Не ждите глубокого анализа. Эмоции, одни сплошные эмоции. Эмоции, толкающие искать Перумова по всем знакомым и знакомым знакомых. Эмоции, из принципа не позволяющие купить хоть одну из книг. А зачем он написал продолжение Толкиена? Ведь были хоббиты, а стали ого-го хобитты, были битвы и великие Битвы, а стали битвы Концом Света, было одно колечко, а теперь их вон сколько в "Кольце тьмы". Сюжет динамичен, не спорю. Оторваться от него невозможно, но что-то отталкивало. Что именно?
В первую очередь расширенные границы Средиземья. Была Страна, и казалась она единственной, была за нее Битва, Битва, решающая судьбу Мира. А тут, оказывается, страна далеко не такая уж и маленькая. Есть у нее и соседи, есть неизведанные пути и народы. Недавно дочь нашла хорошую карту Толкиенского Средиземья. Расспрашиваю ее, недавно перечитавшую "Властелина колец", как она воспринимает этот мир. Ответ огорчил. Я сама придумала себе границы Средиземья, зациклившись на толкиенских дорогах. Возможно, зря советовала не читать ей Перумова, побоявшись разрушить и ее Мир тоже.
Еще что? Зачем Перумов сделал Олмера, великого воина, плохим героем? Или зачем он очеловечил его, почему отрицательный герой, вызвавший такую Войну, мне нравится, и я не знаю, чего мне хочется больше - поражения ему или победы? И начинаешь думать... Ведь войны ведутся двумя сторонами. И каждая считает себя правой, и в каждой воины верят именно своему предводителю и идут за него на смерть. У Олмера своя правда, у наших положительных героев своя. И правда Олмера, месть эльфам за сокрытие от людей Знаний, то представляется кощунственной, то истинной. И мечешься в своих эмоциях. Эльфы - ведь это что-то прекрасное, высшее. А Знания? Что умного мы, человеки, вынесем из Знаний эльфов. Зачем они нам? Чтобы лишний раз создать мощнейшее оружие и в очередной раз завоевать мир? Да, это мы запросто. С другой стороны, такова наша природа, человек: всегда стремиться прорвать "Запретные границы". Не положено, а хочется. Знакомо? Конечно!
Все противоречиво и только "Адамант Хенны" не принимается категорически. Отвергает мозг огненную лавину, сжигающую все на своем пути, в том числе сотни и сотни людей, и, как следствие, отвергает и весь роман в целом.
Но читалось давно, осталось только общее впечатление. Возможно, что-то и не так, как я прочувствовала вначале, вслед признанному Толкиену. Писалось бы это отдельным циклом, не связанным с Толкиеным, эффект бы был другим. Ха, но тогда, может, никто и не заметил бы этих книг, ведь не секрет, что книга бралась в руки, исключительно как продолжение. С другой стороны, человек, настолько проникшийся Миром Толкиена и написавший такую книгу, не мог не остаться незамеченным. И "Хроники Хьерварда" я брала в руки, зная, что ни смотря на мою обиду и негодование, автор стоит того, чтобы читать его дальше.
И сразу же захватывающий сюжет с погоней. Такую ПОГОНЮ я не встречала НИГДЕ. Только в частенько видимых беспокойных снах, олицетворяющий бог знает что, когда ты бежишь, опаздывая на электричку, успевая и не успевая вскочить в последний вагон, а из него стремишься в первый, и двери все закрываются перед тобой, и ты опять бежишь. Но я могу проснуться. А Арьята Халланская нет. И бег от смерти, а потом месть и битва за свое наследство потрясает до глубины души. Все на грани. Вот-вот кончатся силы, но жить хочется и брат должен быть спасен. А в мире, где властвует магия нельзя схорониться от врагов, как ее тезке, Арьи Старк в Мире Семи Королевств. Но магия, слава Богам, и помогает. Все динамично и логично.
А бои молодого Трогвара?! Отдаю ему и Перумову первенство во всех читаемых мною описаниях боевых поединков. Это красиво и неповторимо, и больно, когда кровь течет из его раны. И во всех последующих книгах, ищу, ну когда появится он, Крылатый Пес, обещанный нам и возрожденный.
И маленький червь сомнения. А ведь под властью Владычицы страна процветала. Пусть обман, да, но для чего сражения, за что, если и так все хорошо? Эта мысль постоянно присутствует и в "Гибели богов". "А зачем?" - тихо шепчется что-то там в глубине. Чем Новые Боги лучше Молодых? Нет, конечно, лучше, больше у людей свободы выбора и меньше вмешательство в людские дела, но не такой же ценой?! И зачем же Тьма? Это уже становится серьезным, когда нам предлагают возлюбить Тьму, Великую Тьму.
