свою землю, права и даже имя (картинка: японский флаг, на котором красный круг сменяется британским львом, белый фон становится синим, появляется косой красный крест). Япония теперь называется Одиннадцатый сектор, а японцы - одиннадцатые (иребен).
На этом фоне семь лет спустя и разворачиваются события.
Сначала партизаны подрывают какое-то здание в столице. В новостях (в лучших известных нам по прошлой войне традициях) сообщают, что при взрыве кроме пятидесяти одиннадцатых погибло целых восемь британцев, в честь которых объявляется траур по всему сектору: они погибли за дело свободы, они несли цивилизацию, их память будет вечно жить в наших сердцах.
Уже в первых сериях много таких сцен, которые не могут оставить равнодушным (то есть я бы на самом деле очень хотела знать, кого они могут оставить равнодушным): после очередной схватки партизаны в каком-то подвале смотрят новости, где рассказывается о карательной операции в гетто Синдзюку - за одного британца может погибнуть сколько угодно одиннадцатых. Тихо, темно, на стене над убогим телевизором - японский флаг.
Когда партизаны в разгар зачистки уходят, отстреливаясь, и прячутся в каком-то убежище, где много гражданских, измученные жители говорят им: "Что вы наделали, это всё из-за вас, столько людей погибло!"
Умирающий партизан нажимает нужную кнопку, и взрывает свою покорёженную машину вместе с отрядом имперских войск, которые подошли слишком близко, полагая, что водитель убит. Его последние слова: "Ниппон, банзай!" ("Япония, вперед!")
Убойное анимешное соединение девочка-подросток + оружие имеет место и в этом сериале. Карен, бесстрашная партизанка, которая отважно и умело сражается с имперскими войсками, в легальном мире школьница старших классов элитной британской школы, короткая юбочка, портфельчик, завтраки с подружками на траве в школьном парке, полный кавай.
Положительный герой, который очень любит свою страну и чтобы улучшить систему изнутри идет служить немцам новым британцам, и не куда-нибудь, а в полицаи, в нашей культуре к счастью невозможен. Бедные японцы, горе побеждённым! У классика украинской драматургии Карпенко-Карого есть прекрасная пьеса на эту тему, называется "Сава Чалый", тот же конфликт на материале 17-го века. Почему я уверена, что в рамках "национального возрождения" украинский зритель этой пьесы не увидит вообще?
Нехарактерная черта: все правители - военные, то есть вся политическая элита - рыцари. Генерал-губернатор не только говорит официальные речи о борьбе за цивилизацию, но и отлично владеет новейшим оружием и знает толк в наземных операциях.
Это очень удивительное положение вещей. Насколько я знаю, в современной мифологии военные от правителей чётко отделены и занимают подчинённое положение.
Ещё одно обществоведческое обобщение, довольно нетривиальное, как показывает опыт сетевого общения. Карен с соратниками едет в метро по высокому мосту и смотрит по сторонам. Налево британская сторона - сияющие небоскрёбы, бегущие машины, аккуратные улицы, успех и процветание. Направо японская сторона - полуразрушенные дома, выбитые окна, безлюдные пустыри, упадок и разруха. Карен говорит: они сильны и могучи, они живут нашими страданиями. Это шаг вперёд по сравнению с популярным положением о том, что новые британцы самые процветающие, потому что они самые умные, даже, не побоюсь этого сакрального слова, самые эффективные. Девочка в своём рассуждении продвигается дальше: они самые эффективные, поэтому они живут нашими страданиями. А теперь наступает момент этических оценок, иррационального целеполагания и "Ниппон, банзай!"
Всю эту прекрасную картину портит только главный герой Лелуш. У него замашки графа Монте-Кристо, бЕндеровское пристрастие к дешёвым эффектам, любовь к черным маскам и плащам, он пропавший принц правящей британской династии и второй претендент на престол, обладает волшебной силой гипноза, играет людьми как шахматными пешками (мощный аналитический ум, в его-то 17 лет) и постоянно плетёт какие-то интриги с переодеваниями. Чует моё сердце, сдаст он весь партизанский отряд и не поморщится, зря они с ним связались. Впрочем, у них в тот момент не было выбора.
А песня тут какая! "Иди вниз, по следу зверей, слышишь, лев сражается с тигром? ... О отец, я знаю, тебя нет. Я знаю, братьев мне не догнать, обогнали они меня... Сон не кончается, но это не смерть..." Якобы эта песня о великолепном Лелуше, но ясно же, что этот смазливый принц слишком незначителен, чтобы быть субъектом таких высказываний. Последние триста лет только одни догонялки имеют смысл - те, в которые играют народы на стезе прогресса, а уж для японцев после войны это более чем актуально.
Вот такие дела. Гони природу в дверь, она придёт в мультик. Семь лет после начала оккупации, 1952-ой. О прекрасном новом мире, в котором партизаны дискредитированы, а коллаборационизму нет идейной альтернативы, повествует Миядзаки в своей "Навсикае из Долины Ветров".