Купила книгу, фантастику, прочитала, понравилось. Вполне классическая фантастика и обычные бластеры и парализаторы. Честно говоря, мне больше нравится уже вошедшие в обиход термины, чем что-то, что не выговоришь и привыкаешь только через несколько глав. Называлась та книга "Границы бесконечности".
Через пару месяцев перечитала. Понравилось еще больше. И начала я целенаправленно добывать остальные книги. Майлз Форкосиган нравился и сам по себе, но насколько же было интересно начать с начала. Доставая следующую, перечитывала по новому разу все имеющие. И только три последних книги о Майлзе прочитала именно тремя последними.
Может, поэтому весь цикл я воспринимаю лучше (кроме последних трех). Каждая книга - долгожданная и желанная. Майлз вначале предстает адмиралом Нейсмитом, уже уверенным и обожаемым всеми героем. Терзания и самоанализы, борьба со своим несоответствием - слабое тело и мощный интеллект - не самое главное. Главное - дело, которое он умеет, которым гордится и оно не отделимо от него. Галактический оперативник!!!
А потом уже читаешь начало - вот оно, исток всего. Что было интуитивно непонятно - теперь объяснено. И отец с матерью, и дед, и оруженосец Ботари. Психология Ботари, кстати, один из наиболее сильных образов, сильнее, чем Эйрл. "Это будет... - "немыслимо, глупо, опасно, безответственно", - ...прекрасно, сержант".
То, что роман написала женщина, я, конечно, знала, но только тогда, когда муж, прочитав половину книги, удивленно спросил: "Это что, женщина написала?", обратила на это внимание. Но что тут такого? "Верните его в репликатор еще лет на восемнадцать, мне такое не по силам" - это мое, мне хотелось сказать так же. Просто фантастику написала женщина, и написала классную фантастику. А как это? "Нас, взрослых, так много, а он один, Казалось бы, мы должны за ним поспевать. Почему же у меня такое чувство, что на его стороне численное превосходство, и мы окружены?"
Но, конечно же, Корделия - это утопия. Ну не бывает таких умных и мудрых женщин. Здесь, может быть и перебор. Хотя все равно безумно интересно читать сцены диалогов Коделии.
А Майлз, - он хоть и герой, но земной, свой. Его гиперактивность - это просто реакция на свою непохожесть. Вы приглядитесь к своим знакомым. У меня есть такой: небольшого роста и в очках. Он умный, импульсивный, поет, танцует, играет в спектаклях, занимается борьбой и так далее И только потом я где-то уловила глубоко психологическую мысль - что все это у таких людей от осознания своей неполноценности. А я у него такой неполноценности и не замечала. Этого он и добивался. Так и Майлз. Даже если и родись он нормальным, он не был бы похож на Айвена. Это с его-то родителями. Сам Барраяр бы этого ему не дал. Тут все логично и принимаемо легко и свободно.
Последние три книги: "Комарра" - Катриона, хоть и показана в период смятения и поворотов в своей судьбе, немного проще, чем Корделия, но все равно нереальна. Не это главное. Главное, что Майлз в этой книге течет по течению, ничего не совершая. Кроме переговоров с заговорщиками и рассказа Катрионе о своих женщинах. За эти последние страницы, принимаю всю книгу.
"Гражданская компания" - только после второго прочтения смогла даже через полгода вспомнить, о чем там речь. А после первого раза не могла ничего припомнить кроме того, что императорская свадьба все-таки состоялась и Катриона - невеста Майлза. Даже такой необычный сюжет, как превращение Дона в Донну, второй раз читала как первый.
"Дипломатическая неприкосновенность" - ну, как обычно, первый раз - запоем, разочарование, через месяц опять в руки. Ну, вообще-то читать можно. Но давайте следующую книгу что-нибудь совершенно другое об их с Катрионой детях, и чтобы Майлз где-то фоном позади.
А самые интересные книги - "Границы бесконечности" и "Память". А еще вообще-то "Ученик воина", да и "Игры форов", ну еще "Братья по-оружию"...
Эпилог.
Дочь: "Ты зачем опять Буджолд достала?! Убери сейчас же! А то опять перечитывать начну..."
