Аннотация: Статья опубликована на сайте портала актуальной аналитики "РеЛевант"(портал), 16 октября 2020г.(статья), Израиль.
НАЦИОНАЛИЗМ И КОСМОПОЛИТИЗМ ЕВРЕЕВ
В современном мире имеются две разные по содержанию тенденции: усиление влияния национализма и глобализация. Национализм - идеология и направление политики, основополагающим принципом которой является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной интеграции и унификации. С одной стороны, во многих странах уже длительный период ослабевает значение этнического происхождения в отношениях между людьми, происходит сглаживание национальных особенностей, с другой - поднимает голову, становится опять популярным и притягательным национализм, способствующий укреплению национальных государств.
И все-таки в целом побеждает тенденция стирания границ между государствами, что особенно заметно на Европейском континенте. Этого требует современный уровень развития экономики, технологии, торговли, международной кооперации, коммуникации и взаимодействия. Больше оснований говорить, что укрепление национальных государств временное явление. В научном сообществе наиболее распространённым является мнение, что национализм является продуктом Нового времени и недавним социальным явлением. Нации и национализм есть исторические явления, появившиеся на заре индустриальной эры и связанные с усилением государств и развитием капитализма. Значит несколько веков назад не было национальностей и через некоторое время они исчезнут.
Так сложилось, что по целому ряду причин евреи поздно вскочили на "национальную телегу", когда многие другие народы и страны уже начинали с неё соскакивать. В связи с чем у еврейства дополнительно создается много сложных проблем. Это как бы идти против общечеловеческого течения и мировой цивилизационной тенденции. В Израиле проблема усугубляется тем, что фактически нация находится ещё на стадии формирования, из-за столь разного этнического и культурного состава населения.
На протяжении всей истории у евреев наблюдались одновременно две противоречивые линии, цели, способы существования - закрытость, замкнутость, самодостаточность, с одной стороны, и открытость, стремление выйти за узкие религиозно-национальные рамки, расширение во вне - с другой. Это было веками, когда они жили в разных местах и странах. С одной стороны, евреи были членами общества страны проживания, придерживались принятых в ней закономерностей и пользовались, с известными ограничениями, её ресурсами, в том числе гуманитарными. С другой - у них было свое отдельное поле, порядок проживания, система ценностей. Кто хотел был общегосударственным человеком, но большинство жили только еврейством. Кроме того, всегда существовала связь между диаспорами разных стран, то есть возможность выхода на международный уровень. Следовательно дилемма национализм или космополитизм не новая. Острота проблемы, конечно, усиливалась постоянным притеснением и угнетением из-за антисемитизма. Но уже в конце 19-го века часть лидеров европейских евреев приходит к необходимости создания сионистского движения.
Таким образом, для еврея всегда были две притягательные силы - быть человеком мира или оставаться жителем галута. Эта противоречивость отражается в ТАНАХе. С одной стороны, евреи избранные, живут только для себя, а остальные люди гои(чужие). С другой, их миссия сделать иные народы лучше, служить для всех людей. Значит быть человеком мира. Известным примером является судьба историка и военачальника Иосифа Флавия, этнического еврея, гражданина Римской империи. Или другие примеры - Спинозы, Карла Маркса, Троцкого, Киссинджера и многих других деятелей общемировой науки и культуры. Стоит вспомнить коммунистов, особенно российских, большинство из которых предпочли полностью отказаться от традиций предков и всего еврейского ради, как они полагали, передовой идеологии и прогресса для всего человечества. Стало быть, придерживаться идеологии мирового гражданства, ставящей интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающей человека как свободного индивида в рамках Земли. Следовать культурной установке, направленной на осмысление единства мира, универсализма.
Создание своего государства способствовало усилению еврейского национализма. Однако актуальность отмеченной выше дилеммы выросла особенно последние десятилетия, когда исчезла реальная угроза существованию еврейского государства, благодаря его экономической и военной мощи. В тоже время превалирование правой идеологии и усиление тенденции крайнего национализма у населения Израиля, обострило проблему выбора перед евреями во всём мире. Как согласовать мировоззрение человека мира с ультранационалистической идеологией? Соответственно для израильтян возникает дополнительная мотивация эмиграции, а для евреев диаспоры дополнительное препятствие репатриации.
Хорошим примером современных людей еврейской национальности, для которых остро стоит дилемма национального и общечеловеческого является известный российский писатель, поэт, литературный критик и публицист Дмитрий Быков. Будучи представителем оппозиции, резко критикуя нынешний режим в России, и, несмотря на нападки и антисемитизм, которым подвергается, он сделал выбор в пользу человека мира и космополитизма. Его позицию особенно много обсуждали в Израиле, в основном было отрицательное отношение и осуждение. Наши "патриоты" возмущены некоторыми критическими высказываниями Быкова о государстве Израиль. Надо также признать, что если бы Быков репатриировался в Израиль то, учитывая реальную общественно-социальную обстановку в стране, имеется слишком большая вероятность скорого безразличия к его личности, слабой его оценки, потери им творческого потенциала и возможностей реализовать себя, быстрого забвения. Ярким примером израильтянина с мировоззрением человека мира является историк, философ и писатель Юваль Харари, книги которого пользуются массовой популярностью в разных странах.
Как каждое явление, национализм имеет и положительные, и отрицательные стороны. В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, в современном мире формируется несколько типов национальных движений. Здесь отметим лишь, что имеются разнообразные определения и формы национализма. Различают гражданский, государственный, либеральный, этнический и крайний национализм. В основном высказывается отрицательное отношение к крайнему национализму. Многое зависит от конкретно рассматриваемой ситуации и случая.
Конечно, объективной причиной ультранационалистической тенденции в Израиле стали условия создания молодого государства на Ближнем Востоке, а также реальный уровень и состояние большинства его нынешнего населения. Та форма национализма, которую принимает теперь сионизм в Израиле, создает много дополнительных трудно разрешимых проблем существования и развития нашей страны. По сути решение многих важнейших вопросов улучшения нынешнего социально-экономического состояния и жизни будущих поколений прямо или опосредствованно упирается в противостояние с идеологией и политикой крайнего национализма.
Тенденция к ультранационализму - это самая большая угроза еврейскому демократическому и нравственному государству. Она влечёт отход от основ иудаизма и принципов западной демократии, усиление роли религии, закрытость, сильную вертикаль власти, ложь, коррупцию, насилие, бегство молодёжи из страны, плохое мнение об Израиле за рубежом, неопределённое и мрачное будущее из-за консервации конфликта с палестинцами и странами нашего региона. Поэтому необходимо остановить пагубную тенденцию, попытаться уменьшить её вред, свести к минимуму отрицательные последствия.