Васюков Игорь Леонидович : другие произведения.

Вечно пробуждающееся сознание Юрия Шевчука

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мысли по поводу рок -оперы ћЯ получил эту рольЋ в исполнении Русского Национального Театра ОАО ћСеверстальЋ

  9 февраля в помещении ДК АО "Северсталь" Русский национальный театр этого же предприятия в очередной раз продемонстрировал череповецким зрителям свою постановку двухлетней давности под названием "Я получил эту роль" (реж. З. Толбеев). Напомним тем кто, может быть позабыл, а кто не знал, что эта рок - опера была создана на основе музыкальных произведений знаменитого российского музыканта Юрия Шевчука, или, как говорится, в анонсах самого театра, "либретто и музыку к спектаклю написал Юрий Шевчук", что, однако, вряд ли соответствует истине. Все-таки Шевчук хоть и писал эти слова и эти музыку, но для каких-то других целей или по другому поводу, чем постановка рок - оперы. А театр его песни, надо думать с его разрешения и под его непосредственным контролем, вполне удачно использовал.
   Ну, ладно, это, как бы мелочи. Меня, как зрителя подобных зрелищ, да еще в исполнении череповецкого коллектива, наивного, больше занимала не профессиональная игра и танец артистов, сколько мотивация тех, кто все-таки решился поставить столь неоднозначный спектакль в провинциальном городе, а также природа внутреннего мира Юрия Шевчука, чье, не побоюсь сказать, бессознательное, смутные состояния пробуждения сознания и проникающие за рамки обыденности поразительные откровения, пытались языком и метафорой танца передать череповецкие артисты, добровольно взявшие на себя роль интерпретаторов различных ипостасей личности этого самобытного художника и артиста.
   Что касается Максимова и Толбеева, то в решении "сделать это" на наш взгляд сказалось их собственное диссидентское самосознание начала и середины 80-х годов. Да и металлурги, бывшие комсомольцы, оплатившие "это" тоже видимо были не без греха. Или решили хоть немного искупить былые грехи?
  
  "Нас сомненья грызут. Я сомнениям этим не рад.
  Эта мерзкая тяжесть в груди разбивает любовь.
  А пока мы сидим и страдаем, скулим у захлопнутых врат,
  Нас колотит уже чем попало, да в глаз или в бровь"
  
   Это цитата из стихотворения - песни Юрия Шевчука "Я получил эту роль", подарившее название и череповецкому спектаклю. В них ключ к пониманию того, что происходило тогда с "неправильными" 20-летними людьми. Возможно это ключ и к пониманию того, что происходит в смутных переходах сознания этих уже "правильных" людей в начале 21 века. Вроде бы все случилось, все срослось, состоялось. А вот сомнение все грызет. Хотя тебе уже не двадцать, а далеко за сорок. Надо бы обдумать происходящее. Да времени все нет.
   Большинство стихотворений и песен Шевчука сложны, малопонятны, малодоходчивы. И хотя его называют Высоцким наших дней, главное отличие Владимира Семеновича от Юрия Юлиановича заключается, наверное все-таки в том, что алкоголик Высоцкий даже в минуты резкого алкогольного интоксикоза бы окружающим доступен и понятен в своих песнях. Шевчук понятен далеко не всегда, его лирика и сатира находится всегда где-то между сумерками и светом, но ближе все-таки к первым. Демонические, деструктивные силы, с которыми он борется и мирится, пьет и дерется на всем протяжении своего творческого пути, больше не снаружи его, а внутри. Неслучайно и, пожалуй, единственным светлым, но очень робким пятном выглядит и в спектакле Шевчука - Толбеева сцена "Во всем виновата весна". Больное сознание просыпается от яркого света, вроде бы начинает выздоравливать и вдруг - бах - снова его в свои цепкие объятия берут силы деструктивного, разрушительного плана. Такова полученная роль - всю жизни метаться между тьмой и светом, а в конце концов так ничего толком и не выбрать. Или выбор еще не сделан?
  
  Вот хитрейшие просто давно положили на все.
  Налепив быстро мягкий мирок на привычных их телу костях,
  Лишь смеются над нами, погрязшими в глупых страстях.
  Им давно наплевать на любое, твое и мое.
  
  Припев:
  Я получил эту роль. Мне выпал счастливый билет.
  Я получил эту роль. Мне выпал счастливый билет.
  
  Вопрошаем отцов, но не легче от стройных речей.
  Не собрать и частичный ответ из подержаных фраз.
  Их тяжелая юность прошла вдалеке от вещей,
  Тех, которые так переполнили доверху нас.
  
  И когда нам так хочется громко и долго кричать,
  Вся огромная наша родня умоляет молчать.
  И частенько, не веря уже в одряхлевших богов,
  Сыновья пропивают награды примерных отцов.
  
  В суете наступает совсем одинокая ночь.
  Лезут мысли о третьем конце, и уже не до сна.
  Но на следующий вечер приводим мы ту, что не прочь.
  И тихонько сползая с постели отступает война.
  
  Припев
  
  Эфемерное счастье наполнило медом эфир.
  Славим радость большого труда, непонятного смыслом своим.
  Славим радость побед, по малейшему поводу - пир.
  И уж лучше не думать, что завтра настанет за ним.
  
  Безразличные грезы, прощаясь одна за другой,
  Улетают, навечно покинув еще одного.
  Он лежит и гниет, что-то желтое льет изо рта.
  Это просто неизрасходованная слюна.
  
  Сладость тело питала, но скоро закончился срок.
  Он подъехал незримо к черте, где все рвется за миг.
  И в застывших глазах, обращенных к началам дорог,
  Затвердел и остался навек неродившийся крик.
  
  Припев: *2
  Мне выпал счастливый билет...
  Мне выпал счастливый билет...
  Мне выпал...
   Так в чем счастье то, Юрий?! Или это у вас ирония такая?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"