Ищенко Геннадий Владимирович : другие произведения.

Экскурсия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками


   Ищенко Геннадий 2017 г
   anarhoret@mail.ru
  
  
   Экскурсия
  
  
   Рассказ
  
  
   Самуил сидел в шезлонге на морском берегу и думал о предстоящем отпуске. Шумели набегавшие на пляж волны, шелестела листва находившихся неподалеку пальм, и кричали чайки... Обоняние волновали запахи моря и нагретого солнцем песка, а тёплый ветер трепал уже начавшие седеть волосы... Всё это было иллюзией, созданной с помощью набора эффекторов искусственным разумом квартиры.
   Многие поколения выживших не появлялись на поверхности планеты без защитных скафандров, которые спасали от жара и очищали воздух. Без них можно было сохранить жизнь минут десять, да и то только в полярных широтах. На экваторе вода до сих пор кипела, поэтому там последствием подобного безрассудства был бы не тепловой удар, а ожоги и быстрая мучительная смерть.
   - Выключи, - попросил он, не прибегая к мысленному общению.
   - Мешает думать? - отозвался Кер. - Скажи, ты действительно хочешь надолго улететь?
   Вчера пятёрка Самуила защитила право на самостоятельную жизнь и он поделился с Кером своим планом поработать на лунной базе. Следующую пятёрку дадут не раньше, чем войдут в возраст выращенные в "колыбелях" дети, а это два, а то и три года безделья. Лучше поработать на одном из заводов. Быстрей пройдёт время и будет польза обществу. А вот Керу придётся скучать, а для мозга его уровня это тяжёлое испытание. Когда-то у устройств с искусственным разумом была возможность отключаться, потом её убрали из-за того, что такие отключения вызывали нарушения в работе.
   - Я не могу долго бездельничать, - объяснил Самуил, - а в нашем городе для учителя нет другой работы. Болтать с тобой несколько лет?
   - Возьми меня с собой, - попросил Кер.
   Разговор прервал сигнал вызова.
   - Я беспокою вас по поручению координатора, - сказал связавшийся по комму искусственный разум школы. - Вы непременно хотите отдохнуть или возьмёте следующую пятёрку?
   - Конечно, я возьму детей, - ответил он. - Откуда они?
   - Новичок только один, - ответил мозг, - остальные четверо из разных классов, учителя которых работали с перегрузкой. Шесть детей - это много для нормального обучения, но их не набиралось на полноценный класс, а вы были заняты.
   - Я разгружу коллег. Новичок уже здесь?
   - Да, его семья в городе со вчерашнего дня. К занятиям приступите завтра. Примите коды своих учеников.
   Имея индивидуальный код человека, о нём можно было узнать любую информацию. Такие коды на детей знали только их родители и учителя. Их могла получить и служба безопасности, но Самуил за свою жизнь ни разу не встречался с детской преступностью. Начать решил с новичка. Передача шла по прямому ментальному каналу, поэтому была недоступна для Кера.
   "Боб Мёрфи, - пришел ответ, - родился пятого сентября две тысячи триста сорок пятого года, третий класс..."
   "Почему только третий, если ему уже девять? - поинтересовался учитель. - Умственно отсталый?"
   "Уровень интеллекта выше среднего, - пришёл ответ. - Задержка произошла из-за травмы. Мёрфи жили на марсианской базе, а мальчик пострадал при аварии одного из климатронов. Можно было перейти на индивидуальную программу, но приёмные родители были против".
   "Он не родной сын?"
   "Сперма взята у погибшего брата Роберта Мёрфи, поэтому ребёнка отдали ему".
   После катастрофы и Эпохи Тёмных Веков численность населения Земли не превышала тридцати миллионов и у девяти жителей из каждого десятка были генетические нарушения, не позволявшие иметь здоровое потомство. Таких стерилизовали, а для зачатия использовали донорские сперму и яйцеклетки здоровых, комбинируя их от разных родителей. Участвовавшие в программе пары имели право на одного такого ребёнка, остальные ждали своей очереди. Это была вынужденная мера, позволявшая возродиться человечеству. В миллионы "колыбелей" помещались полученные искусственно эмбрионы, из которых вырастали дети. До года они находились в специальных центрах, где корректировали иммунитет и убирали все возможные отклонения в развитии, а потом передавались в семьи. Искусственное выращивание полноценных детей, да ещё в таких масштабах, было очень непростой задачей, над которой десятки лет работали самые выдающиеся биологи и инженеры. Три года назад были решены последние вопросы, и сейчас половина всего трудоспособного населения занималась детьми. Остальные готовились к переселению на Марс. По расчётам климатологов, перегрев Земли мог сохраняться тысячи лет, поэтому проще было поменять планету. На Марсе обнаружили целое море замёрзшей, занесённой песками воды, а строившиеся на лунных заводах космолёты позволят перебросить на него не только население, но и нужную для колонизации технику. В перспективе можно было увеличить плотность атмосферы, согреть её и создать биосферу. Многое было утеряно, но сохранилось достаточно, чтобы воссоздать тысячи видов живых существ. Никто не хотел жить в подземных городах на превратившейся в могильник планете.
   "Продолжать?" - спросил мозг информатория.
   "Да, пожалуйста", - разрешил учитель.
   "Имя приёмного отца я уже сообщил, а мать зовут Джессика. Живут в двухкомнатной квартире двенадцатого блока седьмого сектора на пятом уровне. Это зона ответственности вашей школы. Вот табель и характеристика Боба с прежнего места учёбы".
   "По Мёрфи пока хватит, - остановил его Самуил. - Давайте перейдём к следующему".
  
