Последние несколько лет культовыми становятся вещи, связанные между собой некой неясной похожестью. Началось это для меня фильмом "Матрица", затем эта ниточка потянулась через тома Макса Фрая, а затем "Гарри Поттер" и "Дозоры" продолжили этот список. Можно добавить сюда Филиппа Пулмана и Панова с его "Тайным Городом".
Меня сейчас совершенно не интересует художественная значимость этих произведений, я хочу обратить внимание на то, что они в какой-то степени выразили и определили массовое сознание последних лет, и возможно, они стали такими популярными именно из-за той неявной ниточки, о которой я хочу поговорить.
Все эти произведения рассказывают о том, чего нет в жизни обычного человека, - о спрятанных мирах или недоступных обычному человеку уровнях сознания, восприятия.
"Матрица" - это рассказ о том, что наша жизнь - мираж, иллюзия, прикрывающая страшную правду; сон, навеянных злостными завоевателями, чтобы завоеванные земляне не рыпались, а тихо и спокойно вырабатывали продукты своей жизнедеятельности для каких-то непонятных нужд наших угнетателей.
Макс Фрай пишет о счастливом повороте в жизни обычного человека, который почти ничем не отличался от меня или тебя. Ухватившись за свой сон, герой Макса Фрая оказывается в совершенно другой реальности, где окружающий его мир - именно такой, каким бы он хотел его видеть. Не жизнь, а сказка: красота, романтика, могущество, интересная работа, любимые девушки, удивительные друзья и приключения. Мало того, оказывается, волшебство и магия существуют! Можно читать мысли, путешествовать между мирами, во сне можно сотворить целый город, да мало ли что можно ещё! Потренировавшись в этом приятном жанре на протяжении десятка книжек, Макс Фрай подошел (или подошла?) к делу ещё более серьезно: описал судьбу человека, с которого был написан предыдущий герой. Снова это обычный человек, но теперь чудеса с ним происходят не в иной реальности, где всякое может случиться, а именно здесь, в нашем мире, в привычном с детства приморском городке, а потом и в Москве. Этот герой учится общаться с волшебным миром с помощью примет и знаков, и надо сказать, у него это отлично получается! То и дело на его пути встречаются всякие странные существа и разнообразные туннели в другую реальность, где ключник открывает двери между мирами, а любимая девушка живет в нескольких мирах одновременно.
"Гарри Поттеру" - повезло больше остальных. Ему пришлось прожить в обычном мире не больше десяти лет, когда вдруг обнаружилось, что существует мир волшебников, к которому он, Гарри Поттер, причастен, где его ждут и очень любят.
В "Дозорах" - та же история. Человек живет, ни о чем не подозревая, пока однажды к нему не приходит некто, кто объясняет ему, что он - не человек, он Иной и может делать всякие чудеса. Дальше, правда, начинается какая-то ерунда. Оказывается, что нужно выбирать между светлыми и темными Иными. Светлые, вроде, хорошие, но цель у них какая-то непонятная: служить людям, независимо от того, что эти самые люди творят. Ещё существует некая инквизиция - в общем, запутанная иерархия со сложным сводом законов и моральных ценностей, не имеющая системы и прозрачной цели.
К чему я всё это пересказываю? Я бы хотела отметить это стремление массы (именно массы, а не отдельного слоя) людей к чудесам, волшебству, скрытой реальности, к некоему новому наполнению обычных серых будней каждого из нас. Как будто мы мечтаем или даже чувствуем, что вот в этой привычной реальности, в которой мы существуем, должно быть нечто большее, нечто более глубокое, наполненное смыслом и радостью.
Но вот чего не хватает во всех названных мной произведениях: не знаем мы, что за смысл должен крыться в этой скрытой реальности. Наиболее явно видно это в "Дозорах": все Иные отличаются друг от друга по своей магической мощи, а эта мощь, в свою очередь, определяет, на какой уровень сумрака может опуститься Иной. Чем больше уровень сумрака, тем Иной "круче". И что же там происходит, на этих уровнях сумрака, в этих скрытых от обычного человека уровнях реальности? Да ничего, в общем-то, интересного: комары, тени, мухи и мох - вот и всё, на что хватило фантазии автора. Это не в упрек, просто нам действительно не хватает чего-то, чтобы хоть представить себе, чего же мы ждем, какого наполнения, какого смысла хотим.
Что нам предлагает "Матрица"? Счастливые, освобожденные от иллюзий люди живут в железных катакомбах, в бедности и лишениях, борются за свою свободу и ждут Избранного. И вот появляется Избранный. И что же он может? Что он изменит? И тут нам снова не хватает воображения: наша мечта, наш Избранный умеет уворачиваться от пуль и летать - вот, собственно, и всё.
Макс Фрай виртуозно обращается со словами и настроениями, так сладко описывает нам несуществующие миры, что у нас не возникает вопроса, зачем это всё нужно. Душистого кофе, пузатых мостовых, теплых сумерков и прохладных дождей вполне хватает нашим сердцам, отвыкшим от сильных приятных эмоций. Но помимо этого, миры Макса Фрая ничем не отличаются от нашего привычного мира. Просто в них его герой чувствует себя как дома, на своем месте, чувствует себя особенным, самым удачливым, самым любимым. Он как будто сам для себя выдумал эти миры, и живет в своей выдумке, изменяя ее под свои сиюминутные желания.
То же происходит и у Панова: чем жители "Тайного города" отличаются от людей? Тем, что они более могущественные, более мудрые, более богатые, более сильные. Вам не кажется, что этого мало?
Заметив для себя эту особенность, эту нехватку особенного смысла в скрытых мирах, так полюбившихся большому проценту человечества, я хочу надеяться и ждать, что вскоре появятся и найдутся книги, которые смогут наполнить эту нехватку. Я надеюсь, что у человечества возникнет потребность в том, чтобы понять, что за смысл должен скрываться в нашей повседневной жизни, что за наполнение, что за радость, какая цель может ждать нас в скрытых пока от нас областях нашего восприятия окружающей реальности. Если нам мало этого мира, то давайте подумаем: чего же мы хотим?