Лекция первая. "Пленники лиц или психология несуществующего"
Вниз по лестнице Сеня шел, поскальзываясь на каких-то бытовых отходах, суть и происхождение которых в темноте была неясна. Тонкая полоска света выделяла из окружающей темноты приоткрытую дверь в подвал. Дойдя до двери, Сеня открыл ее, и тут же чуть не был сбит с ног волной вонючей теплоты, характерной для бомжового жилища.
На столе, сделанном из старой чертежной доски, чадила керосиновая лампадка. Отсветы пламени играли на лицах сидевших вокруг, придавая им выражения лиц то ли авгуров, то ли профессиональных картежников. Сеня никого, кроме Толика здесь не знал.
- Толян, привет! - сказал Сеня, улыбаясь, и протянул руку для рукопожатия.
- Привет, привет, проходи быстрее, сейчас начинаем. Толик указал рукой на Сеню и, обращаясь к присутствующим, произнес:
- Знакомьтесь, это Сеня, новенький, только из Чистилища. Сеня, по порядку. Этот господин просит называть себя Слепой Георгий. Он историк по образованию, да вот, глаза угробил в библиотеке, теперь на инвалидности.
- Здравствуйте, Сеня. Я, вообще-то, не совсем слепой, кое-что вижу, только, как бы это выразиться, не совсем глазами. Ну да об этом после.
- А вот профессор Илья Хуренитыч, или просто Профессор. Он у нас почти с самого начала, у истоков, так сказать, стоял. Он бывший социо-психолог. Диагноз - расщепление личности.
- Здравствуйте, здравствуйте, молодой человек. Как там, в Чистилище, все селедкой по четвергам травят. Едали, едали, ничего не скажешь. Кукушкин-то все работает, или на пенсию ушел? Выжила его Гнеждовская или нет?
- Да нет, профессор, все работает. Уколами замучил, будто не психиатр, а хирург какой-то. И зубы у него гнилые ....
- Довольно, господа, довольно формальностей. Время идет. Потом, на обсуждении познакомитесь. Илья Хуренитыч, начинайте, пожалуйста.
Профессор привстал, обвел глазами присутствующих и начал:
- Здравствуйте, коллеги и друзья. Сегодняшняя наша лекция посвящена нам самим. Да-да, нам - но не настоящим, не тем, которые бродят по улицам, мчатся на работу, выпрашивают у прохожих подачки или разъезжают на роскошных иномарках. Мы поговорим о том, кто мы такие для самих себя, как каждый из нас видит самого себя, и насколько это видение осложняет - или, напротив, упрощает нашу жизнь. Как и на предыдущих лекциях, мне хотелось бы, чтобы вы не делали никаких записей, и никому не рассказывали о содержании этой лекции. Мы с вами взрослые люди, и понимаем, насколько серьезным и опасным делом мы с вами занимаемся. Обстановка в мире, опять-таки, непростая.
Профессор выждал паузу, но смеха не последовало. Все сидели в каком-то оцепенении. Было действительно похоже на настоящую университетскую лекцию, где энтузиазм преподавателя разбивается о сонное оцепенение студентов.
- Но сначала - маленький опыт.
Профессор достал из кармана рваного плаща какой-то предмет. Предмет оказался на удивление новеньким фотоаппаратом типа "Поляроида" чуть странной конструкции. Пока слушатели успели сообразить, что к чему, он быстро сделал несколько снимков. Готовые фотографии выползали одна за другой, и Профессор раздавал их слушателям. После этого он сказал:
- А теперь, друзья мои, возьмите каждый по зеркальцу из вазы на столе, и рассмотрите себя в зеркале повнимательней. Уговаривать вас, я думаю, мне не придется, ведь смотреться в зеркало это - уж поверьте мне - по статистике самое любимое человеческое занятие.
Сене достался довольно угловатый обломок мутного старого зеркала. В свете керосиновой лампы лицо его смотрелось таинственно, значимо. И чем больше Сеня смотрел, тем более значимо и важно выглядело лицо. "Эх, подумал Сеня, лицо то у меня - в самый раз быть директором какого-нибудь банка или треста, что ли. Неплохо, только что-же это я-то, с таким-то лицом, ...."
- Смотрите внимательно, не торопитесь, сосредоточтесь. Вот, вот -- а теперь быстренько переведите взгляд на фотографию. Видите разницу?
