|
|
||
Отклик на эссе С.Я. Архипенкова "Черные новости для босса". Еще один аспект проблемы. |
|
||
---|---|---|
ОТРЕЗВЛЯЮЩИЕ НОВОСТИ ДЛЯ ИТ-МЕНЕДЖЕРА, ИЛИ О ЧЕМ ЕЩЕ СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ИТ-ПРОЕКТОВ |
||
При всем уважении к Сергею Яковлевичу Архипенкову и обилии здравых вещей в его тексте 'Черные новости для босса' (включая ссылку на Брукса), та ситуация, которую он описывает, это, конечно, 'сферические цыплята в вакууме', причем поданные под тем соусом, под которым ему, по-видимому, вкуснее. Посмотрим внимательнее на бизнес-роли, которые он описывает в своем гротеске. Владелец - он сугубо собственник бизнеса, мало что понимает в ИТ и свой первый миллион он непременно "наторговал", нещадно эксплуатируя гастарбайтеров. Менеджер - настоящий управленец, мастер своего дела, умеющий управлять 'нечесаными' кодерами, здраво оценивать риски и добиваться результатов за адекватные деньги. Программист - пресловутый 'нечесаный' кодер, который достигнет требующегося от него результата, если ему создать необходимые условия и вовремя подливать 'мотиватор'. Думаю, и сам Сергей Яковлевич понимает, что такое идеализированное распределение ролей, если и встречается, то крайне редко. Владельцы очень часто имеют собственный опыт - и управления проектами, и (зачастую) кодерства. Хорошие программеры часто имеют собственный опыт управления другими программерами (и это делает их менее (или более ;) управляемыми). Менеджеры также часто бывают "от сохи", и им может помогать (равно как и мешать) их кодерское прошлое. Проблема в том, что даже если Владелец в курсе дела, разбирается в ИТ и опыт программирования (и управления проектами) у него есть, он начинает смотреть на кодеров и на проекты совсем по-другому, когда рискует в проектах своими деньгами и сам начинает заниматься продажами. Кстати, в этом тексте Продавец - это всего лишь тень Владельца, и как-то остается за кадром, что есть цикл продаж, что есть тендеры, что есть конкурирующие предложения - и чтобы 'войти' в клиента, нужно идти на компромиссы, иначе просто продажи не будет. Вообще, взаимодействие Продавца с Клиентом и ИТ-менеджера с Владельцем - очень схожие по своей природе манипулятивные игры. Продавец стремится продемонстрировать Клиенту максимум value for money, а продать - минимум value for money, чтобы обеспечить рентабельность проекта и его выполнимость в заданные сроки. ИТ-менеджер заинтересован в том, чтобы проект длился как можно дольше при минимуме усилий и максимуме отдачи (в виде денег и мотивации). Минимум усилий в данном случае, конечно, не в смысле сложить ручки и бить баклуши, а в смысле вовлечения Команды в максимальное количество проектов. Манипулятивные игры уже предусматривают наличие полярных сторон, балансирующих взаимные усилия. Зная об этом, ИТ-менеджер, чтобы получить адекватное финансирование, скорее всего будет, следуя правилам манипулятивной игры, действовать по принципу 'проси в три раза больше, дадут в два раза меньше', и подводить под этот принцип многочисленные параметры своей модели оценки риска. Поэтому если полностью исключить возможность критической оценки Владельцем планируемых проектов ('стой в сторонке и не мешайся'), на деле неизбежно получатся раздутые бюджеты, затянутые проекты (и, соответственно, слабоконкурентная продукция). Кстати, где в этой модели Маркетинг? Где коммодитизация продукта, убеждающая клиента, что ему нужно именно это? Ведь кушаем мы, уже который год, разными вариациями украшаемый, но по сути мало меняющийся поиск a-la Яндекс и Google, порядком перекошенный из-за ориентации на рекламу и за счет оптимизации (черной и белой). Хотя в целом ощущение примерно такое же, как в конце 90-х, когда пользовались AltaVista с HotBox и Lycos, но хотелось чего-то более живого и светлого. И пришел Google. Где пресловутые технологические 'жупелы', убедительно доказывающие клиенту, что ему нужна именно эта технология (3G, IMS, FMC, LTE - далее везде), требующая радикального обновления софта и инфраструктуры? Все это, так или иначе, должно учитываться в стоимости проектов, а значит, накладывать ограничения, в том числе, и на стоимость разработки. Продавец не может сказать Клиенту: 'с вероятностью 50% этот проект будет стоить 100 000 долларов, с вероятностью 40% - 200 000, а с вероятностью 10% вообще никогда не будет сделан'. Задача Продавца - вписаться в очень узко заданный ценовой интервал, при указанных в RFP требованиях по функционалу и качеству. Так же и от ИТ-менеджера требуется не дать 'абсолютно точный, но абсолютно бесполезный ответ', а максимально использовать ресурсы команды и существующие наработки, чтобы выполнить проект с заданной себестоимостью и в заданные сроки. Или сказать, что этот проект нереалистичен и мы не можем за него в принципе взяться в текущих условиях. Хотя последнее может означать, что Команда - как ее ни пиши, с заглавной буквы или всеми заглавными, и как ее ни мотивируй, - к сожалению, не конкурентна в текущих рыночных условиях, и Владелец вполне вправе задуматься, не поменять ли ему саму команду или, для начала, ее Менеджера. В современной ИТ-индустрии рулит рынок. Приходится следовать известной поговорке: 1 доллар тому, кто придумал, 10 долларов тому, кто сделал, и 100 долларов тому, кто сумел это продать. |
||
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"