5 июля 2011 года. Моей безработной жизни сегодня исполняется ровно месяц. Тридцать длинных летних дней я хожу улицамb Киева в поисках фирмы, остро нуждающейся в программисте. Как оказалось, подобных фирм пруд пруди! Например, вот эта "Голден фейс". Занимается разработкой программного обеспечения для фрезерных станков, вырезающих трёхмерные модели на деревянных поверхностях. Работа у них, конечно, сплошная математика. Да и сколько этих моделей может понадобиться? Хотя, в моём случае, выбирать не приходиться. За последний месяц отказало столько столичных предприятий, что уровень самооценки неумолимо полз к критической отметке. "Голден фейс" была последней в списке. Я придерживал эту вакансию на крайний случай, рассчитывая устроиться на предприятие, пишущее компьютерные игры. Но, похоже, придётся осваивать фрезерный станок...
- Имя? - после приветствия спросил начальник отдела кадров "Голден фейс", сухой лысый мужчина предпенсионного возраста.
- Николай Свиридов. Двадцать восемь лет. Пять лет проработал в области создания компьютерных игр, - привычно начал я проевшийся монолог.
Собеседник смотрел на меня с интересом. Я знал, что моя внешность располагала. Волосы цвета соломы, тёмные глаза, годами отточенная в спортзалах фигура. В отличии от моих знакомых, я регулярно посещал качалку, стремясь выглядеть эффектно.
- Последнее место работы? - задал мужчина следующий вопрос.
- Фабрика компьютерных игр "Одиссея", - ответил я, гордясь, что работал в такой солидной компании, писавшей игры, известные по всему миру.
- Вы нам не подходите, - тут же вскочил собеседник, - Всего хорошего!
Я открыл было рот, чтобы потребовать объяснений, но передо мной уже распахнули дверь.
- До свидания! - натянуто улыбаясь, попрощался начальник отдела кадров, ненавязчиво выталкивая меня за порог.
- До свидания... - недовольно протянул я, выходя в коридор.
Дверь за спиной тут же захлопнулась.
Я вышел на улицу. Похоже, проектировать трёхмерные модели для фрезерных станков тоже не буду.
Я свернул налево в сторону набережной. "Голден фейс" был последней надеждой. Остальные организации Киева хоть мало-мальски связанные с программированием уже меня видели. И успешно выпроводили. Странное дело. Любое собеседование заканчивалось после сообщения, что я работал на "Одиссее". Хоть трудовую книжку выбрасывай, честное слово...
Я толкнул попавшийся под ноги камушек, и он с хлопком плюхнулся в бегущий внизу Днепр. Опять накатили тяжёлые мысли. Денежных запасов едва ли хватит ещё на месяц жизни в столице. Всё зарабатываемое на "Одиссее" я исправно тратил на дорогие вещи и любимый автомобиль. Платили регулярно, фирма была солидная, сотрудничала с французами и англичанами. За десять лет на рынке мы стали ведущими в области компьютерных игр. И за что в течении двух дней прикрыли именно украинское представительство, никто до сих пор не знал. Некоторых, работавших со мной, перевели в Монреаль, пару человек пригласили в Лондон, остальные без труда нашли работу в Киеве. Как удалось выяснить, без дела остался только один я. Даже бестолковый Мишка Бубов из-за халатности которого пришлось возвращать с рынка целую партию дисков нашёл пристойное местечко в течении недели. А я, начальник отдела, блуждаю в поисках неизвестно чего по набережной Днепра!
- Буду подпольно писать сайты! - решил я, зло толкая очередной камушек в воду, - Для студентов-двоечников писать буду! Вот! Благо, их несметное количество!
Я вспомнил, как и сам был студентом. Лучшим на факультете. Гордость ВУЗа. Конференции в Мюнхене, в Праге... Потом предложили остаться на кафедре. Писать диссертацию. Я согласился но, проработав лаборантом три месяца, понял, что за жалование научного сотрудника, больше комнаты в общежитии не сниму, и ушёл писать игрушки в "Одиссею". А теперь моей одиссеи нет. А университет стоит. Лаборанты получают маленькую, но стабильную зарплату и не думают, что через три дня будут на вокзале ждать поезд в родной город.
Я с силой швырнул очередной камень в воду. В месте падения рассыпались сотни брызг. Большой попался, зараза... Я с сожалением посмотрел на носок фирменного ботинка. Не содрать бы кожу. Теперь на такие не скоро обогащусь.
Развернувшись, я побрёл вдоль берега. Всё, домой! На сегодня хватит.
Поставив машину в гараж, я вошёл в подъезд и поднялся на третий этаж. Хотелось поскорее оказаться в любимой квартире с чашкой горячего чая в руках. Я повернул ключ в замке и толкнул входную дверь.
- Ленка! Я дома! - крикнул с порога, ожидая увидеть любимую в её милом голубом халатике.
Не дождавшись ответа, позвал снова. Но никто не вышел встречать, как случалось обычно. Я машинально скользнул взглядом по вешалке и коврику для обуви. Босоножек и плаща Ленки не было. Так же не было её домашних тапочек. Прогоняя плохое предчувствие, я быстро пошёл в комнату. На застелённом пёстрой скатертью столе лежало два конверта. Верхний от Лены.
