Три новеллы анонимного автора на ловарском языке, русский перевод которых предлагается вниманию читателей, были впервые опубликовны на Зангайе в 2670 году общей эры в оригинале и с параллельным переводом на зангайский [1]. Публикатор и переводчик, профессор Пааг-ро Нгапанг, приобрёл свиток оригинальной рукописи в 2664 г. у офицера зангайских оккупационных войск в Ловаре, а тот - у некоего обнищавшего бывшего придворного. Возможно, последний и был автором новелл. Судя по стилю и содержанию, автор получил традиционное образование и принадлежал к придворной среде, но больше ничего сказать о нём невозможно. Новеллы датируются последними годами существования ловарской монархии. Последние строки "Сказания о мести клана Керадма" с кратким сообщением о смуте и зангайской оккупации, видимо, являются позднейшей припиской того же автора.
Настоящие комментарии предназначены земному читателю, незнакомому с географией и историей Авы. Их цель - прояснить историко-культурный контекст сюжетов и некоторые реалии.
География
Ловар (самими ловарцами называемый Аваратайн, "Срединная земля") - самый южный и самый крупный остров архипелага Унбеле. Он вытянут с северо-запада на юго-восток на 1050 км, по площади примерно равен земной Британии, и расположен в тропической и субтропической зонах южного полушария Авы. Юго-западнее острова лежит Серое море, северо-восточнее - Зелёное море. На юге узкий (25 км) Туманный пролив отделяет Ловар от северной оконечности материка Айры. Вдоль юго-западного берега острова тянутся горные цепи Большого Чагнама - геологическое продолжение континентальной складчатой системы Кесанда.
Для понимания истории острова важно, что он почти лишён удобных гаваней: сероморское побережье почти на всём протяжении скалисто и обрывисто, а зеленоморское, напротив, низменно, окаймлено мелями и непроходимыми мангровыми зарослями. Туманный пролив, несмотря на свою узость, почти непреодолим для судов. С континента в него впадает река Тальме и несёт обильные наносы, а из Серого моря в Зелёное идёт мощное течение; оно создаёт бурные завихрения и размывает наносы, из-за чего подводный рельеф постоянно и быстро меняется. Кроме того, на границе тёплых зеленоморских воздушных масс с более прохладными сероморскими погода почти всегда туманная или ветрено-дождливая, что отражено в названии самого пролива и примыкающих к нему на острове Туманных гор (Фуонгтарма). Крупные корабли могут ходить вдоль фарватера пролива, но не поперёк через пролив; в наше время морское сообщение острова с материком происходит только в обход, через открытый океан. Но для древних мореплавателей этот путь был недоступен.
Древняя история
Ловар, как и весь архипелаг Унбеле, является частью Айрской континентальной плиты. В прошлом он неоднократно соединялся с материком при понижении уровня океана и снова отделялся при повышении. Каждый раз при образовании перешейка часть населения острова переселялась на материк. Последний период оледенения, когда уровень океана был на 20 м ниже современного, имел место в III-I тысячелетиях до о. э. В начале этого периода с Ловара на материк расселились носители языков южной (аумариндской) ветви ловариндской семьи; они постепенно заселили весь север и запад Айры. В конце оледенения их оставшиеся на острове родичи (носители раннеловарского языка северной ветви ловариндской семьи) создали одну из первых на Аве цивилизаций бронзового века. Именно тогда существовал город Старый Ловар -- столица Первого Ловарского царства. От него не сохранилось почти ничего, кроме легенд - Старый Ловар и большинство других городов были затоплены морем. Но археологические артефакты староловарской культуры обнаруживаются на континенте вплоть до пустыни Цам и Восьмиречья, что говорит об обширных торговых связях Первого царства, а возможно, и о политическом влиянии. Именно к этому периоду относится действие "Сказания о человеке с двойной душой", хотя исторического содержания в его сказочном сюжете немного.
