И снова спустился Сеня по известным уже ступеням, и вошел в подвал, привычно поморщившись от запаха. За столом все уже собрались. Сеня поздоровался кивком головы, обращая его ко всем - и Профессору Илье Хуренитовичу, и Слепому Георгию (который, кстати, несмотря на слепоту, в ответ чуть улыбнулся), и безработному экономисту Лидии Панкреатовне Вилькенштадт, и отставному психиатру Вольфраменко, с которым был знаком еще по Чистилищу - да-да, и психиатры иногда попадают в лапы своих же коллег по оружию. История Вольфраменко напоминала старый анекдот. Приходит журналист в сумасшедший дом, брать интервью у главного врача. То да се, вопросы-ответы, интервью получается интересным. И вот задает журналист последний вопрос: "А вот Вы, известный специалист по психическим расстройствам, как Вы переносите постоянное общение с больными людьми? Не сказывается ли это на Вас, на Вашей собственной психике?" Главврач, подумав, отвечает: "Ну что Вы, это вопрос профессионализма. Выбрав карьеру психиатра, человек учится и готовится к тому, чтобы посвятить свою жизнь душевнобольным. И с годами практики у него вырабатывается настолько прочное ощущение реальности, что его душевное равновесие почти невозможно нарушить. Конечно, бывают и очень тяжелые случаи. К примеру, у нас в пятой палате один больной - очень, кстати, образованный человек - утверждает, что он Наполеон Бонапарт. И менее подготовленного человека такая убежденность в очевидной бессмыслице может свести с ума. Тем более, что всякому нормальному человеку ясно, что Наполеон - не он, а я....я.....Я!"
- Ну господа, приступим! Итак, сегодняшняя лекция посвящается истории - истории несуществующего. Прошу Вас, Георгий.
Хозяин подвала Толик уже более или менее освоился с ролью председателя. Все притихли, поскрипели ящиками, устраиваясь поудобнее. Сл. Георгий встал и обвел собравшихся незрячими глазами.
- Уважаемые коллеги! Я представляю здесь историю - науку настолько древнюю, что одним из ее предметов служит она сама. История истории, или метаистория - увлекательнейшая область человеческого знания. Она изучает ход исторической мысли в исторической же перспективе, как исторические знания добывались и интерпретировались в различные периоды, как к ним относились отдельные люди, народы, общества и государства. Метаистория привлекала многих, многих сводила с ума - начиная от академика Неверующенко, и кончая вашим покорным слугой.
- История как таковая оперирует фактами, изложенными в различных документах - берестяных грамотах, летописях, письмах и дневниках современников, материалах партийных съездов. Задача историка состоит в том, чтобы проследить, насколько версии какого-либо события в его развитии, изложенные в различных источниках, коррелируют друг с другом. При этом, конечно, следует принимать во внимание, что все эти источники создаются людьми, которые преподносят известные им факты не абсолютно объективно, а в собственном, так сказать, контексте. Ну и что, скажете вы - соберем эти изложения, очистим их от индивидуальных контекстов авторов - и пожалуйста, готова историческая правда! Увы, милостивые государи, не все так просто.
- Во-первых, чем дальше в глубь веков, тем меньше мы находим различных версий одного и того же события. Пожары, войны, политические преследования и книгосожжения ликвидируют значительную часть источников. Внутренняя цензура довершает дело. Конечно, можно снисходительно смотреть на цензуру прошлого в полной уверенности, что в наш век всеобщей открытости информации цензура - дело давно минувших дней. Увы, уверенность эта иллюзорна. Возьмем недавний пример - Карибский кризис. Все, абсолютно все знают о том, что кризис этот был вызван порывом господина Хрущева, которому взбрело вдруг в голову угрожать Америке ядерными ракетами, расположенными на Кубе. И только мудрая политика Президента Кеннеди предотвратила неизбежную ядерную войну. Спросите русских, спросите американцев - оценки ситуации будут разными, но факты будут приведены примерно так, как я описал. Вместе с тем мало кто знает, что Карибский кризис начался примерно на год раньше - и не в Карибском море вовсе, а в Турции. Дело в том, что США решили разместить в Турции ядерные ракеты средней дальности - и не просто в Турции, а в десятке километров от советской границы. Именно эта информация, которая в прессе ни тогда, ни позже практически не освещалась, и побудила Хрущева на совершенно естественный ответный - да-да, ответный шаг.
