Наконец-то вышла третья книга, наконец-то я ее прочитала. И тут же начала читать первую. Зачем? Вроде бы с надеждой ожидала конца третьей книги, чтобы, наконец, ушла из души чернота ужаса средневековья, чтобы спокойно пополнить кончившиеся таблетки снотворного, ибо засыпание последние дни становилось замысловатым делом, ибо Королевская Гавань и Близнецы не отпускали. Но рука потянулась к книжному шкафу, и пришлось ей подчиниться.
Наверное, следовало сделать это раньше и после долгого перерыва не начинать сразу вторую, понадеявшись на память, а взять себя в руки и начать с начала цикла. А возможно и нет. Первые главы и вижу то, на что не обращала внимание тогда, читая первый раз. Небольшой нюанс, но, зная последующие события, он смотрится уже совсем по-другому.
Читая вторую и третью, с удивлением вопрошала, а почему недолюбливала Кейтилин, а почему так нравился Тирион. А потому что забыла первую книгу, а люди не однозначны, события и экстремальные ситуации меняют их. Есть у людей черные стороны, есть и белые. Они не скрыты, вот они, проявляются, но мы на них не обращаем внимание, зациклившись на чем-то одном, внешнем. Черное и белое. Белое и черное. Преданность и измена. Вероломство и долг.
Семейство Ланнистер. Глава их - Тайвин Ланнистер внушает уважение. В конце концов, когда он был десницей, в стране царил мир и покой. И во многих грехах его семья не виновата, как думали мы в начале книги. Его поступки объяснены и логичны. Попробуйте-ка поступить по-другому... Но расправляться с врагами такой чудовищной ценой - это немыслимо. И все возникшее уважение испаряется без следа.
Его сыновья. Умный, но страшный Тирион, абсолютно не понятый всеми, и мало того, всеми ненавидимый. Он отлично подходит на роль козла отпущения, и этим пользуются все, и в первую очередь семья, которой он был предан. К сожалению был. Что ждет его потом? От Мартина можно ожидать всего, но что он приготовил для маленького человечка, потерявшего все? Сомневаюсь, чтоб что-то хорошее. Безусловный герой произведения, но слишком уж ужасен он для королевств. Найти свое место он может только в тени, или на Стене. Еще есть Санса и почему-то в голову приходит Орлиное Гнездо. Для справедливости можно добавить еще и Бобровый Утес и даже Драконий Камень. Защита замка, но замка отстоящего от королевств подальше, где-то высоко и недосягаемо.
Прозванный Цареубийцей Джейме. Абсолютно отрицательный герой вначале. А потом все более и более привлекательный. И жалость тут не при чем. И не боль делает его мудрее и взрослее. Возможно, это сделала темница. Но, перечитывая первую книгу, вижу эти признаки человечности уже там. Он пришел бы к этому сам. Хотя... Жизнь - она интересная штука. Не знаю. Жаль только, что Тирион напоследок сделал ему так больно. Но он не видел другого Джейме.
Старки. Все. Все до одного честны и благородны. Люди Севера, всегда в борьбе, они такие и должны быть. Но это чересчур. И нельзя несокрушимому в своей честности Эддару Старку доверять политический пост. Это дипломатия, а не поле боя или родовой замок. Конец был предрешен сразу же, как поступило предложение. В этом единственном Мартин был предсказуем.
Арья и Санса борятся, как могут. Невероятно выжить в таких условиях, но они выживут. Жаль, что дает им силу ненависть, а не любовь, как ни банально это звучит. И шрамы останутся на всю жизнь, как бы ни сложилась их судьба.
А их матери силу дает именно любовь. И она проигрывает. Возможно, ненависти предстоит сделать большее. Чувства к Кейтилин противоречивы. Все, что она перенесла - это не плата за то мелкое недовольство ею в Винтерфелле, когда она ненавидела Джона. Но вот чего я не могу ей простить - это то, что она оставила Винтерфелл. Какая бы причина не была - ее место - это место Хозяйки Замка. Это крепкий тыл для ее родных. Муж - не маленький мальчик. И даже маленькие мальчики способны стать мужами без нее. Но имея Дом, на войне ее мужчинам легче. Она это отринула. Умна, проницательная, сильна, но своей семье она нужна была в Винтерфелле. Кто знает, может перечитывая дальше первую книгу, я найду что-нибудь такое, что оправдает ее моих глазах.