"Коль, прости меня, но так дальше продолжаться не может. Я ухожу. Всего тебе хорошего!
Лена
P.S. Я не выйду за тебя, извини".
На дне конверта лежало что-то. Я вытряхнул на стол. По скатерти покатилось Ленкино обручальное кольцо.
Горло сдавил комок. Казалось, привычный вокруг мир начал медленно рушиться.
Почему ушла?
Я тщетно перебирал в голове прошедшее за последние дни. На мой взгляд, всё было замечательно. Мы даже собирались вечером сходить на комедию...
Я достал из кармана брюк мобильный и набрал номер Лены.
- Извините, данный номер не обслуживается, - объяснил мне в трубке женский голос, и я понял, что Лена ушла на самом деле. Ушла насовсем, чтобы не вернуться.
Я нашёл номер кафедры микробиологии, где она работала, и позвонил туда.
- Алё! Здравствуйте! А Елену Андреевну можно? - попросил я у поднявшего трубку лаборанта.
- Елена Андреевна сегодня утром уволилась, - услужливо ответил узнавший меня лаборант.
- Спасибо... - растерялся я, ложа трубку.
- Чёрт бы побрал всё это! - выругался я, больно стукнув кулаком по столу и попав по второму конверту. Интересно, что в нём?
"Уважаемый Николай Свиридов! - писали там,
- Наша компания хотела бы пригласить Вас программистом.
Все детали при встрече.
Наш адрес:
г. Киев, ул. Солнечная, 31 Г.
С уважением,
Отдел кадров".
Я перевернул конверт, в поисках названия компании. Но его нигде не было. Это что, шутка такая над безработным? Некрасиво!
Ещё немного посидев, и поняв, что не вынесу одиночества в пустой квартире, где только Ленкин звонкий голосок меня и радовал, я отправился по адресу, указанному во втором письме.
Моё нынешнее состояние меньше всего подходило для собеседования, но было жизненно необходимо чем-то заняться.
Сев в машину, я включил навигатор и, подсчитав, что до улицы Солнечной ехать около часа, расслабился. За это время немного привыкну к мысли, что меня бросила женщина, которую безумно люблю.
Ровно через час я припарковал машину у дома номер двадцать пять по улице Солнечной. Мысли по-прежнему витали вокруг Ленки, а сжимающая грудь боль стала ещё невыносимее. Единственная мысль, маячившая в моём усталом мозгу, была: "Почему Ленка ушла?". Как ни старался, ответ не приходил.
"Завтра съезжу на биофак и расспрошу там", - пообещал себе я, проходя мимо дома номер 31 В.
Интересно, а где здесь 31 Г? Следующим номером был дом 33. Я внимательно изучил стены дома 31 В, ожидая найти пристройку с нужным номером. Но нужный дом, по-видимому, не существовал, так как я обнаружил выцветавшую табличку "улица Солнечная, 31 Г" на поеденном ржавчиной гараже. Я недовольно поморщился, вспомнив, что угробил час на дорогу, и нервно постучал в железную дверь гаража, совершенно не рассчитывая получить ответ.
- Проходите! - тут же донеслось изнутри.
Я открыл дверь, и она со крипом поползла на меня, рискуя обвалиться в тот же момент. Силой удержав её, я вошёл внутрь. За большим деревянным столом с вычурными резными ножками сидела женщина. В белом свете ламп дневного освещения её кожа казалась болезненно белой. Только алые губы ярко выделялись на фоне бледного худощавого лица. Женщина посмотрела на меня сквозь тонкие стёкла очков, и я поёжился под этим колючим взглядом.
- Добрый день... - протянул я, отмечая, что хозяйка гаража - юная особа лет двадцати пяти, - Меня звать Николай Свиридов.
- Ирма Рован, - кивнул девушка, показывая на кожаное кресло.
- Очень приятно... - ответил я, опускаясь в кресло и попутно рассматривая обстановку. Железные стены и потолок были чудесным образом закрыты гипсокартонном и выкрашены в приятный желтоватый оттенок. Местами между деревянными полками со стройными рядами корешков дорогих собраний сочинений выступали фрагменты облицовочного камня. Гараж, поеденный ржавчиной снаружи, изнутри был первоклассным кабинетом. Я проникся уважением к людям, работавшим над этим ремонтом, вспоминая, как измучился, стараясь вбить единственный гвоздь в своей панельке.
- Итак... - слегка скривив губы в неком подобии улыбки, начала Ирма Рован, - Вы получили наше письмо...
- Да, - согласно кивнул я, исследуя стол собеседницы в поисках подсказки места, где оказался.
- Какими языками программирования вы владеете?
- Пишу на С++, Java, Delphi, PHP, HTML, - я начал перечислять свой солидный багаж знаний, - Скажите, Ирма, а куда я попал? Что это за организация?
- Нам необходим программист вашего уровня, - не обращая внимания на мой вопрос, продолжала девушка, и мне вдруг захотелось встать и уйти.
- Последние несколько лет я проработал на "Одиссее", - вспомнил я про панацею. Всё. Теперь должны выпроводить.