Но, закончив книгу и прочитав послесловие, начинаю что-то понимать. Спасибо забытому мною человеку, который в этом Послесловии расставил мне, непонятливой, все точки над i. Перумов пишет с точки зрения Тьмы. Тьма имеет место в жизни, никуда от этого не деться, так почему мы всегда на противной ей стороне? А что там, на обороте? И тут всплывают любимые Хроники Амбера. А на обороте Мерлин и его семья, а чудища - реальности его мира. Там тоже жизнь, такая же, только немного по другим законам. И Мир - это не что-то одно, Хаос или Порядок, а Равновесие.
И опять новый Мир Перумова - Мельин. Сюжетных линий гораздо больше. С непривычки раздражает и путаешься. Хм, смешная. Это я еще не читала следующие, когда забытые уже имена персонажей предыдущих книг, имена других Миров, вдруг всплывают, и мучительно вспоминаешь, где же я это имя уже встречала? А из-за глупого упрямство, отказа покупки этих книг, так и продолжаешь чувствовать себя немного ущербной. Но это потом. Пока здесь, в Мельине все интересно. Хотя опять знакомый червячок. А чем плохо влияние Радуги, ее власть? Ведь в стране вполне все благополучно. Ах, только для Императора? Он де марионетка. Ну, тогда давайте разрушим все Упорядоченное до основания, тем более, что повод вообще-то есть: ну, держит Радуга под контролем ВСЮ магию этого мира, а ведь другим-то тоже хочется.
Но это так, отступление, все остальное на высоте, на очень большой высоте. Переплетение сюжетных линий, магия большая и малая, люди и нелюди, смертоносный Ливень и необыкновенная Долина, решительный в своей ненависти император и скрытый в подземелье неизвестный наблюдатель. И Фесс. Самый интересный, симпатичный и приятный герой. Он и воин, и член загадочной Серой Лиги, да еще и маг. При этом ничего человеческое ему не чуждо. Есть дом, откуда он сбежал, ища приключений, есть тетушка с планами женить непутевого племянника и приятельница тетушки. О-о-о не просто приятельница, а боевой маг, и сам Фесс перед ней мальчишка.
И самое главное здесь - Мечи. Перумов вообще мастер магических артефактов. Они поистине все необычайны по своим формам, свойствам и способностям. Правда, что-то многовато их. У героев его произведений то один артефакт, то другой появляются регулярно, и именно эта перчатка, или эти камни, или этот клинок один из самых могущественных, и только диву даешься, как вовремя они попадают в руки нашему герою. Но кто дал мне право судить Магический Мир? Может их, наоборот, маловато, а по законам Магии они и должны появляться в нужное время в нужном месте. Но вот Алмазный Меч, да взращенный лесом Деревянный превзошли всех и все. И охота за ними на должном уровне и Разлом они устраивают себе под стать. Под стать ненависти, скопившейся в этом Мире. Ненависти нелюдей к людям, людей к нелюдям, что и описывает Перумов без прикрас, жестоко и опять на грани. Искра, и мир взорвется. Что ж, искр герои предоставили достаточно.
Опять новый Мир. На этот раз закрытый, запретный, сюда нельзя попасть и сплошные загадки. А кто закрыл? И от чего закрыл? Кто занес сюда Фесса? И кто такие, наконец, Маски? А Фесс, нет, чтобы отгадывать загадки, сам теряет память. И этого мало, вот он уже Темный Маг. Превращение Фесса в Неясытя неприятно. Хочется, чтобы он скорей все вспомнил и стал таким же, как прежде. Нет, ничего против некромантов не имею. И до сих пор все знакомые некроманты были вполне симпатичны: и Фесс, и Геральд. Даже и непонятно, почему их люди боятся.
Последняя прочитанная книга - это "Странствия Мага". Нельзя сказать, что искала ее по знакомым. Знала, что рано или поздно попадет в руки. Попала, но скорее поздно. Настолько поздно, что позабыла все, и упоминавшихся в повествовании крупиц прошлых событий мне явно не хватало, а начало было таким угрюмым и занудным, что еле переборола желание бросить книгу. Ну а потом события стали разворачиваться слишком стремительно, чтобы отвлекаться на вспомнившуюся интернетовскую библиотеку.
