Inspektorpo... и Наталья Щерба : другие произведения.

Звездный мост - 2005

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Байка, каков Звёздный Мост на самом деле. Написано в соавторстве с Натальей Щербой.

    Публикация в 3 (28) номере за 2005 год фэнзина "Шалтай-Болтай".





'Звездный Мост-2005'

(отчет двух маленьких, но очень гордых фенчиков)

  С 15 по 18 августа 2005 года в Харькове в седьмой раз проводился фантастический конвент 'Звездный мост'. Начал дежурно и сразу спешу вас разочаровать: здесь почти не содержится информации, кто какую водку пил, кто с полки в поезде свалился, как били морды за фэнтези и научную фантастику и т. д. и т. п.
  Об этом у вас будет возможность почитать в десятках иных отчетов, которые, как ядерные грибы после начала третьей мировой, начнут появляться в Сети. Причин, побудивших меня впервые поехать на конвент, имелось несколько: во-первых, хотелось получить пишу для ума, во-вторых, воочию увидеть писателей-фантастов живых и говорящих, посмотреть на тех, кого читаешь, ругаешь и хвалишь.
  На конвенте я присутствовал вместе с Василисой (о чем можно догадаться, исходя из авторства статьи).
  Поселившись в 5 утра 15 августа в гостинице 'Мир' одним из первых (а может и самым первым), в 9 утра я прошел регистрацию. Получил тряпичный портфель с эмблемой фестиваля, из которого извлек последние номера журнала 'Реальность Фантастики' и 'Меридиан'. Начав знакомиться с данными изданиями, приятно удивился, что среди опубликованных авторов нашел знакомых посредством интернета личностей: в Харьковском журнале оказался рассказ Сергея Туманова 'Нулевой подвиг Геракла', а в ганноверском Степан Кайманов с опусом 'Предназначение'.
  Нацепив бейджики с надписями 'фэн' и отобедав в кафе 'Бункер' Харьковского Национального Университета (ХНУ), я с Василисой отправился на торжественной открытие, проходившее в актовом зале Дворца Студентов Национальной Юридической Академии Украины. Оказалось, на Украине, как и в России, юристы живут хорошо. Картины на стенах, небольшой фонтан на первом этаже: участники должны были проникнуться ощущением масштабности 'Звездного Моста'. В актовом зале мы заняли места в четвертом ряду, причем оказалось, что ниже нас сидели журналисты и писатели, а на ряд выше - харьковские власти. (Участников фестиваля, занявших места в пятом ряду, вежливо попросили освободить места для высокопоставленных лиц.) Находясь среди таких чинов, откуда нас, возможно, не выгнали из-за наличия у Василисы клёвого фотоаппарата, мы чувствовали себя превосходно.
  Открытие происходило по стандартной, для подобных мероприятий, схеме: на сцене поплясали девочки-школьницы; попрыгали, залихватски посвистывая, казаки с саблями и флагами; официальные лица сказали дежурные слова о том, как же они рады всех нас видеть. Церемония открытия закончилась дождем из воздушных шариков. Участники фестиваля, как дети кидались ими: кто-то пытался наконец-то убить Семецкого, замеченного среди присутствующих, а мужчина, сидевший на крайнем месте третьего ряда и усиленно ловивший исключительно оранжевые шарики, насобирал с десяток шаров революционного цвета. Конечно, на губернатора не потянет, но на районного главу точно хватит.
  После открытия началось катание на воздушных шарах: отстояв немалую очередь на площади Свободы, вы получали возможность подняться на уровень третьего этажа и радостно поглазеть на тех, кто внизу. Мы с Василисой от такой перспективы благоразумно отказались. Тем более с Земли вид на шары приятнее.
  Завершался первый день концертом группы 'Пикник'. Музыка данной команды меня никогда не привлекала... ну просто не мое. Концерт ничем особым не отличился: Шклярский, как мне показалось, играет в некотором отрыве от слушателей, - не чувствуется, что стоящий на сцене, работает именно для тебя.
  А, ну еще был фейерверк. Нет. Это был не фейерверк. Это был ФЕЙЕРВЕРК!!! Старт ему дал Сергей Лукьяненко, с n-ой попытки, в стиле 'брюки превращаются', пустивший сигнальную ракету. А потом началось... Я, не раз имел возможность наблюдать за праздничными салютами, проходящими в крупном соседнем городе-спутнике, но то, что произошло в Харькове, не идёт ни в какое сравнение. Впечатления от потрясающего пятнадцатиминутного фейерверка останутся еще надолго. Рассказывать бессмысленно, лучше увидеть. Скажу лишь, что надпись в ночном небе 'Звёздный Мост' горящими буквами, плюющаяся искрами, была офигительная.