- Нам это известно, Николай, - Ирма натянуто улыбнулась, обнажив два ряда идеально ровных белых зубов, - Вы программист высшего класса. Такой, как нам нужен.
Ирма протянула контракт.
- Подписываете контракт и приступаете к работе.
- А если откажусь?
Ирма протянула голубой листик для заметок.
- Укажите сумму, за которую вы согласны работать.
Я неуверенно взял лист и, совершенно обнаглев, написал пятнадцать тысяч долларов. Моё желание оставаться в этой организации уменьшалось с каждой проведённой здесь минутой.
- Это месячный оклад, - добавил я, - И ещё рассчитываю на солидные премиальные.
- Хорошо, - кивнула Ирма, доставая из ящика стола другой контракт, в котором оговаривалась именно эта сумма.
Я засуетился, представив, что они предвидели, даже напиши я два доллара в месяц.
- Будут ещё какие-то пожелания? - усмехнулась Ирма.
Я пробежал глазами одностраничный контракт.
- Компания МИРА... полная конфиденциальность... служебное жильё... договор на пятнадцать лет... - пробормотал я основные пункты.
- Хорошо! Согласен! - в конце-концов кивнул я, подписывая, - С чем буду работать?
- Наша компания разработала собственный язык. Поэтому ваши знания стандартных языков не пригодятся. Можете их спокойно забыть. Языку вас обучат сотрудники в течении нескольких месяцев.
- А как называется этот язык? - заинтересовался я.
- Язык МИРА, - ответила Ирма, пряча контракт в чёрную папку.
Железная дверь за моей спиной жалобно скрипнула, и в гараж вошёл мужчина. Ему было лет тридцать. Высокий, крепкий, черноволосый и полнолицый.
- Добро пожаловать в Компанию МИРА, - протягивая руку, поприветствовал он, - Меня звать Сергей Беспалов. Я один из программистов МИРА, а также твой учитель языку ближайшее время и напарник в недалёком будущем.
- Очень приятно... Николай Свиридов, - вставая, представился я.
Мы вышли из гаража. Во дворе, на разбитой временем и детьми площадке стоял вертолёт.
- Прошу на борт! - пригласил Сергей.
Мы забрались в кабину, и Сергей скомандовал пилоту лететь в главный офис.
Из окна вертолёта я с любопытством смотрел на в сотне метров от нас играющих детей. Неужели ни одного не заинтересовал самый настоящий вертолёт? Такое чувство, что они его видели каждый день. Или попросту вообще не видели.
- Они нас не видят, - проследив за моим взглядом, объяснил Сергей, - Через четыре часа будем в офисе.
- А куда мы летим? Где находиться офис МИРА?
- В лесах Карпат, - ответил Сергей, доставая из внутреннего кармана планшетный компьютер неизвестной мне модели, а затем зелёный резиновый диск диаметром около двадцати сантиметров.
- Не будем тратить время впустую. Пока летим, я объясню, чем занимается компания МИРА, - Сергей включил компьютер и показал загоревшиеся на экране символы, - Как думаешь, что здесь зашифровано?
Я внимательно вчитался в незнакомый набор знаков, поняв, что язык МИРА слабо похож на знакомые мне языки программирования.
- Вот этот цикл, скорее всего, говорит, что предмет объёмный. Что-то похожее на трёхмерную графику, - предположил я, не желая казаться невежественным, - Стул, стол, холодильник.
- Абсолютно правильно! - искренне обрадовался Сергей, - А теперь смотри. Мой компьютер - это уменьшенная модель главного компьютера МИРА. Естественно, он не такой мощный, но кое-что создать, получиться.
Пальцы Сергея забегали по клавишам, записывая незнакомый мне код на пока-что незнакомом языке.
- Теперь смотри вот сюда, - Сергей положил на колени зелёный диск и нажал клавишу "Enter". Моментально над диском заплясали круги, напоминающие электромагнитные поля. Они увеличивались и уменьшались и меняли цвета, не издавая звуков и не выходя за границы диска.
- В главном офисе всё происходит намного быстрее, - объяснил Беспалов, - Смотри!
Движение над диском исчезло, явив взору спелое зелёное яблоко.
- Откуда оно взялось? - с подозрением спросил я, меньше всего любя фокусы.
- Язык МИРА - это язык, который работает на нескольких уровнях, - начал объяснять Сергей, откусывая кусок яблока, - Программист пишет код предмета, компьютер передаёт его вот этому зелёному диску, энергия, которой заряжен диск, трансформирует слова и цифры. В результате мы получаем то, что получаем. Это очень долгий, трудный и объёмный процесс. Язык МИРА не простой. Прежде, чем программист составит код предмета, в лабораториях физики, химики и биологи расшифровуют предметы. Каждая лаборатория выводит свою часть кода. Задание программиста - собрать это всё воедино и заставить работать. Важно не ошибиться. Но про ошибки потом. В офисе я их тебе наглядно покажу. Их у нас полный подвал.
Сергей усмехнулся и продолжил:
- Вот, собственно, чем мы и занимаемся. Творим этот мир. Творим в строжайшем секрете от самого мира.
- И давно? - спросил я.
- Не очень. Первый код был получен пятнадцать лет назад.
- И что это была за вещь?