- Ну что, убедил я Вас? Совершенно другая картина вырисовывается, правда? И уже не Хрущев, а Кеннеди становится безумцем... И все бы хорошо, да вот, опять загвоздочка получается. Некоторые исследователи полагают, что решение США о размещении ракет в Турции - это прекрасно спланированная дезинформация ЦРУ. Мол, никогда такого решения не было, просто ЦРУ запустило "дезу", чтобы посмотреть на реакцию Советов...
- Если подумать, страшновато делается, господа. И Протоколы Саамских Близнецов, и сам Его Дьявольское Непотребство Усама бин Ладен, которого толком никто и не видел - да есть ли он вообще? - помогающий американским спецслужбам, армии и нефтяным компаниям улучшить свое финансовое положение, и тактика белорусских партизан времен Второй Мировой, за которую палестинцев объявляют террористами израильские зондеркоммандос, и злые чечены, ползущие по улицам Москвы и Волгодонска с гексагеном в полиэтиленовых мешках, - где правда, господа, где она, Ее Величество Правда? Вопрос риторический, однако имеет ответ. Станислав Лем в одном из своих произведений - кажется, "Конгресс футурологов" сказал - и мне хотелось бы, чтобы вы запомнили это высказывание, никогда не забывали его, и примеряли его к любой информации, оказывающейся в вашем распоряжении. Итак,
КОГДА СТАВКИ ВЫСОКИ, ПРАВДА ПЕРЕСТАЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ.
- На этом, именно на этом и свихнулся наш уважаемый математик, академик Неверующенко. И не он один. Был у меня один знакомый физик, профессор, человек думающий и знающий. Так вот он, на основании доступной ему информации сделал вывод о том, что никакой заграницы не существует. Есть Советский Союз, и есть огромная машина дезинформации, которая существует для того, чтобы создавать и поддерживать образ Заграницы как Врага. Скудно же поступающие в СССР из этой самой Заграницы артефакты в виде тайваньских магнитофонов, японских телевизоров, ярких турецких тряпок и итальянской обуви суть продукты мастерских КГБ, которые расположены в нейтральных зонах по периметру границы СССР и Ничем. А как же люди, спросите вы? Дипломаты, военные, ученые - словом, те, кто просачивался за границу через узенькие прорехи Железного Занавеса? А ничего особенного. Люди эти - либо агенты КГБ, либо жертвы такого же психотропного воздействия, какое применял упомянутый на прошлой лекции уважаемым Профессором Хозяин Горы, чтобы показать своим хашишинам рай. Там был просто гашиш, господа, но с тех пор наука шагнула далеко вперед.
"Это точно", вздохнул про себя Сеня, вспомнив свои опыты с колесами. "Широко шагает советская медицина..."
- Ирония судьбы состоит в том, что этот мой знакомый теперь профессорствует в Израиле... Или ему это только кажется, хе-хе?
- Но, уважаемые коллеги, двинемся дальше. Нет правды сегодня, но, может быть, она когда-то существовала? Мол, тогда люди попроще были, и больше правды говорили и писали? Посмотрим, посмотрим.
- На первый взгляд, история древних времен представляется наукой достаточно точной. Радиоуглеродное датирование, сравнение текстов на разных языках, археологические артефакты - создается впечатление, что изо всей этой прихотливой мозаики собирается достаточно полная картина жизни древних народов и стран. Да вот только, при более пристальном рассмотрении оказывается, что вся эта мнимая солидность иллюзорна, а факты да артефакты поддаются множеству непротиворечивых интерпретаций. Начнем с письменных источников. Академик Неверующенко совершенно правильно заметил, что большинство открытых ныне так называемых "независимых" источников в основе своей имеют один-два первоисточника. Например, все письменные свидетельства из истории Древней Руси сходятся, в конечном итоге, к Повести Временных Лет. А сама повесть - коллеги, да это же скорее литературное произведение, мифология, эпос, нежели беспристрастное научное повествование. Более того, произведение с отчетливым социальным заказом. Это как если бы мы взяли за первоисточник сведений о советской войне в Афганистане фильм "Рэмбо-3". Кстати, фильм этот имеет в конце забавное посвящение: ”This film is devoted to the gentle people of Afganistan”. Что-то не спешат американцы повторить показ этого фильма теперь, после того как эти ”gentle” (тонкие, нежные, воспитанные) талибы стали врагами номер один! А зря, короткая историческая память - залог повторения древних глупостей человечества, коллеги.