  Суть программы второго дня заключалась в семинарах, проводимых в ХНУ. Всего их намечалось около десяти. Понятное дело, что побывать на всех - совершенно нереально, поэтому мы выбрали семинары, показавшиеся самыми 'вкусными'.
  Первым значилось мероприятие под названием 'Наука - фантастике'. Руководитель семинара А. В. Захожай произнёс нехитрую вступительную речь и уступил место Василию Головачеву. Тот взялся в двух словах рассказать о новых теориях гравитации, не забыв попутно порадовать слушателей анекдотом и прорекламировать нескольких своих книг (Слава Богу, не все, а то пришлось бы слушать Головачева до позднего вечера). Василиса сразу поняла, что в данной аудитории фэнтези не любят, чем была крайне недовольна (не то слово! - примечание Василисы) и нервно поглядывала по сторонам, рисуя на бумажках аккуратные пентаграммы. А когда начался рассказ о стволовых клетках и спариванинии коров и кроликов в пробирках, предложила сбежать. Я, уразумев, что каких-то особых научных откровений не услышу, благоразумно решил не спорить с женщиной, и мы тихо-тихо перебежали в соседнее крыло университета на семинар творческой мастерской 'Второй Блин'. Там уже во всю разошелся харьковчанин (можно сказать туземец :)) Андрей Валентинов, рассказывавший о горькой судьбе фантастов. Ну не признают их за серьёзных писателей! Потому Валентинов и вступил в полемику с так-называемыми-эстетами, которые фантастику и за литературу не считают.
  Здесь мне хотелось бы несколько перескочить во времени и перенестись на семинар 'ВЕЧНЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ, или ФАНТЫ ДЛЯ ФЭНА', проводимый Олегом Ладыженским и Дмитрием Громовым (Г. Л. Олди). Материал, предложенный на семинаре, представлял собой продолжение статьи Олди 'Сеанс магии с последующим разоблачением, или Секстет для эстета'. В 'Фантах для фэна' писательский тандем рассказал о типичных ошибках среднестатистических фэнов фантастики, которые только укрепляют эстетов в убеждении, что фантастика не литература, а если и литература - то глупая и развлекательная. Текст Олди, как всегда, был сдобрен шутками юмора. А вот вывод из него оказался абсолютно невеселым. Громов и Ладыженский говорили не о кризисе в нашей фантастике, а о всё большем засилии середнечковых авторов, этаких ремесленников, причем, как правило, это относилось именно к молодой поросли, пришедшей в фантастику относительно недавно. Олди предупреждали, что рано или поздно сегодняшний средний уровень станет завтрашним высоким. На вопрос из зала: 'А каков выход?' последовал ответ, что один из возможных вариантов - признание фантастики Литературой со стороны эстетов. Правда Олди добавили, что ответа они не знают, а задача 'Фанты для фэна' состояла в постановке проблемы.
  Идея о признании фантастики литературой со стороны эстетов проводилась и на страницах журналов 'Меридиан' и 'РФ', на мастер-классах Валентинова и Олди, поэтому я и сделал такой перескок во времени. Сложилось впечатление, что многие видят в этом выход из сложившей ситуации в отечественной фантастике.
  Брюс Стерлинг, в предисловии к сборнику Уильяма Гибсона 'Burning Chrome' писал:
  'Если верно, что поэты - непризнанные законодатели мира, то фантасты - шуты при его дворе. Мы - те самые Мудрые Дураки, которым позволено кувыркаться и куролесить, бормотать пророчества и чесаться на публику. Мы можем играть Великими Идеями - будучи родом из дешевого плебейского чтива, мы кажемся всем безвредными.
  А фактически, фантасты имеют все возможности дать обществу пинка - мы обладаем влиянием, но не отягощены ответственностью. Ведь очень немногие полагают, что нас стоит принимать всерьез; тем не менее, наши идеи пронизывают культуру, поднимаясь в ней невидимыми, как фоновая радиация, пузырьками[1]'
Сказано еще в 1986 году...
  Признание фантастики литературой со стороны эстетов, автоматически переведет фантастов из шутов на литературном балу в его участников, лишит преимуществ, описанных Стерлингом, но и даст что-то иное: к примеру, возможность пить шампанское из фужеров, распространяясь о неуспехе у массового читателя.