В этой книге со всей полнотой дан ответ на вопрос, почему все-таки люди боятся некромантов. В поисках Меньшего Зла Фесс творит такие дела, что имя его еще долго будет проклято, даже если он и откроет границы этого Мира. Да, рассуждения его логичны.
"Нет, Атлика, ты совершила ужасное. И самое главное, это необратимый поступок. Враги могут захватить город, но их можно оттуда и выбить. А теперь Арвеста уже не вернёшь. То, что случилось, - зло, зло в чистом виде. Я не могу доказать это логически (кто знает, быть может, война за освобождение Арвеста и впрямь унесла бы ещё больше жизней, чем один роковой удар Тьмы), но я знаю, знаю неколебимо твердо - нельзя побеждать врага такой ценой. Потому что это даже хуже, чем поражение".
Но что он делает сам? В правой вроде бы борьбе он призывает то, что совсем недавно и осуждал. И хотя память уже пробуждается, он вспоминает все, но слишком это поздно. Врагами становятся уже и мирные люди, и служители Церкви. А нарушенное слово, да не одно висит тяжелым бременем, и Шестеро ждут возвращения долга, и Тьма зовет, призывает к себе. Нет, прежним он не будет, борьба за жизнь свою и жизнь своих друзей опять на грани и выжигает последние остатки прежнего Фесса.
"Ну, мальчишка, и всыплю же я тебе, когда поймаю!" - постепенно свирепея, думала Клара. Нет, этот мальчишка так увяз в переделе Мира под себя, у него такие противники и такие союзники, что уже сама Клара рядом с ним выглядит блекло. Как, впрочем, и Император со своей перчаткой. Показав, кстати, Императора всего пару раз в предыдущей книге и столько же в этой, Перумов просто издевается над читателем. Или это ну очень умный ход, предваряющий события последующих романов, или что-то, что я все- таки не уловила.
А все остальное герои?! Это появляющиеся персонажи и их почти немедленная гибель. Раньше Перумов себе такого не позволял, насколько я помню. А тут они появляются, как будто специально, что бы Фесс давал им свое Слово Некроманта и тут же его нарушал, для усугубления, так сказать, драматизма повествования. Мне показалось именно так. Рыси он, правда, слова не давал, так и она, вроде бы и не погибла. Хотелось бы в это верить. Не может же так банально погибнуть необычайная полуэльфка, который автор уделил столько внимания.
С Джайлзом вообще не понятно. Откуда-то в произведении взялось повествование от первого лица, что означало, в принципе, появление еще одного главного действующего лица, и гибель его на эшафоте вызывает далеко не легкое недоумение. А для чего это было сделано? Для того, чтобы Фесс лишний раз услыхал вопль небезразличного ему человека: "Где ты Некромант?". А ведь Эбенезер Джайлз, далеко не рядовой персонаж, чтобы выполнив свою роль, уйти со сцены. Характер молодого мага и его душевные терзания показаны как нельзя сильно, а разборка с ним инквизиции ошеломляет. "- Ну, коли так... раз готов ты на такое ради сего некромансера идти... то это и есть главное доказательство того, что прельстил он тебя, чадо неразумное, прельстил и зачаровал". Не первый раз в произведениях, да и в кино сталкиваешься с методом работы Святой Инквизиции, и здесь лишний раз убеждаешься, насколько это страшно и безнадежно. И все-таки, слишком рано убрал его автор и слишком жестоко. Логично было бы связать его со Спасителем. А тут итог такого поворота события - жгучее желание Фесса отомстить. При этом, зная наверняка, что для его друзей это пройдет далеко не гладко.
"Не торопись судить... Не суди. Не вставай ни на чью сторону. Ты - сам по себе, некромант, у тебя нет друзей и нет союзников, у тебя есть только враги - уже выступившие в открытую или же пока ещё только собирающиеся. Враги... да, враги были всегда. Да, его боялись и ненавидели. Но почему он должен бояться и ненавидеть в ответ? Потому что это так "по-человечески"?"
Но нет же, не должны быть друзья, но вот они - есть. И союзники появляются, как по заказу. Прислушайся ты, Фесс, к ним хоть раз. Сделай же ты правильный выбор... И вот мы в конце книги, где выясняется, что все ошибки Фесса - это расставленные ловушки, чтобы Некромант действовал по-человечески, реагируя, как Фесс, как человек, воин, а никак не Некромант. Он не Разрушитель. Он тот, кто откроет этот Мир, подумав и порассуждав в Одиночестве, что и предстоит мне еще прочитать.