Хоть памятник ставь желтенькому изданию "Северо-Запад". Начали они издавать фэнтези самые первые и издавали самое интересное. С них начался Амбер и Колдовской мир, Драконы Перна и Средиземье, и еще много, много разных Хроник. Что-то забылось, что-то отсеялось, что-то устарело, изменилось само восприятие фэнтези не без помощи новых книг, в чем более интересных (Мария Семенова и Анджей Сапковский) или более глубоких (Ник Перумов и Джордж Мартин). Но осталось два автора - Роджер Желязны и Мэри Стюарт, не потерявшие ничего от первого впечатления и не задвинутые новыми авторами на задний план.
Британия. Вполне реальная, а не фэнтезийная, и даже имеется старинная карта. Читая, держу ее рядом, да еще достаю и современную. Ну, прямо экскурс в историю. И никакого волшебства. Да и сама Стюарт, давая в каждой книге отрывок из настоящей легенды, привязывает ее к реальности. Так, как это происходило бы на самом деле, без всякого волшебства.
Долгое время у меня был только один роман - "Полые холмы". Был он настолько самодостаточен, что я очень удивилась спустя годы, узнав, что это цикл романов. Сам по себе этот роман еще был полон чего-то необычайного, магического и сверхъестественного. Начальный же роман - "Хрустальный грот" развеивает магическую ауру Мерлина, делает его вполне обычным человеком, но от этого он становится более уважаемым и вызывающим восхищение.
Мерлин - бастард, внук короля и сын короля, отмеченный иной, чем власть, печатью. Печатью служения другой цели: быть голосом Богов, предвещавших появление Короля, объединившего Британию. "Боги будут сопутствовать тебе, Мерддин Эмрис, только если ты сам ступишь на их тропу". И все его волшебство - это, прежде всего, образованность на высоком, очень высоком для своего времени уровне. И лишь немного - дар предвидения и ясновидение. А еще умело поддерживаемые слухи, перерастающие в легенды. И вот уже образ мага - волшебника готов. Теперь любое его действие и поступок - все приписывается волшебству. Но мы-то знаем, что к чему.
Вся жизнь Мерлина проходит в книгах Стюарт своей неспешной чередой, не становясь от этого менее увлекательной. Хрустальный грот и первые видения, встреча с отцом и первое пророчество, второе пророчество у подножия рушащейся крепости, строительство Хоровода Камней и "волшебное" зачатие будущего Короля. А потом годы путешествий и счастливые годы воспитания Артура. И Меч. Меч королей, увиденный в видениях, указанный Богами и извлеченный из камня тем, кому этот Меч предназначили Боги.
Третья книга цикла "Последнее волшебство" почти лишена мало-мальских магических действий. Это книга строительства мира как в прямом, так и в переносном смысле. Артур - король и добивается мира на полях сражения, а Мерлин строит крепости. Строит, используя свои опыт и знания. И вот уже построен Камелот. И меч висит на стене.
И к Мерлину потихоньку приближается старость. Но не жалкая, а осчастливленная поздней любовью. Пусть ему придется еще испытать свои самые зловещие видения, его силу переняла достойная ученица, а любовь и почтение Артура теперь уже оберегают его, старца, как он когда-то оберегал своего воспитанника.
Каюсь, третью книгу брала в руки с опаской. Не хотелось разочаровываться в Артуре. Какой бы не была признательность благородного Артура к своему воспитателю, каким бы ни был хорошим Верховный король, милость королей изменчива. И я видела лишь два пути развития сюжета. Либо Мерлин своими советами будет, в конце концов, в тягость своему королю, либо король, прислушиваясь до конца своих дней к стоящему рядом с троном Мерлину, потеряет мое уважение. В книге же не случилось ничего подобного. Камелот оправдал свою легенду. Мари Стюарт настолько сбалансировала этот мир, не отступая от легенды, что нашлось и место Мерлину при дворе и прежнее уважение Артура к Мерлину. Это было красиво и тепло. Как, впрочем, и все книги цикла.
От четвертой книги "День гнева" такие же впечатления. Скажите, как можно описать легенду, где Мордред убивает Артура - своего отца и при этом показать, как это могло произойти на самом деле. Грустно, трагично, не без тяжести предательства и отчаянья неотвратимости судьбы. Здесь есть и зависть и интриги, но не сына к отцу, глупость и предательство, но не наследника к королю. Здесь происходит трагическая случайность и остается какая-то надежда на иной чем в легенде исход. В конце концов, ведь Мерлин не погиб, замурованный в пещере, как когда-то виделся ему свой конец, а остался в этой пещере святым духом, благословляя и наставляя своих любимых.
Возможно, у Мари Стюарт есть еще продолжение, которое мне не попадалось, продолжение, где Мордред осуществит свою мечту: править Британией и быть достойным преемником отца, но это будет уже не то. Без тени Мерлина книга лишится той магической завесы, которой отличаются книги этого цикла. И хотя, не сомневаюсь, что останется этот неторопливый, чисто английский стиль написания, столь присущий Мари Стюарт, без оттенка же волшебства, настолько тесно связывающий мир грез, где Мерлин переносит в воздухе король-камень и реальный мир, когда дочь с обидой жалуется: "Нет, ну почему Мерлин не рассказал, какими приспособлениями он перенес этот камень", это будет не Та Книга.