  Главным вопросом, на мой взгляд, является, не будет ли предложенный Олди вариант выходом из сложившейся в фантастике ситуации, а нужен ли он, в первую очередь, для самих фантастов и для их читателей. Нужно ли кому-то что-то доказывать, когда нам и так все давно уже известно?
  После завершения семинара мне удалось подойти к Дмитрию Громову с вопросом 'не видит ли он части вины издателей в побеждающей середнячковой литературе?'. Дмитрий Громов ответил, что вина, конечно, есть, но незначительная, ибо вкус формирует читатель. По мнению Громова, в какой-то момент появилось небольшое количество средней литературы, за которую уцепился тот самый фэн, о котором было рассказано на семинаре, - и издатель пошел на поводу у читателя.
  Я задал второй вопрос: 'Не видится ли выход в том, что сейчас называется неформатной фантастикой?'. Громов ответил, что нет, ибо массовый читатель читать таковую не будет, - данная фантастика могла выйти, но только в кризисные годы, в середине 90-х.
  Ну и в конце я, понятное дело, поинтересовался 'и что ж, блин, делать-то? (а то ужоснахщотворица!)'. 'Писать как можно больше!' - бодро ответил Громов и удалился.
  Теперь вернемся на семинар 'Второго Блина'. После Валентинова выступил В. Станкович с докладом 'Будущее Украины глазами фантастов'. Как выяснил докладчик, в произведениях современных фантастов будущего у Украины или вообще нет, а если и есть, то крайне безрадостное. На прениях, проводившихся в конце семинара, данная тема вызвала самую оживленную дискуссию. До драки не дошло, зато вспомнили пару произведений, в которых Украина захватывает Россию и все у братьев-славян в шоколаде, но эти романы тонут в общей массе негативных прогнозов относительно нэзалэжной со стороны фантастов.
  Причина здесь, мне кажется, не в общем пессимизме авторов, а в направленности фантастической литературы. В 1999 году Борис Стругацкий сказал: 'Раз угроза сформулирована, она тем самым... как бы предотвращена. Гораздо больше (и по-настоящему) я боюсь катастроф, которые мы сегодня предвидеть не способны'. Так что пущай писатели расписывают гражданскую войну на Украине, ее распад, превращение в колонию и т. д. - все это будет означать, что в реальности самого худшего варианта не будет.
  После Станковича с докладом 'Педагогика Полдня' выступил Григорий Панченко. Главный редактор Меридиана вступил в дискуссию с Е. Первушиной и рассказал о детях и их воспитании, взрослении в произведениях Стругацких. На мой взгляд, данный доклад стоило читать перед подготовленной публикой. Как было хорошо сказано после выступления Панченко: 'А теперь нам осталось прочитать статью Первушиной, чтобы понять, о чем нам сейчас рассказывали.'
  Завершался семинар отделением 'Еврокона'. С 13 по 16 апреля в Киеве пройдет 'Еврокон', и организаторы благоразумно начинают готовить сани летом. Собравшимся в аудитории поведали, каким масштабным и представительным будет сие мероприятие, а так же сообщили о предполагающемся мастер-классе миниатюр, который собирается провести пан Анджей Сапковский.
  Михаил Назаренко выступил с докладом 'Мифология и этнология в фантастике'. Именно под такой эгидой планируется провести киевский 'Еврокон'. Назаренко рассказал о том, как использовались мифы и различные чудища в фантастике, пройдясь от древних Греков до 'American gods' Нила Геймана.
  На девять часов вечера второго дня было назначено ночное бдение в обсерватории, а так же дискуссия на тему 'Нечистая сила в современной литературе'. И здесь случился единственный прокол организаторов. Вообще, об организации стоит сказать самые хорошие слова - техническую сторону конвента можно оценить на высший балл. Но вот беседа о нечистой силе с настоятелем храма Иоана Богослова протоиереем Виктором Маринчаком проводилась в маленькой, набитой под завязку, аудитории. Что либо услышать, а тем более понять в такой обстановке не представлялось возможным.. По крайней мере, мне и Василисе, стоявшим в дверном проходе. Поэтому мы, подумав, что и без нас о нечистой силе можно говорить хоть до утра, забили на это дело.