Действительно, не видеть разницы мог разве только Слепой Георгий. С фотографии на Сеню глядел уж никак не директор банка, а растерянный старый школьник, с выпученными глазами и трехдневной щетиной. Сеня посмотрел вокруг. На остальных лицах тоже выражалось удивление.
- Вот так, коллеги. В чем же тут дело, спросите вы меня? Охотно вам отвечу. В зеркале вы видете себя таким, каким себя представляете. А на фотографии вы такие, какими вас видят окружающие.
- Каждый человек имеет множество лиц, ипостасей. Есть Внутреннее Ощущаемое Лицо, или ВОЛ - ощущение себя. ВОЛа, кроме вас самих не видит, и не увидит никогда. Заметим, что ВОЛа не следует путать с ВИЛом - с Внутренним Истинным Лицом, то есть с тем, чем вы являетесь на самом деле, хе-хе.
Вместо Вола, который вы ощущаете как ВИЛо, окружающим людям вы подсовываете Желаемую Общественную Позу, или ЖОПу. ЖОПа - это ваше понимание того, как вы должны выглядеть. Вы как-бы говорите сами себе: "Я вот такой-то и такой-то, а людям надо показаться так-то и так-то". Тут вовсе не в лицемерии дело. Просто никому не охота свои кишки наружу выкатывать - вот и строят себе маску. Да только вот, что удивительно - то, что вы пытаетесь показать окружающим, и то, что они при этом видят - это совершенно разные вещи. Начнем с того, что врать толком никто не умеет. Вот, к примеру, вы мужчина очень к женскому полу неравнодушный. Ну, словом, глядите на женщину, а в голове то - как бы, там, ну, в общем, ближе познакомиться. Но - позвольте, позвольте, если вы так и будете себя вести, можно и по морде схлопотать. Вот и надеваете вы ЖОПу человека к женщинам равнодушного, даже высокомерного. Надели, и гордо так с ними, спокойно, будто и не трогают они вас вообще. Да вот только загвоздочка одна есть. Дело в том, что больше девяноста процентов нашего общения с окружающими происходит не на словах или, выражаясь по-научному, в виде невербальных коммуникаций. Ну да, проконтролировали вы свою речь, да от особенно непристойных жестов отстроились. А мимика, движения бровей, непроизвольные всякие жесты, подергивания губ, запах наконец - все просто вопит, мол, девушка, приходи вечером на сеновал, не пожалеешь! Таким образом, пройдясь подсознательно ВИЛом по ЖОПе вы выкатываете перед девушкой ваше Истинное Лицо Общественное, ИЛО. Лицо очевидного маньяка, который всеми силами старается это скрыть...
- Но и этим сложности не исчерпываются, представьте себе. Дело в том, что даже то смешанное послание, которое каждый из нас "испускает" из себя при общении, то самое ИЛО, преобразуется участниками общения дальше. Сначало в РИЛО, или Раскодированное ИЛО. Каждый пытается понять, что же вы из себя представляете. То есть, какую бы ЖОПу он себе выбрал, будь он на вашем месте, и какая ВИЛа за этой ЖОПой скрывается на самом деле.
- На самом деле? Ничего подобного! Просто каждый сравнивает вашо ИЛО со своим ВОЛом и ЖОПой. Так появляется РИЛО, которое в результате разговоров окружающих о вас, трансформируется в КРИЛО - Коррелированное РИЛО.
- Но это, уважаемые коллеги, еще цветочки. Наша классификация была бы полностью исчерпана, если бы вы были абсолютно стабильными, уравновешенными личностями. Но - увы, государи мои, никто из нас таковым не является. И дело здесь не в том, что большинство здесь собравшихся - питомцы знаменитого Кукушкина. Выйдите на улицу, господа, посмотрите в глаза тем самым "обычным людям", которые наполняют трамваи и метро, выглядывают из автомобилей и киосков - и вы поймете, что всеобщая средняя уравновешенность - это миф, уравновешенная усредненность. А в действительности восприятие человеком окружающего мира непрерывно меняется - а с ним и ВИЛо, и ЖОПа, и все остальное.