И возможно открою что-то новое и о Роберте Старке. Мне так и не удалось узнать его получше. И Мартин, оказывается, не припас для него основных действий где-то в последующих книгах. Коротко его повествование о мальчике - муже, не проигравшего ни одно сражение на поле боя, и проигравшего все в дипломатии. Цена слишком велика за его ошибки и слабости. Но он Старк, сын своего отца. Его судьба созвучна с судьбой отца.
Несомненно самый любимый герой Мартина - Джон. Но и любимцу досталось от автора так, что не позавидуешь. Но, с другой стороны, ему легче, чем остальным братьям. Его цель ясна и путь, хоть и извилист, но понятен. Защита Стены и мир с одичалыми, с теми, кто вопреки принятому мнению, тоже люди, и далеко не плохие. Не вижу его королем. Он сделал свой выбор, и уже не раз. Скорее расширение владений и полномочий Лорда-Командуещего Слияние функций защиты Стены и статуса Хранителя Севера - возможно это. Вольный Народ - это опасное соседство для поданных любого короля. Пока еще они научатся жить в мире друг с другом.
Необыкновенно интересно следить за Дейенерис. Из маленькой испуганной девочки она превращается в королеву. Вначале непонятно было, что автор собирается с ней делать. Горстка людей и три забавные зверушки, собирающие зевак, которые платят за представление. Читая, становится жалко предполагаемую расправу всех властителей Семи Королевств над слабой принцессой, она ведь отчаянно стремится туда, а ее дети еще так малы. Но Дени удивляет и поражает. И дело тут не в драконах, а в ней самой, в крови драконов, что течет в ее жилах. С этим надо родиться, а не стать.
Разговор о детях - особый. Дети - такие же герои книги, как и взрослые. Родители их, безусловно, любят. Но они отличная разменная монета в их играх. Слова, клятвы тут неважны. Все это можно нарушить, можно предать. Странно, что это обычное дело среди рыцарства. Да и где тут рыцарство, если таковое можно заработать любой кровью, лишь бы она была угодна Хозяину. В союзах Домов самое важное - это заложник и брачное ложе. И распределяются дети кто куда. И замуж можно попасть за чудовище по имени Джоффи. А заложник потом отплачивает самой черной монетой, какую можно придумать.
Третью книгу Мартин посвятил человеку, побудившему ввести в действие его книги драконов. Драконы преобразили действие. Без драконов - это была бы не фэнтези, а историческая книга. История средневековой Европы. Без узнавания, к счастью, стран, но, как мне кажется, именно так и происходило там и тогда, тысячу лет назад. Война на войне, разбой, убийство и насилие. Такое впечатление, что в живых остаются только наемники, мечущиеся от одного хозяина к другому. И если они убивают всех подряд, то кто тогда, когда все, наконец, кончится, будет сеять и собирать урожаи, и где они, в конце концов, найдут себе жен.
Бальзамом на душу один из королей. Станнис не симпатичен, нет, хотя ведет его к трону не жажда власти и мщения, а вера в правду. И произносит он слова: "Пытаюсь завоевать трон, чтобы спасти королевство, тогда как мне нужно спасать королевство, чтобы завоевать трон", а рядом с ним Давос, бывший конрабандист, житейски умный и преданный. Они еще проявят себя, с какой стороны, один Мартин ведает.
Что еще Автор сделает со своими многочисленными героями - неизвестно, а ведь героев много, очень много. Одно несомненно, удивляться еще придется не раз. И Мартин напишет это с блеском. Или, вернее, с ужасающим мастерством реализма, учитывая порой возникающее желание пройтись по свежему воздуху.
"Умирающий свет"
"Назвался груздем, полезай в кузов". Пожелав на одном из последних опросов на любимом сайте взять с собой на необитаемый остров произведения Джорджа Мартина, как я могла устоять, напав в Питере на распродажу книг, среди которых была пара его книг. 25 рублей за каждую, и они у меня в кармане, то есть в любезно предоставленном фирменном пакете.