  На 11 часов третьего дня состоялось закрытие фестиваля, проходившее, как и открытие, в здании Юридической Академии. На закрытии прошла торжественная раздача слонов. 'Звездный мост' оригинальностью не отличился: получили те же, от тех же и за тоже.
  Победителей в номинациях выбирали участники конвента, путем двухтурного голосования. В первом туре в номинации 'Циклы, сериалы и романы с продолжением' было представлено 110 претендентов (во втором туре 69), в 'Крупная форма (романы)' 126 (75 во втором туре), в 'Дебютные книги' 91 (58 во втором туре), в 'Критике и Литературоведении' - 18 работ. По идее, чтобы объективно выбрать пару лучших в первом туре и тройку во втором, каждый из голосующих должен быть знаком со всеми претендентами. Как вы сами понимаете, такое невозможно даже теоретически. Поэтому в том, что от конвента к конвенту список лауреатов не меняется - ничего удивительного, - голосуют за то, что читали, за тех о ком, чём слышали. Это тоже самое, что на сетевом конкурсе участник составляет топ из десятка прочитанных работ при представленной сотне.
  В центре внимания на 'Звездном Мосте' была Марина Дяченко, вместе с мужем получившая на 'Евроконе-2005' приз как 'Лучшие писатели Европы'.
  В принципе, Зорич (вдвоем), Олди (вдвоем), Дяченко (виртуально вдвоем, но реально - одна), Валентинов (и виртуально и реально один) могли занять места на сцене и периодически выходить, а так - приходилось каждый раз подниматься из зала.
  Главным гостем 'Звездного моста' должен был стать Гарри Гаррисон, которому присудили награду 'За выдающиеся заслуги перед Ее Величеством Фантастикой'. Но, к сожалению, создатель Стальной Крысы и Билла - героя галактики приехать не смог, о чем сообщил Александр Коржневский, вышедшей получать награду за ирландского писателя. Поездки на Украину становятся плохой приметой для западных фантастов: Шекли слег в Киеве, Гаррисон заболел еще до поездки.
  Да, стоит сказать, что мне с Василисой опять удалось занять места в первых рядах, между писателями, журналистами и официальными лицами и запечатлеть все происходившее на сцене.
После закрытия и обеда участники фестиваля на автобусах поехали на пикник в лагерь 'Факел'. Фантасты ели, пили (особенно), плясали у костра, стреляли из лука и винтовки, гоняли пузырь по полю, рубили мечом арбузы, катались на лошадях, - короче, отдыхали.
  Я стрелял из лука и даже почти попал в настоящую майку Семецкого, натянутую на кол, но недостаточный учет поправки на ветер и кривые стрелы, не позволили прибить бессмертного персонажа множества произведений, а Василиса отобрала меч у рыцаря и отмахивалась им от оператора с камерой, гонявшегося за ней по пятам.
  Потом некого парня Локи, дико орущего и отчаянно вырывающегося, по традиции (каждый год его запихивали лицом в торт), толкнули тем же лицом в пирог, довольно, кстати, жёсткий и абсолютно без крема.
  Из игрищ хочется упомянуть любопытный конкурс. Вызвали из толпы двух девушек, пишущих фентези, дали в руки по мечу и заставили с боевым кличем перерезать арбуз пополам, аки врагу голову. Надо сказать, что Юлия Сиромолот, получившая на 'Звездном Мосте' приз за победу в конкурсе журнала 'Химия и жизнь', великолепно и быстро справилась с поставленной задачей: куски арбуза, хрустнув, разлетелись в стороны и Юлии засчитали чистую победу.
  В конце пикника меня - как и всех, у кого этот конвент был первым - посвятили в фэны: пришлось отжаться десять раз и обняться с двумя бородатыми мужиками. Василиса, как и другие девушки, участвовавшие в конвенте впервые, выйти и делать полагающиеся новеньким дурацкие реверансы, не захотела. Оно, впрочем, и правильно.
  В воскресенье - последний день конвента - после завтрака в саду имени Шевченко состоялось соревнование по пейнтболу 'НФ против fantasy'. О результатах сего мероприятия мне неведомо (как стало известно позже фэнтези победило), ибо я с Василисой предпочел полюбоваться красотами Харькова, а не получить по отмирающим извилинам свежей краской. Но талончик-лицензию 'на отстрел писателей' мы сохранили: а вдруг пригодится?
  Что еще сказать о конвенте? Лично для меня он удался: я получил то, зачем ехал, увидел, кого хотел, получил пищу для ума, да и просто отлично провел четыре дня на Украине.

