Ищенко Нина Сергеевна : другие произведения.

Антиматрица, или Путь в Зазеркалье

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Аниме фильм Мамору Осии "Призрак в доспехах" (1995) является одним из лучших произведений в жанре киберпанк.
  
  Этот фильм неоднократно рифмуется с позже появившейся "Матрицей", но цитаты носят характер инверсии.
  
  Рассмотрим некоторые самые яркие заимствования. Я буду отталкиваться от "Матрицы", как более известной широкому зрителю.На уровне видеоряда это в первую очередь повсеместно узнаваемые зелёные циферки, бегущие по экрану.
  
  Далее, завязка обоих фильмов состоит в том, что отряд особого назначения ищет неуловимого кибер-преступника, опаснейшего террориста, известного во многих странах мира и уходящего из всех виртуальных ловушек. Но в "Матрице" террорист положительный герой, а в рассматриваемом фильме рассказ ведётся от лица офицеров спецотряда.
  
  Присутствует сцена, когда черноволосая женщина в очках и с короткой стрижкой в прыжке приземляется на крышу, только дранка полетела. Однако в "Матрице" она убегает от погони, а в "ПвД" сама гонится за преступником. Кусанаги и Тринити даже внешне очень похожи, не говоря уже о решительном "мужском" характере: обе берутся за самые трудные и важные дела, обе часто действуют без страховки, на свой страх и риск и под свою ответственность; обеих ценят за эти качества мужчины-коллеги.
  
  И в том, и в другом фильме присутствуют непременный элемент киберпанка: невиданные компьютерные технологии, позволяющие вторгаться в сознание и программировать воспоминания человека. Разъём сзади на шее для входа в сеть есть и там, и там.
  
  Решающий бой в обоих фильмах происходит среди колонн в воде. Разлетаются брызги, пули выбивают каменные осколки из стен. В целом это очень живописно и неудивительно, что создатели "Матрицы" решили сохранить этот момент.
  
  В "Матрице" Морфей обращает к Нео слова: "Иди за мной, я покажу тебе как глубока кроличья нора." В нашем же фильме кбиер-террорист говорит: "Чтоб увидеть своё истинное лицо, загляни за зеркало." Эти кэрроловские метафоры для обозначения иного мира в одной и той же позиции не случайны. Они ясно показывают и связь двух фильмов, и принципиальное различие в идейном их содержании.
  
  Различие это состоит в направлении пути главного героя: в "Матрице" он уходит из виртуального мира в реальный, в "ПвД" наоборот. В первом случае полагается, что истина человеческого существования может быть найдена только за гранью виртуальной реальности, в обычном мире, среди обычных людей, которые может быть не очень умны и не очень совершенны в других отношениях, зато реальны и имеют настоящие тела.
  
  Во втором же случае вопрос ставят смелей и резче: если истинная природа человека разумна, то какой смысл держаться за тело и накладываемые им ограничения? Для того чтобы быть человеком и быть свободным, не обязательно иметь тело без заводской гарантии, но обязательно мыслить и осознавать своё собственное существование, как говорит Кукольник в эротической и одновременно самой жуткой сцене фильма. Потому и виртуальная реальность без границ кажется более подходящим вместилищем разума. По своему происхождению и функции в сети Кукольник аналогичен агентам Смитам, он всесильный хозяин виртуального мира. Это ведь более достойно человека, больше соответствует его истинной природе - вот что утверждают японские создатели фильма.
  
  Надо сказать, что некоторое пренебрежение к человеческому телу с его слабостями и увлечение разумной, информационной, интеллектуальной составляющей человека свойственно не только научной фантастике двадцатого века, но и гностическим учениями поздней античности, а также их идейным наследникам вплоть до наших дней. Почему же когда люди отбрасывают такое, казалось бы, ненужное и слабое тело, заменяют его чем-то более совершенным, предпочитают разум эмоциям, всякий раз получается какое-то подобие ада? Даже тех, кто не знает ответа на этот вопрос, сама регулярность подобного финала уже должна насторожить.
  Видимо, телесность составляет важный, хоть и не до конца оцененный момент понятия "человек". Голый культ тела не соответствует нашей сущности, но и чистая интеллектуальность не есть человек. Ещё или уже, вызывает это восторг или ненависть, но это так, и "ПвД" в этом отношении очень убедителен. Смотреть обязательно.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"