Шалион
Прочитала я "Проклятие Шалиона" только сейчас. Непростительно для поклонницы Буджолд, зная, тем более, что книга вышла давно. Да я ее видела, почти держала в руках. Уже протянуты продавщице деньги, но ломается витрина в уличном книжном ларьке и, увы, я отхожу облизнувшись. Потом уже была не судьба. Но вот она, наконец, у меня, прочитанная, невиданное дело, моими родными раньше меня.
Итак, Средневековый мир. Фентезийный мир. Там магия, там Боги вмешиваются иногда в дела людей. Не напрямую, а осмотрительно. И если допускают промахи, допускают проникновение в мир людей своей крови, исправляют все это бережно и осторожно.
Бывший паж, бывший поэт, бывший солдат, комендант несдавшейся крепости и бывший раб на галерах. Добраться бы до любой теплой кухни и греть, греть изболевшее тело и душу. Такова мечта Кэсерила, не сбывшаяся во имя высокой цели. Не удалось обрести покой ветерану невзгод, не вышло даже остаться скромным секретарем 16-летней принцессы. А как бы было хорошо не знать забот рядом с той, которой в этом Мире уготована обычная судьба члена королевской семьи. Замуж, быть при муже и поручать своему секретарю вести свою переписку. Он опытен и умен, но как же хорошо не знать забот. Не получилось.
Избранный богиней, отнюдь не случайно, и благословенной ей. И легко ли быть сосудом не только для благости, но и для демона с чужой, враждебной душой? Легко ли существовать, отмеченным сияющим светом святости. И в это же время жить с постоянной болью, удручающе ждать неизбежного конца. Конечно, он готов был к смерти уже давно, да и шел к ней осознанно. Но вот так, ждать ее, неминуемую, бояться, что, возможно, не успеешь доделать дело своей подопечной, и страшиться, что в момент твоей смерти никого не окажется рядом для последнего очистительно ритуала. На это надо немалые силы. И они находятся. Не без помощи друзей, не без помощи тех, кому ты нужен и кто верит и любит тебя.
И я в восторге от Исель. Красивая, умная девочка. Пока все мысли у нее, кому отдадут ее руку. Под руководством своего наставника спокойно просчитывающая выгоды своего замужества. Не имеющая право влиять, меж тем готовая подчиниться. Покорная, полностью отдающая себе отчет, что ждет ее, но только до поры до времени. Она умеет учиться на своих ошибках, прислушиваться к советам и принимать стремительные решения. Отчаянная и решительная, но не себе в угоду, а в первую очередь для своей страны. Истинная королевская дочь. Истинная королева.
И рядом с ней опять же преданные друзья. Не поданные, связанные с ней клятвой верности, связанные долгом, а именно друзья. Ибо клятва верности и долг не требуют принести себя в жертву лишь для избавления от мерзкого жениха, а движет ими большая любовь и привязанность к своей принцессе. Бетрис и Кесерил - они с ней навсегда и с ней связана их судьба, как связана она неразрывно с Шалионом.
Проводила ли я параллели с другим любимым героем Буджолд? Конечно же, да. Как же без этого. Но возникло это только тогда, когда Кэсерил, морщась от постоянной боли все же делает свое дело. Именно это присуще Майлзу Форкосигану. Делать дело, морщась от боли. И при этом делать это дело хорошо. Добиться для себя выполнение всех пунктов договора, и в конце все же остаться живым. И еще, помня игру ситуаций, словесных поединков Майзла, подсознательно ждала и этого. Но все было тщетно.
Это не умоляет достоинств книги, но и нет после окончания чтения желания полистать, выискивая то, что хотелось бы перечитать заново. Книга ровная, слишком ровная. А неожиданная встреча героя с тем, кого когда-то спас, навевает унылое воспоминания старых приключенческих книг, где бедная цыганочка оказывается дочерью могущественного герцога, а скромный юноша-моряк - графом. Душещипательные истории, и, ах, как все это в нужное время и в нужном месте вовремя выяснятся.
Здесь, правда, оказалось не так все просто. И сыграло свою роль потом. Сыграло весьма неожиданно и красиво. За это-то и спасибо автору. Порадовала, доставила удовольствие.