Аннотация: Средней неудачности обзор на один из когда-то любимейших моих аниме-сериалов.
В который раз убеждаюсь, что писать рецензии на значимые для себя произведения искусства чертовски тяжело. Давит и ответственность за то, что я сам задаю некоторое начальное отношение к тому, что разбираю, и банальная ограниченность формата – нельзя показать все и сразу, хотя и очень хочется. Наконец-то я добрался до папки с аниме на моем жестком диске, и потому решил написать рецензию на один старый сериал, и заодно на мангу, раз уж я все-таки не могу решить, что же мне нравится больше.
I.
Как понять, что ты посмотрел шедевр? Сложный вопрос… В эпоху духовного и эмоционального фаст-фуда впечатление - ненадежный советчик. Сейчас снимают только для того, чтобы произвести впечатление и загнать в кинотеатр по второму (а можно и по третьему) кругу. Критерии «глубины», «открытости», «умеренной недосказанности» тоже весьма зыбкая почва. Они любимы критиками, но слишком объективны. Потому, я считаю, у каждого своя формула, по которой он определяет шедевральность просмотренного, однако свою я не рискну даже пытаться описать на бумаге в форме для общего случая.
Я пишу это к тому, что в последние годы я видел очень мало действительно масштабных, серьезных и вдумчивых работ, снятых не для того, чтобы нарубить на “водоффку с картофаном” для режиссера и актеров. Несущих какую-то Мысль. И, кажется, в последние лет пятнадцать снято очень мало хороших работ для тех, кто ищет себя. Для тех, чьи мозги еще не до конца прошиты алгоритмами общества потребления.
Если отойти от рынка западного кино, ситуация еще хуже. В аниме с трудом можно насчитать шесть-семь глубоких тайтлов за все пятьдесят лет существования жанра. В этой коммеарциализрованной среде много качественных продуктов, но мало артхауса. Angel’s Egg, Neon Genesis Evangelion (опопсевший по ходу дела), Shoujo Kakumei Utena, FLCL... Больше до России не дошло ничего.
Артхаус редко становится широко известен - хотя, так или иначе, «Евангелион» завоевал популярность по всему миру. А вот остальное, в том числе «Утэна» остается чем-то вроде изысканных блюд для знатоков. Странное, непривычное псевдохристианскому мировосприятию среднестатистического жителя России, это аниме цепляет лишь тех, кто склонен задумываться над происходящим в кадре, и не судить о товаре по его обертке.
Особенно обидно, когда такие шедевры обрастают штампами типа “заумь”, “шизанутое кино”, “для наркоманов” или присваиваются какой-нибудь группкой ненормальных фанбоев, начинающих всем вокруг навязывать свое толкование тривиальных моментов. Второе, кстати, и произошло с сериалом “Юная революционерка Утэна”, незнамо почему записанного в жанр махрового юри.
Вообще-то, чего там только нет (Икухара-сенсей знает толк в извращениях), однако ввиду того, что основными инструментами режиссера являются намёк и провокация, сложно трактовать события исключительно в каком-то одном ключе.
Сам тайтл SKU включает в себя мангу, сериал, фильм и игру, причем каждое произведение - уникальная версия развития событий. В этой рецензии я воздержусь от обзора фильма (который до конца поняли только сценарист и режиссер, наверное) и игры (в японском не силён, а на английский она не переведена).
II.
Начиная смотреть этот сериал, лучше сразу взять в голову один простой, как полено, факт: снимали японцы, хотя и изрядно вдохновившись европейской культурой. А это значит, что несмотря на европеойдность сеттинга, имена, да и характеры, героев вполне себе японские.
Потому что иначе можно схватить неслабый культурный шок: в этом сериале среди рассмотренных и обыгранных форм человеческих взаимоотношений попадаются и такие, которые мораль древних евреев воспримет в штыки. Да, на ярлычке написано “юри”, но с таким же успехом туда можно было бы приписать “яой” или “инцест” - суть не изменилась бы. Однако моралисты могут спать спокойно - все подробности отошений героев, не влезающие в рейтинг “с 13 лет” аккуратно обходятся стороной.Почти самая суровая сцена...
А начинается все с простой истории про принцессу. Недосказанная детская сказка из первой серии – вот основная аллегория и лейтмотив сериала, обрастающая из серии в серию совсем не сказочными и совсем не детскими подробностями, как и мелодия «Солнечный Сад» - лейтмотив музыкальный.
Четырнадцатилетняя ученица академии Отори, Утэна Тэнжо. Простая девчонка, которая хочет быть принцем, а не принцессой, ведь принцессой, маленькой и плачущей, она уже когда-то была. Но в то же время она не хочет становиться всадником белого коня буквально – ей вполне достаточно быть девушкой, пусть и несколько эксцентричной, наряженной в мальчишечью униформу и закатывающий всех и вся в баскетбол.
Ради того, чтобы быть «принцем», она и поступила в академию, герб которой напоминает рисунок на загадочном кольце врученным давным-давно спасителем ее жизни. Ради этого же “рыцарства” она терпит и чересчур экзальтированную подругу, и давление реакционно настроенных преподавателей. Но до самого начала сериала весь ее путь идальго заключается во влезании во всякие разные ситуации и попытки их разрулить «по справедливости».