   Класс был обычной, не очень большой комнатой, с не имевшим своего сознания мозгом. Он должен был создать по приказу учителя любую иллюзию и вывести на висевший на месте традиционной школьной доски объёмный экран нужную учебную информацию. Все пять учеников сидели в ряд в удобных мягких креслах. Такое же кресло больших размеров стояло напротив детских в стороне от экрана. Больше здесь не было ничего, кроме двери и светильников.
   Самуил вошёл в класс и осмотрел вставших учеников. Двое мальчиков и три девочки смотрели на него с почтением, в ожидании традиционного приветствия.
   - Здравствуйте, дети! - поздоровался учитель, выслушал их нестройные ответы и разрешил сесть. Пройдя на своё место, он тоже сел в кресло и начал урок словами: - В этом учебном году у вас будут три новых предмета. Один из них - это древняя история. Кто-нибудь читал книги об этом периоде развития человечества?
   - Я читал "Спартака", - ответил Сильвио, - и ещё "Врата Рима".
   - Это не древняя, а древнейшая история, - покачал головой Самуил. - Её вы изучите сами. Древняя начинается с развития капитализма и заканчивается гренландской катастрофой. Потом была Эпоха Тёмных Веков, которая закончилась пятьдесят семь лет назад образованием нашего государства.
   - А почему катастрофа уничтожила цивилизацию? - спросила Аника - самая маленькая и красивая девочка класса. - Ведь предки знали и умели не меньше нас!
   - В то время существовало около двухсот стран, - ответил учитель. - Многие ни на что не влияли, и мы не будем их рассматривать. Главной страной были США - родина предков большинства из нас. Это самое развитое и сильное государство планеты управляло мировыми финансами. Вы наверняка читали о деньгах, позже мы поговорим об этом подробно. Помимо США, основными были Китай, объединение европейских государств и Индия.
   - А СССР? - спросил Сильвио. - Он раньше нас начал строить коммунизм. Я где-то читал, что это было самое большое государство.
   - С коммунизмом у них ничего не вышло, - ответил Самуил, - а СССР распался на несколько государств, самым большим из которых была Россия. К моменту катастрофы она потеряла независимость и уже почти не имела русского населения. Позже этот народ вообще исчез.
   - Как может потерять независимость большое государство? - удивилась Эйми, которая была старше других девочек. - И что случилось с народом? Была война?
   - Расскажу, только коротко, - согласился учитель. - У нас сегодня вводный урок, поэтому можно поговорить о том, что вам интересно. Но я запланировал экскурсию...
   - Вот здорово! - не выдержал Боб и вскочил с кресла. - Давайте сначала проведём экскурсию, а потом будет всё остальное.
   - Я хочу, чтобы вы сами выбрали место и время, - сказал Самуил, - поэтому не будем торопиться. Теперь о России. Не было там войны, Эйми, было предательство тех, кто захватил власть. Катастрофа и последовавшие за ней войны уничтожили единую сеть и много серверов, но часть архивов сохранилась, поэтому мы многое знаем о том времени. Распад России и захват её территории другими странами изучим подробно, поэтому не будем сейчас забегать вперёд.
   - А народ? - спросила девочка. - Пусть их захватили...
