Ирониясудьбы Сергей : другие произведения.

Забытое родство слов и Божий дуршлаг

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    По документам и внешнему виду нижегородский автор современной школьной работы является советским школьником, но по содержанию школьного труда сочинитель предстаёт перед читателем несоветским школьником, успешно черпающим сведения из доступных источников информации.


Забытое родство слов и Божий дуршлаг

  
   Эпиграф:
   По чужим звёздам / 5 слогов о природе
   Уточняю где восток: / 7 слогов о человеке
   Ковш или дуршлаг? / 5 слогов для выражения мысли
  
   Армия У, Нижний Новгород, 25 августа 2016 года.
  
   Переделано из более раннего:
   Пальцем вожу по лабиринту
   Трудно даётся
   Китайская грамота
  
  
   Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений начинается со слов писателя Константина Паустовского:
   "Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа".
   Открываем страницу 52 и читаем упражнение 118.
  

"Забытое родство".

   Улитка, улей и улица - совершенно разные предметы, ничего общего не имеющие между собою.
   Если внимательно присмотреться к их составу, то можно заметить общий элемент ул. Случайно ли он оказался в них? В древности слово ула обозначало "дыра, отверстие, дупло", затем оно стало обозначать "вход", "проход", наконец - "проход между рядами домов", "улица". Слово ула ушло из употребления, но оно породило слова улитка, улей и улица: улитка - живое существо, живущее в уле - в убежище; улей - дупло, где жили пчёлы; улица - маленькая ула.
   Люди забыли древнее слово ула, забыли, как были образованы слова улитка, улей и улица, поэтому суффиксы в этих словах срослись с корнем. Слова эти сейчас не воспринимаются как родственные. В слове улитка корень улитк-, в слове улица - улиц-, в слове улей - улей-.
  
  
   "Хрестоматия для маленьких" (М., Просвещение, 1987) в качестве устного народного творчества содержит песенки русского народа. Пример народного познания:
   Улитка, улитка!
   Покажи свои рога,
   Дам кусок пирога.
   Пышки, ватрушки,
   Сдобной лепёшки, -
   Высуни рожки!**
  
   ** - Произведения из основного списка, рекомендованные "Программой воспитания и обучения в детском саду" (М., 1985) для детей в возрасте от первого года до пяти лет.
  
   Из российского школьного учебника и советского пособия для воспитателя детского сада возникает предмет исследования: слова улитка и лось являются родственными?
  

"Не образ предмета, а образ образа"

  
   - What an elk!
   - This "what an elk!" is a whelk.
   That "what an elk!" was a whelk.
   The snail is a whelk.
  
   Перевод с английского языка на русский язык:
   - Что за лось! / или Какой лось!
   - Это восклицание "Что за лось!" есть брюхоногий моллюск.
   Тот (этот) образ в виде восклицания "Какой лось!" был образом брюхоногого моллюска.
   Улитка (всякая улитка, в том числе и данная) есть брюхоногий моллюск.
  
   "Брюхоногие (улитки), класс моллюсков. Голова обычно с щупальцами и парой глаз. Раковина (высотой от 0,5 мм до 70 см) спирально закручена, у некоторых отсутствует". (Советский энциклопедический словарь, 1987.)
  
   "Слово - не эквивалент чувственно воспринимаемого предмета, а эквивалент того, как он был осмыслен речетворческим актом в конкретный момент изобретения слова. Именно здесь - главный источник многообразия выражений одного и того же предмета...". (Размышления немецкого филолога, философа, языковеда Вильгельма фон Гумбольда (1767 - 1835) приводятся из статьи доктора филологических наук Веры Анатольевны Пищальниковой "Внутренняя форма языка и внутренняя форма слова. (К 180-летию со дня рождения А. А. Потебни)", опубликованной в журнале "Русский язык в школе", в N 9 и N 10 за 2015 год.)
  
   Раз - образ - образ - раз.
   One = a, an - неопределённый член, артикль; раз (один).
   That = this; the - определённый член, артикль; образ (объединение).
   One - that = this; the - one.
  
   "Внутренняя форма [слова], кроме фактического единства образа, даёт ещё знание этого единства; она есть не образ предмета, а образ образа, то есть представление".
   "При возникновении слова действие мысли есть сравнение двух мысленных комплексов (связок), а именно - вновь познаваемого (х) и прежде познанного (А), причём между тем и другим оказывается точка соприкосновения (а). Это а и есть представление, иначе - средство сравнения, tertium comparationis, знак значения, символ". (Размышления украинского и русского филолога-слависта Александра Афанасьевича Потебни (1835 - 1891) приводятся из той же статьи профессора МГЛУ В. А. Пищальниковой.)
  
   Образ "what an elk!" (А) образа "a whelk " (х); "рога" (а).
  
   Schnecke (нем.) - улитка. Шнек - вал с винтообразными выступами.
   Snail (англ.) - улитка; whelk (англ.) - брюхоногий моллюск; elk - лось.
   Escargot (франц.) - улитка.
   Helix (pl helices) (англ.) - 1) спиральная линия; 2) улитка; 3) архит. завиток.
  
   "Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте и бесплатно покажет кино..." Лингвисты и философы, как вы думаете, боги участвовали в народном познании? И как это участие выразилось в словах и в письменных знаках?
  
  
   Армия У, Нижний Новгород, 25 - 26 августа и 26 ноября 2016 года.
  
  

Комментарий от творца школьного сочинения

"Забытое родство слов и Божий дуршлаг"

  
  
   Сила разума писателя проявляется в умении рассказать о событии, изложить суть события таким образом, чтобы читатель и слово улыбались друг дружке. Ибо родной язык - друг человека, и дружба народов - это человеческая взаимопомощь творцов родных языков.
  
  
   Армия У, Нижний Новгород, 26 ноября 2016 года.
  
  

***

   Школьное сочинение создавалось несоветским школьником без финансовой поддержки Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
   Какое российское высшее учебное заведение готово сотрудничать и взаимодействовать с нижегородским автором школьного сочинения и, главное, - на какой научной основе?
  
  
  
   3
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"