- Ты забегаешь вперёд, - ответил Сергей, - Для того, чтобы понять результат, полученный пятнадцать лет назад, нужно знать ещё кое-что.
- Хорошо. Слушаю, - согласился я, забыв обо всём на свете, кроме чудной организации, взявшей меня на работу. О таком и мечтать не мог.
- Есть три вида вещей, которые получаются в процессе трансформации. Это предметы, брак и иллюзия, - продолжал Сергей, - Предмет - это яблоко, которое я ем. Брак, это, если бы яблоко было гнилое. А есть ещё иллюзии. Это, когда ты хочешь сделать яблоко, оно получается, но есть его невозможно.
- Почему?
- Потому что я могу подставить под внешние данные яблока код камня, например. Ты видишь яблоко, так как я это хотел показать, и написал его код. Но под зелёной шкуркой что-то другое. Камень, фосфор или жидкий азот. Понимаешь?
- Понимаю... А зачем иллюзии? Для чего их придумали?
- Чтобы обмануть, - улыбнулся Сергей, - Но их никто не придумывал. Они получились сами по себе. Пятнадцать лет назад получились. По-сути язык МИРА и начался с иллюзии. Например, гараж, в котором ты общался с Ирмой тоже иллюзия. Ремонт гаража, кожаные кресла и дорогие собрания сочинений - всё иллюзии. На самом деле вы с Ирмой сидели на старых ветхих диванах в ржавом и грязном гараже.
- Вообразить трудно! - воскликнул я.
- Не арендовать же для десятиминутного общения номер в первоклассной гостинице! - воскликнул Сергей, - А пыль в глаза пустить нужно, с тобой по-другому не получилось бы. Тем более, код иллюзий максимально прост. Смотри!
Сергей снова застучал по планшету, и через десять секунд на том же зелёном диске лежало второе яблоко.
- Угощайся! - предложил он, - Но аккуратно.
Я взял яблоко. Внешне оно ничем не отличалось от того, что доедал Сергей. Зелёное, сочное, блестящее. Как в супермаркете.
Я осторожно попробовал укусить его, но зубы царапнули что-то твёрдое.
- Булыжник, - объяснил Беспалов, - Иллюзия. Когда код упрощается, получаются иллюзии. Когда в коде допускаешь ошибку, получается брак.
- Но, если разобраться, то брак, это та же иллюзия.
Сергей рассмеялся.
- Нет, Николай! Вот шестипалая собака, это, по-твоему, иллюзия или брак?
- Брак, конечно! - воскликнул я.
- Ну, вот видишь. Всё предельно просто! Иллюзия, это когда видишь одно, а на самом деле другое. А брак, это, когда видишь то, что есть на самом деле.
- Так вы и с животными работаете? Создаёте живых существ?! - поразился я, представляя, какой фантастически длинный должен быть код для воплощения этой идеи.
- К сожалению, нет, - вздохнул Сергей, - Самых простейших создать можем. Бактерии. Инфузории всякие. Но не больше. Например, если ты хочешь создать дерево, необходимо писать код для каждого отдельного листика, веточки и корешка, если в конце-концов, твоё дерево должно расти, цвести, пахнуть и плодоносить. Код нельзя скопировать. Так он не работает. А если тебе всё равно - упрощай код и дерево простоит несколько часов, как сорванный цветок, и зачахнет. В нём не будут происходить биохимические процессы, так как это не продумано творцом. Для них нужна энергия. А она вкладывается машинами во время написания кода. Это довольно сложно объяснить, но если в двух словах, процесс написания кода и его трансформация идут в два параллельных потока. Когда ты нажимаешь "enter" они сливаются в один. По-другому не работает. Каждый живой организм функционирует по определённым законам. Если законы нарушаются, происходит сбой и смерть.
- А мутации?
- Это второй вариант развития. Или третий. Или десятый. Но он есть, и он работает. Но, как собака с шести лапами, это не нормально. По крайней мере, с нашими взглядами на мир. Пока-что, в компании МИРА мы придерживаемся законов природы.
- Пока-что? - уточнил я.
- Это "пока-что" будет длиться долго. Можешь быть спокойным! - рассмеялся Сергей, - Мы пятнадцать лет бьёмся над повторением кода червя. До сих пор ничего толкового не получилось.
Сергей снова рассмеялся, и я вместе с ним. Я задал последний нерешённый для меня вопрос:
- А кто всё это спонсирует?
- Государства Содружества, - объяснил Сергей, - И несколько крупных бизнесменов, получающих в обмен алмазы, нефть и всё прочее. Таким проектам, как "Язык МИРА", нужна мощная поддержка.
- Согласен... - кивнул я.
Мы летели над залитыми летним солнцем полями. Справа виднелись крыши домов какого-то города.
* * *
Главный офис компании МИРА располагался в лесах Карпат.
Я сотни раз бывал в любимых мною горах и никогда предположить не мог, что здесь происходят столь фантастические вещи.
