Илюхин Владимир Александрович : другие произведения.

Дело об "арестованном" аэроплане

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

К 100 - летию Авиации

(публикуется впервые)

Дело про "арестованный" аэроплан

В книге "Аскания - нова" Владимира Фальц-фейна, есть рассказ о его племяннике, пионере авиации Александре Фальц-Фейне(1893 - 1916). Он, одним из первых в Южной Таврии, сконструировал и построил в имении дяди Дорнбург (сегодня с. Чкалово Ново Троицкого района, Херсонской области) аэроплан. Здесь же проходили и летные испытания. В них принимали участие члены Одесского аэроклуба. По оценкам специалистов аэроплан показал неплохие летные качества. Но в один из пробных полетов зацепился за арку и потерпел аварию. Аэроплан был поставлен на ремонт. Упоминая, об этом событии, надо отметить, что проходило оно в то время, когда началась первая мировая война. В стране, и особенно на Юге, где жили немцы - колонисты, раздувался антинемецкий психоз. И, несмотря на то, что совсем недавно в имении был царь и очень любезно отнесся к его хозяину, последствия этой истерии прочувствовали на себе и владельцы Аскании - Нова. Содержание книги документально дополняют материалы Центрального архива АР Крым. Особенную ценность представляет письмо Владимира Фальц-Фейна, которое являет собой образец логики письма того времени и конкретности отображаемого предмета повествования. Атмосфера всеобщего подозрения и шпиономания, достигла тогда такого положения, что владельцу имения Дорнбург пришлось давать письменное объяснение Таврическому губернатору.

28 сентября 1914 года Дорнбург.

Его Превосходительству Н.Н. Лавриновскому, Г. Таврическому Губернатору

Ваше Превосходительство Милостивый Государь Николай Николаевич, вследствие данного Вашим Превосходительством предписания местной Полиции об опечатании находящихся в имении Дорнбург, принадлежащих племяннику моему, сына брата, А.А. Фальц-Фейну, частей аэропланов и в дополнение к составленному Полицейским Приставом протоколу считаю нужным и полезным, для выяснения истинного положения дела и во избежание возможности возникновения каких либо несоответствующих действительности слухов и толков, сообщить Вам подробные сведения о том, каким образом части эти оказались на складах моего имения.

Племянник мой, окончивший Сумской кадетский корпус, а ныне студент механического отделения Петроградского политехнического института, с детства увлекался авиацией и уже в корпусе построил планер, на котором совершал полеты.

В прошлом году он обратился ко мне просьбой предоставить ему возможность воспользоваться экономическими мастерскими для постройки аэроплана по собственным чертежам, на что я и изъявил согласие. Тогда же было приступлено к постройке аппарата, мотор к которому был приобретен им старый, подержанный.

К концу лета прошлого года пилотами Одесского аэроклуба Маковецким и Невдачным были произведены пробные полеты, давшие отрицательные результаты вследствие плохого состояния мотора. В течение зимы недостатки старого мотора были несколько исправлены и в июне месяце настоящего года, пилотом Петроградского аэроклуба Волком, полеты были возобновлены, но вследствие опять-таки плохих качеств мотора дальних полетов на аппарате совершать было не возможно.

С первого июля, по отъезде Волка, никаких полетов более не проводилось, аппарат был разобран и сдан на хранение в склад.

О результатах полета были в свое время помещены соответствующие рецензии в столичной и провинциальной прессе.

Поощряемый в своих усовершенствованиях как пилотами, так и другими сведущими лицами, племянник задумал построить другой аэроплан по собственным его чертежам, для имевшего быть осенью сего года военного конкурса в Петрограде. Аппарат этот без крыльев и шасси, представляет собой пока только собранный в серне остов, мотор и некоторые части к которому, выписанные из Франции, вследствие возникшей войны, по пути были конфискованы Германскими властями.

Теперь племянник мой, А.А. Фальц-Фейн, поступил в армию добровольцем - летчиком, в настоящее время находится в Каче, вблизи Севастополя, в авиационной школе, откуда к 5-му октября имеет отбыть на театр военных действий.

Прошу принять уверения в моем совершенном почтении и искренней преданности.

Владимир Фальй-Фейн.

28 сентября 1914 года.

Дорнбург.

Позднее судьба приготовила прапорщику А.А. Фальц-Фейну тяжелые испытания. В воздушном бою с немцами он был сбит, серьезно ранен. Прошел тяжелейшие испытания пленом. Серьезно заболел. Но остался верен Присяге и России. Прикованный болезнями и операциями к госпитальной койке, он не оставил мысль о своем детище, опечатанным полицией аэроплане. Писать он не мог, и письма за него из кисловодского лазарета отсылала в Симферополь в конце июля 1916 года его мать.

Кисловодск

Эмировская ул.

Софийский лазарет

27-го июля.

Ваше Превосходительство

Мой сын, военный летчик Александр Александрович Фальц-Фейн, пробыв несколько месяцев в плену, эвакуирован теперь как инвалид и туберкулезный, подвергся очень тяжелой операции и, будучи не в состоянии сам писать, поручил мне ходатайствовать перед Вашим Превосходительством о снятии печатей, которые по Вашему приказанию были наложены на его аэроплан и принадлежности к нему, находящиеся в имении его дяди Владимира Эдуардовича Фальй-Фейна "Дорнбург" Днепровского уезда. Дело в том, что сын хотел бы продать в Петроград аэропланный мотор Аргус 45 нр типа 1909 года, находящийся в автомобильном гараже, и поэтому покорнейше просит Ваше Превосходительство дать распоряжение и дозволение о снятии с него печатей.

Уважающая Вас Анна Петровна Фальц-Фейн.

После губернаторского распоряжения печати на складах Дорнбурга, где два года находился "арестованный" аэроплан, были сняты.

4 авг. 1916 Љ11156,

г. Симф.

МВД Таврич. Губ.

По канцеляриии Днепровскому исправнику

Предписываю Вам снять печати, наложенные согласно предписанию моему от 19 сентября 1914г. за Љ 22812 на аэроплан с принадлежностями, принадлежащими Александру Александровичу Фальц-Фейну и наблюсти, чтобы этот аппарат им был продан в мастерские, изготовляющие аэропланы для русских надобностей, - согласно его о том заявления

Губернатор, Свиты Его Величества Генерал - Майор.

Два следующих документа - телеграмма и расписка - являются заключительными свидетельствами этой трагической истории.

Симферополь, Его Превосходительству Николаю Антоновичу Княжевичу

30.хi - 1916г.

Прошу Вашего разрешения о снятии пропеллеров с обоих аэропланов опечатанных в имении Дорнбурга и принадлежащих скончавшемуся моему сыну похороны которого состоятся на днях в имении Аскания-Нова с целью сделать из них крест и поставить на его могиле согласно военно-авиаторскому обычаю

Анна Фальц-Фейн

РАСПИСКА

1917 года января 15 дня

я, нижеподписавшаяся Анна Петровна Фальц-Фейн, даю сию расписку Г.Приставу имений Фальц-Фейна в том, что предписание Господина Таврического Губернатора от 30 ноября 1916 года за Љ 17457 мне сего числа объявлено.

Анна Фальц-Фейн

Полицейский урядник Успенской экономии Кубрак

Архивные документы подготовил к печати Владимир Илюхин. ИРА "КрымСпорт - пресс"


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"