- Но я отвлекся. Итак, летопись - литературное произведение, не более того. Но вы, господа и дамы, можете вполне справедливо возразить мне, приведя в пример открытие Шлиманом Трои на основании Гомеровской Илиады. Вот, мол, литературное произведение, а правды в нем оказалось предостаточно. Да как вам сказать, ну да, открыл Шлиман город, и период вроде совпадает - да вот, только, Троя ли это, и была ли вовсе Троя - тут еще бабушка-история надвое сказала. Представьте себе на минуточку, что какой-нибудь историк четвертого тысячелетия вдруг наткнется на ветхую копию книги Аксенова "Остров Крым", и на основании ее будет этот остров искать. Где он его обнаружит - скорее всего там, где сейчас Тайвань находится, уж больно много параллелей будет прослеживаться...
- Итак, мифы, мифы, литература. Если же взять наидревнейшую историю Ближнего Востока - так там вообще кроме Библии источников толком нет. А Библия, переведенная последовательно с двух мертвых языков, вряд ли отличается исторической точностью. К чему же приводит перевод - судите сами. В Библии есть известное высказывание "Легче верблюду пролезть через игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное". Вроде смысл понятен, да что-то верблюд тут как-то никчему вроде бы. Образ какой-то странный. А ничего тут странного нет. Просто переводчик перепутал два арамейских слова - "камаль" и "кемаль". Одно означает верблюд, а другое - канат. Подставьте-ка канат вместо верблюда, как-то более осмысленно получается, не правда ли? А Моисея уже две тысячи лет изображают рогатым только потому, что другой переводчик опять-таки спутал два слова - "каран" и "керен", "рога" и "сияние".
- Но это - мелочи скажете вы. Хорошо, поищем более серьезных примеров. Вспомните евангельское изложение истории распятия Христа. Там, кроме Него, было еще трое "кандидатов" на крест - Дисмас, Гестас и Варавва. Пилат предлагал иудеям отпустить Христа, а они выбрали Варавву. Создается впечатление, что злобные иудеи специально обрекли Невинного на смерть, а отпустили - по контрасту - какого-то явного бандита. Да вот кто этот Варавва был - еще вопрос! Откроем католическую или протестантскую Библии - и выясним, что Варавва это кличка, а имя его было - Иисус. Ну и что, еврейское такое имя. Да, но ведь и прозвище непростое. Вар Авва - Сын Отца... Вроде как, больше к Христу подходит! Так кого же отпустил Пилат, а?
- И правда, кого? Версий на этот счет не перечесть. Одна из них утверждает, что Варавву иудеи сочли Мессией, а Христа - Лжемессией. Потому, де, Варавву и отпустили. Другая версия касается факта наличия у Христа брата-близнеца - Фомы. Ведь Фома по-гречески - Близнец. Вот и получилось, что одного брата распяли, а второго - отпустили. А Иисус ведь, по апокрифическому преданию окончил свои дни в Индии. Третья версия вообще переносит описываемые события на мистический уровень. Дескать, и распяли и отпустили одновременно.
-А вот я полагаю, что было и так, и эдак. Все версии справедливы, просто событие это было настолько многоплановым, что многие интерпретации оказываются верными. И вопрос этот - вопрос веры, а не знания. Вот вам и объективная наука. Для коллекции упомяну еще про целую огромную кампанию по фальсификации истории, предпринятую католической церковью в Средние Века. Тысячи и тысячи манускриптов были просмотрены, исправлены, переписаны, а некоторые - и уничтожены вовсе, включая, например, некоторые труды Аристотеля. А может и наоборот, не было никакого Аристотеля, просто не успели всего за него написать, что поначалу планировали.