   - Многие эмигрировали, - ответил учитель, - а остальных бросили на произвол судьбы после того, как случилась катастрофа. За один год численность человечества уменьшилась в десять раз. Многих убили огромные цунами, а страшные землетрясения превращали города в щебень. Там, где и до катастрофы было жарко, после неё стало невозможно жить. Миллионы беженцев истреблялись всеми видами оружия. В тех развитых странах, где ещё сохранилась государственность, начали срочно строить подземные города, но и в них смогли укрыть немногих. Все остальные были обречены! Бросали своих, кому были нужны чужие, тем более русские, к которым всегда относились с неприязнью. Может, уцелел кто-нибудь из их богачей, но вряд ли. Деньги потеряли цену, а из всех русских эти были самыми бесполезными.
   - Цунами уничтожили сотни миллионов, но остальных климатическая катастрофа начала убивать только через несколько лет, - сказала Эйми. - Неужели в уцелевших странах не могли спастись?
   - Капиталистическая система основана на личном успехе и эгоизме, - объяснил Самуил. - Те, кто сохранил власть, заботились только о себе. Они организовали строительство городов для своих семей и тех, кто должен был их защищать и обслуживать. Запасов продовольствия хватало на несколько лет, и за это время нужно было запустить его производство, а для этого тоже нужны учёные, инженеры и рабочие. Не все успели со строительством, а те, кто прятался в убежищах, погибли, когда съели продовольствие или перестали работать источники энергии, а вместе с ними и системы искусственного климата. Часть подземных городов погибла при военных действиях.
   - А в чём смысл этих войн? - спросил Сильвио. - Я о них читал, но не понял. Зачем воевать, если ничего нельзя захватить и победителю достанутся развалины?
   - Поймёте, когда будете изучать психологию, - сказал учитель. - Все знали о том, что таяние ледников Гренландии способно вызвать её подъём и разлом земной коры, но были озабочены только последствиями увеличения уровня мирового океана. Перед катастрофой он поднялся на четыре с половиной метра, вызвав затопление огромных участков суши. Уже тогда во всем мире вспыхивали военные конфликты, а европейцы с американцами начали массово переселяться на русские территории.
   Можно было не рассказывать детям о событиях почти трёхсотлетней давности, а показать один из учебных фильмов, но Самуил хотел побыстрей наладить контакт с классом.
   - Значит, всему виной эгоизм? - спросила Эйми. - Учитель, давайте слетаем в этот СССР. Они все-таки строили коммунизм, значит, должны быть похожи на нас.
   - Лучше в Россию, - не согласился Сильвио. - Мне интересней, посмотреть на то, как они жили до развала.
   - Мнения разделились, - обратился к детям Самуил. - Будут другие предложения? Нет? Ну тогда проголосуем...
   - Не надо голосовать, - попросила Эйми. - Пусть будет Россия. Это ведь не единственная экскурсия?
   - Будут и другие, - подтвердил учитель. - Сейчас закажу машину.
   Он мысленно связался с координатором и попросил подготовить для класса временной модуль.
   "Какая нужна душа? - спросил тот. - Или вы проведёте экскурсию сами?"
   "Я не знаю языка, - сказал Самуил. - Найдите душу кого-нибудь из русских, живших в двадцать первом веке. Сколько времени это займёт?"
   Для экскурсий в прошлое в качестве гидов использовали души умерших людей, с которыми входили в контакт, а потом забирали на время из пространства посмертия. Единственной мотивацией душ было ускорение их вселения в плод. Это тоже научились делать, поэтому у школ не возникало сложностей с экскурсиями.
   "Уже нашёл, - ответил координатор. - Это Олег Берестов. Умер в две тысячи третьем году в возрасте шестидесяти пяти лет от злокачественной опухоли..."
   "Можно без подробностей, - остановил учитель. - Свяжите душу с интерфейсом модуля и доставьте их во двор. Мы сейчас выходим".
  