Вертолёт нёс над зелёным покровом гор. Верхушки елей ложились густым ковром. Невероятно красивое зрелище. Я впервые в жизни смотрел на горы с высоты полёта птицы. На восток утекала узкая река, и мне удалось разглядеть компанию отдыхающих. Накатила ностальгия. Я не был в горах больше года, и мечтал отправиться сюда во время отпуска. Только вместо заслуженного отдыха среди природы, я бродил по расплавленному горячим солнцем Киеву в поисках рабочего места. А потом в один миг всё изменилось. Меня выбрала чудная организация и вместо того, чтобы писать примитивные компьютерные игры, я получил шанс создавать нечто ценное.
Остаток пути проходил в тишине. Сергей ничего не рассказывал, дав мне возможность наслаждаться открывавшимся видом. Я был практически уверен, что компания МИРА всё выяснила обо мне задолго до предложения работать. И, если подумать, никакого предложения не было. Они меня выбрали и поставили перед фактом. Оставался вопрос, чем я их заинтересовал. Спрашивать не рискнул. Если захотят, скажут сами, если нет, подберу подходящее время и выясню. Мне вдруг захотелось остаться в этой компании, во что бы то ни стало. Интересно, а сколько в МИРЕ программистов? Я задал этот вопрос Сергею.
- С тобой будет четверо, - ответил он, - Это необходимое условие для реализации нового проекта.
- А что за проект?
- Тебе расскажут по прибытии, - уклончиво ответил Сергей, - Приготовься, мы почти на месте.
Я посмотрел в окно. Ничего напоминающего офисное здание не обнаружилось. Собственно, я не нашёл вообще никакого здания. Сплошной зелёный покров и вьющаяся внизу река. Я много раз ходил в походы по этим местам. Здесь всегда было безлюдно.
- Главный офис МИРА находится в самом глухом месте украинских Карпат, - объяснил Сергей, - Уж тебе, как любителю гор должно быть известно, куда мы летим.
- Вы всё обо мне знаете? - насторожено спросил я, чувствуя себя некомфортно.
- Нет, конечно. Как ты это представляешь? Нанимать частных лиц, чтобы следили за тобой? Выясняли привычки? Зачем? МИР узнал ровно столько, сколько нужно, чтобы ты согласился с нами работать.
- А если бы я отказался?
- Ты бы всё равно пришёл к нам, - с улыбкой ответил Сергей, - Моё, а теперь и твоё начальство, сделало всё, чтоб тебя не взяли ни в одну организацию даже уборщиком.
- Неужели я вам так нужен?
- Поверь мне, нужен! - по панибратски хлопнул меня по спине Сергей, после чего добавил, - Уверен, ты будешь счастлив, работая с нами.
- Надеюсь... - протянул я, вспоминая, что подписал контракт на пятнадцать лет. Хотя, не удивлюсь, если и на все сто пятнадцать... Им не проблема дорисовать нолик, если они тут целые яблоки без яблонь синтезируют!
Вертолёт пошёл на посадку. Мы плавно приземлились на небольшой лысой поляне. По обе стороны вздымались зелёные горы.
- Нам туда! - перекрикивая шум улетающего вертолёта, сообщил Сергей, - За мной!
Мы вошли под покров старого карпатского леса. Голубые ели возвышались десятками метров над нами, стремительно уходя вверх вместе с крутой горой.
- Пошли! - показывал дорогу Сергей. По обе стороны светили красными шапками привычные для этих мест мухоморы. Один раз даже встретилось настоящее красношляпое семейство. Я вспомнил, как в наш последний поход по горам Ленка прыгала от счастья, завидев нечто похожее. Мысли о сбежавшей невесте заставили на несколько минут забыть, где я нахожусь и куда иду. Ленка ушла... Куда? Зачем? Почему ушла? Нужно отключить ум и следовать за Сергеем по пологому склону на дно громадного оврага поросшего кустарником! И ни о чём не думать. Ни о чём!
- Ступай за мной шаг в шаг и будь осторожным! - предупредил Беспалов, - На дне оврага находиться здание МИРА. Если не хочешь натолкнуться на стену и разбить нос, не отставай.
Я скептически глянул на заросший кустами овраг. Кое-где встречались молодые ели. В тех местах без топора не пройдёшь! Да и чего там ходить?
- Кусты и ёлки, на которые ты смотришь - иллюзия, - точно прочитав мои мысли, объяснил Сергей, - Такая же иллюзия, как яблоко. Чтобы возможным туристам не взбрело в голову ходить сюда. Хотя... сам знаешь, горы низкие, без красивых видов. Туристам такое не по душе.
Я вынужденно согласился. Без вертолёта до этих мест пришлось бы идти пешком несколько часов.
- Пришли! - внезапно остановился Беспалов - Мы перед главным входом в офис МИРА!
Я тупо смотрел на росшую передо мной ёлку, веря Сергею, что за тонким стволом можно спрятать целый дом да ещё в несколько этажей. Я поднял голову. Мы стояли на дне ущелья. Если здесь и было какое-то здание, оно легко могло оказаться этажей в десять, чтобы крыша не выступала из оврага. Как его здесь сооружали, я не представлял...
- Начальство попросило показать всё до мелочей, - объяснил Сергей, снова доставая компьютер, - Поэтому жди, я сниму иллюзию. Посмотришь на здание МИРА, для полноты ощущений, так сказать.
