Ирониясудьбы Сергей : другие произведения.

Несчастный случай с сообществом "Знание-Нн"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    По-моему, получился историко-публицистический очерк и довольно-таки содержательный и поучительный.


Несчастный случай с сообществом "Знание-НН"

   Эпиграф.
   Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите: ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.

(Первое послание к коринфянам святого апостола Павла; 15: 33, 34.)

  
   В последний день лета заглянул дома в книжное место очень дальней комнаты и обнаружил книгу с дарственной надписью. В углу чистой страницы, в три строчки, старательно выведено "Мягкову Сергею за отличную учёбу", а ниже - школьная печать и подпись директора школы 115 Андрианова, Анатолия Ивановича. Дата - 21 февраля 1981 года. О торжественном моменте вручения рассказать мне нечего - обстоятельства принятия книги в дар не запомнились и скрылись где-то в труднодоступном уголке моей памяти. Признаюсь, книгу Вайнберга И. И. "Страницы большой жизни: М. Горький в документах, письмах, воспоминаниях современников (1868 - 1907)" я так и не удосужился прочитать - ни целиком, ни отрывочно. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. К тому же, я сейчас самостоятельно осваиваю второе школьное образование, трезвея от первого - советского, - полученного во времена существования министерства просвещения РСФСР. Итак, исследуем!
   Критическая работа вышла в издательстве "Детская литература" в 1980 году и предназначалась для учеников старшего школьного возраста (тогда в Советской России произведения Максима Горького изучались в школе как литература социалистического реализма). Следовательно, педагогически всё грамотно: отличник поощрён нужной, только что изданной книгой, и, главное, впереди этого десятиклассника ждут выпускные школьные экзамены и вступительные испытания в высшем учебном заведении, где он может показать своё углублённое знание предмета. К тому же, в авторском предисловии отмечается, что подбор документов даёт "читателю простор для собственных наблюдений, размышлений и выводов" и книга "рассчитана на активность читательского восприятия и ставит своей целью не только обогатить его знанием фактов, но и развить в нём самостоятельность анализировать, оценивать разнохарактерный, а подчас и разноречивый документальный материал".
   Эх, Анатолий Иванович, физик вы фруктовый! Вы хотели видеть в школьных сочинениях наши личные мнения, наши собственные мысли. Да откуда им было взяться у советских учащихся!.. Из книг подаренных родной школой?.. Из накатанной героями революции колеи?.. Из материалов очередного съезда КПСС?.. Яблоко от яблони недалеко падает, и в "прекрасное далёко" ему, яблоку с советским аттестатом зрелости, при всём вашем директорском желании и педагогическом старании, ну никак не вкатиться.
   Прожиты тридцать четыре года... Советская педагогика сдалась без боя в плен на милость идеологическому врагу и теперь - без работы над ошибками - гордо зовётся российской педагогикой. Сошедшая с ума, без чести и совести советская педагогика нынче победоносно молчит в тряпочку у доски или ностальгирует, вспоминая былое в средствах массовой информации... Анатолий Иванович, вас уже нет в живых, ваши слова, поступки, деяния остались в памяти учеников, родителей, коллег, и сама история сегодня начинает выставлять вам заслуженные оценки.
   Знаете, Анатолий Иванович, меня за моё мнение и собственные мысли, за мои рассуждения и размышления - на уровне школьника с пытливым разумом, - высказанные на странице открытого сообщества нижегородских учёных "Знание-НН", что в социальной сети "ВКонтатке", нижегородские учёные внесли в чёрный список нежелательных лиц, удалив мои настоящие, подлинные, оригинальные школьные сочинения с площадки обсуждений. Представляете, российским учёным я заявил о своём научно-нравственном предвидении, и в "прекрасном далёко" языковедение появится среди школьных предметов! Но им, главенствующим над думами большинства, я опасен и в качестве родителя: мыслю жизненно, критически, остро - не как "послушный член общества" с "очень средним образованием", не как элемент "гуртового большинства" российских людей, которым можно пренебречь без серьёзных последствий для себя. И тут мне на глаза попадается книга о писателе Максиме Горьком, который "очень рано понял, что человека создаёт его сопротивление окружающей среде"...
  

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИНЦИНДЕНТ

(Отрывок перепечатан в сокращённом виде.)

  
   На состоявшемся 25 минувшего февраля соединённом заседании отделении русского языка и словесности императорской Академии наук и разряда изящной словесности закрытою баллотировкою шарами были произведены, согласно с существующими постановлениями, выборы в почётные академики разряда изящной словесности. Избранными оказались: Александр Васильевич Сухово-Кобылин и Алексей Максимович Пешков ("Максим Горький").

"Правительственный вестник", 1 марта 1902 г.

  
   Авторский текст И. Вайнберга.
   Министерство внутренних дел вместе с докладом об избрании Горького почётным академиком предоставило Николаю II справку о политической неблагонадёжности писателя. "Более чем оригинально", - с возмущением написал царь на докладе и распорядился отменить выборы.
  