- Но артефакты-то, возразите вы, артефакты-то нас не подведут! Материальные вещи - черепки, фрески всякие, амфоры. Так-то оно так, коллеги, да вот хочется рассказать вам такую историю. Помнится году в девяносто пятом это было. Познакомился я волею обстоятельств с одним питерским художником, из современных. Мне пришлось ему с помещением для выставки помогать. Бегали мы весь день по делам, бегали, да и позвал он меня к себе домой чайку попить. И вот, заходим мы к нему домой, в эдакую грандиозную питерскую коммуналку - с тараканами, с кошачьей вонью, с двором-колодцем. Раздеваемся в узком коридорчике - и тут, мама миа! - на стене у него висит вещь совершенно бесценная, каменная плита с египетскими рисунками-иероглифами. Я быстренько оглядел ее - что за диво! Вроде, все правильно, да только иероглифы чуть не те, и сюжет повествования какой-то странноватый. Вроде, позже лет на триста. Позвольте, что это, граждане? И вот так стою я перед этой плитой, онемев от изумления, а художник знай себе в бороду посмеивается. А потом и говорит мне: "Да ты, Григорий, погляди, на чем плита-то подвешена!" Гляжу - а она висит -огромная такая, с виду в тонну весом - на двух тоненьких таких гвоздиках. Пенопласт оказался. Ну, посмеялись, а потом, за чаем, он и говорит: "А ты, небось, не слышал про страну Кеме?" Я историк, говорю, так что слышал. Так себя поздние египтяне называли. "А ты ведь и не знаешь, что перед самым распадом последних египетских царств часть жрецов ушла в Месопотамию, а оттуда в горы. И в горах этих, в дальних и незнаемых ущельях жили еще тысячу с лишним лет, пока не были ассимилированы местными народами?" "Нет", говорю, "не знаю". "А Борхеса ты читал, про страну Укбар? Ну так вот, страну Кеме мы с ребятами создали несколько лет назад. Надоело нам для скоробогатых халтуру гнать, душа большого запросила. Ну и выдумали мы Кеме. Я артефакты лепил, мой друг-переводчик начал статьи писать в научные журналы. Сперва думали - сразу нас знатоки на чистую воду выведут. Ан нет, скушали, милые. Даже страшно стало сначала - обман-то большой вырисовываться начал. Еще один мой друг, кинорежиссер-документалист, снял "документальный" фильм про раскопки этой самой Кеме. И после всего этого пошли нам письма-приглашения со всего мира, на конференции и семинары, а то и просто лекции почитать. Кульминация случилась, когда повезли мы всю эту Кемейскую хренотень на выставку современного искусства в Иоганнесбург. Приехали, расставились - а выставка-то эта проходила в помещении местного Музея Истории Древнего Мира. Представляешь - мумии, саркофаги, доспехи - и наши Кемейские цацки! Мы бы и дальше продолжали, да что-то совесть замучила. Ушли в подполье, да и забыли про нас потихоньку. Только вот иногда еще нет-нет - да и позовут куда-нибудь на конференцию, ну да мы не откликаемся..."
- Вот вам, коллеги, и артефакты. Я уже не говорю о подделках общеизвестных, типа Пилдтаунского черепа или Туринской плащаницы. Нет, если внимательно разобраться - нету того гвоздика, на который наше нынешнее историческое знание бы надежно крепилось. Что бы там ни писали ученые разных видов, рангов и званий.
- Итак, что же делать, спросите меня вы? Как же жить, кому верить? А никому и не надо верить, поскольку все, о чем вы слышите, о чем вам рассказывают, о чем снимают фильмы и пишут книги - могло быть так, могло быть по-другому, а могло и вовсе не быть. А, скорее всего, все было - и ничего не было, все правда - и все ложь, ничему нельзя верить - но во многое можно веровать. Благодарю за внимание.
Лекция закончилась, но все сидели молча еще несколько минут. Впечатление было ошеломляющим, что и говорить. Кто-то спросил:
- Георгий, а как же с нашими непосредственными артефактами, относящимися к нам, к нашей жизни? Аттестат зрелости, диплом доктора наук, свидетельство о рождении, наконец? Они-то верные, точные?
- Для вашего восприятия - бесспорно. Только вот, к примеру, диплом доктора наук. Знаете, сколько стоит его купить? Знаете, не буду говорить. А что касается свидетельства о рождении, то мало кто помнит, как его выписывали, хе-хе!
- Мой вам совет, дамы и господа. Задумайтесь над тем, что я вам сегодня рассказал. Готов поспорить, что на следующую нашу встречу вы принесете массу примеров, аналогичных тем, которые я вам сегодня привел. Трудно вам, понимаю. Но это только от того, что вы, в большинстве своем, еще новички в нашем клубе, и многого не понимаете. Даст Бог, со временем поймете. До свидания, господа!
Сеня пришел домой совершенно обессиленный, улегся на диван и мгновенно заснул. И снился ему Гагарин, ползающий кругами в цинковом ведре, и кинооператор, снимающий его, и жужжащие моторы фанерных МиГов, и заграница, куда он - теперь уж точно! - никогда не попадет.