Я ждал, пока Сергей набирал код и куда-то звонил, сообщая о нашем прибытии.
- Чтобы отключить иллюзию, следует набрать несколько кодов с двух сторон, - объяснил Беспалов, - Я отправляю сигнал в МИР, оттуда шлют ответ. О! А вот и он!
Да я и сам всё видел. Передо мной, как из густого тумана проступало пятиэтажное здание. Ничего сверхъестественного в его внешнем виде не было. Белый кирпич, металлопластиковые окна, входная дверь.
- Добро пожаловать в главный офис МИРА, - проговорил Сергей, направляясь к дверям. Я шёл следом.
Вестибюль первого этажа был покрыт белым мрамором. В здании стояла невообразимая тишина. Казалось, здесь были только я с Сергеем и скучающий охранник у входа. Причём строго отведённого для него рабочего места не было. Видимо, офис МИРА охранялся как-то по-другому.
- Включай иллюзию! - скомандовал Сергей охраннику и тот застучал по клавишам прикрепленной к стене панели.
- Знакомься, это Николай Свиридов, наш новый программист, - представил меня охраннику Сергей, - А это Паша Антонов. Он отвечает за нашу безопасность.
Мы пожали друг другу руки.
- Пошли к ребятам! - кивнул Беспалов, и мы поднялись по мраморным ступенькам на второй этаж.
- Внизу находятся лаборатории, - рассказывал Сергей, - Вот здесь - работают химики, тут биологи. А вон за теми дверями физики. Сейчас рабочее время закончилось, поэтому всё увидишь завтра. В каждой лаборатории по три человека. Ребята головастые и надёжные. Многие работают с нами уже больше десяти лет.
- Понятно... - кивнул я, запоминая, что первый этаж занят только лабораториями.
- На втором этаже трудятся всего два физика. Дима и Андрей. Они следят за работой машин МИРА. Приборы, трансформирующие энергию, находятся в их ведомстве. Третий этаж - наш. Туда и идём, так как именно у программистов происходит всё самое интересное.
- А четвёртый и пятый? - спросил я.
- На четвёртом столовая и комнаты для отдыха, бильярдные столы и всё такое. Пятый этаж заполнен комнатами сотрудников. Это квартиры. Для комфорта все квартиры имеют две комнаты и кухоньку, на случай, если вдруг увлекаешься кулинарией, - Беспалов хмыкнул и продолжил, - Хотя, наш повар готовит замечательно! Правда, только с семи утра до девяти вечера.
- А подвал? - спросил я, вспомнив о бракованных предметах.
- Здание уходит под землю на два уровня. Там в основном склады. Не буду скрывать, что наши спонсоры часто хотят получать что-то взамен на свои услуги. Вот и приходиться работать над драгоценными камнями и нефтью, которые там складируем. Причём работать больше, чем над основным проектом Аристарха.
- А кто такой Аристарх? - спросил я, впервые услышав это имя.
- Аристарх Соболёв главный программист МИРА. И основатель языка. У него есть несколько задумок, которые все мы и воплощаем последнее время. Другими словами, почти всё готово. Оставалось найти тебя, чтобы механизм, наконец, заработал.
- Меня? - не понял я важности своей персоны.
- Давай обсудим это завтра, хорошо? - хлопнул меня по спине Сергей, - А сейчас прошу на пятый этаж. Покажу твою квартиру и на этом экскурсию закончим. Всё остальное завтра.
Отведённые мне апартаменты была прекрасным двухкомнатным люксом и оформлены по последнему слову техники и дизайна. Спальня представляла собой большую комнату по середине которой лежал круглый ковёр. У стены письменный стол, рядом стул на гнутых ножках. Слева большая двуспальная кровать, над которой висела репродукция Рериха "Шекар-дзонг". Я невольно улыбнулся. Оформляя квартиру в общежитии МИРА, они знали о моей страсти к Тибету и восхищении именно этой работой Рериха. Дома над письменным столом у меня висела такая же.
Я подошёл к окну. Оттуда открывался невесёлый вид одиноких елей, у подножия которых устроилась мухоморинная семья. Я снова вспомнил Ленку. Отчего-то в память врезался именно этот эпизод нашего последнего отпуска. Мы с ней вдвоём среди бескрайнего простора гор на тропинке встречаем огромное семейство грибов. Ленка принимается фотографировать их со всех сторон, радуясь, как ребёнок.
- Всё, спать... - устало скомандовал себе я, отходя от окна и опускаясь на кровать, - Спать и ни о чём не думать!
Я достал из кармана мобильный. Не ловит... Завтра нужно будет прогуляться в поисках сигнала. Вдруг Ленка позвонит? Вдруг вернётся?
Я устало закрыл глаза, проваливаясь в глубокий сон.
Глава 2
Я проснулся, когда настенные часы показывали половину девятого. Вспомнив, что не говорили, когда начинается рабочий день, я вскочил с кровати, наскоро привёл себя в порядок, выпил чашку чая с бутербродом в пустой столовой и примчался на третий этаж, где уже ждал Сергей.
- Доброе утро, - запыхавшись, поздоровался я, входя в лабораторию.
- Доброе, - улыбнулся Беспалов, - Как раз вовремя. Рабочий день начинается в девять.
