Управление развитием человеческого сообщества предполагает выполнение следующих задач.
1. Поиск стратегических целей, как функции предназначения человечества в области взаимоотношений с окружающим миром.
2. Определение частных задач.
3. Внедрение человечества в окружающий мир в соответствии с поставленными задачами
По первому пункту. Под стратегическими целями здесь понимаются не цели экономики или социальных преобразований, а цели развития общечеловеческой культуры, учреждение комплекса нравственных правил, ориентирующих человечество на выполнение своей миссии во вселенной.
Первой стратегической целью людей была организация эффективного содружества, правил общежития, для чего были созданы первые религиозные построения. В дальнейшем цель приобрела более углубленный характер и расширила сферу целеполагания. К материальному миру присоединился потусторонний мир. Теперь потребовалось соответствовать божественным канонам, а представление о жизни перешагнуло границу смерти. Жизнь продолжается и там, но как бы с представлениями из реального мира о том, что там хорошо и что плохо, что там страдание, а что благодать, что, разумеется, никакого отношения к тому миру не имеет, а имеет отношение к воздействию на эту жизнь людей.
Предназначение человечества всё еще остается неопределенным. Популярная формула: "жить для лучшей жизни" представляется образцом фантастической псевдоцели. Из неё можно вывести: "работать, чтобы лучше жить, а лучше жить, чтобы лучше работать" и прочий аналогичный вздор, заполонивший умы большинства людей. Никакой цели здесь нет, есть блуждание по бессмысленным тупиковым кругам.
Человек, изначально ориентированный как любое животное на решение сугубо личных задач - приобретение защищенного жилища, пищи, реализации механизма продолжения рода, противопоставлял себя окружающему миру, а точнее - отгораживал свой внутренний космос от внешнего, для него враждебного. Постепенно он начал подходить к догадке о тождестве этих двух космосов. Встала проблема определения местонахождения своего "Я". Вопрос идентификации этих космосов, определения, в каком космосе я сейчас нахожусь, а где буду после смерти, и какая связь между ними, стал основным вопросом нравственного становления. Вопрос отношения к смерти - это основной вопрос жизни.
Внутренний космос нам как-то понятен, определены его общие черты, а вот внешний космос для нашего понимания ещё малодоступен. Для начала он представлялся просто тем, что нас окружает без деления его на материальную и нематериальную части. Теперь мы начинаем понимать, что этого недостаточно. Начинаем приходить к выводу, что наша сфера обитания полностью сосредоточена в материальной тверди, в ней даже пространство - некая субстанция. Всё видимое и измеряемое - есть материя, и мы в ней рождены и живем. Поэтому под внешним космосом будем понимать надматериальную потустороннюю бездонную сферу, имеющую такое же отношение к материальной, как бесконечное пространство к замкнутой тверди. Вырваться из неё, за пределы видимого колпака, чтобы там далее бороться с ограничениями и дисгармонией - единственная цель человеческого развития. Цель сейчас, - учиться тому.
Наблюдая происходящие в природе процессы, можно констатировать их общие свойства: наполнение силами, мощью с противопоставлением окружению и разрушение, слияние с природой, с отдачей этой мощи окружению. Видно, что первое свойство всегда переходит во второе, но ускользает от внимания то, что побуждает материю таким образом себя вести. Древние говорили о духах, спрятанных в природе и проявляющих себя посредством её, тем предполагая жизнедеятельность потусторонних "Я".
Стало понятно, что мы имеем дело с двумя фазами бытия. Одна, когда "Я" в точке и это "Я" против всего и всех, и другая фаза, когда "Я" есть всё, абсолютно всё, но ни в какой конкретной точке меня нет. Тогда "Я" - есть всё сущее. Жизнь в каждой фазе может длиться чрезвычайно долго, но на границе долго пребывать нельзя. Вспышка, взрыв, удар, мгновенная кристаллизация при малейшем движении, - это всё элементы перехода. Часть воды принимает форму капли, как бы следуя законам первой фазы, но вот испаряясь, переходит во вторую фазу, превращаясь в пар. Пар стремится заполнить всё пространство.
Человек по жизни переходит от одной фазе к другой, но по причине неоднозначности такого перехода признать его существенным нельзя. Существенной границей между этими фазами для человека является обычная смерть. В реальной жизни все дела и помыслы человека направлены на изоляцию и защиту себя от враждебного окружения, на движение к себе, в нереальной жизни он становится все заполняющим духом. Там он уходит от себя. Смерть - это по существу переход от основы точки в виде феномена "Я" к основе антиточки - "не-Я", то есть к такому состоянию, когда "Я", растворившись во всем, становится всем, а это значит, что "Я", как основа выделения из окружения, теряет смысл. Тело, как элемент материи, а значит, источник противоборства, в нереальный мир уйти не может. С телом остается часть "Я", обслуживающая тело и подчиненная ему. Эта часть уходит в материю и, значит, в прошлое.