На рубеже общей эры благодаря таянию ледников и подъёму океана Ловар снова стал островом и оказался в почти полной изоляции от Айры. По-видимому, полулегендарное Первое Ловарское царство погибло, когда Зелёное море затопило его коренные территории. В I-II тыс. о. э. на острове существовало множество отдельных княжеств и царств. К этому периоду Многоцарствия (Мотранаге), а конкретнее к XVII в. о. э., относится действие "Сказания о гибели Попирающего-Небеса", где описана одна из попыток объединения. Все эти века контакты с материком были эпизодическими, хотя известно о торговле и дипломатических сношениях с Аумариндской империей и городами-государствами Зангайского архипелага. В конце XIX-начале ХХ в. гости с материка занесли на Ловар "Великий Мор". Как и на континенте, он привёл к вымиранию большинства населения и упадку местной цивилизации, более-менее возродившейся только к концу ХХ в. В следующем веке одна из островных династий (Сороковая по традиционному счёту) наконец сумела прочно объединить остров. Первые цари этой династии основали Новый Ловар - уже третий или четвёртый город этого имени.
Новая история
В XXV-XXVI вв. зангайское государство Союз Семи постепенно захватило весь архипелаг Унбеле к северу от Ловара, колонизовав одни острова и установив протекторат над другими. Ловарские цари, напуганные такой перспективой, изгнали из страны иноземных купцов и установили режим жёсткой самоизоляции. Это не помешало бы зангайским колонизаторам захватить и Ловар, но вмешалась одна из соперничающих с Зангайей континентальных держав - Тьянмерская империя, преемник древнего Аумаринда и южный сосед Ловара по ту сторону Туманного пролива. После нескольких столкновений в 2542 г. Тьянмер и Союз Семи заключили договор о взаимном невмешательстве в дела Ловара. Это продлило более чем на век независимость изолированного царства, всё более отстававшего от соседей в техническом, экономическом и военном отношении.
В ходе Первой Коалиционной войны (2610-13 гг.) Ловар сохранял самоизоляцию и нейтралитет, и враждующие альянсы не трогали его, не желая отвлекать свои силы с других фронтов. Но после войны ситуация изменилась. Тьянмер потерпел поражение, его северный порт Тальмезо на Туманном проливе был оккупирован зангайинами. Таким образом, остров со всех сторон окружили зангайские владения, и баланс великих держав, обеспечивавший неприкосновенность Ловара, был нарушен. В 2616 г. зангайский флот и авиация впечатляющей демонстрацией силы принудили ловарское правительство "открыть" страну. Были заключены неравноправные договоры, в трёх удобных гаванях основаны зангайские военно-морские базы, и Ловар стал фактическим протекторатом Союза Семи.
Однако остров интересовал зангайинов не сам по себе, а лишь как "непотопляемый авианосец" к северу от Айры, плацдарм для сдерживания континентальных держав, в первую очередь Тьянмера. Союз Семи не вмешивался и не желал вмешиваться во внутреннюю жизнь Ловара. Цари Сороковой династии сохраняли всю полноту власти над своими подданными и продолжали поддерживать культурную изоляцию. Иностранцам по-прежнему запрещалось появляться внутри страны (за пределами флотских баз). Все сношения с ними велись через касту переводчиков, неприкасаемую для остального населения.
Эта ситуация не устраивала прежде всего Тьянмер. Проигравшая войну континентальная империя стремилась к реваншу, и Ловар играл в её планах не последнюю роль. "Очевидно, что ни о каком морском и воздушном могуществе нашей империи нельзя говорить, пока мы не выкинем зангайинов с Ловара", - писала уже в 2618 г. влиятельная деятельница реваншистской Партии Нового Рассвета [2]. Возможно, ещё до прихода ПНР к власти тьянмерская разведка начала вербовать агентуру среди ловарской касты переводчиков, соблазняя их идеями прогресса, национализма и тьянмерско-ловарского родства (восходящего к доисторическим временам протоловариндской языковой общности). Тайное общество т. наз. младоловарцев стремительно набирало популярность, вовлекая в свою орбиту уже не только переводчиков, но и контактировавших с ними чиновников и военных.
Вторая Коалиционная война (2628-31 гг.) для Ловара стала гражданской. Младоловарцы, тайно снабжаемые современным оружием из Тьянмера, подняли восстание против царской власти. После трёх лет ожесточённой борьбы монархия при поддержке Зангайи взяла верх. Молодой царь Аматра, принявший тронное имя Дарующий-Мир (годы правления 2630-34), беспощадно расправился с повстанцами и, опираясь на модернизированную армию, восстановил режим традиционалистской деспотии. Восстание было стёрто из истории, упоминать о нём запрещалось. В 2634 г. Дарующий-Мир умер при подозрительных обстоятельствах, и на престол вступил его малолетний сын Дзарат (тронное имя Повергающий-в-Трепет), последний царь Ловара. К его царствованию (2634-2656 гг.) относится действие первой из трёх публикуемых новелл.