Я бросил взгляд на висевшие у входа часы. Без пяти минут. Успел. Но, неплохо предупреждать.
Я оглядел помещение. Похоже, по размерам, оно занимало половину этажа и условно разделено на две зоны. У входа, где стояли мы, располагались чёрные кожаные диваны, ковры-шкуры, уютный камин и стеклянный столик.
- Это место, где можно отдохнуть, - проследив за моим взглядом, объяснил Сергей, - А там - рабочая область.
Я посмотрел вперед. Часть комнаты была спрятана под прозрачную капсулу. У её основания находился громадный зелёный диск, похожий на тот, что был вчера в руках у Сергея.
- Это место трансформации и материализации, - объяснил Сергей, подходя к капсуле, - с этажа ниже к диску подходят сложные сплетения оптоволокон, идущие от основных машин МИРА. Нас должно интересовать вот это, - Сергей подошёл к круглому столу, - Это - главный компьютер МИРА.
По краям стола, образуя треугольник, размещались компьютеры неизвестной мне модели, но, наверняка, сверхмощные.
- Это и есть наша святая святых. Так называемая "комната чудес". Здесь и работают три программиста. Три компьютера для одновременной работы троих. В три руки можно писать сильнейшие по своей структуре коды. Поэтому для полноценной работы нужен ты.
- А куда делся тот, кто был до меня? - спросил я, вспомнив, что не знаю этого важного факта.
- Третьим всегда был Аристарх. Но он занят основным проектом.
- А зачем нужна капсула над трансформационным диском? - спросил я, касаясь прозрачного холодного купола, - От чего она защищает?
- Программист, он же, испытатель. Мы проверяем код. Не всегда получается то, что задумано. Поэтому нужна защитная капсула. Она построена из специального сплава, придуманного нашими физиками. Капсула без проблем защитит даже от ядерного взрыва. Невероятно полезная вещь, между прочим. Нам такие, время от времени, заказывают для нужд исследовательских лабораторий.
- Ну, это мне понятно, - кивнул я, рассматривая, что находиться в дальней части комнаты за красным тонированным стеклом, - А там что?
- Ещё одна комната, - ответил Сергей, но рассказать больше он не успел, так как вошли ещё двое. Женщина, проводившая собеседование в гараже и незнакомый мне мужчина.
- А вот и Ирма с Аристархом! - воскликнул Сергей, приветствуя сотрудников так, будто они были самыми дорогими людьми на свете.
- Ребята, знакомьтесь, это Николай. Николай, Ирма второй программист МИРА. А это Аристарх Соболёв.
- Спасибо, - Аристарх сделал шаг ко мне, - Я очень рад, что ты согласился работать в МИРЕ. Ты нам нужен. Новый проект невозможен без тебя. Это главное условие.
Я кивнул, сбитый с толку прозвучавшей фразой. Мужчина, придумавший фантастический язык, благодарил меня, не знающего даже принципа работы!
- Ирма и Сергей тебе всё расскажут, - продолжал Аристарх, внимательно изучая меня уставшими карими глазами. Аристарху было около сорока лет, но на висках уже появлялись первые седые волоски. Он был довольно высоким мужчиной, а в молодости, наверняка, статным. Но, года отданные работе за компьютером, сказались на внешности. Некогда широкие крепкие плечи сейчас были опущены и от былого парня атлетического телосложения практически ничего не осталось. Он наверняка отдавал работе все силы. Я взглянул в его глаза, поняв, что этот мужчина мыслями находиться где-то далеко. Он явно спешил приступать к любимому занятию.
- Спасибо, я очень рад, что попал в МИР, - проговорил я, ловля себя на двузначности прозвучавшей фразы.
- Мы тоже рады, - уходя, буркнул под нос Аристарх.
- Аристарх работает в западном крыле. Там лаборатория спецпроекта, - затараторила Ирма, - а пока присаживайся, поговорим.
Ирма опустилась на один из диванов. Я последовал её примеру.
- Вот книги, - на стеклянном столике передо мной появилась стопка принесенных Сергеем томов, - Здесь всё, что нужно знать о языке МИРА. Вот диск для трансформации, - Сергей поставил уже знакомый мне зелёный диск, - Будешь тренироваться на нём. Твоё задание, знать известные на сегодняшний день коды МИРА, как "Отче Наш".
Я хотел сказать, что атеист, но какая разница? Ясное дело, буду учить.
- У тебя месяц на одну книгу, - продолжал Сергей, - Таким образом, через полгода, ты должен практиковать с нами в три руки. Для работы над новым проектом нужны все программисты. И все должны быть незаменимыми.
- Я справлюсь, - кивнул я, листая первую из книг, автором которой был Аристарх Соболёв, - А как появился язык МИРА? Не написал же его Аристарх за одну ночь? - спросил я, вполне допуская именно этот вариант.
- Нет, всё намного сложнее, - ответил Сергей, - Первый код МИРА появился пятнадцать лет назад.
- И что это была за вещь? - спросил я.
- Дай я ему расскажу! - потребовала Ирма.
- Валяй! - кивнул Сергей, откидываясь на спинку дивана.