-- И здесь, коллеги, уместно задать очень важный вопросик. А именно: А кто же мы есть на самом деле? На Самом Деле? Ответ на этот вопрос страшен, хотя вы, я думаю, уже его знаете. Просто самому себе признаться в этом жутковато как-то. Итак, набрали воздуха, закрыли глаза и: "Никакие мы. Нету нас на самом деле!" Ну что, испугались собственной храбрости? А, между тем, истина эта давным-давно известна. Вспомните ниндзя - киллеров средневековой Японии. Искусство "ниндзюцу", кроме умения убивать любыми доступными средствами, предполагало и умение становиться невидимым. Исскусство это - непростое, и по сей день большинство разведшкол мира учит разве что простым практическим приемам невидимости. Типично западный подход - взять философское учение, мировоззрение, и опустить до уровня "восточных единоборств", "боевых исскусств", словом, ломания кирпичей с уханьем и присвистом.
Между тем искусство ниндзюцу - это всего лишь малая толика философского учения, которое исповедал монах и воин Хирокуми. Ни имени его, ни фамилии, ни других каких-либо деталей его биографии до нас не дошло. Только прозвище, да и то, несмотря на японское звучание, ничего ни на каком языке мира не означает. Его учение сводилось к медитации на тему всеобщего несуществования. Глупость казалось бы, абсурд - ан нет, из этого-то вся школа ниндзя и пошла. Действительно, как проще всего убить человека? Ну, это смотря, что такое человек. Если же он реально не существует - достаточно просто убедить себя в его смерти - и совершенное убийство, без улик и деталей состоялось! Как стать невидимым? Очень просто. Надо убедить себя в собственной невидимости, а точнее лишиться ВИЛа - и точка, дело сделано! Европейцев искусство ниндзя потрясло до глубины души, надо же -- был человек, и вдруг умер, и убийц не нашли никаких. Стали разбираться, пытаться секреты узнать - да от них и не скрывали ничего толком, просто западный землеройский рассудок в таких категориях мыслить отказывается, и все тут. У них, у западников, "Человек - это звучит гордо!", а какое там "гордо", если тебя толком и нету вовсе?! Так все и закончилось безуспешным примитивом.
- Хирокуми, кстати, не один был такой. Вспомним Властелина Горы, господина хашишинов - воинов, наводивших страх на средневековую Европу.Тоже, те еще были господа. Появлялись из ниоткуда, убивали, и исчезали, или умирали под ударами с радостью и готовностью. И опять европейцы ломали голову в поисках разъяснений, да кроме примитива опять ничегошеньки не осознали. А философия эта, между тем, по прежнему живет и развивается, и убийцы эти - среди нас!!
Слушатели, и так-то уже слегка напуганные откровениями увлекшегося лекцией Профессора, вздрогнули и переглянулись.
- Да-да, уважаемые, среди нас. Только нам из видеть не дано, поскольку в своей медитации они достигли совершенства. Да и концепция убийства сильно изменилась с тех пор. Что такое убийство, если объект его не существует? Это, попросту, признание этого факта - и все тут. Никаких тут больше не надо убеждений - ни в форме заклинаний, ни в форме выстрелов.
- Чтобы вы лучше меня поняли, приведу еще один пример. Вот, например, задумали вы ограбить банк. И чтобы вас при этом ни в коем случае не поймали. Итак, ваша цель - ограбление банка при сохранении полной тайны этого ограбления. Назовем это идеальным ограблением. Об идеальном ограблении известно только самому грабителю. И это самое главное в идеальном ограблении. Только самому грабителю, и никогда, НИКОГДА - никому другому. До, во-время и после ограбления - никому! Очевидно, скажете вы? Отнюдь, господа! Из этой очевидности следуют довольно-таки интересные выводы. Во-первых, никаких масок. Ведь если люди в масках врываются в банк - множество людей сразу понимают, что происходит, тайна нарушена. Во-вторых - ни в коем случае нельзя требовать денег у кассира, иначе - опять нарушение тайны. И, наконец, нельзя брать денег...
- Однако, я что-то увлекся, пора завершать лекцию. Я мог бы ответить на ваши вопросы, но вместо этого я посоветовал бы вам просто посидеть с закрытыми глазами, и поразмышлять о том, что вы сегодня услышали. До новых встреч, господа, и приятных вам выходных.
Сеня послушался профессора и закрыл глаза. "Сумасшедший? В каком-то смысле - да, конечно. Только - ладно, Бог с ним, если никого нет, то и Профессора никакого нет. А как же ссадина на морде - посадил, когда брился? Если меня нету, то и ссадина болеть не должна бы, вроде. Ой, дак она, зараза, и правда не болит!"
Сеня открыл глаза. В подвале он был один, а на столе догорала керосиновая лампа.