   Машина времени представляла собой прозрачную капсулу, в которую могли вместиться два класса. Внутри не было ничего, кроме нескольких сидений. Когда все вошли, вход закрылся и капсула беззвучно поднялась над полом тоннеля. Слева виднелось здание школы, а справа - её парк.
   - Включаю защитное поле, - прозвучал мужской голос. - До выхода на цель вы ничего не увидите. Укажите требуемый год и место финиша.
   - Это не душа, а мозг модуля, - объяснил Самуил детям и ответил на вопрос: - Пусть будет две тысячи двадцатый год, а место... Обратись к своему водителю, пусть выберет он.
   Тоннель исчез, и теперь за корпусом машины была беспросветная мгла. Перемещение длилось не больше минуты.
   - Мы на месте, - сказал изменившийся голос. - Можете звать меня Олегом. Сейчас сниму защитное поле, и останется только маскировочное. Нас никто не увидит и не услышит, но вы будете видеть и слышать всё, что происходит вокруг машины. Я переведу разговоры и объясню, если что-то будет непонятно. Я выбрал Азов - это город, в котором я жил и умер.
   Души не знали языка своих нанимателей, поэтому их ему обучали. Такое обучение происходило практически мгновенно.
   Темнота сменилась синевой вечернего неба, а под ногами раскинулся город, в котором повсюду зеленели деревья. Машина висела на высоте не больше десяти метров, и её прозрачный корпус не мешал обзору.
   - Слева здание городского дворца культуры, - как положено гиду, начал комментировать Олег. - Перед ним скульптура основателя Советского государства Владимира Ильича Ленина. Ещё левее расположен городской парк. К сожалению, я не могу сказать точно, в каком мы времени, только год. Судя по температуре воздуха, числу гуляющих и их одежде, сейчас конец лета или начало осени и, скорее всего, выходной день. Это центральная улица города, которую все называют Бродвеем. Её настоящее название - Петровский бульвар. В такие вечера здесь гуляют празднично одетые люди...
   - Можно спросить? - обратился к гиду Боб. - Эти тоже празднично одеты?
   Компания юношей и девушек была одета в джинсы, из которых кто-то выдрал на коленях куски ткани. Одна из девиц щеголяла такими короткими шортами, что в них не нашлось места для дыр, но края топорщились клочьями ниток. Всё, что выше пояса, было у них вполне пристойно.
   - Это молодёжная мода, - объяснил Олег. - Умные не рвут дорогие штаны и не покупают джинсовое рваньё.
   - Я не назвала бы её молодой, - сказала Дори - третья, до сих пор молчавшая девочка класса. - Ей точно больше пятидесяти.
   - Не знаю, - растерянно отозвался гид. - В мое время такие дамы одевались прилично.
   Все проводили взглядом толстуху, у которой на каждой штанине красовались три большие дыры.
   - Мы слишком много внимания уделяем одежде, - недовольно сказал учитель. - Давайте послушаем, о чём они говорят.
   - В толпе это неудобно, - отозвался Олег. - Сейчас залетим в какой-нибудь двор...
   Машина поднялась выше и подлетела к одной из пятиэтажек.
   - Вот подходящая компания, - сказал он, подводя капсулу к сидевшим на скамейкам подросткам. - Для вас их болтовня будет интересней взрослых разговоров.
