Литература и сетература как объекты рецензирования и критики с первого взгляда есть категории вроде как имеющие больше сходств, чем различий. Но это на первый взгляд. Если присмотреться...
Эту тему можно продолжать до бесконечности, но сейчас ясно - сетература и литература расходятся друг от друга. Как в море корабли. Радостного экстаза от слияния не получилось - кто-то нашел себя на высокотехнологическом поприще сетературы, кто-то остался верен "бумажным" традициям и читает проверенное временем (ну, и людьми).
Да, сначала это было - сетераторы писали, писали очень хорошо, их читали - но потом высокотехнологический прогресс дал необыкновенную возможность - писать и организационно, информационно, технически и т.д. быть равными всем, независимо от их собственно творческого уровня. Это привело к созданию достаточно равномерной массы пишущих примерно одинаково (я не говорю, что плохо, на самом деле хорошо, но можно и лучше), поэтому, чтобы выделиться среди других писателей, надо было разворачивать широкую саморекламную кампанию - то есть, брать на себя роль издателя. Сколько человек - столько и саморекламы - затеряться очень просто, поэтому следующий способ - это пиар, желательно черный. Это всем известная сказка - и многие возмущенны, многие негодуют по поводу происходящего в сетературе, отождествляя зачастую её с литературой, пишут гневные тирады... Не стоит - если присмотреться к перспективе, то происходившее в сетературе, от её появления, как части литературы, до современного состояния подчинено весьма жесткой и простой логике и тот путь, которым шла сетература - логичен до неприличия. Этого следовало ожидать. Объяснять логику не буду - и так все поймете. Да и поняли, наверное, уже.
Пока мы можем говорить о сетературе и литературе, ставя между ними знак примерного равенства, но скоро нам придется ставить знак неравенства - не то, что там что-то больше, а что-то меньше, а именно неравенства - однажды настанет момент, когда мы станем говорить о сетературе и литературе, как о кислом и красном. Две совершенно различные категории творчества. Стоп - возразят мне - ведь и литератор и сетератор делают в итоге одно и то же - художественный текст.
Литература и сетература имеет один объект, но, тем не менее, субъект у них разный. Литература предполагает наличие слоев - слоя писателей, слоя критиков и рецензентов, слоя читателей. Сетератор универсален. Он - писатель. Он - читатель. И он же критик и рецензент. Сетераторы не могут образовывать слоев, и не могут жить единой массой. Они вынуждены сбиваться в домены - группы людей, объединенные по принципу максимальной взаимной психологической или какой либо иной совместимости - они читают тексты внутри этого домена, пишут тексты внутри домена, рецензируют внутри домена, при этом связи с другими доменами на порядок менее интенсивные, чем внутридоменные. Домен - явление стабильное и в какой-то мере самодостаточное, за выживание ему бороться уже не надо, надо только поддерживать свою численность - слишком крупный домен развалится, слишком мелкий - незаметно рассосется. Универсальность сетератора не позволяет ему обращать внимание на слишком многое - он вынужден ограничивать себя доменом. Становление сетературы можно сравнить с процессом остывания расплавленного металла - сначала перегретый металл бурлит, потом остывает до спокойной жидкой массы, равномерной по составу и структуре, потом начинается самое интересное - вокруг отдельных центров начинают разрастаться твердые зоны-домены с устойчивыми внутренними связями. Расти домены могут долго - но только до тех пор, пока не упрутся в другие домены. Хотя это я говорю немного упрощенно - домены пусть и однородны по составу и принципу устройства, каждый сетературный домен будет иметь свою спецификацию (фантастика, фэнтези, ролевуха, поэзия, реализм...), специфика будет определять и размер домена - размер домена должен, по моему разумению, быть обратно пропорционален объему внутридоменных текстов. Хотя сейчас доменная система только проходит период становления - границы доменов стабильны, оптимальные размеры домена пока не определены. Кстати, тут можно укрупнить уровень доменов - мелкие домены сбиваются в более крупные домены - как вы уже поняли - это литературные сайты для самопубликации - СИ, например - будет являться доменом сетературы вообще. Это мой взгляд на развитие и становление сетературы - сетература еще растет, и вряд ли её рост и развитие когда-нибудь остановится. Но основой всего всегда будет сетератор - универсал скрипт-процесса (тут не буду говорить "литература", как написание текстов, сетератор занимается сорокинским скрипт-процессом - пишет тексты или комментарии).
Говоря о разделении сетературы и литературы, следует заметить, что на "Книгозавре", литературном портале, в последнее время рецензий на книги (литературу) стало появляться гораздо больше, чем рецензий на сетературу. И это не всплеск - это, как мне видится, тенденция.
З.Ы. Посему хочу сделать предложения всем читающим это - пусть каждый желающий предложит свой вариант развития сетературы как явления, выложит, мы почитаем, почитаем, а лет через пять посмотрим - что сбылось, а что нет.