  Победители в номинациях 'Звездного моста -2005'

НОМИHАЦИЯ 'ЦИКЛЫ, СЕРИАЛЫ И РОМАHЫ С ПРОДОЛЖЕHИЯМИ':

  1 место ('Золотой Кадуцей'): Валентинов Андрей (г. Харьков), Дяченко Марина и Сергей (г. Киев), Олди Генри Лайон (г. Харьков) - за роман-цикл 'Пентакль'.
  2 место ('Серебряный Кадуцей'): Панов Вадим (г. Москва) - за книгу 'Королевский крест' из сериала 'Тайный город'
  3 место ('Бронзовый Кадуцей'): Березин Федор (г. Донецк) - за книги 'Война 2030: Красный рассвет' и 'Война 2030: Пожар метрополии'.

НОМИHАЦИЯ 'КРУПHАЯ ФОРМА' (РОМАHЫ):

  1 место ('Золотой Кадуцей'): Громов Александр (г. Москва) - за роман 'Феодал'.
  2 место('Серебряный Кадуцей'): Громыко Ольга (г. Минск) - за роман 'Верные враги'.
  3 место('Бронзовый Кадуцей'): Прокопчик Светлана (г. Москва) - за роман 'Русские ушли'.

HОМИHАЦИЯ 'ДЕБЮТHЫЕ КHИГИ':

  1 место ('Серебряный Кадуцей'): Кубатиев Алан (г. Бишкек) - за дебютную книгу 'Ветер и смерть'.
  2 место ('Бронзовый Кадуцей'): Андронова Лора (г. Рига) - за дебютную книгу 'По велению грома'.
  3 место ('Бронзовый Кадуцей'): Рудазов Александр (г. Самара) - за дебютную книгу 'Архимаг'.

НОМИНАЦИЯ 'КРИТИКА, ПУБЛИЦИСТИКА И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ':

  1 место: Олди Генри Лайон (г. Харьков) - за статью 'Десять искушений юного публиканта'.
  2 место: Пузий Владимир (г. Киев) - за статью 'Как живёте, караси?!'
  3 место: Байкалов Дмитрий, Синицын Андрей (г. Москва) - за статью 'Путеводитель по конвентам для странствующих и путешествующих'.

  Более полный список лауреатов - http://www.star-bridge.org/?section=history&subsection=laureat_2005

  [1] - Перевод А. Комаринцева, А. Чертиков.
  Печатается по: У. Гибсон Джонни-Мнемоник. Москва. Издательство АСТ. 2004. стр. 249

   24.09.2005, Колпино - Ивано-Франковск
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"