Николай II - министру народного просвещения П. С. Ванновскому

  
   Пётр Семёнович, известие о выборе Горького в Академию наук произвело меня, как и на всех благомыслящих русских, прямо удручающее впечатление. Чем руководствовались почтенные мудрецы при этом избрании - понять нельзя.
   Ни возраст Горького, ни даже коротенькие сочинения его не представляют достаточное наличие причин в пользу его избрания на такое почётное звание.
   Гораздо серьёзнее то обстоятельство, что он состоит под следствием. И такого человека в теперешнее смутное время Академия наук позволяет себе избрать в свою среду.
   Я глубоко возмущён всем этим и поручаю вам объявить, что по моему повелению выбор Горького отменяется.
   Надеюсь хоть немного отрезвить этим состояние умов в Академии.

Николай.

Центрархив. Революционный путь Горького.

По материалам департамента полиции. М. - Л., ГИХЛ, 1933, с. 73 -74.

  

Докладная записка министра народного просвещения П. С. Ванновского президенту Академии наук великому князю Константину Романову

9 марта 1902 г. N 29

  
   Ваше Императорское Высочество!
   Государю императору благоугодно было мне высочайше повелеть, чтобы в ближайшем номере "Правительственного вестника" было напечатано от императорской Академии наук сообщение следующего содержания:
   "Ввиду обстоятельств, которые не были известны соединённому собранию Отделения русского языка и словесности и Разряда изящной словесности императорской Академии наук, выборы в почётные академики Алексея Максимовича Пешкова (псевдоним "Максим Горький"), привлечённого к дознанию в порядке ст. 1035 Устава уголовного судопроизводства (1), объявляется недействительными" (2).
   Доводя о сем до сведения Вашего Императорского Высочества, прошу зависящих к выполнению высочайшего повеления распоряжений.
   С истинным высокопочтением и пр.

Пётр Ванновский.

Центрархив, с. 74 - 75

  
   Подстрочные примечания И. Вайнберга.
   (1) Ст. 1035 содержала обвинение по государственным преступлениям.
   (2) Это сообщение "От императорской Академии наук" было напечатано в "Правительственном вестнике дважды - 10 и 12 марта, N 56 и 57.
  

"Несчастный случай с Академией наук"

  
   ...Не находит ли, однако, Академия, что ни один здравомыслящий человек не может поверить рассказу о том, будто, выбирая Горького, она не знала, кого выбирать? Не думает ли она, что её выбор и русской публикой и заграничными газетами мог быть понят только как сознательная манифестация в честь Горького? И не кажется ли ей, что, испугавшись своего собственного поступка и отрёкшись от "политического преступника", она только заставит публику понять, что своим новым решением Академия не Горького отрешает от себя, а себя - от Горького, вообще от всего живого и свободного в русской литературе? (1)
   Собрание мудрецов, поседевших в служении... высочайшим покровителям науки и искусств, может, конечно, считать окрик начальства достаточным основанием для того, чтобы решиться на дерзкий вызов общественному мнению тех, кто чтит в Горьком крупную литературную силу и талантливого выразителя протестующей массы.
   Но в императорской Академии наряду с архивными крысами и придворными одописцами заседают и такие люди, которых публика считает в рядах противников мракобесия. Сочтут ли эти деятели для себя пристойным оставаться членами или "почётными членами" учреждения, с которым произошёл несчастный случай?

"Искра", 1 апреля 1902 г., N 19

  
   Авторский текст и подстрочные примечания И. Вайнберга.
   В знак протеста против дискриминации Горького ушли из академии, вернув свои дипломы на звание почётных академиков, В. Г. Короленко и А. П. Чехов; почётный академик В. В. Стасов решил не посещать больше заседаний Академии; с требованием объявить недействительным отмену выборов Горького также энергично выступил известный математик, академик А. А. Марков (2).
  
   (1) В марте 1917 г. Академия послала Горькому как почётному академику приглашение на очередное заседание, показывая тем самым, что всегда считала его почётным академиком, лишённым звания только царской властью. Так Горький был восстановлен в правах почётного академика, а в мае 1918 г. и Короленко, как отказавшийся от этого звания в 1902 г., снова был избран в Академию наук.
   (2) В номере "Освобождения" за 1905 г. (N 65) 27 января (9 февраля) была напечатана редакционная заметка "Максим Горький и Академия наук", в которой приводились тексты протестов академика А. А. Маркова против отмены выборов Горького в почётные члены Академии (первый - от 6 апреля 1902 г., второй - от 8 января 1905 г.).
  
   ...Ушла из жизни в марте 2011 года учительница русского языка и литературы Горина Лидия Ивановна (работала в школах: N 149 (?), N 115, в последнее время - в школе N 139). В педагогике она - как рыба в воде и всё об лёд; педагогический воз и ныне там - у разбитого корыта. В 2009 году осуществляемое мною намерение вернуться в школу она сразу пресекла советом опытного специалиста: ты туда не ходи - директорам школ Московского района это не надо. "Это" - развитие мышления школьников на основе родного языка. В качестве ориентира Лидия Ивановна назвала пять городских школ, видимо, там сохранили "луч света в тёмном царстве", и две фамилии: Шутан и Шамрей. Я - записал.
   Позже одну из них, школу N 176 Канавинского района, я посетил в весенние каникулы 2010 года и побеседовал с директрисой, изложившей мне суть типового педагогического механизма: утром - методика, вечером - школьники или вечером - методика, утром - школьники. В очередной раз подтверждалось полное отсутствие заинтересованности у руководителя школы к предлагаемому начинанию. Директриса не хотела принять от меня и такой ход событий: выпускники её школы поступают в педагогический университет, пишут в качестве дипломной работы методику и возвращаются специалистами в родные пенаты...
   Лидия Ивановна не стала скрывать и поделилась со мной своим мнением о современных школьниках района - "дети алкоголиков и наркоманов", - заранее предупреждая о предстоящих трудностях.
  