И все же залежавшийся с 2001 года товар не внушал доверие. Впрочем, и не только это, но и год написания романа - 1977. Ведь цикл "Песни Льда и Огня" написан намного позже, двадцать лет спустя. Но и это еще не все. Написано же в послесловии, что Мартин стал известным писателем задолго до полюбившегося нам цикла. Настораживало смутное опасение, что писатели того времени слишком уж были увлечены внешним антуражем фантастического мира. Им нравилось придумывать необычные, своеобразные, а порою и жуткие Миры. Нет, конечно же, я не против. А за что мы и любим-то фантастику? Но в последнее время это былое буйство фантазии уже потеряло свою новизну и красоту. Слишком много всего, слишком подробно. К сожалению, в этой книге все подтвердилось. Но начну по порядку.
Одинокая планета блуждает по Галактике и оживает лишь вблизи Окраины Вселенной. Да, вот так, с большой буквы - Окраины - сообществом населенных планет, затерявшихся на задворках Вселенной, способных и готовых поделиться с бродячей планетой своими Солнцами. И мало того. Заранее зная, что путь планеты - это предстоящая ее гибель, они устраивают на ней Фестиваль своих планет, Фестиваль своих Культур. Расточительный, заведомо убыточный проект, но людям хочется показать, что их Окраина не лыком шита и они идут на это. Фестиваль кончился, а построенные города, выращенные леса, выпущенные на волю звери остались. Всему этому грозит в ближайшие годы гибель. И именно сейчас, на этой умирающей планете и начинает развиваться сюжет романа.
На планете уже всего лишь несколько сот жителей, и среди них вновь прибывший - Дерк. Позвала былая любовь, вот он и бросился на помощь. И столкнулся с необычайной культурой мира, в котором оказалась бывшая его возлюбленная Гвен. В мире, где для женщин вообще-то уготована лишь одна роль - рожать детей. Здесь брачный союз, союз железного кольца, образуют мужчины - тейны. Друзья, соратники, любовники. И только чужая женщина, с другого клана или другого мира способна возвести мужчину до высокого положения в обществе одним своим существованием, одним своим присутствием. Но она не жена, она бетейн, она связана с мужчиной серебряно-жадеитовым браслетом, и принадлежит ему на правах собственности. Она вещь, которую лелеют и делятся ее со своим тейном. А, лишившись своего покровителя, у нее одна судьба - стать, как и все остальные женщины этого мира - эйн-кети.
Но ведь Гвен-то любит своего Джаана. И может пойти ради него на многое. А ему очень трудно отказаться от традиций своего мира, где главное - долг и обязанность, где за свою честь и честь своих друзей и братьев сражаются на дуэлях, неважно, на мечах или на лазерных пистолетах. Но все же он не закостенелый консерватор, и готов идти навстречу, ведь жил же он когда-то на другой планете и познал иную жизнь. Но есть еще и его тейн, его Джанасек. И Джаану когда-то придется сделать выбор между двумя самыми близкими, любящими его людей.
Медленно, очень медленно течет сюжет, перенасыщенный описанием городов, воплотивших культуру построивших их народов. И даже внезапные повороты сюжета кажутся неспешными и не напрягают. Так же неторопливо познает чуждый ему мир и Дерк. Мир, который оказывается для него опасным и смертельным, где ему внезапно придется выбирать: либо признать себя вещью, стать чьей-то собственностью и унизительно сохранить этим свою жизнь или, будучи человеком, принять вызов на поединок и неизбежно погибнуть. Есть, правда, и третий путь - бежать, что он и делает, став для врагов не человеком, а оборотнем, тем, кого можно спокойно убить. И вот он уже жертва для охотников на людей.
Так получилось, что прочитанная до этого романа книга Бушкова была тоже про охоту людей на себе подобных. Мне пришлось сравнить. Мне пришлось вздохнуть. При всей нелепости, кошмарности такой охоты, предыдущая книга своей динамичностью не давала от нее оторваться. Такая же беспощадная борьба за жизнь в данном романе не захватила. У Мартина и здесь получилось все неторопливо и медленно. Сомнения и рассуждения, описание мелочей - все это преобладает над действием. Да, возможно, в книге не это главное. И большое внимания тут уделяется аспекту борьбы нового и старого мира Кавалаана, самого принципа отживающих свой век вместе с угасающей планетой традиций консерваторов и борьба с ними готовых сотрудничать с остальным миром сподвижников Джаана. Но мне это показалось не интересным, пресным, и слишком тягучим.
Хорошо, что книга стоила всего 25 рублей. И плохо, что мое решение взять на необитаемый остров произведения этого автора уже под большим сомнением.