Сказание о мести клана Керадма
Эта новелла основана на реальных событиях, но подробности жизни Керы Керадмы неизвестны из других источников. Возможно, детали биографии евнуха-цареубийцы восходят к придворным слухам, или к пропаганде, сделавшей его козлом отпущения за все несчастия страны, или являются авторским вымыслом.
Можжевеловые горы (Сундиолаттагра) - хребет, параллельный Большому Чагнаму, в северной части Ловара.
Савардия - регент в начале правления Повергающего-в-Трепет, его дядя по матери.
В те времена был обычай - практика судебной ордалии, ошибочно интерпретированная автором.
У заморских варваров - имеются в виду зангайины. Политика Союза Семи в отношении ловарского протектората в этот период была пассивной, что объясняется политической борьбой в метрополии между консервативной Партией Бастионов и реформистской Партией Фрегатов [3].
Сказание о гибели Попирающего-Небеса
Новелла довольно близко к тексту пересказывает официальную династическую "Большую ловарскую хронику", но сюжет о пророчестве, подмене царя двойником, скитаниях и гибели свергнутого Моариты не встречается в первоисточнике и вероятно, вымышлен автором. Ему же принадлежат отмеченные ниже анахроничные детали. Годы правления Попирающего-Небеса, единственного царя Двадцать седьмой династии - 1612-1629 гг. о. э.
С высохшего моря Таспраи - анахронизм. Насколько известно, в эту эпоху Ловар не поддерживал сношений с континентом; кроме того, центральная часть пустыни Цам была уже совершенно необитаемой (см. подробнее в комментарии к следующей новелле).
Небесные корабли - очевидный анахронизм, в ту эпоху ещё ни одна цивилизация Авы не знала воздухоплавания.
Сказание о человеке с двойной душой
Сюжет этой новеллы сказочен и, вероятно, полностью вымышлен автором. Но некоторые подробности позволяют предположить, что он основан на каких-то преданиях глубокой древности, возможно, даже эпохи Первого Ловарского царства, к которой относится время действия.
Пантарвада (аум. Панетервада) - реально существовавший город Аумариндской империи; для эпохи Старого Ловара его упоминание - анахронизм.
Небесный корабль - снова очевидный анахронизм.
Таспраи - вероятно, имеется в виду солончак в центре пустыни Цам. Ныне занесён песком, но в эпоху Старого Ловара действительно представлял собой обширное обнажение соли. Археологические раскопки 2650-х гг. выявили руины городов I тысячелетия до о.э. (культура Цам-1).
Из соляных глыб, скрепленных свинцом... В те времена на острове добывали серебро - эти сведения подтверждаются археологическими находками, как и торговые контакты культуры Цам-1 со Старым Ловаром.
Из уст... выскальзывала белая змея - один из барельефов культуры Цам-1 изображает антропоморфную фигуру со змеёй во рту.
Все эти совпадения не могут быть случайными. Возникает вопрос об источниках автора. Теоретически он мог бы познакомиться с работами континентальных археологов, и именно этого мнения придерживается публикатор. Но ловарским придворным, за исключением переводчиков, запрещались любые контакты с "заморскими варварами", а автор "Сказаний" вряд ли принадлежал к касте переводчиков, судя по традиционному стилю новелл и крайней скудости его познаний о мире за пределами острова. Следует признать, что автор использовал какие-то предания или иные источники, восходящие к эпохе Первого Ловарского царства и его контактов с культурой Цам-1, при всей фантастичности этого вывода.
Примечания
[1] Пааг-ро Нгапанг (ред., пер., предисл., комм.). Неизвестные памятники ловарской литературы [Ловаро нурранхо таюпанг инкилиик], выпуск 4. - Дидзани: Институт унбельских культур при Министерстве колоний и протекторатов, 2670. - 320 с. - (Занг. яз.).
[2] Риоли Варте. Речи и статьи [Ольесту равастуво], т. 1. - Тьянмер: Центральное издательство политической литературы, 5 г. Н.Р. [2625 г. о.э.] - Л. 35-35 об. - (Тьянм. яз.).
[3] См. подробнее: Р. У. Ибатуллин. Ловарский вопрос во внутренней политике Союза Семи // Ава: история, политика, экономика. Выпуск VII. - Москва: Исследовательский центр "Паройкумена", 2015 (для служебного пользования). - С. 312-328.