А как известно, настоящие приключения на голову всегда находят того, кто усердно их ищет. Так случилось и с Утэной: заступилась за подругу, чей объект воздыханий выставил любовную записку на всеобщее обозрение, и крупно попала в развесёлый переплет, вскрывший первый слой тайной жизни академии.
Студенческий Совет предстал не просто собранием лучших умов, но и странным клубом дуэлистов, с переходящим призом в виде тихой и безвольной Химемии Анши, носящей титул «Невесты Роз» . Выиграв первую дуэль у чемпиона по чистой случайности – ввиду самоубийственной храбрости, дальше героиня выигрывает уже далеко не случайно. В защите чемпионского звания она видит возможность быть той, кем хочет быть. А некий таинственный кукловод видит в ней новую Невесту Роз, и помогает побеждать раз за разом.
Новоиспеченная чемпионка, не смотря ни на что постоянно пытается растормошить свою невольную спутницу, пробудить в ней гордость и чувство собственного достоинства. Она не понимает, как сестра управляющего академией терпит то, что ее выигрывают на дуэлях и используют, каждый в меру своей испорченности. По простоте душевной она полагает, что все бредни Края Света и студенческого совета о «революции» и «силе творить чудеса» - мелочи по сравнению с судьбой человека. И вот это отношение к Невесте Роз и запускает страшный механизм, за рычагами которого стоят разные люди, часто марионетки в руках друг друга.
Не замечаете сходства с одной классической картиной?Прозрение, как всегда, наступает слишком поздно. Анши оказывается проклятой ведьмой, ее брат – Люцифером, члены же студенческого совета чинают казаться мертвецами. Но Утэна дерется до конца, и ценой своего исчезновения из мира академии всё-таки освобождает Анши от оков жертвы и проклятья, взятых ей на себя ради брата.
Казалось бы незамысловатая сама по себе, эта основная история служит лишь скелетом. Утэна - только связующая нить, направляющая, вокруг которой плетутся интриги. Восемь главных персонажей, и вдвое больше второстепенных – немалая нагрузка даже для без одной сорока серий. Ведь у каждого – своя трагедия, практически не уступающая трагедиям Утэны и Анши.
Все они хотят изменить мир (принести в него “революцию”) для того, чтобы переделать его под себя. Потомок знаменитой семьи самураев ищет власти и могущества. Плэйбой-старшекурсник – кого-то по настоящему дорогого. Талантливый математик – избавления от сестры-близнеца, контролирующей его жизнь и упорно ищущей совсем не братской любви…И при каждом повороте колеса фортуны картинка складывается по-новому, раскрывая новые темы и горизонты, меняя мир и персонажей.
И на мой взгляд, именно эти истории являются самым ценным, что есть в сериале. Они гораздо буквальней, живей и ярче. Как короткие вспышки молний, они высвечивают во тьме душ героев то, что там сокрыто на самом деле, за фасадом внешних отношений и даже того, в чем они осмеливаются признаться самим себе.
В общем, на мой взгляд этот сериал заслуживает вдумчивого просмотра не менее знаменитого “Евангелиона”, ибо его соль - не внутренние рефлексивные монологи героев, а их взаимоотношения, сложные и запутанные.
III.
Хотя, так или иначе, для тех, кому не понравился сериал существует манга Чихо Сайто. Она (манга) писалась по ходу выпуска сериала сериала, и то что Икухара не наложил лапу на эту часть проекта, значительно отразилось на общем стиле, сюжете и характерах, создав отдельное произведение, совершенно отличное от телесерий. Получилась эдакая «Утэна лайт». Покороче, попонятней, помельче.
Впрочем, основная сюжетная линия никуда не делась, лишь значительно поменялось ее обрамление. Масштаб был резко свернут, дописана средненькая предыстория, персонажи стали более чувствительными, повороты сюжета - более непредсказуемыми. В итоге этот вариант оказался легче, спокойней и проще. Но цена заплачена соответствующая – бедность сюжета, потерянная глубина, видная по отсутствию игры намёками.
Один огромный плюс здесь в том, что некоторые побочные истории заиграл новыми красками: за главу «Тёмно-голубая тень» я могу простить мангаке многое. Выразить в паре десятков страниц то, на что было угроблено почти семьдесят минут экранного времени (притом насыщенного) не так-то и просто.
В общем - манга тоже стоит того, чтобы быть пролистанной на досуге, хотя и не так наталкивает на размышления, как сериал.
VI.
Надеюсь, что я не создал у вас отрицательного впечатления о столь уважаемом мною произведении искусства. Да, я часто прибегал к уточнению и оговоркам, вследствие противоречивой природы того, что я попытался описать. Это явление в мире аниме не может нравится или не нравиться безоговорочно - слишком уж необычно, запутанно, многогранно и оригинально. Ведь сериал “Shoujo Kakumei Utena” слишком дикий, чтобы жить в сердцах широких масс, и слишком редкий, чтобы сгинуть в полной безвестности.
P.S. Ввиду убоищного перевода на русский язык компанией MC Entertainment, сериал лучше качать на торрентах в оригинальной озвучке или на худой конец одноголосом переводе. Существует также Utenna Remastered - рипы с переиздания, где убраны шумы и повышена цветность картинки. Я смотрел с них последний раз. Качество - замечательное, но лучший тайминг дают английские субтитры.