Аннотация: Я, признаться, обожаю фильмы в стиле noir. Особенно снятые в период второй мировой...
Я, признаться, обожаю фильмы в стиле noir. Особенно снятые в период второй мировой. Пропитанные тревогой и недобрыми предчувствиями, они показывают нам другую сторону жанра - сторону жестокую и неприглядную, свободную от изысканных сыщиков и благородных героев. Именно из них можно понять, что в жизни всё проще и страшнее, чем в любом классическом детективе. И что обычно ситуация развивается не от преступление к раскрытию, а от плохого к худшему.
С самого начала фильм погружает в непривычную атмосферу жизни наёмного убийцы. Обычного, самого заурядного наёмного убийцы Рэйвена (Алан Лэдд). Не маньяка, не бандита, а простого человека, зарабатывающего себе на жизнь ликвидацией тех, кто кому-то насолил. "Nothing personal - just a business" для него не отговорка, а то, что сквозит во взгляде. Я бы не хотел сталкиваться с подобными людьми, и не потому, что они делают что-то противозаконное. Просто сейчас он улыбается тебе, мило распивая чай, а через секунду, быть может, не изменившись в лице, достанет пистолет и разрядит в тебя всю обойму. Впрочем, считать главного героя совсем бесчеловечным нельзя: отнимая жизнь, он хорошо понял, сколько она стоит, и не стремится оставлять за собой горы трупов.
Банальный, казалось бы, сюжет - заказ, подстава с оплатой, попытка заказчика спрятать концы в воду, вендетта - обречен получить третье измерение и второе дно, когда на сцене появляется актриса и фокусница Эллен (Вероника Лэйк), впутавшаяся в игры контрразведке и волей случая столкнувшаяся с Рэйвеном по дороге в поезде. Она же волей судьбы является девушкой копа, разыскивающего засветившегося киллера.
Но если честно, пара психологических моментов никогда не были в film noir главным - тут они играют лишь декоративную роль. Абсолютно неважно, как и кто встал на свой путь - добром это не кончится. Поезд уже летит под откос сквозь круговерть погонь, перестрелок и убийств. И никто не пытается ни спрыгнуть, ни остановиться - убийца несется к мести и смерти, актриса - к свободе от пистолета, направленного на нее, полицейский - к миру и спокойствию.
Главное здесь не психология - главное здесь посыл: надо идти вперед, даже если идешь, простите за каламбур, прямо в ад. Иначе смерть будет не только страшна, но еще и бессмысленна. И неважно кто ты - хороший парень или плохой - этот мир сам по себе слишком уж грязное и паршивое место, всё же полное света и надежды, чтобы ждать каких-то привилегий за выслугу силам добра или зла.
И несмотря на печальный финал, когда торжество "добрых людей" над "ужасным злодеем" смотрится пошло и глупо, потому что они не стоят и мизинца этого злодея, фильм оставляет хорошее впечатление - Ворон закончил свою мрачную карьеру всё-таки хорошим, добрым делом. А победителей не судят.
P.S.
Государство монополизировало право на убийство, это всем известный факт. Будь его воля - оно бы монополизировало права и на все другие естественные для человека вещи: секс, еду и так далее по списку. Убивать - в природе человека. Но убивать в обычной жизни - всё равно что показательно обоср**ься за столиком элитного ресторана на банкете со звездами эстрады. Ведь настоящий Человек не зря зовётся разумным, и не будет давать волю древним инстинктам почем зря.