   Они зависли над головами оживлённо переговаривавшихся ребят и девчонок, которые все были в джинсовом рванье, кроме одной девицы лет тринадцати в мини-юбке. Олег начал переводить, но делал это как-то странно, с большими пропусками.
   - Какой-то пустой разговор, - заметила Дори. - Вы ведь не всё переводите?
   - Я не перевожу ругань, - смущённо сказал гид. - В мое время она считалась самой неприличной, а в вашем языке для неё нет названия.
   - Не похоже, чтобы они ругались, - не поверил Боб. - Та девчонка всё время что-то кричит и смеется, а вы перевели всего несколько слов.
   - Действительно, - вступил в разговор Самуил. - Вы перевели только несколько ничего не значащих фраз. Не похоже, чтобы они ссорились. Если детям интересно...
   - Это русский мат! - рассердился Олег. - Ссоры здесь нет, просто эта шпана использует ругань для связки слов. Причём они совсем не обращают внимания на взрослых. Для меня это дико!
   - В ваше время так не ругались? - спросил учитель.
   - Ругались, - признался Олег, - но такой молодняк матерился потихоньку, когда рядом не было взрослых. И мальчишки стеснялись говорить такое при девчонках, а здесь эти дуры сами посылают их на все буквы!
   - А в чём смысл разговора? - спросил Сильвио. - Не может же в нём быть одна ругань?
   - Я убрал разговор о половых сношениях, - признался гид. - Ни к чему вам слушать эти гадости. А остальное - это обычный трёп. Давайте найдем другую компанию. Не могут же они все быть такими.
   На лавочках соседнего дома сидели несколько старушек, поэтому перелетели через сквер в другой двор. Здесь тоже тусовалась компания, которая разговором и манерами ничем не отличалась от первой.
   - Вон там сидят только двое, - показала рукой Эйми. - Может, послушаем их?
   Олег послушно подлетел к лавочке у подъезда, на которой сидели подростки лет четырнадцать. Здесь ничего не услышали, потому что парочке было не до разговоров. Девчонка села на юнца, обхватила его ногами и целовалась взасос.
   - Совсем оборзели! - по-русски сказал Олег и выругался. - Я верну машину к Бродвею.
   Подлетев к Петровскому бульвару, капсула зависла над головами мальчишек и девчонок не старше тринадцати лет, которые стояли на ступеньках продовольственного магазина, переговаривались и смотрели на гулявшую толпу. Один малец и две сопли в символических юбках курили сигареты. Из магазина вышел юноша, который отдал им пакет с баночным пивом. Банки тут же разобрали и оприходовали.
   - Они курят табак? - спросила Аника. - Я читала, что это очень вредно!
   - Они ещё пьют спиртные напитки, - мрачно сказал Олег. - Детям их не продают, но находятся сердобольные кретины... Что вы хотите увидеть?
   - Я думаю, что для первого раза достаточно, - подвел итог Самуил. - Молодёжь - это будущее любого народа. Теперь вам должна быть понятна одна из причин, по которым русские не построили коммунизм и развалили Россию. Подробней разберётесь, когда будете смотреть учебные фильмы.
   - Вы не правы, - вмешался гид. - В том, что народ превратили в быдло, виновата преступная власть и отсутствие идеалов...
   - Конец экскурсии, - прервал его учитель. - Возвращайте машину. Вы заработали своё рождение.
  
  

7

  
  
  
  
  
  
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"