Движение времени вперед от прошлого к будущему происходит только в материальном мире и только потому, что происходит "выкачка" энергетики материи и вместе с этим деградация её. В нереальном мире прошлое объединено с будущим и только качественно меняется. При этом феномен "Я" претерпевает изменения. Основная тенденция заключается в слиянии разрозненных я в единое "Я". Эта тенденция отражена в изменении вероисповеданий, когда многобожие трансформировалось в единобожие.
Чрезвычайно любопытно проанализировать вызванное этой тенденцией изменение физических законов и явлений, проверить предположение о появлении новых, координирующих всё сущее законов, но это тема другого разговора.
По второму пункту. Основной задачей человечества стала задача создания такой нравственной культуры, которая бы проложила осознанные мосты между внутренним и внешним космосами. Для её решения потребуется освободиться от ресурса физического созревания, энергетической топки, сопровождающей человека от начал животного мира. Интенсивная материализация желаний стала основным средством этой задачи. Возникающие и решаемые при этом проблемы преобразуются в проблемы нравственного становления. Они расслоились на задачи обслуживания быта, нравственной переоценки всевозможных ценностей и проблемы развития культуры.
Если под культурой понимать принципы существования в обществе и в природе, а также их развитие, то огромную опасность для неё представляет искусство.
Есть искусство, как порождение агрессии, эротики и лжи, где превозносится прекрасное, как обволакивающие чары мистерии от энергетики материи, нашедшей рецепторы удовольствия в психике примитивного человека. Тому подчинена вся популярная вакханалия поп-шоу. Это "массовая культура". Создать для человечества если не мир сладких и дерзких грез, то хотя бы мир забвения - вот цель такого искусства. Искусство деградации. Эта "черная дыра" повсеместно раскручивает свою воронку.
Есть искусство, уводящее человека в его внутренний космос, отгораживающее от внешнего космоса. Оно вызвано страдающей психикой, которая не может быть иной в отрыве от материнского вселенского организма, и направлено на разрешение искаженных проблем. Тому подчинена подавляющая часть произведений искусства. Музыка, изображение, мода, художественная литература, словом всё то, что предназначено для уставшего человека. Главная цель - дать возможность человеку почувствовать себя счастливым, умным и свободным в своей норе. Свободным от космологических целей и обязанностей. Это искусство опутывания человека, "закукливания Я".
И только малая часть творчества направлена на решение глобальных задач человечества - это философская литература, которую я отношу к области искусства, поскольку философию нельзя назвать наукой. Наука ныне - стратегия на умерщвление человечества, на духовное обнищание, какими бы благими целями она не прикрывалась.
К философской литературе относятся и многие шедевры искусства. Если в работе философской мысли нет, - это пустая работа.
Подавляющая часть работы экономики, реализуемой так называемыми цивилизованными странами, направлена на противоборство, на агрессию и в конечном итоге - на самоуничтожение. Она выводит первую фазу, фазу средоточия ресурсов, распределенных в природе, к кульминационному моменту, после которого воздвигнутый мастодонт материи, идеологии и культуры, лишенных цели, подчинит себе создателей его и приведет к замуровыванию человечества в своих стенах и догматах. Конец света в виде механического фарса.
Противостоящая часть человечества, апологеты религиозных построений, отрицающих мораль нарастающего потребления, направлена на прорыв в иррациональную сферу. По отношению к цели человечества эта часть народонаселения несравненно более культурная и передовая, чем цивилизованная часть.
Однако следует иметь в виду, что религиозные построения, выношенные человечеством в младенческом возрасте, перенасыщены догматами, оставшимися от ушедших в прошлое задач. Они перегораживают дорогу к будущей цели, а поэтому, как и рациональная механика, препятствуют качественному перерождению человечества.
Взаимодействуя посредством непрерывной цепи конфликтов с незапамятных времен до наших дней, эти две части человечества добиваются прорывов в бастионах каждой из сторон, что обязывает их переходить на всё более разумные позиции, приближаясь к компромиссам.
Логика борьбы выглядит так. Агрессивная и бездуховная цивилизация, порабощая слаборазвитые страны, заставляет их искать всё более сильные в моральном плане концепции религии, способные возвысить свой дух и поставить врага на колени. Агрессор, увязнув в необъяснимом для него духовном болоте, вынужден осознать дух непокорного, и, обнаружив в нем потустороннюю силу, выше которой нет ничего, в конечном итоге вынужден будет подчиниться ей.