А. М. Горький - Л. В. Средину, 5 января 1900 г.

  
   С Новым годом!
   Вчера скачал с шеи ёлку на 500 ребятишек и спешу написать Вам хоть немножко, хотя эта ёлка взбудоражила меня весьма неважно. Вы только представьте себе 500 детей, одетых в "папины" да в "мамины" одежки, уродливых, грязных, порочных, с ногами, искривлёнными рахитом, крошечных, но уже старчески опытных... Нехорошо, знаете. Но - на будущий год закачу елку на тысячу, а то на полторы. Ибо - когда этим несчастным раздали подарки - по пирогу, мешку гостинцев в 1 Ґ ф., по сапогам, рубахе, платью, кофте, шапке, платку, - Вы знаете - многие из них заревели от радости, иные куда-то бросились бежать, прижимая к себе подарки, другие, усевшись на пол, тотчас же принялись есть. Эх, чёрт! Устрою здесь общество попечения о бедных людях, когда кончим с возникающим обществом дешёвых квартир для рабочих. Вижу, как Леонид Средин - морщится. Милый Вы мой человек! Литература! Для кого - литература? Чёрт бы её взял - литературу, вкупе с литератором и с обычным её читателем и почитателем - ибо я "пописываю", он - "почитывает" - ну-с, и что же? Читали и мы, всё читали - Толстого и Достоевского, Щедрина и Успенского и ещё многое, и - какая польза? Одно наслаждение. Я однако люблю литературу и даже - жить без нее не могу, яко барышня без конфект. И писать литературу тоже люблю, - горячо люблю. Когда меня объемлет полоса страсти к литературе - я отдыхаю в любви к ней от жизни. Но когда я подумаю о людях, которые читают, и о тех, которые не читают - мне делается неловко, неудобно жить. Вы только сообразите, что из пятисот вчерашних мальцов, быть может, всего один будет читать. Да, не больше. Ибо остальные издохнут преждевременно от кори, тифа, скарлатины, дифтерии, холеры, поноса - от голода, холода, грязи; те же, что будут живы, - будут пьяницы и воры, по примеру родителей своих, или - вьючные животные, по тому же примеру. Понимать это - неприятно, горько, тоскливо.
   Я, однако, не пессимист. Я люблю жизнь, страстно влюблён в неё и буду иметь честь доказать ей это. Она меня - тоже любит и балует, что уже доказала мне...
  

***

   "Даже папки с архивными документами бесстрастно неподкупны лишь до той поры, пока их не раскроют. А едва тесёмки развязаны, как в былое вмешивается отбор и выбор нужного рассказчику материала... Разумеется, неприкосновенны даты, внешние контуры событий, равно как и научный смысл происходящего. Но сверх этого есть люди, творившие и творящие историю. Подлинные лица с их единственностью - с их психологией. А всё психологическое - неоднозначно".

("Детская литература 1981 - 1982: Сборник статей", Издательство "Детская литература", 1982 г.)

  

***

   Семилетний мальчик, опечаленный смертью Льва Толстого, обратился к Горькому с просьбой: "Дорогой Максим Горький, все писатели русские умерли, только ты остался, напиши мне сказку и пришли мне". В 1910 году Горький пишет первую сказку для детей - "Утро".

("Детская литература 1981 - 1982: Сборник статей", Издательство "Детская литература", 1982 г.)

  

***

   В 2015 году пятидесятиоднолетний родитель из Нижнего Новгорода обратился к российским учителям словесности с необычным предложением: написать и обнародовать сочинения на педагогическую тему "Учитель русского языка и литературы пишет покаянное письмо классикам русской и советской литературы". Довод нижегородца, способного творчески использовать память детства, был прост и понятен: с возвратом капитализма в Россию, когда "вместо любви к отечеству получалась любовь к наживе", оживает и классическая литература; Россия вновь становится "страной литературных героев" и персонажей. Значит, как утверждал нижегородский родитель, где-то рядом, в дурном обществе, обитают современные "дети подземелья", и члены педагогического сообщества спускаются к ним по ступенькам предательства.

***

   Из донесений боевого исследователя.
   "Земляне живут позорно: по-скотски, по-звериному - не по-человечески... Скотоводство и звероловство принимают за чистую монету - народовластие... Какая наука поможет им понять могущество человеческого разума?.."
  
  
   Армия У, Нижний Новгород, 4 - 7 сентября 2015 года.
  
  
  
   4
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"