В цивилизованном мире принято считать, что покровителем Интернета считается какой-то (я точно не знаю, а искать какой - большой "влом") католический святой. Это глубокое заблуждение. Интернет - такая помойка, что "хоть святых выноси" - это вы знаете лучше меня. Интернетом правит Его Величество Ктулху. Пока спит. Ибо когда он проснется, то он зохаваит фсех. А пока он спит и видит сны, в которых в которых блогомерзкие людишки при помощи кабелей и радиосигналов занимаются взаимным истреблением моска. Ктулху лежит на дне океана, в подводном городе и на поверхности в принципе не появляется. Пока. Мы бы никогда не узнали о том, кто на самом деле потихоньку подъедает у нас моск, если бы не великий американский писатель Говард Лавкрафт. Об этой личности я вам сейчас и поведаю...
Творивший в годы Великой Депрессии, Говард был вечно голоден и недоволен. Поэтому он не мог написать про красивую любовь и счастливый брак - его недовольные герои и персонажи всегда кого-то хавают, ну, или хавают их. Поэтму у Лавкрафта герои выживают крайне редко (а если выживают - то зачастую из ума) - в основном речь там ведется от лица свидетелей, очевидцев и посторонних исследователей или людей, ничего плохого не сделавших, но оказавшихся там, где всегда есть место подвигу. Это места - куда нормальный человек не сунется и где происходит всякая чертовщина - просыпаются древние чудовища, открываются проходы в другие измерения, демоны восстают из праха, ну, и так далее... Если верить Лавкрафту - то люди всего лишь насекомые, волею случая и прочих сил беззаботно живущие в своем убогом мире и не подозревающих, какие чудовищные силы стоят в сторонке - вот в эту сторонку и поглядывает глазами своих героев писатель. Рассказывать, что он там увидел - долго, да и ни к чему - лучше всего самому почитать. В русском переводе (его можно найти в Библиотеке Мошкова) хотя читается не очень легко - тут и перевод, и не самый подходящий (для меня, во всяком случае) стиль изложения, но зато интересно, местами можно сказать - захватывающе. Хотя в переводе со страниц почти исчезает самый главный герой - страх. Вот уж этого здесь хватает - атмосфера страха нагнетается автором целенаправленно, в каждом произведении - от маленького рассказа до повести. Другим важным стимулом для героев Лавкрафта является любопытство, в основном - любопытство исследователя, ученого или оккультиста - оно движет ими, заставляя забираться в такие дебри мироздания, куда лучше вообще не лазить. В своих произведениях Лавкрафт выстраивает довольно цельную картину своего мира - где живут скрытые (а точнее - незамеченными) от людей древнейшие существа, страшные пришельцы, исчадия зла из загробно-подземного мира, из других измерений - и с каждым прочитанным рассказом картина должна становиться все цельнее и еще более ужаснее.
Количество рассказов Лавкрафта велико - это многотомный труд (иные говорят, что все творчество Лавкрафта - это фундаментальное исследование мира, из-за своей шокирующей сути воспринятое как сборник ненаучной фантастики), но среди самых интересных прозведений я выделяю повести "Хребты безумия", "Тень над Инсмаунтом", рассказы "Ужас в Данвиче", "Случай Чарльза Декстера Варда" ну и "Зов Ктулху" в конце концов. Влияние творчества автора на отдельные умы было настолько велико, что вскоре появилось большое количество фанфика (по большей части отстойного), широкой серии комиксов и достигло своего апофеоза, когда главу одного крупного государства спросили, как он относится к пробуждению Ктулху, знаменитого интернет-мема, божества Рунета и героя произведения Лавкрафта.
Когда полезен Лавкрафт - когда надоедают вечные схватки героев меча и магии, философские метания неокрепших умов и душ, сексуальные переживания фригидных домохозяек и тоска менеджеров среднего звена - самое время для Лавкрафта. Почему он интересен? Если поэт старается быть зеркалом души, то писателю ничего не остается, как быть зеркалом эпохи - время технического прогресса, когда фантастика не поспевает за реальностью, когда древнейшие сущности уживаются с электротехникой, самолётами и автомобилями, когда с далеких звезд прилетают своим ходом чудовища, пожирающие людей, а не расстреливающие лазерами зеленые человечки в летающих тарелочках. Когда техника и колдовство живут рядом и как-то совершенно не мешают друг другу - непередаваемая атмосфера стыка эпох, когда инопланетяне еще не прилетели, а чудовища и колдуны еще не вымерли. Приятного прочтения.