Эта война происходит волнообразно, то разгораясь, то затихая, в зависимости от перекосов в силовом паритете сторон, однако, никогда не прекращаясь, а наоборот, усиливаясь.
Представляется вероятным усиление вражды вплоть до планетарного конфликта. В тот кульминационный момент, момент реального полного уничтожения землян, скачкообразно произойдет качественная переориентация человечества от самоизоляции во внешнем мире на вхождение в него. После этого экономика будет подчинена не сама себе, а задачам взращивания духа. Дух вырвется из религиозных и идеологических казематов и устремится в новую сферу новой жизни.
По третьему пункту. Я родился и увидел: люди, дома, деревья, звезды. Что это? Это было до меня? А я где тогда был, если я и это всё не начинка одного пирога? Невозможно поверить, что это всё было всегда, а меня никогда не было. Это нелогично. Иначе нарушается незыблемый принцип симметрии, необходимый для связи времен и устойчивости всего сущего. Иначе нужно объяснить, отчего в той продолжительности, которая без меня просто пустая абстракция, назрел момент проявления всего сущего для меня, родив меня для этого в необъяснимой точке времени, лишенной вообще какой либо опоры и однозначной неизбежности. В этой точке начало меня для симметрии нужно объявить моим концом. Откуда вообще появляются начала, если не с концов? Значит, с рождением я умер. Для принятия того, что всё было, необходимо принять, что с этим был и я. Значит, пока есть мир, есть и я. Нет меня, нет и мира. Никто мне не докажет, что без меня мир не исчезнет.
Такое решение проблемы увязывания меня с окружающим миром в единое целое является частным случаем общей проблемы увязывания множества людей с мирами, представленными индивидуально для каждого из них.
Попробуем от частного перейти к общему. Что можно отметить.
Основное, для каждого из живых в мире есть только одно я. И это "Я" в нем. Остальные люди, как и всё прочее, представляются некими фантомами действительности, реализующей отдельную от меня задачу, поскольку "Я" существует только в единственном числе и этим фатально выделено из окружения. Если "Я" отдельного человека вследствие смерти исчезает, то по частному решению задачи исчезает и весь мир, а точнее тот мир, что окружал умершего человека, его личный мир. Но вот вопрос: а для другого, еще живущего, останется ли его мир после смерти товарища неизменным? Логично предположить, что мир станет беднее и уже. Ведь, в самом деле, умри всё человечество, кроме одного человека, всё его восприятие свелось бы к восприятию себя, как совершенно изолированного человека в космосе. То есть космос перестал бы для него существовать, а значит, исчез бы вовсе. Не могло быть вообще никакой абстракции для его представления таким, каким он сейчас нам видится. Иначе говоря, космос приблизился бы к нереальному представлению его.
Таким образом, можно предположить, что известный нам реальный мир, есть функция множества человеческой популяции. Общий мир представляется композицией из множества миров, существующих независимо друг от друга. Они появляются из нереальности и в нереальность уходят. Какая между ними связь?
Все миры других людей для каждого живущего не существуют в природе, они недоступны и непонятны, они неосязаемые моим "Я", а потому условны. Для моего "Я" все другие "Я", ныне живущие, умершие, будущие - всего лишь некое условие наличия и жизнедеятельности моего мира. Мы имеем дело с множественной трансцендентностью миров, имеющих общую абстрактную природу. Мир каждого уже не просто индивидуальный огород, в него внедряется ипостась общей абстрактной природы.
Видимо, с ростом народонаселения и установления все более тесных связей разрозненные миры объединяются и трансформируются в нечто единое, имеющее родство с нереальностью. Любая множественность приближает нас к абстракции и значит, абстракция становится реальностью в том смысле, что мы её начинаем осознавать. После такого слияния множественность теряет смысл. Границы между физической реальностью и нереальным бытием становятся призрачными, и мы неотвратимо приближаемся к такому периоду бытия, когда размножение людей потеряет естественный смысл, а единое многогранное "Я", ставшее аналогом и апологетом космического "Я", отбросит остатки реальности и через ту грань, сломав её, вырвется в просторы нереальности. В реальный мир будут возвращаться нежизнеспособные тупиковые ответвления от единого движения. Мир живущих людей постигнет тотальная деградация. Их мир сузится до размера сумеречной комнаты.
Увеличивающаяся численность жителей земного шара со временем перейдет к качественному скачку перехода количества в качество, путем, видимо, того события, которое обозначено концом света. Мы, ставшими единым "Я", прорвем искусственные барьеры бытия и вырвемся в огромный космос нереального пространства, в котором наш реальный мир покажется всего лишь малым островком. В нем мы некогда созревали.