- Пятнадцать лет назад Аристарх работал над диссертацией, где пробовал доказать возможность многоуровневой трансформации энергии, - начала Ирма, - Ты должен знать, что Аристарх не только первоклассный программист, но и замечательный учёный, владеющий знаниями в области микробиологии и кибернетики.
- Ничего себе! - присвистнул я.
- Не перебивай, пожалуйста, - холодно отрезала Ирма, тараторя дальше, - Аристарх, как и любой нормальный человек, был влюблён в девушку. Он сделал ей предложение, и они назначили день свадьбы. А за три дня, самолёт, которым невеста возвращалась домой (она была переводчиком) разбился где-то в районе Израиля. Аристарх чуть не сошёл с ума. В результате он запирается у себя в квартире и месяца напролёт пишет код. Код МИРА. Он хотел вернуть погибшую.
- Он хотел воссоздать человека?! - обалдел я, - Но код человека вряд ли смогли расшифровать... - неуверенно предположил я.
- Конечно, не смогли, - согласилась Ирма, - Но это не мешало Аристарху работать с тем, что уже было известно.
- И у него получилось? - не поверил я.
- Получилось, - подтвердила Ирма, - Один меценат, ознакомившись с проектом Аристарха, построил это самое здание и пятнадцать лет назад в этой комнате был получен первый код. Машины трансформировали цифры, и... появилась Мира...Вот язык и называется "язык МИРА". В честь погибшей возлюбленной Аристарха. Он вернул себе невесту.
- И?.. Что стало потом, ведь известна только часть кода?
- Аристарх об этом не думал. У него здорово поехала крыша. Но Мира всё-таки была создана. Настоящая. Живая. Но... немного не такая, как мы...
- Иначе говоря, - перебил Сергей, - Аристарху удалось создать нечто эфемерное. Не человека. Это существо по своей природе больше напоминает богиню, дух или ещё что-то в этом роде. Другими словами, Мира бесплотна.
- И где она сейчас?
- Тут. В лаборатории, - Ирма поднялась и пересекла рабочую часть зала, направившись к красному тонированному стеклу. Она нажала на несколько кнопок на цифровом замке и стеклянная дверь отодвинулась. Перед нами открылась просторная жилая комната. На белой тахте у окна возлежала девушка. Красивая, на самом деле, напоминающая богиню. Я в мифологии не разбираюсь, и это не важно, но вкус Аристарха мне понравился. Мира была прекрасной. Длинные пепельные волосы волнами спадали по идеальным плечам, прикрывая глубокий вырез белого платья, плотно обтягивающего в меру пышные формы.
- Познакомься, Мира, это Николай, - представила Ирма.
Мира поднялась с тахты и подлетела ко мне. Подлетела! Её ноги не касались пола.
- Мне очень приятно... - протянул я, тая при виде открывшейся моему взору красоты. Мира была восхитительной.
- Именно такой... - всматриваясь в моё лицо, протянула Мира, - Точь-в-точь...
Я непонимающе взглянул на Ирму, но она уже направилась к выходу из комнаты.
- Мне очень приятно... - выходя, улыбнулся я то ли девушке, то ли богине.
Ирма набрала код на цифровом замке и стеклянная дверь закрылась.
- И что? Она всё время тут сидит? - поразился я, когда мы вернулись на диван.
- А что ты предлагаешь? Выпустить её прогуляться? Пускай попугает жителей близлежащих деревень?! Она же - приведение, Николай!
- Она настоящая. Просто у неё нет тела... - попробовал оправдать я заточённое прекрасное создание.
- Правильно мыслишь, - подбодрил меня Сергей, - Аристарх смог расшифровать только часть кода. Немного для физического тела, немного для души. Собрал всё, что было вместе и слепил Миру...
Я посмотрел на красную стену, за которой жила девушка.
- А почему она живёт под замком? - спросил я.
- Спросишь у неё во время прогулки. Мира попросила отпустить тебя в обед вместе с ней.
- Какой ещё прогулки?! - окончательно запутался я.
- Каждый день Мира выходит на двадцать минут полетать над горами... - фыркнула Ирма, - Вот всё и расспросишь! А теперь работать!
Ирма с Сергеем ушли в так называемую "комнату чудес", а я остался в компании книг изучать новый язык. Я быстро уловил суть, поняв, что дело пойдёт споро. Книги Аристарха не изобиловали пространными объяснениями, и уже к обеду я разобрался в принципе работы. Моё задание состояло в том, чтобы запомнить наизусть известные коды МИРА. Ошибки допускать не разрешалось. Один неверный код мог погубить всю структуру. В книге тщательно описывалось, как работал язык при программировании одного, двух и трёх человек. Каждый исполняет свою партию в строго отведённое время, выдерживая временные перерывы или вписывая параллельно части кода.
Я исподтишка наблюдал, как работали Ирма и Сергей. Сначала они писали коды вместе, потом кто-то один становился первой скрипкой, а другой вписывал элементы в строго отмеченных местах. Потом они менялись ролями. Видимо, компьютеры были разной мощности, и приходилось работать за троих.
В час дня пришло время обеда. Ирма выпустила Миру из комнаты и я, получив приглашение от девушки-богини, отправился на прогулку по карпатскому лесу.