Когда за игру берется хороший писатель, можно со спокойной совестью доставать прохождение и класть его по левую руку чтобы, изредка сверяясь, не сбиваться с ритма - так сама игра будет смотреться не хуже иного кино. Позавчера прошел до конца одну из последних работ широко известной в узких кругах Джейн Дженсен - "Gray Matter: призраки подсознания" и вот до чего додумался...
Так уж исторически сложилось, что женщины в игровой индустрии обычно предпочитают роли второго плана - менеджеры, актрисы, художницы никогда не были редкостью в западных компаниях - но вот в гейм-дизайн шли и идут единицы. И долгое время почти все они работали в Sierra.
Однако времена меняются - пережив свой золотой век, в 1999 Sierra Entertainment садится на мель, а сотрудники, в т.ч. Роберта Уильямс -"мама" графического квеста - разбредаются кто куда.
Но тогда как Уильямсы и Лоу уходят на заслуженный отдых, Дженсен продолжает работать в индустрии, перебиваясь выпуском shareware-головоломок и параллельно подумывая о возвращении в высшую лигу. Восемь лет многострадальной разработки Gray Matter все же принесли свои плоды - в 2010 году в свет вышла анахроничная, но именно поэтому чрезвычайно хорошая игра, напомнившая многим вкус старых-добрых квестов 90-х годов.
Gray Matter это, прежде всего, произведение искусства, а не поделка индустрии. Любители крутой графики взвоют от "древнего" 2.5D и рисованных роликов. Сюжет тоже далек от шаблонов и потому некоторые фанаты русских квестов воспримут его в штыки.
Уличная фокусница Сэм (Саманта) Эверетт так бы и приехала бы в Лондон, если бы не гроза, разразившаяся в ту ночь, да сломавшийся мотоцикл, купленный на последние наличные. Волей случая она оказывается в пригороде Оксфорда, в поместье Дрэд Хилл. В то же время туда подъезжает ассистентка доктора Стайлза, чем-то похожая на Сэм... Отпугнув настоящую научную работницу, фокусница не сразу понимает, куда же она ввязалась.
По мере игры мы узнаем и о докторе Стайлзе - когда-то знаменитом ученом, потерявшим жену в автоаварии и с тех пор сидящим дома над исследованиями человеческого мозга.
Живые герои - фишка старых квестов от Sierra - не остались забытыми и в современности. Каждый из студентов, кого нужно уговорить на странный эксперимент, доктор и его коллеги, сама Сэм - все они прописаны превосходно именно с литературной точки зрения. Под конец вплетаются даже пародии, понятные только при внимательном анализе истории.
Загадки, к слову, достаточно простые, хотя местами мне понадобилось прохождение - все-таки иногда логику авторов я понять не могу. Головоломки не отвлекают от сюжета, и потому вообще не заслуживают каких-либо нареканий, так что играть в эту игру рекомендую всем, кто любит сюжет больше графики.
Что же до понравившихся моментов - их несколько.
Во-первых, радует то, что автор не изменила своему стилю в угоду времени, и не погрузила главных персонажей в бочку с розовыми соплями - романтикой их взаимоотношения не назовешь. Все это просто-таки бальзам на душу, поскольку лично меня достал идиотский штамп из Голливуда, что мол если есть два главных героя разного пола, то между ними надо де развернуть любовную историю.
Во-вторых, очень запомнился Мефистофель - таинственный фокусник и по совместительству хозяин лавки с инвентарем для трюков, похоже знающий больше всех с самого начала. По крайней мере он дает главное оружие для победы в середине игры, да и последний ключ к главной головоломке Саманта получает из его рук.
Открытые вопросы - можно конечно отнести их к тому, что Gray Matter планировался как первая серия сериала, но все же стоит заметить, что сами по себе они хороши тем, что дают игроку самому сделать выводы и нанести несколько своих мазков на картину повествования. Что за шприцы и ампулы под кроватью у одной из студенток? Что же все-таки с душой погибшей жены Стайлза? (Ведь на генераторе случайных слов кто-то выставляет правильный вердикт ее "призраку", и во время сеансов воспоминаний дает подсказки, позволяющие догадаться о том, кто же антагонист.) Что значит газета с заголовком "Невеста франкенштейна", но, что интересно, без портрета или четкого текста под ним? Все это тоже придает атмосферы.
В общем всем, кто любит необычные истории и знает, что совы это не то чем они кажутся, эта игра должна прийтись по вкусу. Мелкие недочеты не портят картины, а предусмотрительно оставленные пустоты в сюжете интересно заполнять самому, наблюдая за происходящим. Если бы я был игрожуром, дал бы игре 10 из 10, но скажу просто - это один из немногих Шедевров, выходящих в наше время унылых и однообразных поделок.